Блок 6. Арабо-мусульманская культура.




Введение. В истории великих культур классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. В свое время эта культура процветала на огромной территории от Индии до Испании, включая в себя Ближний и Средний Восток и Северную Африку. Ее влияние ощущалось и ощущается сейчас во многих частях света; она явилась важным связующим звеном между культурами античности и средневекового Запада. Уникальность этой культуры обусловлена особой религией исламом, который является основой всех культурных ценностей созданных в мусульманском мире. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить природу ислама.

Ислам. Ислам является одной из универсальных мировых религий, которая выросла в VII в. из традиций таких монотеистических религий, как христианство и иудаизм, восприняв многие основные их положения и догмы. Ислам признает сущность христианства и иудаизма тождественной с собственной догматикой, однако, по мнению мусульман, человеческое несовершенство привело к тому, что евреи и христиане неверно поняли смысл откровения одного и того же бога. Приверженцы ислама убеждены, что пророк Мухаммед пришел с истинным откровением, исправляя ошибки своих предшественников. Поэтому сам ислам, будучи по своей сути религией, превратился в совокупность принципов, организующих весь ранний мир тогдашних обществ, подчиненных власти халифата. Ислам стал законом, определяющим социальные структуры и мораль общества, обоснование которых находится в священной книге мусульман – Коране.

Предпосылки и причины возникновения ислама Ислам – самая поздняя из мировых религий – возникла в первой половине VII века, в среде арабских кочевников-бедуинов. Как и все другие народы, большинство арабов были язычниками, поклонялись различным божествам и духам, силам природы, мертвым предкам. На юге Аравии процветал фетишизм, нашедший свое отражение в культе больших поставленных на ребро камней. Крупнейшим из них был знаменитый черный камень в святилище Кааба в Мекке, который воспринимался всеми арабами как высший божественный символ. В VI в. в южной Аравии широко распространилось движение ханифов – стихийных проповедников, призывавших отказываться от языческого поклонения богам и идолам в пользу единого Бога. Ханифы не принимали полностью ни иудаизма, ни христианства, хотя и испытали на себе их влияние. В их проповедях звучали призывы к аскетизму, к отказу от идолопоклонства, к признанию единого Бога. Под влиянием ханифов и был создан Ислам.

Основателем ислама был реальный человек – пророк Мухаммед. Мухаммед рано осиротел, и его воспитывали дедушка, потом дядя – богатый торговец. В молодости Мухаммед был пастухом, а в 25 лет стал работать у 40-летней вдовы Хадиджы. Мухаммед и Хадиджа поженились, у них родилось четыре дочери. После смерти Хадиджы Мухаммед завёл себе гарем из восьми жён.

Со временем Мухаммед все меньше интересовался торговлей и все больше – вопросами веры. Свои первые откровения он получил во сне – ему явился ангел Джабраил, посланник Аллаха, и объявил его волю: Мухаммед должен проповедовать во имя Аллаха, Господа. Откровения становились все чаще и в 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в Мекке. Постепенно к нему пришел успех. Он призывал отдать себя Аллаху, единому и всемилостивейшему, покориться его воле, а также соблюдать завещанные им нормы жизни: борьбу против ростовщичества, соблюдение честности в торговле, справедливости в отношении бедных.

Но вместе с успехами он познал и зависть богатых соплеменников, в результате чего в 622 г. вместе с группой близких единомышленников ему пришлось бежать в Медину. Год переселения (хиджры) стал началом летоисчисления для всех мусульман мира, а переселившиеся в Медину сторонники Мухаммеда получили почетное название – мухаджиры (т.е. совершавшие хиджру).

Жители Медины признали Мухаммеда своим пророком, религиозным и политическим вождем, и поддержали его в стремлении победить Мекку. Ожесточенная борьба между этими городами закончилась полной победой Медины. В 630 г. Мухаммед торжественно вернулся в Мекку, которая стала центром ислама. Тогда же формируется мусульманское теократическое государство – Арабский халифат, первым руководителем которого был сам Мухаммед. Его сподвижники и преемники на посту главы халифата провели ряд удачных завоевательных походов, чем способствовали быстрому распространению ислама. Ислам (или мусульманство) становится государственной религией Арабского Востока. Мухаммед умер в 632 г. и был похоронен в Медине – городе пророка. Его могила – важнейшая святыня ислама. В Мекке находится ещё одна святыня исламского мира храм Кааба с черным камнем, который вмурован в стену, считается, что Аллах сбросил его с неба. Именно туда мусульмане совершают хадж (паломничество) хотя бы раз в жизни. Тот, кто совершил хадж, потом называется Хаджи.

Смерть Мухаммеда обнажила проблему религии и власти. Со временем в исламском мире возник глубокий раскол, на два направления шиитов и суннитов. Раскол этот время от времени перерастал в безудержную кровавую резню. Суть этого конфликта в следующем: Летом 632 года пророк Мохаммед умирал, а за занавеской уже начался спор, кто заменит его – Абу Бекр, тесть Мохаммеда, или Али – зять и двоюродный брат пророка. Борьба за власть и была первопричиной раскола. Первоначально сторонники Али – (именно они позднее стали называться шиитами) победили. Захватив власть Али, отменил должность халифа и ввел должность имама. Потому некоторое время арабский халифат стал называться арабским имаматом. Однако власть Али была недолгой, т.к. род Омейядов к которому и принадлежал соперник Али Абу Бекр, не смирился с поражением и в 661 г. Али был убит в мечети в Куфе. И халифат восстановился. Позже сторонники тестя Мухаммеда Абу Бекра стали называть себя суннитами.

Надо сказать, что победа суннитов над шиитами, халифата над имаматом, принесла свои богатые плоды. Началась довольно быстрая исламизация покоренных народов. И в наши дни количество суннитов от общего количества мусульман составляет 85%. Возможно, так случилось потому, что учение суннитов более приспособлено к жизни, чем учение шиитов. Сунниты убеждены, что содержавшихся в Коране предписаний далеко не достаточно для разрешения всех государственных и общественных вопросов. Мухаммед не мог оставить потомкам инструкции на все случаи жизни. Наравне с Кораном сунниты почитают Сунну. Сунна это свод обычаев и правил поведения мусульманской общины, она представляла собой практику и теорию исламского правоверия; и передавалась, устно служа дополнением к писаному закону.

Однако и шииты не сдавались борьбе за власть. Хотя шииты – это всего 10 процентов от числа всех мусульман. В то же время последователи этой ветви ислама составляют абсолютное большинство населения Ирана, больше половины населения Ирака, значительную часть мусульман Азербайджана, Ливана, Йемена и Бахрейна. Несмотря на относительную малочисленность, шииты представляют серьезную политическую силу. В одно время даже существовал Коран, состоящий из 115-ти сур, в то время как традиционный Коран содержит 114. 115-я, вписанная шиитами, названная «Два светила», была призвана поднять авторитет Али на уровень пророка Мохаммеда.

История сосуществование шиитов и суннитов обильно полита кровью. Многие сунниты убеждены, что шииты – не просто «немусульмане», «неверные», но и «худшие из людей», как говорится в распространяемом послании одного из руководителей «Аль-Каиды» Аз-Заркауи. Среди суннитов до сих пор распространена поговорка «убей шиита – попадешь в рай». Правда во время хаджа – паломничества мусульман в Мекку – разногласия забываются, сунниты и шииты вместе преклоняются Каабе. Но многие шииты совершают паломничество в Кербела (город в ираке) – туда, где был убит внук пророка. Шииты пролили много крови суннитов, сунниты – шиитов. Самый длительный и серьезный конфликт, с которым сталкивается мусульманский мир – это не столько конфликт между арабами и Израилем, или между мусульманскими странами и Западом, сколько конфликт внутри самого ислама из-за раскола между шиитами и суннитами.

В ходе дальнейшего развития ислама возникла третья группа мусульман – суфии. Хотя суфиев всего 5 % от всех мусульман их учение стало довольно популярным и известным. Суфизм – мусульманский мистицизм, представляет собой протест против десакрализации ислама. То есть суфии убеждены, что большинство мусульман (не суфиев) стали заботиться о приобретении материальных благ, а проявлением своей веры считают лишь соблюдение внешней религиозной обрядности и поэтому утратили связь с Аллахом. Суфии не считают обязательным для себя повседневные нормы, обряды и условности, строго предписанные правоверным мусульманам. Их жизнь посвящена аллаху и отсюда их нестандартное поведение – они не молятся пять раз в день, а исполняют обряд фадения (зикр). Фадение или зикр это особый танец в котором сочетаются экстатический транс и глубокого внутреннего сосредоточения, близкого индо-буддийской медитации.

Язык. Существенным элементом арабо-мусульманской культуры является арабский язык, потому, что священная книга ислама, по мнению мусульман, была дана пророку Мухаммеду в «откровении» именно на арабском языке (а многие из них считают, что именно в таком виде ее оригинал хранится близ престола Всевышнего). Поэтому все мусульмане, независимо от своего происхождения, обязаны цитировать Коран на арабском языке, знать его и понимать. Таким образом, арабский язык в мусульманских странах стал чем-то вроде латыни для стран Западной Европы – международным языком общения в области религии науки и культуры.

С по XIV вв. арабо-мусульманская культура находилась на высоком уровне, оставив далеко позади тогдашнюю европейскую науку и культуру. В создании и развитии этой культуры принимали участие арабы, персы, иранцы, греки, тюрки, евреи, испанцы и т.д. Ее успешному развитию способствовало то, что арабский язык был единым языком, которым пользовались при изложении своих трудов все мусульманские ученые независимо от своего происхождения, а не только арабы. Именно на этом языке были написаны почти все научные, философские и литературные произведения, не говоря уже о религиозных и юридических трудах, которые были созданы в регионе ислама в классическую эпоху арабо-мусульманской культуры.

Наука. Первыми центрами науки в мусульманском мире были мечети – которые стали своеобразными университетами, ибо в них обучали всем религиозным и светским наукам. Некоторые из них получили большую известность в истории арабо-мусульманской науки как подлинные университеты. Достаточно вспомнить большую мечеть Омейядов в Дамаске (основана в 732 г.), знаменитую каирскую мечеть Аль-Азхар, известную на Западе, и другие. Ислам способствовал расцвету науки, ведь еще пророк Мухаммед сказал: «Лицезрение ученых равнозначно молитве», а его племянник Али говорил: «Добывай знания: они тебя украсят, если ты богат, и прокормят, если ты беден». Заслуживает внимания и изречение «книги – сады ученых».

Громадный расцвет науки и философии, литературы и искусства приходится, прежде всего, на первый период господства династии Абассидов со столицей в Багдаде. Уже с конца VIII в. началась интенсивная работа по переводу важнейших греческих, персидских и индийских трудов на арабский язык. Знаменитый просвещенный халиф Абдуллах аль-Мамун (813 – 833 гг.) особенно поощрял науку и ученых, допускал свободу мысли.

Не только на арабском Востоке, но и на арабском Западе, в арабской Испании, называемой Андалузией, развивались блестяще наука, философия, литература и искусство под покровительством халифов Омейядов из Кордовы, а затем их преемников, эмиров – властителей мелких государств. Кордова, столица «испанских» Омейядов, прославилась как центр утонченной культуры, не уступавший Багдаду Абассидов. Наряду с Кордовой известны были также другие центры высокой культуры: Севилья, Толедо, Гранада. Ученые из мусульманских стран Востока, где наука и философия уже с XII в. начали клониться к упадку, а также ученые из Италии, Франции и Англии прибывали в эти центры культуры для изучения таких светских наук, как астрономия, медицина, география и другие естественнонаучные дисциплины.

В период между XII в. и эпохой Возрождения труды арабских ученых по всем областям знаний переводились и переписывались в Испании, Сицилии и Италии, благодаря чему большинство их стало доступным в латинском переводе.

В области точных наук достижения арабских ученых были огромны. Общеизвестно, что арабская система счета, корни которой уходят в Индию, была воспринята и распространена в Европе. Арабские ученые например Мухаммед аль-Хорезми и др. внесли большой вклад в развитие алгебры, сферической тригонометрии, математической физики, оптики, астрономии и др. научных дисциплин.

Высокого уровня развития у арабов достигла химия. Известность получил Джабар Ибн Хайян из Куфы, создатель основ экспериментальной химии. Он занимался не только проблемами теории химии, но и в своих многочисленных экспериментальных исследованиях получил данные для практического применения в процессах выплавки стали, окраски тканей и кожи, производства стекла и пр. В общем можно сказать, что арабские ученые в области химии открыли окись серы, окись азота, азотное серебро и другие соединения, а также дистилляцию и кристаллизацию.

Весьма высокий уровень у арабов имела медицина, ее достижения в различных областях длительное время питали европейскую медицину. Один из первых знаменитых врачей Абу Бакр ар-Рази (IX в.) был величайшим клиницистом в арабском мире, многие его труды являются настоящими медицинскими энциклопедиями. Крупную энциклопедию в области медицины представляет собой и «Канон медицины» знаменитого Абу Али Ибн Сины (Авиценны). Величайший хирург арабского мира Абу аль Касим аз-Захрави поднял хирургию до ранга самостоятельной науки, его важнейший трактат «Ташриф» положил начало иллюстрированным трудам по хирургии. Он стал применять антисептические средства при лечении ран и накожных повреждений, изобрел нити для хирургических швов, а также около 200 хирургических инструментов, которые впоследствии использовались хирургами, как в мусульманском, так и в христианском мире. Другим знаменитым пионером медицины был Абу Марван Ибн Зухр (Авен-зоар), один из крупнейших арабских врачей Испании (1094 – 1160 гг.). Он первым описал воспаление легких, рак желудка и др.; его считают предвестником экспериментальной медицины.

Арабским ученым мы обязаны также созданием фармацевтики как признанной профессии, фармакология стала самостоятельной наукой, независимой от медицины, хотя и связанной с нею. Они придавали огромное значение химиотерапии, многие лекарственные травы арабской фармакопеи до сих пор используются в лечении: сенна, спорыш и др.

Арабское искусство врачевания знало водотерапию, психотерапию и лечебную диету. Следует обратить внимание на то, что в арабском мире было построено много госпиталей, в том числе и специальные госпитали для психически больных; часто эти госпитали были связаны с научными учреждениями. Обычно в соответствии с традицией арабо-мусульманского строительства в новом городе возводили мечеть, госпиталь и школу или другие общественные учреждения.

Следует учитывать и то, что специализация в науке никогда не препятствовала арабским ученым и мыслителям соотносить друг с другом различные дисциплины и связывать разные области знания в единое целое. Миру известны выдающиеся философы, например, Ибн Сина (Авиценна, ум. в 1 1037 г.), Ибн Рушд (Аверроэс, ум. в 1198 г.), Ибн Хальдун (ум. в 1 1406 г.). Философская мысль Ибн Сины оказала сильное влияние на философию мусульманского Востока, тогда как философская мысль Аверроэса наложила глубокий отпечаток на средневековую европейскую философию, где аверроизм был весьма важным философским течением. В целом можно сказать, что арабские мыслители и ученые оказали сильное влияние на культуру Запада, особенно в таких областях знания, как математика, астрономия, медицина и философия.

Мусульманское право. Исламское социальное и моральное учение Шариат (от араб. «шариа» – прямой, правильный, ясный путь) – мусульманское право, регулирующее семейно-брачные, гражданские, бытовые и другие взаимоотношения мусульман, а также определяющее условия деятельности духовного суда. Кроме того, шариат употребляется в значении правил, которыми должен руководствоваться мусульманин, а также установленных Аллахом критериев оценки его поведения и образа мыслей. Поэтому в массовом сознании шариат воспринимается как исламский образ жизни в целом. Первым источником шариата является Коран и сунна Пророка. Определенная часть мусульман включают в шариат хадисы Мухаммеда. Вторым источником является «иджма» – совокупность мнений богословов – юристов-«факиров». Наконец, нередко мусульманские судьи прибегали к методу решения вопроса по аналогии – «кияс» («сопоставление, сравнение»). Этот метод стал четвертым источником мусульманского права.

По шариату устанавливаются пищевые нормы, запрещается игра на музыкальных инструментах, украшение дома художественными картинами и скульптурными изображениями человека и животных, вступление в брак с иноверцем, если последний не примет ислам. В настоящее время многие из этих запретов утрачивают силу. Шариат провозглашает святость частной собственности, определяет суровые наказания за покушение на нее. Вместе с тем в шариат включены нормы морали, поведения верующих. Основная их часть – составная часть общечеловеческих норм поведения других религий – «не убивай, не лги, люби ближнего своего, уважай родителей, не оставляй в беде ближнего». Специальные мусульманские заповеди шариата учат: будь богобоязненным, не забывай о Дне суда, чти Аллаха, его ангелов и пророков, бойся греха, молись – молитва и пост – лучшие из добродетелей, смири гордыню, будь кроток.

Очень проблематично и вызывает массу критических толкований отношение ислама к женщине. В Коране действительно есть строки, о том, что мужчины выше женщин по происхождению. В Коране есть предписания в необходимости затворничества женщины, ношения паранджи, чачвана, чадры, яшмана – так называются части одежды мусульманки. Официальная процессуальная норма шариата приравнивает двух женщин к одному мужчине (в частности, при свидетельствовании). Правоверные, по Корану, имеют право брать две, три и даже четыре жены (если имеют средства содержать их), не считая рабынь-наложниц, количество которых практически не ограничено. Кроме того, муж всегда имеет право на развод и тем самым – на замену жен. Жена и рабыни должны соблюдать верность, прелюбодеяние жестоко карается (неверную жену забивали камнями).

Вместе с тем в Коране и нормах шариата зафиксированы и некоторые права женщины – как гражданские, так и имущественные. Так, женщину, в том числе и рабыню, нельзя лишить ее ребенка, если он нуждается в уходе матери. Практически это позволяет ребенку до 7 лет оставаться с матерью. И только в дальнейшем при определенных условиях он может быть взят отцом. За женщиной признаются определенные имущественные права при разводе, наследовании. Однако, женщинам практически всегда был закрыт путь к образованию, к какой-либо общественной деятельности.

Коран и шариат налагают также ряд ограничений на всех мусульман – запрещается пить вино, есть свинину, употреблять в пищу кровь и падаль. Запрещены также азартные игры: азарт сжигает человека и отвлекает его от обязанностей, прежде всего от молитвы. К числу запретов относится изображение людей и даже животных. Запрет этого рода оказал свое влияние на мусульманское искусство, где живопись и особенно скульптура почти всецело вытеснены архитектурой и орнаментом.

В системе запретов шариата, особое место занимает одежда. Мусульманские правила запрещают появляться на людях с откры­тыми частями тела, требуют обязательно закрывать их одеждой; за этим строго следили. Вследствие это­го, везде, где побеждал Ислам, мусуль­ман можно было отличить по их длинным одеждам и покрывалам.

Шариат и экономика. Шариат это не только правила поведения, запреты и ограничения в пище одежде. Шариат так же регулирует экономику мусульманского государства, в частности он довольно подробно оговаривает налоги. Необходимо отметить, что ислам относится к выплате налогов как к Богоугодному делу, то есть для мусульманина платить налоги такое же проявление набожности как пост, как исполнение религиозных предписаний, запретов и т.п. Поэтому даже милостыня, которая в христианстве носит добровольный характер, в исламе взимается принудительно как налог.

Надо сказать, что быть среднестатистическим мусульманином очень дорого потому, что нужно платить разновидности налогов и милостыни, которые очень сильно бьют по карману. Это хумс, закят, закят аль-фитра, харадж, садака, ушр.

Хумс (дословно «одна пятая») общеобязательный налог, взимаемый в пользу общины с семи видов собственности и прибыли. Хумс взимается с заработной платы; с рудников; с кладов; с имущества, приобретенного законным путем; с драгоценностей, добываемых со дна морей (например, жемчужин); с военных трофеев; с земли, покупаемой иноверцем у мусульманина.

Закят (дословно «очищение») это принудительная милостыня в пользу бедных он призван, очистить душу дающего его от жадности и привязанности к мирским богатствам. Закят дается только из «излишнего» имущества т. е. превосходящего определенный ценз, который называется нисаб. Например, для зерновых нисаб составляет более 900 кг. Обложению закятом подлежат зерновые, ягоды, драгоценности и домашние животные.

Закят алъ-фитра ещё один вид принудительной милостыни, так называемая «милостыня в день разговения» раздается с наступлением вечера в день разговенья по случаю окончания месячного поста рамадана. Закят алъ-фитра платится за каждого взрослого члена каждой состоятельной мусульманской семьи. Он составляет примерно 3 кг пшеницы, ячменя или риса, фиников, кишмиша, кукурузы и других продуктов с человека. Его можно давать и в виде денег. Кто не имеет дохода, достаточного, чтобы обеспечить свою семью в течение года, не платит закят алъ-фитра. Если кто-либо из членов семьи в вечер раздачи закят алъ-фитры находится в другом городе, и нет уверенности, что он сам заплатит закят алъ-фитру, за него должны платить глава семьи или кто-либо из ее членов. В вечер, когда раздается закят алъ-фитра, милостыня платится и за гостя, прибывшего по приглашению или с дозволения хозяина дома.

Налоги Харадж Ушр, Джизъя это налоги которые взимаются и с мусульман и с немусульман, находящихся под покровительством мусульманских государств.

Харадж – поземельный налог. Первоначально хараджем назывался сбор дани с завоеванного мусульманами немусульманского населения, владевшего землями, позже харадж взимался также и с мусульман, владевших землями. При взимании налога харадж Шариат требует учитывать качество земли, способ ее орошения и т.п.

Ушр – десятина по форме похожая на рыночные сборы и составляет значительную долю государственного дохода, взимаемого в виде налога со всех подданных и приезжих купцов и торговых предприятий. Ушр ежегодно платили мусульмане, и немусульмане с продуктов земледелия, животноводства, рыбной ловли, промыслов и т. д.

Джизъя – подушный налог подушная подать, взимаемая в мусульманских странах с иноверцев.

В наше время в мусульманские страны подвергаются европеизации и потому правоверные уже не так щепетильны в выплате вышеперечисленных налогов. Однако их продолжают платить, например закят в некоторых странах платят через интернет, с помощью карточек VISA, через мобильные телефоны и т.д.

Ещё один важный аспект исламской экономики это запрет «риба» т.е. запрет ростовщичества или точнее сказать запрет на получение процента, запрет на сделку, в которой деньги превращаются в деньги большей массы, а не товар превращается в товар большей ценности. Надо отметить, что банковская система стала появляться в мусульманских странах только во второй половине ХХ века вследствие их европеизации и то даже сейчас в исламских странах, многие из которых являются бедными, значительные слои мусульманского населения не имеют доступа к адекватному банковскому обслуживанию, зачастую из-за того, что верующие мусульмане не хотят размещать свои сбережения в традиционной финансовой системе, которая противоречит их религиозным принципам.

Обряды и праздники в исламе. Один из основных обрядов – сунннат, т.е. обрезание. Обрезали мальчиков примерно в 7-летнем возрасте, когда они считались уже выходящими из-под материнской опеки. Этот обряд символизирует взросление ребенка, переход его в новое «взрослое» состояние. Вытерпеть боль – дело чести мальчика и после обрезания мальчик более не возвращается на женскую половину дома. Как и другие обряды, обрезание обычно сопровождается праздником (той), на который съезжаются множество родственников с соответствующими подарками.

Еще один важный семейный обряд в жизни мусульманина – свадьба. Молодых обычно венчает один из служителей ислама, скрепляющий союз молодых в законный брак.

Торжественно, со специальными ритуалами отмечается в семье мусульманина рождение ребенка, особенно сына.

И, наконец, последний из серии мусульманских обрядов – похороны. Этот обряд обычно совершается в день смерти и исполняется с участием духовных лиц, читающих заупокойные молитвы. Стоит обряд недешево, ведь место в раю следует оплатить. Поэтому деньги и подарки идут и муллам, и имамам, и нищим, а также участвующим в поминках родственникам и гостям.

Из всеобщих религиозных праздников выделяют ураза-байрам – праздник разговенья после месячного поста в рамазане. Этот праздник длится три дня, на протяжении которых каждый отчитывается за месяц поста. Если он допустил нарушение, то обязан в возмещение заплатить штраф в виде жертвы барана, верблюда или в денежной форме - все это сверх обычных обязательных выплат.

Другой большой мусульманский праздник – на 70-ый день после окончания поста – курбан-байрам – великий праздник жертвоприношения. Снова режут скот в честь Аллаха и во имя райского будущего. В дни этого праздника совершается хадж в Мекку, где мусульмане приносят жертвы Аллаху в священном городе. Праздник длится не менее 4-х дней. Отмечаются также день рождения пророка Мухаммеда и день его вознесения – раджаб-байрам.

Городская культура. Распространение Ислама сопровождалось бурным ростом городов. Возникнув на Аравийском полуос­трове, 80% территории которого составляет пусты­ня, мусульманская культура за короткое время стала великой урбанистической цивилизацией: в крупные центры превратились возрождаемые из руин древ­ние поселения, возникали новые города. Такими центрами стали: Куфа, Басра, Багдад, Каир, Кордо­ва, Севилья, Сарагоса, Самарканд, Бухара, Шираз, Нишапур и др.

В Багдаде (тогда самом большом городе в мире) в X веке проживали более миллиона человек, в Дамаске и Кордове по 300 – 400 тысяч, в Каире – полмиллиона. Для сравнения укажем, что только в очень немногих городах средневековой Европы насчитывалось по 30 – 40 тысяч жителей. Численность населения Пари­жа, самого крупного европейского города, достигла 300 тысяч человек лишь в XIX в.

Градостроительство по праву может быть отнесе­но к одному из высших достижений мусульманской цивилизации. Процветающие города Ближнего и Средне­го Востока привлекали многих путешественников. Так, посетивший Каир в 1046 г. известный поэт Насири Хосров делится своими впечатлениями следующим образом: «Я подсчитал, что в этом городе Каире должно быть не меньше двадцати тысяч ла­вок, а Караван-сараев, бань и прочих общественных зданий столько, что их пересчитать нет возможнос­ти. Большая часть зданий в пять или шесть этажей, однако были в городе и 8-, 10-, и даже 14-этажные здания. Тот, кто смотрит на город издали, думает, что это горы». Особенно поразили поэта защищавшие людей от зноя крытые базары и улицы: туда не проникал дневной свет, и они освещались с помощью светильников.

В мусульманских странах, расположенных в ос­новном в зоне жаркого климата, высоко ценили чис­тую воду. Города имели развитую систему водоснабжения. Историки сооб­щают, что в XI в. бурдюки с питьевой водой в Каир доставляли 52 тысячи верблюдов. В Багдаде име­лись построенные из кирпича закрытые акведуки. В иранских городах к охлаждающим воду сосудам, снабженным кранами, были проведены водопрово­ды. Средневековый мусульманский историк и гео­граф Ибрагим аль-Истахри, побывавший в Самарканде, рас­сказывал, что он редко видел постоялый двор, улицу, площадь, где не раздавали бы ради Аллаха ледяную воду. Ее брали из кирпичных хранилищ и бронзовых чанов. Смотрители водоснабжения освобождались от подушной подати.

Вызывало удивление у современников транспорт­ное обслуживание в средневековых мусульманских городах. В Багдаде, Каире, Дамаске, Самарканде и других городах к услугам городского населения имелись специальные стоянки для ослов, верблюдов (аналоги современных стоянок такси). В городах, расположенных у рек и озер, перевозки обеспечива­лись лодками, которые можно было брать внаем. В правление Абу Ахмада аль-Муваффака (868 – 892) число таких ло­док достигало 30 тысяч, что свидетельствует о боль­шой интенсивности перевозок.

В городах сосредоточивалась торговля мусульманского мира; ее непременной принадлежностью были базары, неподалеку от которых находились торговые склады, гостиницы – фундуки, купеческие дома. В прилегающих многочисленных улочках и переулках располагались мастерские ремесленников: ткачей, красильщиков, медников, ювелиров.

Общественный порядок обеспечивали городские надзиратели. Строгому наказанию подвергались лица, нарушившие законы Шариата. Пресекались пьянство и ношение одежды, не соответствующей исламским нормам приличия. Представители городских властей, надзиратели – мухтасибы – на­блюдали за порядком. Они несли ответственность за законность и справедливость совершавшихся товар­ных сделок, проверяли все размеры товара, устанав­ливали справедливые цены, осуществляли надзор за работой печей, мануфактур и общественных бань.

Мухтасибы имели подчиненных, в число которых входили секретарь-счетовод и казначей. В их распоряжении находился и карательный отряд. Проверяя качество пищевых продуктов и потребительских товаров, они занимались также сбором пошлин, установленных на ввозимую продукцию.

Вот как описывает современник инспекционные обходы, осуществлявшиеся мухтасибами: «Впереди шел счетовод, несший весы со стандартными мерами веса, а сзади шагал карательный отряд, готовый привести в исполнение скорый приговор, и наказание порой было суровым».

Люди, занятые в сфере производства, распреде­ления и обслуживания, объединялись в своего рода профессиональные союзы-гильдии – футуввы. Представляя важный социальный институт му­сульманских городов, гильдии (футуввы) способствовали про­фессиональной сплоченности ремесленников. Их внутренняя жизнь регулировалась строгими устава­ми (письменными или устными). Церемония посвя­щения в члены гильдии в некоторых мусульманских странах сопровождалась ритуалами и обрядами.

Система гильдий охватывала широкие слои населе­ния. К ним принадлежали не только ремесленники и торговцы, но и музыканты и певцы, погонщики ослов и верблюдов, лодочники, гадальщики, сказители, платные плакальщицы, ху­дожники, трубочисты, водоносы и цирюльники.

Надо отметить, что в средние века исламское общество было достаточно терпимо к другим религиям, это находило отражение в системе гильдий. В купеческие и ремесленные гильдии входили и христиане, и иудеи, и местные уроженцы и пришельцы. Во время молитвы мусульманин отправлялся в мечеть, христианин в церковь, иудей в синагогу.

Самым престижным ремеслом в му­сульманских странах считалось ковроткацкое про­изводство – ведь ковры были неотъемлемой прина­длежностью мусульманского быта. Ковры на стене, на полу, молитвенные коврики, а также стеганые одеяла, круглые восточные подушки – митакка – под спину, под голову – создавали характерную обстановку жилья мусульманина.

Высокого уровня достигла техника обработки растительных во­локон, направленная на производство тончайшего полотна. Египетские, сирийские, турецкие, иранские ткани были настолько плотно сотканы, что на Восто­ке и Западе их использовали при изготовлении гео­графических карт. Переливающиеся разными цве­тами ткани служили материалом для изготовления накидок и покрывал для женщин, а некрашеные и однотонные ткани использовались для мужских ха­латов и повязок на голову. Исключением было, когда высокие вельможи – эмиры, духовные лица – но­сили яркие халаты и чалмы (например, в Средней Азии).

Сегодня в мусульманских странах охотно покупа­ется парфюмерная продукция Франции. В прошлом это было немыслимо, так как парфюмерное производство было развито в мусульманских странах как нигде в мире, и, по мнению многих исследователей, именно оттуда пришло в Европу. В Средневековье ароматные воды, при­готовленные из лепестков розы, цветов пальмы, а также фиалковое и гвоздичное масла, привезенные из мусульманских стран, не имели себе равных.

Мусульмане прославились мастерством приготов­ления пищи из пшеничной муки и восточных сладос­тей. В древности для помола пшеницы широко при­менялись ручные мельницы, но уже в раннем сред­невековье в мусульманских городах, расположенных у рек, появились водяные стационарные и плавучие мельницы. А в иракском городе Басре даже взялись за разрешение проблемы, актуальной и для современной гидравлики, – постро­или мельницу, вращаемую отступающей во время отлива водой.

Параллельно со строительством мельниц развивались ирригационные технологии особенно актуальные в засушливом климате. Например, известно, что на реке Hyp в Персии в X веке была построена мощная плотина, основание которой было залито свинцом. По обоим берегам реки было установлено десять водяных мельниц и десять черпальных колес, при помощи трубопровода эти установки подавали воду для орошения полей 300 деревень.

Развитие культуры, письменности немыслимо без производства бумаги. Китайская бумага, произво­димая в Китае и в Самарканде, существенно сни­зила цену на бумагу и практически вытеснила из употребления папирус и пергамент. Однако в заим­ствованную у Китая технологию изготовления бума­ги мусульманские мастера внесли основательное из­менение: они свели на нет зависимость производства бумаги от тутового дерева и бамбукового тростника, начав изготовлять ее из тряпья.

Бумажные фабрики имелись в разных городах, но к началу X века основным центром производства бу­маги оставался Самарканд. О культурном значении Самарканда в то время свидетельствует дошедшая до нас шутка создателя алгебры Мухаммед аль-Хорезми, кото­рый извинял своего друга за то, что тот не писал пи­сем, ибо жил далеко от Самарканда и бумага была ему не доступна.

Мусульманские города были центрами науки и культуры средневекового мира; они, как магнит, притягивали к себе ученых. В университеты мусуль­манской Испании – в Кордову и Севилью – приез­жали учиться из Франции и Италии. Среди тех, кто стремился туда, были даже высокопоставленные ре­лигиозные деятели из Ватикана.

Распространяясь по миру, исламская городская культура усваивала разные традиции архитектуры и строительства, в том числе использования местных строительных материалов. Однако со временем по ближневосточному образцу повсюду переходили на кирпич.

Города, возникшие в доисламскую эпоху, после завоевания их мусульманами приобрели мусульманские черты: например, «глухие», без окон, стены домов, обращённые на улицу. Однако города Южной Аравии и сама священная Мекка сохранил



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: