Программированное обучение




Этот метод может использовать различные способы организации учебного материала по концепции:

- линейного программирования

- разветвленного программирования

- адаптивного программирования.

Основные принципы лежащие в основе линейного программирования.

1. Учебный материал разбивается на очень маленькие порции, усвоение которых не представляет труда для учащихся.

2. Каждая порция дает свое небольшое количество сведений или упражнений.

3. Каждая порция является незавершенной в том смысле, что от учащегося требуется что-то сделать (обычно ответить на какой-нибудь вопрос), прежде чем он сможет перейти к следующей порции.

4. Уровень трудности порции учебного материала должен быть всегда достаточно низким, чтобы была обеспечена правильность ответов учащегося на большинство вопросов. По Скиннеру доля ошибочных — ответов учащегося не должна превышать 5%.

5. Для того, чтобы помочь учащемуся ответить на вопрос, в тексте порции должны содержаться любые формальные намеки, либо подсказки, которые помогают ему дать правильный ответ.

6. После ответа учащийся сразу же ставится в известность, верен его ответ или нет.

7. Если ответ все же окажется неверным, учащийся принимает этот факт к сведению и переходит тут же к следующей порции, как и в случае верного ответа.

8. Линейная программа представляет собой фиксированную последовательность. Всем учащимся дается один и тот же материал, расположенный в том же порядке. Не делается никаких попыток дифференцированного подхода в зависимости от способностей и наклонностей учащихся. Вся разница между учениками будет выражаться лишь продолжительностью прохождения программ. К концу программы они придут одним и тем же путем.

Доктор Краудер в свою теорию разветвленного программирования заложил несколько иные принципы обучения. В основе его программы лежат неправильные ответы, получаемые от обучаемых на довольно сложные вопросы. Эти ответы являются указателями, помогающими обучающей программе выбрать правильный путь изучения материала индивидуально для каждого учащегося.

Принципы, лежащие в основе разветвленного программирования.

  1. Учебный материал выдается обучаемому сравнительно большими порциями.
  2. Ставятся достаточно трудные вопросы.
  3. Ответ учащегося будет содержать различные ошибки, анализ которых определяет дальнейший путь обучения.
  4. Самый верный путь уменьшить число ошибок - это объяснить их природу сразу же после того, как они сделаны, т.е. ввести вспомогательные, разъясняемые порции материала,
  5. Разветвленная программа не представляет собой фиксированной последовательности изложения материала, поскольку разные учащиеся пройдут обучение различными путями.
  6. Порядок следования порций учебного материала полностью зависит от ответа обучаемых (правильного или неправильного).
  7. Разница между способным и менее способным учеником будет выражаться продолжительностью прохождения программы и путем следования от порции к порции.

Метод разветвленного программирования является более гибким, чем линейный, в котором отсутствует материал, помогающий исправить ошибку, и который уменьшает процент ошибочных ответов за счет столь сильного уменьшения размеров порций и задания столь простых вопросов, что на них невозможно ответить неправильно. В большинстве случаев простоте линейных программ Скиннера предпочитают более сложные принципы построения разветвляющихся программ по Краудеру, обеспечивающие возможность индивидуализации процесса обучения за счет прохождения различных обучаемых по разным ветвям программы.

Однако наряду с рассмотренными двумя концепциями организации учебного материала все большее внимание привлекает третий способ - адаптивное программирование. Вместо того, чтобы предоставить обучаемому проверку своих ошибок (как в линейной программе) или положиться на разъясняющий материал (как в разветвленной программе), при адаптивном программировании уровень трудности обучения в каждый данный момент определяется путем почти мгновенных вычислений, производимых самой машиной, т.е. основная задача адаптивной программы - поддерживать оптимальный уровень трудности изучаемого материала индивидуально для каждого обучаемого, производить адаптацию обучающей программы к человеку.

Приходится считаться с тем, что у людей наблюдается неукротимое стремление избавляться как от слишком легких задач (из-за скуки), так и от слишком трудных задач (из-за неудач). Поэтому обучающая программы должна в качестве предварительного шага определить для каждого учащегося уровень трудности, который ему представляется не слишком высоким, но и не слишком низким. Материал, предъявляемый на таком уровне, имеет наибольшие шансы удерживать внимание учащегося, поскольку последний будет считать его с одной стороны "бросающим вызов" его способностям, а с другой стороны находящимся в пределах его компетенции.

По обе стороны от этого "оптимального" уровня имеется узкая область трудности, которая в состоянии удерживать внимание учащегося. Вблизи нижней границы этой области материал "слишком легок" и в этой области обычно работает линейная программа. Вблизи верхней границы материал "слишком труден" для учащегося. Поскольку в разветвленном программировании делается попытка использовать ошибку сразу же при ее появлении, то можно сказать, что оно некоторым образом адаптируется к различным учащимся. Тем не менее, хотя порции информации при этом не обязательно должны следовать в одном и том же порядке, все решения, обусловленные различными возможными ответами различных учащихся, заложены в программу ее составителем.

Такой подход уязвим для критики: нет предела числу и разнообразию возможных ошибок, а также на основании одного неправильного ответа нельзя однозначно выявить причину ошибки, так что было бы нереальным надеяться на то, что во всех случаях будет достаточно одной порции разъяснительного материала. Известно, что степень адаптивности разветвляющихся обучающих программ достигается путем введения возможно большего числа разветвлений с учетом самых разнообразных Факторов как критериев адаптации: правильность ответа обучаемого, время ответа, предысторию работы обучаемого над учебным материалом, сложность учебного задания, различные модели обучаемого и т.д. Однако, несмотря на наличие определенных психолого-педагогических представлений по теории программированного обучения, а также частных методик построения адаптивных разветвляющихся программ, остается все еще открытым главный вопрос: какие разветвления, в каком количестве и на основании каких факторов необходимо предусмотреть в обучающей программе с целью ее оптимизации.

Кроме того, несмотря на все попытки создания сложных адаптивных программ в рамках программированного обучения, его основная концепция обладает существенным недостатком: управление обучением остается здесь всегда жестким, поскольку при любых типах программ все действия обучаемого диктуется инструкцией и он не имеет права на какую-либо самостоятельность. Поэтому метод программированного обучения достаточно эффективен только для управления простейшими видами познавательной деятельности обучаемых на уровне усвоения (запоминания) определениях объемов информации, а также приобретения и закрепления определенных навыков по преобразований и использованию усвоенной информации.

Если же иметь в виду, что дидактической целью большинства видов обучения, в особенности в вузах, является формирование у обучаемых таких качеств, как умение самостоятельно ориентироваться, добывать новые знания, активно мыслить, проявлять творческую инициативу, продуктивно решать проблемные задачи, то становится ясно, что программированное обучение может дать лишь определенный начальный эффект на пути к достижению этой цели.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: