Вашему вниманию предлагается доклад на тему «Природа местного самоуправления».




Конституция РФ рассматривает местное самоуправле­ние как одну из форм осуществления народом своей власти, признает, и гарантирует его (ст. 12). Включение этих статей в число основ конституционного строя - свидетель­ство принципиального изменения отношения государства к местным органам власти, несомненный признак правового государства.

Местное самоуправление есть самостоятельная инициативная деятельность территориальных (местных) сообществ по решению вопросов их жизнедеятельности. Это такая самоорганизация населения (местного сообщества), которая, исключая управление «сверху», позволяет гражданам в границах муниципального образования непосредственно либо через создаваемые ими органы обеспечить самостоятельное решение вопросов местного характера, владение, пользование и распределение муниципальной собственности исходя из интересов населения. Местное самоуправление базируется на таких конституционных принципах, как гарантированность, самостоятельность (в пределах вопросов местного значения); многообразие организационных форм; обособленность от системы органов государственной власти; ответственность муниципальных органов перед населением; выборность; открытость, гласность; государственная поддержка местного самоуправления и др.

В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление: 1) обеспечивает участие граждан в самостоятельном решении местных вопросов: 2) обеспечивает социально-экономическое развитие соответствующей территории; 3) управляет муниципальной собственностью; 4) обеспечивает потребности населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других полезно важных услугах; 5) осуществляет защиту интересов и прав местного самоуправления; 6) охраняет общественный порядок, реализует законы, поддерживает правопорядок на территории муниципального образования. Охрана общественного порядка - одна из самых важных функций местного самоуправления. Она включает деятельность по обеспечению спокойствия в общественных местах, недопущение и пресечение хулиганства, привлечение к административной ответственности лиц, нарушающих порядок в общественных местах, во время уличных шествий и демонстраций, массовых гуляний, спортивных соревнований и т.д. Законодательство наделяет органы местного самоуправления (районные, городские) правом принимать решения (устанавливать правила) о соблюдении общественного порядка и устанавливать административную ответственность за их нарушение (при условии, что эти вопросы не урегулированы региональными и федеральными актами).

Принципы местного самоуправления - это обуслов­ленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности на­селения, формируемых им органов, самостоятельно осуще­ствляющих управление местными делами.

В принципах местного самоуправления находят отра­жение требования объективных закономерностей и тен­денций развития местной власти. Для них характерно следующее:

— принципы предопределяют построение и функци­онирование муниципальной власти;

— являясь теоретической основой муниципального строительства, принципы помогают уяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки;

— принципы выступают в качестве критерия оценки реальной системы местного самоуправления, позволяя определить, насколько она отвечает началам и идеям, выраженным в принципах местного самоуправления;

— принципы местного самоуправления отражают сущностные признаки и черты местного самоуправления, чем способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления.

Принципы местного самоуправления получили пра­вовое закрепление в Европейской Хартии о местном са­моуправлении, которая служит правовым фундаментом для муниципального законодательства стран - членов Совета Европы.

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации», основываясь на положениях Европейской Хартии о местном самоуправ­лении, закрепляют общие принципы местного самоуправле­ния, присущие всей системе местного самоуправления в Российской Федерации.

Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и системой соответствующих этим принципам органи­зационных форм и методов муниципальной работы.

К общим принципам местного самоуправления отно­сятся:

а) самостоятельность решения населением вопросов ме­стного значения - в этом суть местного самоуправления;

б) организационное обособление местного самоуправле­ния, его органов в системе управления государством и взаи­модействие с органами государственной власти в осуще­ствлении общих задач и функций.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосред­ственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

в) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям.

г) ответственность органов и должностных лиц мест­ного самоуправления перед населением.

Население решает вопросы местного значения непос­редственно или через органы местного самоуправления.

Под функциями местного самоуправления понимают­ся основные направления муниципальной деятельности.

Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом муниципального самоуправления в системе народовластия, теми задачами и целями, к дос­тижению которых направлена муниципальная деятель­ность

Местное самоуправление, составляя одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая демократические начала организа­ции и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы народовла­стия.

Основанное на принципах демократии и децентрали­зации власти, обладая самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, местное самоуправле­ние способствует оптимальному сочетанию местных и общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала само­управляющихся территориальных единиц.

Местное самоуправление, являясь частью демократи­ческой системы управления обществом и государством, через самостоятельное решение вопросов местного зна­чения реализует также задачи по обеспечению жизнен­ных интересов населения, социальной защите граждан.

Благодарю за внимание!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: