Культура эпохи Ренессанса




Блок 3. Средневековая культура Западной Европы и культура эпохи Возрождения XIV – XVI вв.

По конспекту.

Наука и техника в средние века. В то время как схоластическая наука ограничивалась пассивным созерцанием мира, мореплаватели, архитекторы, строители, стекольщики, ткачи, литейщики, горняки, ремесленники всех специальностей овладевали богатствами природы и улучшали жизнь людей.

Уже в Х веке стали подковывать тягловый скот, что позволило использовать в сельском хозяйстве лошадей и решило вопрос обработки каменистых почв; в результате оживилось земледелие. В XI веке древний шейный хомут в сбруе лошадей и быков заменили плечевым хомутом, который позволил в четыре раза увеличить силу тяги упряжки. Только в этом столетии началось запрягание нескольких тягловых животных в одну повозку, что обеспечившее такое увеличение энергии, какой до тех пор человечество не знало. Это позволило, в свою очередь, ввести новый тип плуга – колесного, более тяжелого, чем прежний, с более удобными лемехами, глубже проникающими в почву и лучше ее взрыхляющими.

Появляются новые источники энергии для нужд ремесел и промышленности. В XI веке водяная мельница, которая была известна еще александрийцам в I веке до н.э., широко распространяется на Западе. В тот же период получает распространение и ветряная мельница, появившаяся у арабов и пришедшая в Европу через Марокко и Испанию. Водяные и ветряные мельницы, которые уже в первоначальном виде в XI и XII веках обладали мощностью в 40 – 60 лошадиных сил, до конца XVIII века определяли характер технических сооружений.

Этот новый источник энергии в первых десятилетиях XIII века дал мощный толчок развитию металлургии. В старинных печах воздух нагнетался мехами, которые приводились в движение силой человека, так что нельзя было достичь высокой температуры плавления железа (выше 1500°C). В XIII веке меха стали приводить в движение водой; это позволило получить высокие температуры, при которых можно было выплавлять чугун, помещая в печах чередующимися слоями древесный уголь и железную руду.

В XII в. уже умеют изготавливать листовое стекло, совершенствуют технику литья металлов. В 1150 г. начинается производство кирпича.

В XIII в. совершенствуется техника добычи и переработки руд, осваивается техника изделия сплавов. Это столетие отмеченный открытием и описанием купоросов; Альберт Великий описал мышьяк и его соединения; Роджер Бэкон изучает горение в закрытых сосудах. В 1290 г. в Ла-Шапелье открылась первая фабрика стекла. В 1313 г. монах Бертольд Шварц предлагает первую в Европе рецептуру пороха.

В XIV в. уже умеют резать стекло, придавая ему различную форму; осваивается техника производства металлических обшивок судов; появляются железные ядра для пушек; изобретают доменный процесс, разрабатывают способы получения сурьмы, висмута, цинка, кобальта, методы добычи золота и серебра, технику их очистки. Красильщики умеют извлекать красящие вещества из красящих растений, расширяется ввоз красителей из Азии, широко применяются химикаты в крашении тканей, совершенствуется техника приготовления красок. Эти достижения по-прежнему фиксируются в рецептурных сборниках.

Изготовление цветных венецианских стекол (XI в.); изобретение огнестрельного оружия (XIII – XIV вв.) – важнейшие технические достижения этих веков. Разрабатываются пиротехнические составы (на основе пороха и селитры). Усовершенствуется техника добычи селитры.

Достигнуты определенные успехи в ремесле лекарственного врачевания. Однако, в целом, состояние средневековой медицины оставалось слабым. Универсальными средствами – кровопусканием и очисткой желудка – лечились все мыслимые болезни. Практической медициной занимались цирюльники, знахари и колдуны. Банщики-цирюльники специализировались в области хирургии, вправляя вывихи, леча переломы, пуская кровь и ампутируя конечности. Некоторые из них достигали определённых высот в этой области, проводя успешные глазные операции. Ведьмы были известны также и как опытные повивальные бабки. В то же время средневековый человек страдал от множества болезней. Самой страшной являлась чума, «черная смерть», – бич средневекового мира.

В средние века в Европу с Востока попадает компас. Самые ранние упоминания о нем относятся к XII – XIII вв. Очень скоро компас становится главным навигационным прибором. Его конструкция постоянно совершенствовалась.

Важное место в научной культуре европейского Средневековья занимает алхимия (от арабского Аль-хеми). Алхимия была посвящена преимущественно поискам философского камня – вещества, которое могло бы превращать обычные металлы в золото или серебро, эликсира жизни – средства бесконечного продления человеческой жизни и молодости, а также созданию гомункулуса – искусственного человека. Хотя ее цели и средства были весьма сомнительны, тем не менее, алхимия была во многих отношениях предшественницей современной науки, особенно химии. Многие Алхимики в процессе поиска чудодейственных препаратов открыли или усовершенствовали способы получения минеральных и растительных красок, эмали, стекла, кислот, щелочей, солей, металлических сплавов, разработали некоторые химические методы перегонки, возгонки и т.д. Короче Алхимики очень много сделали для развития химии.

Образование в средневековой Европе. Средневековье знало три вида школ. Низшие школы, образовавшиеся при церквях и монастырях, ставили целью подготовить элементарно грамотных духовных лиц – клириков. Главное внимание обращалось в них на изучение латинского языка, на котором велось католическое богослужение, молитв и самого порядка богослужения.

При епископских кафедрах существовали средние школы. Там обучали семи свободным искусствам, – грамматике, риторике (умению красиво говорить), диалектике (искусству вести спор), арифметике, геометрии, астрономии и музыке. Первые три науки назывались тривиум («трехпутье»), последние четыре – квадривиум («четырехпутье»). Позднее изучение «свободных искусств» стало производиться в высшей школе, где эти дисциплины составляли содержание преподавания на младшем («артистическом») факультете.

Высшая школа вначале называлась Studia Generalia (буквально: «всеобщие науки»), потом это название было вытеснено другим – университеты (Universitas – община, корпорация, совокупность).

Отделение ремесла от земледелия и возникновение городов имели для развития средневековой культуры огромное значение. Зарождение ранней городской культуры средневекового общества явилось важным переломным моментом в истории общества, ибо именно она нарушила многовековую монополию католической церкви в области интеллектуального образования. Защитники светской культуры группировались вокруг городских школ, которые были отделены от церкви. Эти школы отличались от церковных и программой, и контингентом. Светские городские школы были принципиально новым явлением в интеллектуальной жизни средневекового общества. Светская школа была частной и существовала за счет платы, взимаемой с учащихся. Особенно много таких школ возникло в Северной Франции, ставшей с начала XII в. одним из центров образования. Одной из наиболее известных школ была парижская школа Пьера Абеляра.

Объективным следствием развития городов стало также создание университетов. Первые университеты возникли частью из епископских школ, имевших наиболее известных профессоров в области богословия и философии, частью из объединений частных преподавателей – специалистов по философии, праву и медицине. Наиболее древним университетом в Европе считается Болонский университет в Италии, который восходит к XI в.; он прославился своей школой права. В XII в. был основан Парижский университет. Другими наиболее старинными университетами Европы были Оксфордский и Кембриджский в Англии, Саламанкский в Испании и Неаполитанский в Италии, основанные в XIII веке. В XIV веке были основаны университеты в городах Праге, Кракове, Гейдельберге. В XV веке число их быстро увеличивалось. В 1500 году во всей Европе было уже 65 университетов.

Международный язык науки – латинский (латынь) – определял интернациональный характер университетов, так как именно на нём велось преподавание в университетах Европы. Членами университета были учащиеся, преподаватели, книгопродавцы, переписчики, аптекари и даже трактирщики. Основным методом университетского преподавания были лекции профессоров. Студенты (от лат. глагола «студере» – усердно заниматься) объединялись в организации («землячества, «провинции» и «науки»), во главе их стоял прокуратор, а все вместе выбирали ректора. Распространенной формой научного общения являлись также диспуты, или публичные споры, устраивавшиеся периодически на темы богословско-философского характера. В диспутах принимали участие главным образом профессора университетов. Но также устраивались диспуты и для схоларов (школяров) (схолары – студенты, от слова Schola – школа).

Как правило, университет имел четыре факультета: «младший», так называемый артистический, на котором изучались «семь свободных искусств», и три «старших» – теологический, права и медицинский, на которые принимали студентов по окончании «артистического» факультета. Студенты средневековых университетов сдавали экзамены на звание бакалавра, магистра и доктора. Часто студент учился очень долго. Он мог начать учебу в одном городе, а потом, заслышав, что в другом городе и даже в другой стране преподает знаменитый профессор, отправиться туда. Так он мог странствовать на протяжении многих лет, слушая лекции в разных местах. Таких странствующих студентов называли вагантами.

Не смотря на широко распространение университетов, обучение грамоте и прочим премудростям считалось делом далеко не обязательным, особенно в Раннее Средневековье. Подавляющая масса населения была попросту неграмотной. Ученость в средневековом обществе внушала уважение, смешанное с недоверием. Столь же двойственным было отношение к образованным людям и католической церкви. Она создавала школы разного уровня, и от священников требовались грамотность и знание религиозных текстов. Вместе с тем искренняя вера и любовь к Богу, как учило духовенство, не нуждались в книжной учености. Вера без рассуждений ценилась гораздо выше книжных знаний. Эта двойственность питалась еще одним соображением: среди еретиков – противников католической церкви было немало людей грамотных и начитанных.

Рыцарская культура. Класс воинов в эпоху средневековья образует особый институт рыцарства. В исторической литературе различаются понятия «рыцарства» в широком и узком смысле. В широком смысле рыцари это все феодалы в целом. Они отличались от других сословий определенным образом жизни, системой ценностей и стереотипами поведения. В узком – рыцари это мелкие и средние феодалы.

Институт рыцарства служит социальному обособлению светских феодалов в привилегированное сословие – нобилей, т.е. благородных. Он характеризуется несколькими отличительными чертами: рыцари должны иметь благородное происхождение, нести военную службу, обладать сеньориальными правами по отношению к зависимым лицам.

Основным занятием рыцарей была война. Рыцари существуют в войне и для войны. Этих потомственных профессионалов военного дела отличает особый уклад жизни, от них требуются специальные качества, в первую очередь – сила, выносливость, профессиональное владение оружием.

У рыцарей тяжелое вооружение, они сражаются верхом, ведь в переводе слово рыцарь обозначает всадник. Вес полной боевой выкладки – 50 – 80 кг. Сюда входят оборонительные доспехи: броня – пластинчатый панцирь или кольчуга, кольчужные чулки и рукавицы, шлем. В XIII в. доспехи дополняются наколенниками, наплечниками и другими деталями. В XIV в. гибкость приносится в жертву прочности, и панцирь уже не делится на пластины. Латы, заменившие кольчугу, на первых порах обеспечивали более надежную защиту от нового вида оружия – огнестрельного. К оборонительному вооружению относятся также щиты.

Важнейшим оружием рыцаря, имевшим сакральный смысл, являлся меч. Рыцарский меч очень красив, он символизировал социальный статус владельца. Это благородное оружие возлагали на алтарь, освящали и благословляли священники, оно использовалось в различных ритуалах. Над ними клялись и молились, им давали имена.

Второе оружие рыцаря – копье. Оно достигало 5 метров в длину и имело цветное древко, яркий флажок (прапор) и железный наконечник. Во время походов его несли вертикально, в бою приводили в горизонтальное положение, используя разные приемы для нанесения удара. Помимо главных видов оружия рыцари могли применять палицы (ударно-дробильное оружие), боевые бичи, кинжалы. Палица использовалась как оружие священнослужителями, так как им запрещалось проливать кровь.

Распространённое и эффективное оружие того времени – боевой датский топор с острым наконечником вместо обуха. Им можно было колоть, рубить и стаскивать с коня.

Превосходное вооружение – не единственный фактор могущества рыцарства. Не менее важно было то, что оно было единственным сословием, воспитанным и обученным для войны.

От будущего воина требовались хорошая подготовка и закалка, которые начинались с раннего детства. С 7-летнего возраста мальчик начинал постигать военные премудрости. Сначала он служил пажом в замке сюзерена (командира) своего отца, а с 14 лет, иногда и раньше, становился дамуазо, учеником и оруженосцем полноправного рыцаря, которогоон сопровождал на войне, осваивая премудрости рыцарской науки, и выполнял различные хозяйственные работы. Повзрослев, дамуазо проходил обряд посвящения в рыцари, что знаменовало его совершеннолетие.

Посвящение в рыцари было главным событием в жизни молодого человека и его семьи. Накануне юноша целый день постился и молился, ночь бодрствовал в церкви, а на рассвете выстаивал мессу и получал причастие. Старший рыцарь или священнослужитель, совершая обряд, вопрошал юношу о целях вступления в ряды рыцарей. Он принимал от него клятву защищать святую церковь, вдов и сирот, слабых против сильных. Молодого человека опоясывали мечом, надевали шпоры. Вручение оружия было кульминацией церемонии. Его совершал самый могущественный рыцарь данного круга. Старейший сеньор в присутствии своих вассалов наносил дамуазо символический удар плоской стороной меча по плечу – единственный удар, который рыцарь может получить, не возвращая. Затем новичок демонстрировал свою ловкость и военную выучку.

В среде рыцарства процветал культ силы. Главные качества рыцаря – мужество и отвага. Самое тяжкое обвинение, которое может быть ему предъявлено – трусость.

В средние века складываются определенные правила борьбы, соблюдение которых становится обязательным. Они просты: нельзя пользоваться слабостью соперника, нападать со спины, если противник упал с коня, то другой рыцарь обязан также спешиться, чтобы уровнять шансы. Позором считалось убить безоружного – например, выронившего меч в пылу битвы и т.п. Гордость не позволяла вызывать на поединок слабого соперника, но только равного (или более сильного). Обычной практикой при выравнивании шансов являлось так называемое «довооружение» противника.

Удивительное явление Средних веков – культ Прекрасной Дамы. Культ возник в XII в. Считается, что его родина – юг Франции. Вначале прославление Дамы сердца распространяется по Франции и Германии, затем его заимствуют другие страны. Первоначально благородная возвышенная любовь была монополия рыцарства. Только женщина из «сеньориального» класса обладала привилегией возбуждать это чувство, но никак не простолюдинка. Рыцарь должен быть влюблен в Прекрасную Даму, служить ей, совершать во имя ее подвиги. Фр. историк Гастон Парис (1839 – 1903) назвал этот тип любовных отношений «куртуазным» т.е. придворным. Куртуазная любовь основана на поклонении Даме и строится по модели вассальных отношений. Женщина в этом дуэте играет главную роль, занимает место сеньора. Влюбленный приносит клятву своей избраннице и служит ей как сюзерену.

Помимо воспевания сеньоры культ предполагал реальные действия: подвиги на поле боя или на турнирах, совершаемые в честь Прекрасной Дамы. Интересно, что вознаграждение влюбленного как бы и не ожидается в этой игре; во всяком случае, не является основной целью. Отметим, что культ Прекрасной Дамы сыграл значительную роль в повышении статуса женщины, причем не, только благородной дамы, но и женщины вообще. Феодалы рыцари были правящим сословием и им так или иначе стремились подражать люди не рыцарского сословия, особенно позже в эпоху Ренессанса и Просвещения. Какие бы себе там ни были феодалы угнетатели, однако, образ графа де Ла Фер значительно обаятельнее, чем образ господина Журдена. Именно таким способом и распространилось среди простого народа уважение к женщине. Для тех, кто ещё не знаком с хорошими манерами, поясню уважение к женщине это пропускать даму вперед, уступать ей место, подавать руку при выходе из транспорта и т.д. Всему этому мы обязаны рыцарскому сословию и его культу Прекрасной Дамы.

Кодекс рыцарской чести не был литературным вымыслом, однако среди рыцарей встречались и чванливые мерзавцы которые на простолюдинов посматривали свысока, и иногда могли как-либо притеснить, ограбить или оскорбить их.

Литература. Период раннего средневековья отмечен героическим эпосом, особенно успешно развивающимся на севере Европы.

Для англосаксов этого времени был характерен глубокий интерес к литературе. Одно из самых известных англосаксонских произведений героической поэзии – «Сказания о Беовульфе », относящееся к концу VII – началу VIII вв. Главный герой этой поэмы – молодой воин из народа гаутов (сканд. племя на юге Швеции) Беовульф. В первой части (большей по объему) он совершает подвиги, побеждает в стране данов великана-людоеда Гренделя и освобождает от него Данию. Во второй части Беовульф – старец, правивший гаутами 50 лет, убивает дракона, угрожавшего его стране, и умирает. Эти фантастические приключения происходят на реальном историческом фоне и отражают процесс феодализации у народов Северной Европы.

Важным литературным памятником раннего средневековья является «Старшая Эдда» датируется XIII веком. Это пергаментная рукопись с песнями о богах и героях. Однако по орфографическим и палеографическим данным установлено, что она представляет собой список с более древней рукописи, относящейся к IX – XI вв. – эпохе викингов. Викинги это участники морских походов и военных экспедиций, они происходят из скандинавских стран. Были известны с конца VIII и до середины XI веков. На территории Западной Европы их называли «норманнами» (северными людьми). На территории России Беларуси и Украины они были известны под названием варяги.

Старшая Эдда (Edda) – древнеисландский литературный памятник (Исландию открыли и освоили Викинги). В состав сборника входит 10 мифологических и 19 героических песен, которые создавались, видимо, с 800 по 1100 гг. Песни написаны аллитерационным стихом, в каждой строфе – 6 или 8 строк. Среди мифологических песен выделяются “Прорицание Вёльвы”, “Речи Высокого (Одина)” и “Песнь о Трюме”, среди героических – “Песнь о Вёлунде” и цикл песен о Сигурде. В основу Эдды положены исторические события IV – VI вв. Мифологические песни являются уникальным источником по мифологии германских народов.

С героями, известными по эддической поэзии, мы также встречаемся в памятнике немецкого героического эпоса «Песнь о Нибелунгах». «Песнь о Нибелунгах» (Nibelungenlied) – немецкая эпическая поэма, древнейший памятник немецкого героического эпоса. Написана, видимо, между 1200 и 1210 на территории Австрии каким-то придворным поэтом. Текст поэмы состоит из 39 песен. Главный герой поэмы – королевич Зигфрид Нидерландский который в юности совершил множество подвигов и завладел несметными сокровищами Нибелунгов – мифических существ. По содержанию поэма распадается на две части. В первой из них описывается история Зигфрида, его женитьба на красавице Кримхильде и вероломное убийство Зигфрида. Во второй части речь идет о мести Кримхильды за убитого супруга и о гибели Бургундского царства.

Жемчужиной средневековой литературы является французская эпическая поэма XII в. «Песнь о Роланде». В основе поэмы лежит подлинное историческое событие, связанное с неудачным походом Карла Великого в Испанию в 778 г. Главный герой – племянник Карла, бесстрашный рыцарь Роланд, погибает в битве с сарацинами. Поэма воспевает рыцарскую честь, мужество, верность воинскому долгу и христианству. Вероятно, впервые в «Песне о Роланде» звучит тема любви к родине – «милой Франции».

В XII – XIV вв. героический эпос сменила рыцарская литература, отразившая идеалы и традиции рыцарства. В центре рыцарских романов – образ героя-рыцаря, его подвиги во имя короля, своей собственной чести и славы, любви к прекрасной даме.

Первые рыцарские романы, появившиеся во Франции, были стихотворными переводами книг Гальфрида Монмутского. Гальфрид Монмутский (Galfridus Monemutensis) (год рождения неизвестен – 1155) – английский писатель, возможно, родом из Бретани (сегодня это область во Франции). Большую часть жизни провел в Оксфорде. Автор написанной на латинском языке “Истории королей Британии” (1135 – 1139) – красочной псевдоисторической хроники, в которой, наряду с другими событиями, впервые систематически изложены легенды о короле Артуре и волшебнике Мерлине. Гальфриду также принадлежит поэма “Жизнь Мерлина” (1148 – 1151). Помимо этого, использовались отдельные сюжеты из античной и византийской литературы.

Одними из наиболее значительных произведений этого жанра являются романы французского писателя Кретьена де Труа “Эрек и Энида”, “Клижес”, “Ланселот, или Рыцарь телеги”, “Ивэйн, или Рыцарь льва”, “Персеваль, или Повесть о Граале”.Рыцарские романы во Франции создавали также Рено де Боже, Вас, Робер де Борон, Мария Французская; в Германии – Генрих фон Фельдеке, Гартман фон Ауэ, Вольфрам фон Эшенбах.

Рыцарский роман играл особую роль в жизни средневекового общества: он не только развлекал, но и сообщал «научно-популярные» сведения, давал уроки морали. Средневековый роман передал следующим эпохам идеал «рыцарственности» – высокое представление о человеческом долге, чести, благородстве.

В конце XI в. в Провансе с культа Прекрасной дамы началось развитие куртуазной поэзии. Здесь звучали песни трубадуров Трубадуры (фр. troubadour, изобретать, импровизировать) – южно-французские поэты конца XI – XIII в. Известно почти 500 имен трубадуров, которые занимали различное общественное положение. Они охотно рассуждали о любви и ее природе. Любовь изображалась как могучее нравственное чувство, которое облагораживает и возвышает человека. Признанным мастером любовной песни был Бернарт де Вентадорн. Бернарт де Вентадорн(год рождения неизвестен – 1195) жил в Тулузе, ездил в Англию, последние годы жизни провел в монастыре. До нас дошло 45 его песен, которые сочетают простоту и легкость стиля с эмоциональной напряженностью. Считается одним из наиболее талантливых представителей куртуазной лирики.

Трубадуры были первыми куртуазными лириками Европы. За ними последовали поэты других европейских стран. В Германии – это миннезингеры («певцы любви»), выступившие в последней трети XII в. Наиболее популярный миннезингер Генрих фон Морунген (1150 – 1222) сравнивает поэта с Нарциссом, заглядевшимся на возлюбленную.

В лирическую поэзию Средневековья органически вписывается и поэзия вагантов (от лат vagantes – бродячие студенты), озорных школяров, неунывающих клириков, поклонников Бахуса и Венеры. Радость и свобода – вот к чему устремлена душа вагантов. С уважением относясь к науке, гордясь тем, что со временем, и они станут ее оплотом, ваганты в то же время шумно ликуют, когда приходит «день освобождения от цепей учения», песнями, плясками, любовными забавами они прославляют земные радости. Из застольных песен вагантов в новое время возник студенческий гимн «Gaudeamus igitur».

В XII – XIII вв. появляются первые сатирические произведения в форме так называемого фаблио (у французов), или шванков (у немцев), небольших стихотворных новелл, целью которых было развлекать и поучать слушателей. Поэтому грубоватый юмор здесь соседствует с моральными поучениями.

Общеевропейскую известность получил сложившийся во Франции окончательно в XIII в. сатирический «Роман о Лисе». Основной его темой является успешная борьба хитрого, дерзкого, находчивого Лиса (в образе которого выведен горожанин) с грубым и кровожадным Волком (рыцарь) и с сильным и глупым Медведем (крупный феодал).

Громадной известностью пользовался почти во всех странах Европы большой и изящно написанный «Роман о Розе» – произведение двух французских авторов XIII в. – рыцаря Гильома де Лореса (1-я часть) и горожанина Жана де Мена (2-я часть).

Первая часть романа написана в изысканной и тонкой манере. Повествование облечено в форму сна юного поэта. Он попадает в чудесный. Цветущий сад, где в Источнике Любви видит отражение прекрасной Розы, навсегда пленившей его. Борьба за обладание этим цветком составляет содержание этой части.

Вторая часть отличается сатирической и дидактической направленностью. Жан де Мен вводит в поэму новые аллегорические образы Разума и Природы. От их имени автор высказывает свои взгляды на человека и окружающий мир.

Великие поэты Средневековья всегда стремились решать универсальные задачи. Ни в житии святого, ни тем более в лирике трубадуров или куртуазном рыцарском романе нельзя искать какой-то один смысл. Многозначность и многозначительность были непременным качеством литературных произведений Средневековья, предназначенных, прежде всего для религиозных нужд и воспитания нравственности.

Заключение. Средневековье и современность

Средневековье – это эпоха, когда были заложены многие основы современного мира. Прежде всего, Средневековье – эпоха господства христианства как религии и особого взгляда на мир, определенной системы моральных и нравственных принципов. В Новое время религия в Европе несколько утратила часть своих позиций но, тем не менее, в области нравственности, в оценке поведения человека и его идеалов Европа остается наследницей христианства и, следовательно, Средневековья.

В Средние века развились те языки, на которых и поныне говорит население Европы. В ту эпоху сложились основные европейские государства, многие парламенты и правовые и судебные системы.

Мало того, на протяжении Средневековья Европа перешла на такую ступень всемирной истории, какой не достигали другие общества. Если в начале Средних веков Западная Европа была более отсталой и в экономическом, и в культурном отношениях по сравнению с поздней Римской империей и с Византией (да и со странами Востока), то затем, к концу Средневековья, она начала их опережать. В ней обнаружились внутренние силы, которые позволили Западной Европе превратиться в центр всемирно-исторического развития и после великих географических открытий подчинить своему влиянию практически весь мир.

Культура эпохи Ренессанса

Эпоха Возрождения или Ренессанс – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры длился с XIV по XVІ вв. В этот период шло формирование культуры, которая определила дальнейшее развитие Европы. Именно в этот период зародилась идея единого европейского пространства, которую пытаются реализовать и в наши дни.

Термин «Возрождение» или Ренессанс появился в XVI в. Он возник на основе распространенной в то время концепции, согласно которой эпоха Средневековья была периодом беспросветного варварства и невежества, последовавшей за гибелью античной культуры. Передовые люди эпохи считали, что античное искусство возродилось к новой жизни именно в их время. Первоначальное термин «Возрождение» связывали только с возникновением нового искусства. И лишь позднее это понятие стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась культура, противоположная средневековой культуре.

С середины XIV в. до второй половины XV в. Ренессанс получил наибольшее развитие в Италии. Сначала центром искусства Возрождения была Флоренция, затем Милан, Рим, Венеция. Памятники античной культуры, расположенные на территории Италии, стали основой для духовного обновления. В итальянском Ренессансе выделяют несколько периодов: Проторенессанс – конец XIII в. – начало XIV в.; Раннее Возрождение – середина XIV в. – до 1475 г.; Высокое Возрождение – последняя четверть XV в. – начало XVI в.; Позднее Возрождение – XVI в. – начало XVII в. В XVI веке идеи Возрождения получают распространение во Франции, Германии, Англии, Испании, Нидерландах и этот период развития получает название Северное Возрождение.

Философская мысль. В эпоху Возрождения в западноевропейском обществе происходят перемены в общественном сознании. С одной стороны делается попытка вернуть к жизни духовные ценности античности, а с другой – заново переосмыслить христианские ценности, что в дальнейшем приведет к созданию новой системы ценностей.

В эпоху Возрождения в европейском сознании возникает новая идеология – гуманизм. Основное внимание деятели Возрождения уделяли человеку, и поэтому новая система взглядов получила название гуманизм (от лат. humanus – человечный). Гуманисты верят в безграничные возможности человека. Для них более не существует иерархического общества, в котором человек является только выразителем интересов сословия. Гуманисты выступают против всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Они считали, что достоинство человека основано не на знатном происхождении, власти и богатстве, а на высоких нравственных качествах и способностях человека. Утверждалось, что самосовершенствование человека идет через приобщение его к культуре. Теперь целью человеческой жизни становятся творчество, волевая активность, служение людям и обществу в целом.

Гуманизм сформировал светскую интеллигенцию Европы. В эпоху Возрождения меняется отношение к творческой личности (художнику, философу, ученому). Если в период средневековья на творческую личность смотрели как на ремесленника, то в эпоху Возрождения их называют «божественными гениями», им возвращают имя.

Появляется специальный литературный жанр «жизнеописания» – биографии творческих личностей. Первым историографом итальянского искусства был живописец Джорджо Вазари, автор прославленных «Жизнеописаний» (1550 г.) наиболее знаменитых живописцев, скульпторов, архитекторов.

В эпоху Возрождения шел процесс освобождения человека от всех форм феодальной зависимости. У человека формировалось представление о себе как о самоопределяющейся и самодостаточной личности. Эти представления сформировали принцип антропоцентризма, согласно которому человек является центром Вселенной и конечной целью мироздания. Однако столь мощное возвеличивание человеческой личности имело и негативные проявления: происходит подмена понятия свободы личности на понятие вседозволенности и низменного своеволия. Появляются теории, которые оправдывают любые поступки «сильных личностей», сила становится основой права, лишенного всякой морали. Представителем таких взглядов был итальянский мыслитель Николо Макиавелли (1469 – 1527). Его крылатая фраза «Цель оправдывает средства» служила своеобразным «оправданием» чудовищных преступлений того времени.

В области политики важной чертой Возрождения было возникновение национального самосознания. С формирование национальных государств возникло чувство патриотизма, понятие отечества. Появляются труды, посвященные истории родной страны. Примерами могут служить поэмы Франческо Петрарки «Африка» и «О знаменитых мужах».

Гуманизм подготовил Реформацию – это народное движение, направленное против католической церкви, которое способствовало возникновению протестантства и формированию западноевропейской буржуазии. Основоположником идей Реформации был немецкий теолог Мартин Лютер (1483 – 1546). Он высказал идею о том, что человек обретает спасение не благодаря церкви, а только при помощи веры, которая дарована ему Богом. Позже идеи М. Лютера были системно изложены швейцарским священнослужителем Жаном Кальвином (1509 – 1564). Согласно его учению человеку многое не подвластно и его судьба заранее предопределена, поэтому в своей жизни он может уповать только на Божью милость. Эти взгляды были восприняты ранней буржуазией. Имена этих двух деятелей Реформации дали название двум течения протестантизма: лютеранство, которое до сих пор существует в Германии, и кальвинизм, которое получило распространение в XVII веке на территории Беларуси.

Философия эпохи Возрождения ориентировалась на изучение природы. Получает развитие натурфилософия, основанная на пантеизме – это максимальное приближение бога к природе и человеку. Пантеизм не отрицал существование Бога, но растворял его в природе, наделяя природу божественными атрибутами, такими, как вечность, бесконечность, безграничность. Эти представления привели к появлению пейзажа как самостоятельного жанра.

Одним из представителей натурфилософии был немецкий врач, естествоиспытатель и философ Теофраст фон Гогенгейм, более известный под именем Парацельс (1493 – 1541). Его считают родоначальником немецкой натурфилософии. На первый план он выдвигал медицину, которая опиралась на философию, астрологию, алхимию и теологию.

Представителем натурфилософии был итальянец Джордано Бруно 1548 – 1600. Джордано Бруно монах-доминиканец мистик, философ, ученый, поэт. Читал лекции в университетах Тулузы, Парижа, Лондона, Оксфорда. Его важнейшие труды это «О причине, начале и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах». В этих работах он утверждал, что гелиоцентрическая система предложенная Коперником справедлива, кроме того все звёзды это солнца вокруг которых могут вращаться планеты, которые могут быть обитаемы, и, даже заселены людьми. В конце жизни Джордано Бруно был осужден инквизицией за ересь и сожжен на костре.

Современные исследователи утверждают, что представления Джордано Бруно о космосе не были причиной его казни. Подобные взгляды имели Коперник, Кеплер и многие другие ученые, но инквизиция их не трогала. Сегодня считается, что причина казни Бруно состоит в его теологических взглядах, расцененных как ересь. Во всяком случае, текст приговора до наших дней не дошёл, но имеются сведения, что он состоял из восьми пунктов, ни один из которых не касался учения Бруно об устройстве вселенной.

В эпоху Возрождения возникает и совершенно новое направление философии – социальная философия, которая основное внимание уделяла вопросам развития общества. Ее родоначальником считается английский философ-гуманист Томас Мор (1478 – 1535). Он писал на латинском и английском языках. Занимал высокие должности при дворе английского короля Генриха VIII. В 1516 году написал свое знаменитое произведение с длинным заголовком в духе того времени «Весьма полезная, как и занимательная, поистине золотая книжка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия (в переводе с латыни – «Место которого нет»)». Сейчас эта книга называется одним словом «Утопия». Книга состоит из двух частей. В первой части дается критическое описание современной Англии, а во второй части излагается образ жизни государства Утопия – идеального бесклассового государства, в котором нет частной собственности, денег, все члены общества трудятся сообща, результаты труда распределяются поровну, поэтому все максимально равноправны. Процветание такого государства возможно лишь при условии, что им будет руководить хорошо образованный философ и морально безупречный человек.

Представителем социальной философии был итальянец францисканский монах Томмазо Кампанелла (1568 – 1639), к



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: