История Табынской иконы Божией Матери на Святых Ключах




Сказание о Табынской иконе Божией Матери

Оглавление:

Введение…………………………………………………………….…….........3

1. История Табынской иконы Божией Матери на Святых Ключах.......5

2. Вознесенский храм в с. Табынское……………………………………9

3. Табынский женский монастырь………………………………………10

Заключение…………………………………………………………………….12

Список литературы……………………………………………………………13

Приложения……………………………………………………………………14

 

Введение

Россия – великая держава с многовековой историей, в которой Православие играет огромную роль в духовной и культурной жизни. В нашем оренбургском крае народную любовь имеет Табынская икона Божией Матери, которая даёт «надежду и утешение» всем страждущим, почитание которой духовно сплачивает народ. Жаль, что многие люди стали забывать о своём первозданном значении - служить Богу, переключились на другие вещи. Я считаю, что необходимо поднять религию на новый уровень в культурном просвещении людей. Поэтому своей работой я хочу привлечь внимание как можно большего количества людей к этой теме, что бы их заинтересовать этим, показать путь духовного обновления нашего общества. Я считаю эту тему актуальной, так как благодаря этому служению мы восстанавливаем свою духовную жизнь в обществе, одухотворяем и возрождаем её.

Объектом исследования является традиция иконопочитания и храмостроительства в Православии.

Предмет исследования – история Табынской Иконы, места её явлений и история храмов в которых она находилась.

Хронологические рамки исследования охватывают временной промежуток с 1697 года (момента первого явления иконы) по настоящее время.

Территориальные рамки: республика Башкортостан, село Табынское и курорт Красноусольский, где находилась историческая икона Табынской Божией Матери.

Цель исследования – восстановить историческую память о иконе Табынской Божией Матери, о местах ее явлений и местопребывании в храмах.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить историю явлений Табынской иконы Божией Матери на Святых Ключах;

2. Раскрыть связь местопребывания иконы с Вознесенским храмом в с. Табынское (Башкортостан);

3. Показать роль Табынского женского монастыря для популяризации культа почитания Табынской иконы Божией Матери.

Источниковая база исследования представлена опубликованными источниками. При восстановлении истории Табынской иконы Божией Матери мы опирались на следующие основные источники: Сергеев В.П., прот. История Табынской иконы Божией Матери [1], Модестов Н.Н. Село Табынское и Вознесенская пустынь [5], Оренбуржье православное: история и современность [6].

Этапы исследования:

I. Источнико-поисковая работа по теме, сбор информации в сети Интернет, библиотеках (май – август 2019 г.). В ходе работы на данном этапе изучены основные места явлений Табынской иконы Божией Матери, изучена научная и публицистическая литература по теме, составлен список литературы.

II. Систематизация данных и оформление работы (сентябрь-октябрь 2019 г.). Работа прошла апробацию на школьном уровне, выступление на внеклассных мероприятиях в творческом объединении «Вестники Оренбуржья».

III. Популяризация работы (ноябрь – декабрь). Планируется выступление на очном региональном этапе Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество», углубление работы с учетом замечаний и участие в других краеведческих конкурсах.

Табынская икон Божией Матери является выдающимся произведением искусства русского народа, иконопочитание которой является всероссийским. Знание своего культурного наследия является ключом к духовному будущему молодого поколения.

 

 

История Табынской иконы Божией Матери на Святых Ключах

История Табынской иконы Божией Матери насчитывает более трех веков. По типу отделки доски, красок и рисунку греческого письма можно отнести время её написания к XII веку. Иконография Казанско-Табынского образа относится к разновидности Одигитрии-Путеводительницы, к одному из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом, по преданию, написанного евангелистом Лукой. Эта икона привезена из Святой Земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (Приложение 1).

Однако настоящая Табынская икона отличается от всех копий своими ранами на верхнем крае, нанесенными ей при втором её явлении, в нижней половине иконы в середине — вставка, следы по краям иконы от серебрянного оклада (Приложение 2). Лик на иконе, явившейся в Табынске, аналогичен лику на иконе Казанской Божией Матери (Одигитрии-Путеводительницы), но гораздо более темный. Лик Богородицы более увеличен, и более сливается с Ликом Богомладенца, чем в Казанской иконе. Размеры Табынской иконы превышают Казанскую: в вышину с одной стороны 1,5 аршина (106,7 см), с другой менее на полувершок (104,5 см), в ширину 1 аршин 0,25 вершка (72,2 см) и в толщину 1 вершок (4,4 см) [1, с.9].

История Табынской иконы связана с башкирским племенем «Табын», которое появилось на Урале во времена Чингиз-хана. Родоначальник табынцев Майки-бий был назначен Чингиз-ханом как наместник всей Башкирии. Вождь табынцев Курпяс-бий почитал Святые ключи и у табынцев был культ Живой воды. Они умывались, купались в родниках и даже приносили жертвы. По местной легенде, святая Дева вышла из родника на Святых Ключах и показала рукой на запад, чтобы табынцы присоединились к русскому царю. В 1556 году Курпяс-бий ездил к «Белому царю» (Иоанну Грозному) и присоединил по челобитной землю Табын добровольно к России [4]. С тех пор, источник на Ключах местные башкиры называют источником Курпяс-бия и установили ему памятник (Приложение 3).

У горы Воскресенки во время заселения Кара-Табынского ряда во время похода отряда казанских стрельцов под командованием Ивана Григорьевича Нагого около 1575 года построен Табынский острог (крепость на Белой Воложке) внизу горы у ногайского тракта. На самой горе Воскресенке стояла ногайская крепость. Образование Вознесенской пустыни произошло не ранее 1584 года, поскольку это видно из указа царя Федора Иоанновича. Пустынь находилась на пожалованных землях вне стен Табынского острога в долине речки Чесноковки, около современной деревни Белый Камень [2, с.5].

Первое явление Табынской иконы Божией Матери было иеродиакону Амвросию Вознесенской пустыни в 1597 г. на камне возле соленого источника в 9 пятницу по Пасхе. Проходя мимо солёного источника, услышал голос: «Возьми Мою икону». Считая эти слова наваждением, он постарался не обратить внимания. Ему было видение Богоматери. На третий день проходя там же, он снова услышал Её глас «Да потщится правоверная братия, богоспасаемой обители прияти Мя во храм Господа Моего» [3, с.6]. Он осмотрелся и увидел на большом камне в тени большого дуба икону Божией Матери. Камень нависал над двумя источниками, пересекавшими в этом месте ногайскую дорогу. Один из них был солёным и несколько белесоватого оттенка, а другой, слева, совершенно пресный. Диакон поклонился иконе и побежал в монастырь. Братия с честью и пением принесли икону и поставили её в храме. Но наутро иконы не обнаружили. Стали искать и увидели её на монастырских вратах. Монахи вернули икону в храм, но утром она опять была на прежнем месте. Тогда они решили построить над вратами часовню, там стали молится ей. О новоявленной иконе было донесено воеводе города Уфы, архиепископу Казанскому и царю Федору Иоанновичу.

После этого чуда 1 октября 1597 г. Вознесенской пустыни была пожалована земля царем Федором Иоанновичем по реке Чесноковке около 80 га земли с мельницей на реке. Монастырь в честь Пречистой Богородицы приобрел название – Пречистинский, в монастыре был пожалованный царем колокол [1, с.20]. Монастырь был по типу городским и находился внутри первой Табынской крепости под горой Воскресенской. Несколько раз разрушалась крепость с монастырем, но каждый раз чудным образом восстанавливалась. По благословению казанского митрополита Корнилия Пречистинская пустынь была восстановлена и стала приписной к Уфимскому Успенскому монастырю в 1652 году. В 1663 г. пустынь была сожжена и Табынский острог был восстановлен по указу царя Алексея Михайловича от 1664 г.. В 1689 г. Табынская церковь в остроге восстановлена вновь при попе Козьме Иванове. После пропажи Табынская икона чудным образом явилась в 1692 г. в Солеварном городке. В 1708 г. при разрушении Соловарного городка на р. Усолке у солёных ключей Табынская икона снова пропала [5, с.48]. Заложение новой Табынской крепости и храма произошло 14 июля 1736 г. (Приложение 4). Третье явление Табынской иконы произошло в 1765 г. в 9 пятницу по Пасхе трем башкирам-пастухам у солёных ключей. Один из них, после покаяния, стал монахом Паисием Еманжилинским. Святая икона была поставлена в храме Покрова Божией Матери Богоявленского завода, но наутро обнаружилась в храме села Табынск. С этого времени образовалась традиция крестного хода с иконой из Табынска на Святые Ключи. Эта традиция стала ежегодной с 1774 г., когда казаки отбили икону у местных башкир.

Уже в начале XIX века, как свидетельствует дневник В.И. Даля, с иконой обходили половину Уфимско-Оренбургской губернии. Епархиальное утверждение крестного хода произошло в 1848 году по благословению епископа Уфимского Иоанникия (Образцов 1835-49 гг.) в честь избавления города Стерлитамака от холеры. 12 декабря 1856 года в особом отношении министра внутренних дел к генерал-губернатору за № 250 утверждалось постоянное совершение крестного похода по Императорскому повелению (Приложение 5). С тех пор икона считалась чудотворной и крестный ход с ней был самым продолжительным по времени и расстоянию в России. Он проходил в течение всего года и охватывал территории современного Башкортостана, Челябинской, Курганской, Тюменской, Оренбургской и Самарской областей РФ, Кустанайской и Западно-Казахской (Уральской) областей Казахстана. Только в день своего чествования на девятую пятницу после Пасхи, проделав за год путь более чем в 4 тысячи километров, икона возвращалась в Табынск. Последний крестный ход был прерван большевиками в 1919 года под Оренбургом. Красные конники разогнала верующих и сбросили икону на дорогу. Её подняли казаки атамана Дутова и вместе с ними икона прошла весь трагических путь Отдельной Оренбургской армии белых. Первый храм иконы за рубежом был в монастыре города Харбина. После 1937 года икона в Николаевском храме в г. Кульдже. Далее Табынская Икона пребывала до 1948 года в Табынском храме в Пекине.

На месте явления Табынской иконы на Святых Ключах в настоящее время находится пещера со ступеньками, ведущими к святому источнику, появляющемуся к празднику иконы, к 9 пятнице по Пасхе. В 1972 г. Табынская часовня и пещера, из которой истекал соленый источник, были взорваны. С 1993 г. оборудована православная купальня для омовения в святом источнике. Крестный ход в Уфимской епархии был возрождён в 1992 г. по благословению митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона, в Оренбургской епархии с 2000 года по благословению митрополита Оренбургского и Бузулукского Валентина. Участие в крестных ходах с Табынской иконой Божией Матери воодушевляет верующих православных христиан всего Уральского края, придает единство церковной соборности, восстанавливает исторические традиции богопочитания, дает надежду на духовное возрождение общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: