Цель. Дифференциация звуков к — х в тексте.
Описание игры. Дети изображают цыплят, один ребенок — курочку, а другой — собаку. Все цыплята сидят в курятнике (находящемся на одной из сторон площадки). На другой стороне собачья конура, в ней сидит собака. На слова педагога (или водящего)
Вышла курочка-хохлатка, С нею желтые цыплятки, Квохчет курочка: «Ко-ко! Не ходите далеко. Курочка выбегает, оглядывается кругом, хлопает крыльями и кричит: ко-ко-ко!, созывая цыплят. На ее зов выбегают из курятника цыплята и начинают бегать, ищут корм, курочка бегает с ними. По сигналу педагога с лаем выбегает собака и бежит за цыплятами, цыплята убегают в курятник.
Курочка-хохлатка
Цель. Дифференциация звуков к — х в тексте.
Описание игры. Педагог выбирает из играющих курицу, остальные дети—цыплята. Один ребенок — кошка. Курочка и цыплята ходят по комнате, изображая руками взмахи крыльев, клюют корм и говорят:
Вышла курочка-хохлатка, С нею желтые цыплятки, Квохчет курочка: «Ко-ко! Не ходите далеко».
Ведущий говорит, а кошка его слова сопровождает действиями.
На скамейке у дорожки Улеглась и дремлет кошка....Кошка глазки открывает И цыпляток догоняет.
На последних словах кошка вскакивает, мяукает и бежит за цыплятами, которые убегают в свой домик, к курице (маме).
Курица защищает цыпляток, разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!»
При повторении игры на роль кошки выбирают другого ребенка.
Петушок
Цель. Дифференциация звуков к, г, х в тексте.
Описание игры. По краям площадки стоят низенькие скамейки или доски, положенные на подставка (высота 10—15 см). Дети становятся на скамейку. Они изображают кур, а один ребенок — петуха. Дети говорят: Петя в желтых сапогах Ходит по песку, Постоит да поглядит,!А потом как закричит: «Ку-ка-ре-ку!»
|
Петушок выходит и делает соответствующие движения («Ку-ка-ре-ку», — кричит петушок.) После крика петуха все куры спрыгивают со скамеек и бегут искать корм. Петушок бегает с ними. По сигналу «Цып-цып» дети возвращаются на свои места. Затем выбирается новый петушок, и игра повторяется.
Куры и петух
Цель. Та же, что и в предыдущей игре.
Описание игры. У одной из стен (на стульчиках) сидят куры, на небольшом расстоянии от них гуляет петух. В одном из углов комнаты кошкин дом, в нем сидит кошка. Ведущий сидит с курами. Показывая на гуляющего петуха, он говорит:
Петя в желтых сапогах
Ходит по песку,
А потом как закричит:
Петух кричит:
«Ку-ка-ре-ку!» Выходите, курочки, Собирайте крошки, Много здесь есть крошек На моей дорожке.
Куры выбегают, машут крыльями {возле петуха стучат пальцами по полу) и говорят:
Куры крыльями махали: «Ко-ко-ко-ко-ко!» Куры клювами стучали: «Ко-ко-ко-ко-ко!» Дай нам, Петя, крошки, Крошек не жалей, Дай еще немножко,
Будет веселей: «Ко-ко-ко-ко-ко!»
Выходит кошка, крадется к петуху и поет:
Выйду, выйду на дорожку: «Мяу-мяу-мяу», Там, где куры ищут крошки «Мяу-мяу-мяу!» К петушку поближе подойду И с собою в домик Петю уведу. Хватает петуха, уводит его в домик. Куры убегают к себе (на стульчики).
Ведущий. Кошка ушла, пойдемте Петю спасем. Куры громко закричали.
Куры. «Ко-ко-ко-ко» И за Петей побежали: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко!» Выходи к нам, Петя, Собирай здесь крошки, Много здесь есть крошек На нашей дорожке. Выходит петух, ведущий говорит: «Вот все и собрались, а теперь попляшем». Становятся в круг. Петух в середине.
|
Все. Мы покушали все, Петя, А теперь, дружок, Соберем скорее вместе Мы большой кружок. Покажи нам ножку, Петя, поскорей, Покружись ты с нами, Петя, веселей!
Охота на зайцев
Цель. Дифференциация звуков к—г—х в тексте.
Описание игры. Все ребята — зайцы и два-три охотника.
На одной стороне площадки по числу зайцев педагог рисует небольшие кружки (заячьи норки), в которых размещаются зайцы.
Охотники находятся на противоположной стороне, где для них нарисован домик. У каждого охотника мячик, сшитый из материи.
Ведущий. Никого нет на лужайке, Выходите, братцы-зайки, Прыгать, кувыркаться, По снегу кататься!..
Зайцы выбегают из норок, разбегаются по всей площадке и прыгают. Педагог неожиданно ударяет в барабан или бубен или хлопает в ладоши и говорит: «Охотники!»
Охотники выбегают из домика и охотятся на зайцев, а зайцы должны вовремя занять свои домики.
Охота заключается в том, что каждый охотник должен попасть в зайца мячиком до того, как он забежит в норку.
Пойманных зайцев охотники забирают к себе в дом, и игра повторяется.
Одни и те же охотники идут на охоту не более 3 раз, а затем выбирают новых охотников.
Поезд
Цель. Дифференциация звуков к—г—х в тексте.
Описание игры. Педагог или кто-нибудь из детей — паровоз. Все дети — вагоны. Дети сидят на стульчиках друг за другом. Паровоз гудит, и поезд трогается. Дети могут двигать руками и произносить: гу-гу-гу или:
Вот поезд наш едет, Колеса стучат, А в поезде этом Ребята сидят. «Гу-гу-гу, гу-гу-гу», Пыхтит паровоз. Далеко, далеко Ребят он повез.
|
Затем водящий говорит: «Стоп! Остановка! Кто хочет слезать, скорей выходите, пойдемте гулять». Дети встают со стульчиков и гуляют по комнате.
В этой игре может быть дан другой текст песни:
Деток поезд наш везет В лес и на полянку. Будут дети там гулять, Повстречают зайку.
«Так-так-так, так-так-так», Все колесики стучат, «Гу-гу-гу», белку встретим и лису. Едем-едем мы быстрей, Не боимся мы зверей. Паровоз идет потише. Остановка близко. «Гу-гу-гу, стоп!»
Поезд останавливается, дети разбегаются по комнате, гуляют, собирают цветы, и по сигналу педагога игра снова возобновляется.
Веселые гуси
Цель. Дифференциация звуков к—г в тексте.
Описание игры. Дети изображают гусей. Педагог или один из детей изображает бабушку. Он выгоняет гусей на площадку.
Дети кричат: га-га-га, и гуляют по площадке, Бабушка (зовет гусей). Гуси, гуси!
Гуси. Га-га-га!
Бабушка. Есть хотите?
Гуси. Да, да, да!
Бабушка. Бегите домой!
Гуси бегут к бабушке. Она кормит их (подносит каждому ребенку воображаемую мисочку),
Кубики с картинками
Цель. Автоматизация звуков я, е, ё, ю (й) в словах.
Оборудование. Несколько кубиков с наклеенными картинками: яблоко, ежик, елка, вьюнок, маяк, юбка, чайник, лейка, майка, воробей, муравей, сарай, трамвай, ягода, якорь, одеяло, листья, змея, ежи, ежевика, поезд, платье, ружье, приемник, юла.
Описание игры. Дети сидят за одним столом и по очереди бросают любой кубик на стол. Ту картинку, которая окажется наверху, ребенок должен правильна произнести. За правильное произношение засчитывается очко. В конце игры педагог подсчитывает очки. У кого очков больше, тот победитель.
А что там?
Цель. Автоматизация звуков я, е, ё, ю (й) ь словах и фразах.
Оборудование. Широкая коробка, шарик или пуговица, сюжетные картинки: мальчик пьет, мама шьет, дети поют, птица вьет гнездо, собака лает, дети купаются, мама моет дочку, мальчики копают ямку, дети сажают дерево и т.п.
Описание игры. Сюжетные картинки укладывают в коробку изображением вниз. Ребенок осторожно бросает пуговицу в коробку и открывает ту картинку, на которую упала пуговица. По этой картинке он составляет предложение. За правильный ответ засчитывается очко. Победителем считается тот, у кого к концу игры очков будет больше.
Скажи, что ему делать
Цель. Автоматизация звука и в словах и фразах.
Оборудование. Куклы, игрушечные машины, мяч, прыгалки, обруч.
Описание игры. Вариант 1. На полке разложены игрушки. Каждый ребенок по очереди подходит к полке, берет любую игрушку и предлагает кому-нибудь из детей поиграть с ней. Дети должны произносить примерно такие фразы: Лена, покачай куклу; Вася, попрыгай через веревочку; Сережа, покатай обруч и т.п. После выполнения просьбы ведущего игрушка возвращается, и игра продолжается.
Вариант 2. Педагог выбирает ведущего, который раздает каждому ребенку разные (или одинаковые) игрушки. Когда все дети получат игрушки, ведущий разрешает выполнить с ними действие. Каждый ребенок играет со своей игрушкой. По знаку педагога игра заканчивается, и дети кладут предметы на место. Затем каждый говорит, что он делал.
Разноцветные фигурки
Цель. Автоматизация звуков я, е, ё, ю(й) в словах и фразах.
Оборудование. Кружки, треугольники, квадратики, прямоугольники, овалы, окрашенные с одной стороны в определенный цвет.
Описаниеигры. Фигурки укладываются на середину стола или в коробку цветной стороной вниз. Дети сидят вокруг стола. Каждый из детей, закрыв глаза, по очереди вытаскивает фигурку, открывает глаза и называет ее цвет, например: «Я взял синий треугольник». Если слово синий произнесено правильно, ребенок берет фигурку себе. Если нет — кладет обратно в коробку. Кто больше соберет фигурок, тот выиграл.
Что мы делаем?
Цель. Автоматизация звуков я, е, ё, ю(й) во фразах.
Оборудование. Сюжетные картинки, например: мальчик играет с юлой, девочка стирает белье куклы, мальчик поливает цветы, малыш ест кашу и т.п.
Описание игры. Детям раздают по одной картинке. Педагог говорит им: «Представьте себе, что это вы изображены на картинках. Вот и скажите, что вы делаете».
Вызванный подходит к столу, показывает всем картинку и говорит, например: «Я играю с юлой».
За правильно произнесенную фразу ребенку засчитывается очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
Зайка
Цель. Автоматизация звука и в тексте.
Описание игры. Выбираются два ребенка: зайчик и волк. Дети образуют круг, взявшись за руки. За кругом зайчик, в кругу волк. Дети ведут хоровод и говорят стихотворение, а зайчик прыгает за кругом;
Скачет зайка маленький Около завалинки. Быстро скачет зайка, Ты его поймай-ка!
Волк старается выбежать из круга и поймать зайчика. Когда зайчика поймают, игра повторяется. Но уже роли зайчика и волка исполняют другие дети.
Чей ты, чей?
Цель. Автоматизация йотированных звуков в тексте.
Описание игры. Выбирается ведущий. Он подходит то к одному, то к другому ребенку и задает вопросы, а дети ему отвечают.
Ведущий. Чей ты, чей, Лесной ручей?
Ручей. Ничей!
Ведущий. Но откуда ж ты, ручей?
Ручей. Из ключей!
Ведущий. Ну, а чьи же те ключи?
Ручей. Ничьи!
Ведущий. Чья березка у ручья?
Ручей. Ничья.
Ведущий. А ты, девочка-лапушка?
Девочка. Я мамина, папина и бабушкина!
АВТОМАТИЗАЦИЯ И
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
РАЗНЫХ ЗВУКОВ
Разные звуки
Оборудование. Предметные картинки.
Описание игры. Дети получают парные картинки или лото, например: автомобиль, трамвай, поезд, самолет, курица, петух, гусь, утка, собака, кошка, корова, барабан, дудочка, колокольчик.
Ведущий называет предмет или животное, изображенное на картинке. Ребенок, у которого находится соответствующая картинка, повторяет название предмета и имитирует звучание данного предмета, крик животного или птицы. Остальные дети определяют, правильно ли выполнил их товарищ задание.
Уличное движение
Оборудование. Два диска (зеленый и красный).
Описание игры. Дети делятся на несколько групп, каждая из которых представляет определенный вид транспорта (трамвай, автомашину, велосипед и пр.). Посредине стоит регулировщик, в руках у него два диска. Когда он поднимает зеленый диск, трамвай движется по обозначенным рельсам, машины идут свободно и издают соответствующие звуки. Грузовая машина: ту-ту-ту, легковая: би-би-би, автобус: вррр-вррр, трамвай: цын-цын, велосипед: динь-динь-динь.
Кто тебя утром будит?
Описание игры. Дети садятся полукругом. Выбирают водящего. Он выходит вперед, и дети его спрашивают: «Кто тебя утром будит?» Водящий отвечает, например: «Кукареку!» А дети определяют, о ком идет речь. Педагог предварительно может посоветовать, кому подражать, чтобы дети упражнялись в произношении разных звуков (вррр, ква-ква, чирик-чирик, куд-куда, гав-гав, му-у, бээ-бээ, кря-кря, га-га и т.п.).
Переполох
Оборудование. Могут быть использованы маски.
Описание игры. Одна группа детей - курочки, другая - петушки, третья - гуси, четвертая - котята. Один из ребят изображает собаку, педагог (или ведущий) - хозяйку.
В начале игры все птицы сидят на насестах, а котята - на деревьях (заборчик, трибуна, лесенка); собака спряталась в конуре.
Выходит хозяйка кормить птиц. «Цып-цып-цып!» - созывает она курочек и петушков. «Тега-тега-тега!» - зовет гусей и рассыпает им корм.
Птицы сбегаются к ней (слезают с насестов) и начинают клевать зерна (имитируют движение).
«Кис-кис-кис!» - зовет хозяйка котят и дает им молоко, а сама уходит. Появляется с лаем собака. Начинается переполох.
Как только поднимается переполох (куры с кудахтаньем, петухи с кукареканьем, гуси с гоготом, котята с мяуканьем взбираются на деревья и на лесенки), прибегает хозяйка и выгоняет собаку. Игра повторяется 2-3 раза.
Чудесный мешочек
Оборудование. Мешочек и набор знакомых детям игрушек.
Описание игры. В мешочек кладут игрушки, в названии которых будет использован требуемый звук (с, ш, р...) или пара звуков (с—ш). Педагог встряхивая мешочек, обращает внимание детей на то, что в мешочке что-то есть, и тем самым вызывает интерес к игре. Сначала дети по очереди пытаются определить на ощупь, что попало им в руку. Затем достают из мешочка игрушки, показывают их и называют. Кто достал петушка, показывает, как петушок поет, кто достал собачку, показывает, как она лает, и т.д.
Магазин
Оборудование. Предметы, в названии которые есть необходимый звук или группа звуков. (Например, для автоматизации звука с: сани, самолет, лиса, стул стол, носок, сова, сумка, миска, весы, аист, бусы и т.д.)
Описание игры. Педагог ставит на стол ряд предметов, в названии которых есть звук с. Дети сидят на стульях. Педагог по очереди вызывает детей. Они приходят в магазин и, выбирая предмет который хотят купить, показывают его всем детям, громко называют и идут на свое место.
Карусель
Описание игры. Дети водят хоровод и говорят:
Карусели, карусели, Мы с тобой на лодку сели И поехали, и поехали.
Имитируют движения веслами и произносят Звук ш-ш-ш в такт с движениями рук. Затем дети вновь берутся за руки и говорят:
Карусели, карусели, Мы с тобой на лошадь сели И поехали, и поехали.
После этих слов дети изображают всадников и в такт движениям щелкают языками.
Карусели, карусели, Мы с тобой в машину сели И поехали, и поехали.
Дети теперь изображают шоферов и, подражая звуку мотора, произносят рр-р или быстро: дэ-дэ-да, проводя пальчиком под языком.
Карусели, карусели, Мы с тобой на поезд сели И поехали, и поехали.
Дети, подражая движению поезда, гудят: у-у-у, чу-чу-чу.
Карусели, карусели, В самолет с тобой мы сели И поехали, и поехали.
Дети произносят звук р-р-р и, руками изображая крылья самолета, бегут по кругу.
Игры-диалоги
Оборудование. Маски, разные предметы.
Описание игры. В этих или подобных диалогах дети сначала повторяют слова за педагогом. В дальнейшем они могут и самостоятельно обыгрывать эти диалоги. Чтобы сделать их декламацию более живой и интересной, хорошо дать им в руки предметы, соответствующие содержанию диалога (шапки, платки), и ввести их как часть свободной творческой игры на тему «Театр» или «Кино».
'Шутка
— Что делаешь?
— Ничего.
— А он что?
— Мне помогает.
— Тит, иди молотить.
— Живот болит.
— Тит, иди кашу есть.
— А где моя большая ложка?
— Федул, что губы надул?
— Кафтан прожег.
— Велика ли дыра?
— Один ворот остался.
— Куда идете, детушки?
— По ягоды, бабушка.
— Где же ягоды, детушки?
— Над землицей, бабушка.
— Уж не клюква ли, детушки?
— Нет, повыше, бабушка.
— Не калина ли, детушки?
— Угадала, бабушка.
— Куда, Семен, едешь?
— Сено косить.
— На что тебе сено?
— Коров кормить.
— На что тебе коровы?
— Молоко доить.
— На что тебе молоко?
— Вас, детки, поить.
Говорит гусь Коле:
— Пошел бы ты умылся, что ли. Говорит Коле утка:
— Смотреть на тебя жутко. Говорит Коле кошка:
— Дай, полижу тебя немножко. А свинья от смеха давится:
— Мне мальчик этот нравится.
Дети, которые изображают гуся, утку, кошку и свинью, имитируют характерные звуки и движения этих животных.
Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов / Под ред. В.И. Селиверстова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - 192с.