Игры и упражнения на выделение пауз в речи
Комович Е.В., учитель музыки и музыкальной ритмики ОГОКУ специальной (коррекционной) школы - интерната №28 г.Тулун
Иркутская область.
Детям объясняем, на примере предложений:
“Казнить I нельзя помиловать.
Казнить нельзя I помиловать”,
какое огромное значение для смысла всего высказывания имеет пауза.
Игра “Кто быстрее?”.
Назовите все варианты прочтения следующих фраз. Кто назовёт быстрее, тот и победил.
Поездку отложить нельзя выезжать.
На утес одинокий орёл садится.
“Бубен”.
У каждого ребёнка маленький бубен. Читаем стих, сопровождая его ударами о бубен, на паузы – поднять бубен вверх.
Бубен весело звенит: “Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!”
Ребятишек веселит: “Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!”
Бубен, спой ещё разок: “Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!”
Твой чудесен голосок: “Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!”
Координационно-ритмические игры.
Комович Е.В., учитель музыки и музыкальной ритмики ОГОКУ специальной (коррекционной) школы - интерната №28 г.Тулун
Иркутская область.
В таких играх сочетается речь и движения рук, ног, туловища, головы.
“Здравствуйте”.
нотное приложение см. ж “Музыкальная палитра” №1 – 2002г.
И.П. – дети стоят в кругу либо свободно лицом к педагогу.
Ручки – ручки, просыпайтесь - развести руки в стороны, потянуться.
Здравствуйте!
Ласковые ручки наши, - погладить ладошки,
Здравствуй те!
Пальчики сердитые - погрозить пальцами.
Здравствуй те!
И ладошки, наши крошки, - ритмично (на каждую долю) хлопать в
Здравствуйте! ладоши,
Разбудите ножки. – пошлёпать по ногам.
Ножки, здравствуйте! - наклониться к ногам.
|
И притопы, и пружинки, - притопнуть,
Здравствуйте! - слегка присесть.
И притопы, и притопы, - на каждую долю топать ногами,
Здравствуйте!
И пружинки, и пружинки, - выполнять лёгкие приседания.
Здравствуйте!
Глазки, ушки, носик, ротик, - коснуться пальцами названного
Здравствуйте!
И улыбки, и улыбки, - улыбнуться окружающим
Здравствуйте!
Все друг другу улыбнитесь - улыбнуться и кивнуть друг другу.
Здравствуйте!
И лукаво подмигните, - подмигнуть.
Здравствуйте!
“Деревья”.
И.П. – основная стойка.
Берёзка
Распустила волнистые косы, -волнообразные движения рук.
Улыбнулась гостям с высоты, - на носочках чуть наклонить вперёд руки,
улыбнуться.
Это гордость России – берёза - русский поклон.
В рамке северной красоты. – полный оборот вокруг себя.
Клён.
Рос у клёна – маменьки - округлённые руки над головой, пружинка.
Клён – ребёнок маленький, - присесть на колени
Маленький сыночек, - с округлёнными руками, покачиваться
Рыженький кленочек. вправо – влево.
Осинка.
Ой – ой – ой! – листва трясётся, - дрожащие кисти рук перед собой
Дрожь ветвям передаётся. – кисти рук по сторонам опускаются
вниз мелкими рывками, одновременно
ноги пружинят, приподнимаясь на
носки и опускаясь.
Кто осинку напугал? - руки вперёд наклон.
Ветер холодом обдал! - слегка присесть, обхватив руками
плечи.
“Дом”.
И.П. – основная стойка.
На опушке дом стоит - сложить ладони над головой
На дверях замок висит - сомкнуть ладони в замок перед собой.
За дверями стоит стол - накрыть правой ладонью кулак левой
руки.
Вокруг дома частокол - растопырить пальцы, поднятых вверх
|
рук.
Тук – тук – тук дверь открой - постучать кулачком о ладонь.
Заходите я не злой. – наклон вперёд, разводя руки в стороны.
“Семья могучая”.
В одном лесу могучем - показать руками над головой “деревья”.
Жила семья могучая - сложить ладони в “замок”.
У них был дом огромный - соединить ладони показать “крышу”
над головой, встать на носочки.
И крыша с трубой тёмной - в том же положении, поднять средние
пальчики.
Из трубы колечком дым - сделать колечки из пары пальцев:1 – 2,
1 – 3, 1 – 4, 1 – 5, постепенно поднимая
руки вверх.
Плим – плим – плим. – выполнить щелчки пальцами вправо,
влево.
“Стой на одной ноге!”
И.П. – основная стойка.
Раз, 2, 3, 4, 5 - шаг на месте.
Начинаем мы играть - скачут с ноги на ногу.
Раз, 2, 3, 4, - шаг на месте
Все играют в этом мире. – 4-е пружинки на месте на двух ногах.
Раз, 2, 3, - раз, 2, 3 - три притопа вправо, влево.
Ногу ты скорей согни! - шаг на месте, высоко поднимая
согнутую в колене ногу.
Раз, 2 - прямо стой! - шаг на месте, в конце фразы
остановиться на одной ноге, другая
согнута в колене.
Получилось? - развести руки в стороны –
вопросительный жест.
Ты – герой! - хлопки в ладоши.
Если ребёнок не может устоять на одной ноге, то педагог говорит:
Раз, не смог – тогда со мной!
Игра повторяется несколько раз, пока не останутся самые ловкие – победители.
“Едем, едем на тележке”.
Речевая игра с движениями, может являться началом летнего “путешествия” на “лесную полянку”. Дети произвольно сцепляётся, образуя воображаемые дрожки, движутся по залу и ритмично декламируют стих.
|
Едем, едем на тележке распевать в лесу потешки. (скрип – скрип – скрип, скрип – скрип – скрип).
Листья шуршат (ш-ш-ш-ш), птички свистят (фить – пирю, фить – пирю).
Белка на ветке орешки грызёт (цок – цок – цок).
Рыжая лисичка зайчишку стережёт. (затаиться и замереть).
Едем, едем на тележке распевать в лесу потешки. (скрип – скрип – скрип, скрип – скрип – скрип).
Ручеёк журчит (упр. болтушка), в речку он бежит (упр. болтушка).
Долго – долго ехали, наконец, приехали. Ух! (хором)
Игры, направленные на развитие умений использовать паралингвистические средства.
Комович Е.В., учитель музыки и музыкальной ритмики ОГОКУ специальной (коррекционной) школы - интерната №28 г.Тулун
Иркутская область.
Сначала нужно объяснить детям, что такое мимика и жесты и что они делают речь выразительнее. Детям предлагаю рассмотреть рисунки с изображением различных видов мимики, определить какие чувства, какое настроение выражает каждый рисунок.
Затем предложить произнести любую фразу с различными чувствами. Для использования жестов можно предложить детям чтение стихотворений.
Муравей сороконожке
Повстречался на дорожке.
- С добрым утром! –
Как дела? –
Сорок лапок подала.
И пока он лапки жал,
Тут и ….вечер набежал.
Э.Гольдман
Игра “Жук”.
Материалы: шапочка – маска жука, нотное сопровождение см. сборник “Скворушка” - Е.Д.Макшанцевой стр.52.
Выбирается водящий – жук, дети в хороводе, обращаются к жуку выполняя жесты сопровождая вопросительную фразу:
-Жук, жук, пожужжи,
Что ты видел – расскажи.
Жу – жу – жу! Жи – жи – жи!
Пожужжи и расскажи!
Жук: 1. - Я вам песню прожужжу,
В ней о лете расскажу,
Жу – жу – жу! Жу – жу – жу!
В ней о лете расскажу!(2раза)
На повторный ответ “жука” дети подпевают вторую строчку ответа и вновь обращаются к “жуку” с той же просьбой.
Жук: 2. – Я вам песню прожужжу,
В ней о речке расскажу,
Жу – жу – жу! Жу – жу – жу!
В ней о лете расскажу!(2раза)
Жук: 3. –Я вам песню прожужжу,
В ней о травке расскажу,
Жу – жу – жу! Жу – жу – жу!
В ней о травке расскажу!(2раза)
Жук: 4. –Я вам песню прожужжу,
В ней о солнце расскажу!
Жу – жу – жу! Жу – жу – жу!
В ней о солнце расскажу!(2раза)
Песенка спета. “Жук” становится перед детьми и говорит:
- Над цветочками летал…(показывая движения имитирующие полёт).
Дети: “Всё жужжал, жужжал, жужжал!” - повторяют те же движения.
- Возле реченьки бывал…(после произнесения фразы подпрыгнуть как можно выше).
Дети: “Всё жужжал, жужжал, жужжал” - повторяют те же движения.
- Я под солнышком летал…(показать лицо солнышку, зажмурится).
Дети: “Всё жужжал, жужжал, жужжал” - повторить те же движения.
- Деток маленьких видал…(присесть на корточки).
Дети: “Всё жужжал, жужжал, жужжал” - повторить движения.
“Барбос”.
Прочитать стих, изображая Барбоса игривым, затем злым.
На дворе рычит Барбос – Рр! Рр! Рр! Рр!
Он гоняет рыжих ос – Рр! Рр! Рр! Рр!
Отчего рычит Барбос – Рр! Рр! Рр! Рр!
Осы жалят его в нос – Рр! Рр! Рр! Рр!
Гав!
Голосовые игры.
Комович Е.В., учитель музыки и музыкальной ритмики ОГОКУ специальной (коррекционной) школы - интерната №28 г.Тулун
Иркутская область.
“Музыкальные прятки”.
Выбирается по считалке водящий, уходит за дверь. Дети договариваются, какую песню будут петь и прячут мягкую игрушку небольших размеров.
Зовут водящего и начинают петь задуманную песню. Если песня поётся громко – значит игрушка спрятана где – то близко, если – тихо – то игрушка от этого места далеко. Водящий должен ориентироваться по пению детей.
“Путешествие”. Логопед читает стих а дети в это время тянут подражательные звуки.
Машина.
Мы в машину сядем,
Заведём мотор. –дети имитируют звук “р” вибрацией губ
Позовёт машина нас одновременно со звуком голоса.
За большой забор.
На машине ехали,
Город весь проехали,
Проезжали косогор –
У неё заглох мотор. – замолкают.
Самолёт.
Полетит наш самолёт, - дети тянут гласный “у” с выдуванием
К облакам нас унесёт. Воздуха через плотно сомкнутые,
вытянутые
С ветерком там поиграем трубочкой губы, изменяя высоту звука.
И на землю всех вернёт.
Лошадка.
На лошадке верхом - щёлкают языком, изменяя форму губ
Все поскачем мы потом. (вытягивают трубочкой, растягивают в
Звонко топают копытца. улыбке).
Не пора остановиться?
Тпру – у – у – у!
Поезд.
Поезд подаёт сигнал – - тянут “ту – у – у”
Он стоять уже устал. Произносят “чух – чух” с ускорением
Набирает поезд ход, (замедлением) темпа,
Свою песенку поёт. произносят на выдохе “пш – ш – ш”.
“Вежливые слова”.
Чтобы вежливыми быть,
Нужно “здравствуй” говорить
Всем, кого б ни встретил
-это знают дети.
Скажешь “здравствуй” и в ответ
Прозвучит: “привет! Привет!”
Здравствуйте, ладошки! - хлопают в ладоши
Здравствуйте, сапожки! - топают
Здравствуйте, лягушки! - квакают
Здравствуйте, кукушки! - ку – ку – ку
Здравствуй, звонкий каблучок! - пощёлкать языком
И малышка светлячок! - на выдохе “с”
Здравствуй, поросёнок - хрюкают “хрю – хрю”
И маленький телёнок! - “му – у – у, му – у – у”
Здравствуй, шустрый ветерок - подуть
Звонкий детский голосок! - звук “а” на разной высоте
Здравствуй, сонная ворона, - издают звук – храп (вибрант гортани)
Поезд длинный у перрона! - тянут “ту – у – у”
Добрый день ручным часам, - “тик – так – тик – так”
Громким детским голосам! - громко кричат
Здравствуй, бурная река, - упр. “болтушка”
В синем небе облака! - тихо спеть “а” в фальцетном
режиме.
“Весенние голоса”.
Дети располагаются на полу в кругу.
Текст говорит педагог, дети озвучивают.
Пригрело весеннее солнце. – поднимают руки вверх поёт
каждый
свой гласный звук, негромко, что бы
слышать друг друга.
С пригорка побежал весёлый ручеёк. – упр. “болтушка”.
До краёв наполнил большую глубокую - на глиссандо спеть голосом вниз.
лужу.
Перелился через край. – все дети упр. “болтушка”, один –
голосом “волну” - вверх – вниз.
И дальше побежал. – все голосом”волну” - вверх – вниз на
любой гласный звук.
Выбрались из под коры жучки - ЖЖЖ-ЖЖЖ в низком регистре, и
букашки ззз – ззз в высоком регистре.
Расправили крылышки - крш – крш с повышающейся
интонацией.
И полетели кто куда - тр – тр – тр шёпотом на разной
высоте, по желанию детей.
Вдруг под кучей хвороста что-то - Шур – Шур – Шур
зашуршало
И вылез ёжик - сопеть носом энергично втягивая и
выдувая воздух.
Ожил под тёплым весенним солнцем - пропеть взрывные звуки остро, в
И муравейник. высоком регистре.
Лес наполнился птичьими голосами. – имитация птичьего пения.
Вот и пришла весна. – каждый поёт звук, как в нач. упр.