Игры, направленные на развитие умений использовать паралингвистические средства.




Игры и упражнения на выделение пауз в речи

Комович Е.В., учитель музыки и музыкальной ритмики ОГОКУ специальной (коррекционной) школы - интерната №28 г.Тулун

Иркутская область.

Детям объясняем, на примере предложений:

“Казнить I нельзя помиловать.

Казнить нельзя I помиловать”,

какое огромное значение для смысла всего высказывания имеет пауза.

Игра “Кто быстрее?”.

Назовите все варианты прочтения следующих фраз. Кто назовёт быстрее, тот и победил.

Поездку отложить нельзя выезжать.

На утес одинокий орёл садится.

“Бубен”.

У каждого ребёнка маленький бубен. Читаем стих, сопровождая его ударами о бубен, на паузы – поднять бубен вверх.

Бубен весело звенит: “Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!”

Ребятишек веселит: “Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!”

Бубен, спой ещё разок: “Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!”

Твой чудесен голосок: “Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!”

Координационно-ритмические игры.

Комович Е.В., учитель музыки и музыкальной ритмики ОГОКУ специальной (коррекционной) школы - интерната №28 г.Тулун

Иркутская область.

В таких играх сочетается речь и движения рук, ног, туловища, головы.

“Здравствуйте”.

нотное приложение см. ж “Музыкальная палитра” №1 – 2002г.

И.П. – дети стоят в кругу либо свободно лицом к педагогу.

Ручки – ручки, просыпайтесь - развести руки в стороны, потянуться.

Здравствуйте!

Ласковые ручки наши, - погладить ладошки,

Здравствуй те!

Пальчики сердитые - погрозить пальцами.

Здравствуй те!

И ладошки, наши крошки, - ритмично (на каждую долю) хлопать в

Здравствуйте! ладоши,

Разбудите ножки. – пошлёпать по ногам.

Ножки, здравствуйте! - наклониться к ногам.

И притопы, и пружинки, - притопнуть,

Здравствуйте! - слегка присесть.

И притопы, и притопы, - на каждую долю топать ногами,

Здравствуйте!

И пружинки, и пружинки, - выполнять лёгкие приседания.

Здравствуйте!

Глазки, ушки, носик, ротик, - коснуться пальцами названного

Здравствуйте!

И улыбки, и улыбки, - улыбнуться окружающим

Здравствуйте!

Все друг другу улыбнитесь - улыбнуться и кивнуть друг другу.

Здравствуйте!

И лукаво подмигните, - подмигнуть.

Здравствуйте!

“Деревья”.

И.П. – основная стойка.

Берёзка

Распустила волнистые косы, -волнообразные движения рук.

Улыбнулась гостям с высоты, - на носочках чуть наклонить вперёд руки,

улыбнуться.

Это гордость России – берёза - русский поклон.

В рамке северной красоты. – полный оборот вокруг себя.

Клён.

Рос у клёна – маменьки - округлённые руки над головой, пружинка.

Клён – ребёнок маленький, - присесть на колени

Маленький сыночек, - с округлёнными руками, покачиваться

Рыженький кленочек. вправо – влево.

Осинка.

Ой – ой – ой! – листва трясётся, - дрожащие кисти рук перед собой

Дрожь ветвям передаётся. – кисти рук по сторонам опускаются

вниз мелкими рывками, одновременно

ноги пружинят, приподнимаясь на

носки и опускаясь.

Кто осинку напугал? - руки вперёд наклон.

Ветер холодом обдал! - слегка присесть, обхватив руками

плечи.

“Дом”.

И.П. – основная стойка.

На опушке дом стоит - сложить ладони над головой

На дверях замок висит - сомкнуть ладони в замок перед собой.

За дверями стоит стол - накрыть правой ладонью кулак левой

руки.

Вокруг дома частокол - растопырить пальцы, поднятых вверх

рук.

Тук – тук – тук дверь открой - постучать кулачком о ладонь.

Заходите я не злой. – наклон вперёд, разводя руки в стороны.

“Семья могучая”.

В одном лесу могучем - показать руками над головой “деревья”.

Жила семья могучая - сложить ладони в “замок”.

У них был дом огромный - соединить ладони показать “крышу”

над головой, встать на носочки.

И крыша с трубой тёмной - в том же положении, поднять средние

пальчики.

Из трубы колечком дым - сделать колечки из пары пальцев:1 – 2,

1 – 3, 1 – 4, 1 – 5, постепенно поднимая

руки вверх.

Плим – плим – плим. – выполнить щелчки пальцами вправо,

влево.

“Стой на одной ноге!”

И.П. – основная стойка.

Раз, 2, 3, 4, 5 - шаг на месте.

Начинаем мы играть - скачут с ноги на ногу.

Раз, 2, 3, 4, - шаг на месте

Все играют в этом мире. – 4-е пружинки на месте на двух ногах.

Раз, 2, 3, - раз, 2, 3 - три притопа вправо, влево.

Ногу ты скорей согни! - шаг на месте, высоко поднимая

согнутую в колене ногу.

Раз, 2 - прямо стой! - шаг на месте, в конце фразы

остановиться на одной ноге, другая

согнута в колене.

Получилось? - развести руки в стороны

вопросительный жест.

Ты – герой! - хлопки в ладоши.

Если ребёнок не может устоять на одной ноге, то педагог говорит:

Раз, не смог – тогда со мной!

Игра повторяется несколько раз, пока не останутся самые ловкие – победители.

“Едем, едем на тележке”.

Речевая игра с движениями, может являться началом летнего “путешествия” на “лесную полянку”. Дети произвольно сцепляётся, образуя воображаемые дрожки, движутся по залу и ритмично декламируют стих.

Едем, едем на тележке распевать в лесу потешки. (скрип – скрип – скрип, скрип – скрип – скрип).

Листья шуршат (ш-ш-ш-ш), птички свистят (фить – пирю, фить – пирю).

Белка на ветке орешки грызёт (цок – цок – цок).

Рыжая лисичка зайчишку стережёт. (затаиться и замереть).

Едем, едем на тележке распевать в лесу потешки. (скрип – скрип – скрип, скрип – скрип – скрип).

Ручеёк журчит (упр. болтушка), в речку он бежит (упр. болтушка).

Долго – долго ехали, наконец, приехали. Ух! (хором)

Игры, направленные на развитие умений использовать паралингвистические средства.

Комович Е.В., учитель музыки и музыкальной ритмики ОГОКУ специальной (коррекционной) школы - интерната №28 г.Тулун

Иркутская область.

Сначала нужно объяснить детям, что такое мимика и жесты и что они делают речь выразительнее. Детям предлагаю рассмотреть рисунки с изображением различных видов мимики, определить какие чувства, какое настроение выражает каждый рисунок.

Затем предложить произнести любую фразу с различными чувствами. Для использования жестов можно предложить детям чтение стихотворений.

Муравей сороконожке

Повстречался на дорожке.

- С добрым утром! –

Как дела? –

Сорок лапок подала.

И пока он лапки жал,

Тут и ….вечер набежал.

Э.Гольдман

Игра “Жук”.

Материалы: шапочка – маска жука, нотное сопровождение см. сборник “Скворушка” - Е.Д.Макшанцевой стр.52.

Выбирается водящий – жук, дети в хороводе, обращаются к жуку выполняя жесты сопровождая вопросительную фразу:

-Жук, жук, пожужжи,

Что ты видел – расскажи.

Жу – жу – жу! Жи – жи – жи!

Пожужжи и расскажи!

Жук: 1. - Я вам песню прожужжу,

В ней о лете расскажу,

Жу – жу – жу! Жу – жу – жу!

В ней о лете расскажу!(2раза)

На повторный ответ “жука” дети подпевают вторую строчку ответа и вновь обращаются к “жуку” с той же просьбой.

Жук: 2. – Я вам песню прожужжу,

В ней о речке расскажу,

Жу – жу – жу! Жу – жу – жу!

В ней о лете расскажу!(2раза)

Жук: 3. –Я вам песню прожужжу,

В ней о травке расскажу,

Жу – жу – жу! Жу – жу – жу!

В ней о травке расскажу!(2раза)

Жук: 4. –Я вам песню прожужжу,

В ней о солнце расскажу!

Жу – жу – жу! Жу – жу – жу!

В ней о солнце расскажу!(2раза)

Песенка спета. “Жук” становится перед детьми и говорит:

- Над цветочками летал…(показывая движения имитирующие полёт).

Дети: “Всё жужжал, жужжал, жужжал!” - повторяют те же движения.

- Возле реченьки бывал…(после произнесения фразы подпрыгнуть как можно выше).

Дети: “Всё жужжал, жужжал, жужжал” - повторяют те же движения.

- Я под солнышком летал…(показать лицо солнышку, зажмурится).

Дети: “Всё жужжал, жужжал, жужжал” - повторить те же движения.

- Деток маленьких видал…(присесть на корточки).

Дети: “Всё жужжал, жужжал, жужжал” - повторить движения.

“Барбос”.

Прочитать стих, изображая Барбоса игривым, затем злым.

На дворе рычит Барбос – Рр! Рр! Рр! Рр!

Он гоняет рыжих ос – Рр! Рр! Рр! Рр!

Отчего рычит Барбос – Рр! Рр! Рр! Рр!

Осы жалят его в нос – Рр! Рр! Рр! Рр!

Гав!

Голосовые игры.

Комович Е.В., учитель музыки и музыкальной ритмики ОГОКУ специальной (коррекционной) школы - интерната №28 г.Тулун

Иркутская область.

“Музыкальные прятки”.

Выбирается по считалке водящий, уходит за дверь. Дети договариваются, какую песню будут петь и прячут мягкую игрушку небольших размеров.

Зовут водящего и начинают петь задуманную песню. Если песня поётся громко – значит игрушка спрятана где – то близко, если – тихо – то игрушка от этого места далеко. Водящий должен ориентироваться по пению детей.

“Путешествие”. Логопед читает стих а дети в это время тянут подражательные звуки.

Машина.

Мы в машину сядем,

Заведём мотор. –дети имитируют звук “р” вибрацией губ

Позовёт машина нас одновременно со звуком голоса.

За большой забор.

На машине ехали,

Город весь проехали,

Проезжали косогор –

У неё заглох мотор. – замолкают.

Самолёт.

Полетит наш самолёт, - дети тянут гласный “у” с выдуванием

К облакам нас унесёт. Воздуха через плотно сомкнутые,

вытянутые

С ветерком там поиграем трубочкой губы, изменяя высоту звука.

И на землю всех вернёт.

Лошадка.

На лошадке верхом - щёлкают языком, изменяя форму губ

Все поскачем мы потом. (вытягивают трубочкой, растягивают в

Звонко топают копытца. улыбке).

Не пора остановиться?

Тпру – у – у – у!

Поезд.

Поезд подаёт сигнал – - тянут “ту – у – у”

Он стоять уже устал. Произносят “чух – чух” с ускорением

Набирает поезд ход, (замедлением) темпа,

Свою песенку поёт. произносят на выдохе “пш – ш – ш”.

“Вежливые слова”.

Чтобы вежливыми быть,

Нужно “здравствуй” говорить

Всем, кого б ни встретил

-это знают дети.

Скажешь “здравствуй” и в ответ

Прозвучит: “привет! Привет!”

Здравствуйте, ладошки! - хлопают в ладоши

Здравствуйте, сапожки! - топают

Здравствуйте, лягушки! - квакают

Здравствуйте, кукушки! - ку – ку – ку

Здравствуй, звонкий каблучок! - пощёлкать языком

И малышка светлячок! - на выдохе “с”

Здравствуй, поросёнок - хрюкают “хрю – хрю”

И маленький телёнок! - “му – у – у, му – у – у”

Здравствуй, шустрый ветерок - подуть

Звонкий детский голосок! - звук “а” на разной высоте

Здравствуй, сонная ворона, - издают звук – храп (вибрант гортани)

Поезд длинный у перрона! - тянут “ту – у – у”

Добрый день ручным часам, - “тик – так – тик – так”

Громким детским голосам! - громко кричат

Здравствуй, бурная река, - упр. “болтушка”

В синем небе облака! - тихо спеть “а” в фальцетном

режиме.

“Весенние голоса”.

Дети располагаются на полу в кругу.

Текст говорит педагог, дети озвучивают.

Пригрело весеннее солнце. – поднимают руки вверх поёт

каждый

свой гласный звук, негромко, что бы

слышать друг друга.

С пригорка побежал весёлый ручеёк. – упр. “болтушка”.

До краёв наполнил большую глубокую - на глиссандо спеть голосом вниз.

лужу.

Перелился через край. – все дети упр. “болтушка”, один –

голосом “волну” - вверх – вниз.

И дальше побежал. – все голосом”волну” - вверх – вниз на

любой гласный звук.

Выбрались из под коры жучки - ЖЖЖ-ЖЖЖ в низком регистре, и

букашки ззз – ззз в высоком регистре.

Расправили крылышки - крш – крш с повышающейся

интонацией.

И полетели кто куда - тр – тр – тр шёпотом на разной

высоте, по желанию детей.

Вдруг под кучей хвороста что-то - Шур – Шур – Шур

зашуршало

И вылез ёжик - сопеть носом энергично втягивая и

выдувая воздух.

Ожил под тёплым весенним солнцем - пропеть взрывные звуки остро, в

И муравейник. высоком регистре.

Лес наполнился птичьими голосами. – имитация птичьего пения.

Вот и пришла весна. – каждый поёт звук, как в нач. упр.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: