КЛАСС
БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК
Про школу и не только.
Читаем веселые рассказы Н.Носова
Цели урока
- прививать интерес к чтению
Задачи:
Образовательная: обобщить и расширить представление уч-ся о рассказах Н.Носова, совершенствовать умение читать осознанно;
Коррекционная: коррекция зрительного и слухового восприятия, уточнение и расширение словарного запаса;
Воспитательная: воспитание нравственных качеств: доброты, честности, трудолюбия на основе рассказов Н.Носова
Ход урока:
1. Знакомство с биографией писателя.
Николай Николаевич Носов родился в 1908 году на Украине. Его отец был актёром. В детстве был очень любознательным: много читал, любил петь, играл в шахматы, мастерил игрушки, фотографировал, посещал театральный кружок. Все его детские увлечения помогли ему в творческой деятельности, тогда, когда он писал рассказы для детей и о детях. Свои первые рассказы он написал до Великой Отечественной войны. Они были напечатаны в детском журнале «Мурзилка». После войны вышла новая книга Н.Н.Носова, в которой напечатали рассказы «Тук-тук», «Мишкина каша», «Фантазёры», «Затейники». Рассказы сразу понравились детям и взрослым. Они были весёлые, поучительные. Герои рассказов Носова всегда что-то придумывают, то есть живут жизнью простых девчонок и мальчишек. Но самую большую известность ему принесла сказка «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне», «Незнайка в Солнечном городе». Именно в этой сказке герои Носова мастерят, летают на воздушном шаре, рисуют, поют и все дружно живут. Сказку, состоящую из трёх частей называют – трилогия. Николай Николаевич работал в сфере кино. Был детским писателем, драматургом, постановщиком мультфильмов и учебных фильмов. По мотивам рассказов Н.Н.Носова были сняты детские фильмы, мультфильмы.
|
2. Чтение рассказа Н.Носова «На горке»
3. Ответы на вопросы по прочитанному рассказу.
- Как звали мальчика из рассказа?
- Каким вы увидели Котьку в начале рассказа? (хитрый, ленивый, сам не помогал, а горку испортил)
- В середине расказа можно было подумать, что Котька признался в своей поступке?
- Правильно ли поступил Котька, признавшись в своей ошибке?
- Как Котька помог ребятам?
- Как бы ты поступил на месте Котьки?
Подведение итогов урока
- Что ты узнал о Николае Носове?
- Чему учат нас рассказы Носова?
- Назовите рассказы (какие запомнили) Носова? (
- Чему учат рассказы Николая Николаевича Носова?
«Все герои Носова как живые, а их фантазии, их поступки и даже проделки учат читателей добру, благородству». С.В.Михалков.
Каждая сказка Носова, каждый рассказ – это житейская повесть о детских насущных проблемах и проделках. Рассказы Николая Носова очень комичны и остроумны, но глвное, что герои произведений – настоящие дети с настоящими историями и характерами. В любом их них мы можем узнать себя. Сказки и рассказы Носова написаны простым понятным языком.
Идут года, Николай Носов уже много лет не с нами, но его рассказы, сказки и их персонажи не стареют. Искренние и поразительно добрые герои так и просятся во все детские книжки.
У Николая Носова очень много рассказов, повестей. Их можно прочитать всей семьей.
Список произведений Николая Носова
|
Витя Малеев в школе и дома
Мишкина каша
Милиционер
Огурцы
Автомобиль
Бенгальские огни
Бобик в гостях у Барбоса
Дружок
Живая шляпа
Замазка
Заплатка
Затейники
Клякса
Метро
На горке
Находчивость
Наш каток
Огородники
Приключения Толи Клюквина
Про Гену
Прятки
Про репку
Ступеньки
Телефон
Три охотника
Тук-тук тук
Фантазеры
Федина задача
Шурик у дедушки
Николай Носов
На горке
Ссылка на аудиосказку (можно послушать)
https://mishka-knizhka.ru/audio-rasskazy-dlya-detej/audio-rasskazy-nosova/na-gorke-audio/
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=718526996837376627&text=носов%20на%20горке%20мультфильм&path=wizard&parent-reqid
Целый день ребята трудились — строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили ее водой и побежали домой обедать.
— Вот пообедаем, — говорили они, — а горка пока замерзнет. А после обеда мы придем с санками и будем кататься.
А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шел горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, — как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.
— О, говорит, — хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.
Только полез на горку — бух носом!
— Ого! — говорит. — Скользкая!
Поднялся на ноги и снова — бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.
«Что делать?» — думает.
|
Думал, думал — и придумал:
«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее».
Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там — ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх.
— Вот теперь, — говорит, — скачусь!
Оттолкнулся ногой и снова — бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:
— Как же теперь по песку кататься?
И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят — горка песком посыпана.
— Это кто здесь напортил? — закричали они. — Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?
— Нет, — говорит Котька, — я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на нее взобраться.
— Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он — песком! Как же теперь кататься?
Котька говорит:
— Может быть, когда-нибудь снег пойдет, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.
— Так снег, может, через неделю пойдет, а нам сегодня надо кататься.
— Ну, я не знаю, — говорит Котька.
— Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!
Котька отвязал коньки и взял лопату.
— Засыпай песок снегом!
Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.
— Вот теперь, — говорят, — замерзнет, и можно будет кататься.
А Котьке так работать понравилось, что он еще сбоку лопатой ступеньки проделал.
— Это, — говорит, — чтоб всем было легко взбираться, а то еще кто-нибудь снова песком посыплет!