ТИПЫ ДЕСТРУКТИВНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ: КОНСПЕКТ





ПРИНЯТИЕ ЧУВСТВ: ОБЩАЯ СХЕМА

РАБОТА С АГРЕССИЕЙ: ОБЩАЯ СХЕМА


 


Принятие чувств: типовые ошибки

Тип Суть Ответная реакция   Тип Суть Ответная реакция
Отрицание Отрицание
Защита другой стороны Вопросы
Советы Жалость
Психоанализ Философствование

Принятие чувств: рекомендации

Ситуация Как не надо Как надо   Ситуация Как не надо Как надо
Отрицание Принятие Отрицание и нападки Возможность выражения
Нападки, указания Принятие, решение Отрицание, унижение Понимание, принятие, выражение
Общие рекомендации
ЗАКЛИНАНИЕ Подтвердить и назвать чувства ребенка Выслушать и проявить солидарность с чувствами Предложить в виде фантазии решение
               

ТИПЫ ДЕСТРУКТИВНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ: ОБЩАЯ СХЕМА


 

ТИПЫ ДЕСТРУКТИВНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ: КОНСПЕКТ

    Суть, послание   Последствия   Альтернатива
             
ПРИНУЖДЕНИЕ Ø Забирает волю ребенка Основное действие: заставить Послание: «Сам ты не можешь, у тебя нет своей воли, контроля, опыта, ума, а у меня есть! Поэтому я заменяю твою внутреннюю волю своей!» Ø Вариант 1: тотальное смирение, пассивность и инфантильность, привычка «страдать и терпеть», «не решать самому» Ø Первый уровень: твердое обозначение позиции и проявление здоровой власти с принятием чувств: «Я понимаю, что нелегко вставать в школу каждый день так рано, но уроки начинаются в 9, и нам пора»
  Ø Вариант 2: сопротивление. Если открытое запрещено, то латентное – через болезнь, пассивные протестные реакции, навязчивые состояния и т.д., стремление к сверхконтролю   Второй уровень: передача ребенку: сферы контроля, зоны ответственности, работу с последствиями
      Третий уровень: замена принуждения просьбой (которая подразумевает возможность отказа)
             
УСТЫЖЕНИЕ Ø Забирает совесть ребенка посредством замены личной (внутренней) совести внешней   Послание: «Ты плохой, вижу тебя насквозь, ты ничего не скроешь, все твои желания порочны, я слежу за тобой и выведу на чистую воду»   В результате стыд утрачивает первичную функцию: укрывать интимное, быть эмоциональным выражением совести. Превращается в манипуляцию и инструмент запугивания Ø Вариант 1: формирование в ребенке тенденции к расщеплению и вытеснению того, чем его стыдят: отказ от чувства себя, своих потребностей. Из-за риска быть пристыженным ребенок начинает бояться самого себя, своих мыслей, отрицать и ненавидеть их и самого себя Формирование привычки лгать, скрывать, утаивать, пытаясь сохранить личные границы. Жизнь в страхе, а не в соответствии с осознанными ценностями: ребенок начинает что-то делать определенным образом не потому что убежден, а из-за страха Вариант 2: провоцирование возникновения сопротивления в виде девиантного поведения. Ребенок пытается взять под контроль свой стыд и совершает поступки, которых надо стыдиться. Оправдывает отношение к нему, соответствует Ø - О плохих поступках лучше говорить с глазу на глаз. Обсуждать причины и следствия. Можно поделиться своими эмоциями и чувствами   - Пример: «Я расстроен. Что побудило тебя поступить так?Когда ты так делаешь, другие люди могут чувствовать себя…»   - Трансляция социальных норм без формирования ощущения плохости, никчемности, не заслуживающего любви   - Альтернативное послание: «Ты хороший, я люблю тебя, но, на мой взгляд, ты поступил так, что другим людям от этого стало…»  
             
УГРОЗЫ Ø Провоцируются неверием взрослых в свои силы. Лишение ощущения собственной ценности. Угрозы – запугивание, манипуляция безопасностью. Послание: «Если не будешь послушным, никто тебя не будет любить, останешься один, кто-то прилетит заберет и т.д. Только хорошие достойны того, чтобы их ценили и защищали, а ты плохой, и с тобой может случиться все, что угодно!» Ø - Ребенок живет в страхе быть покинутым - Цепляется за любые отношения, уверен, что не выживет самостоятельно, становится зависимым от другого - Ставит желания окружающих выше своих - Избавляется от всего спонтанного, живого, эмоционального - Происходит обесценивание себя и окружающих, отказ от всего нового и живого. - Акцентуация на безопасности   Вариант 1: как сопротивление постоянной угрозе потери может выработаться замкнутость, холодность, отстраненность, стремление к одиночеству Вариант 2: будучи не в состоянии вынести ожидание катастрофы, дети начинают ее провоцировать Ø q Здоровая власть, q Вера в себя и ребенка q Твердость
             
НАКАЗАНИЕ Ø Наказание скрывает взрослую беспомощность и отчаяние Унижение достоинства ребенка   - Послание: «Ты не понял, как плохо поступил, поэтому я сделаю тебе больно, вымещу все свои чувства, чтобы ты навсегда запомнил, как плохо поступил» Ø Наказание отвлекает и смещает акценты: вместо того, чтобы конструктивно сожалеть о совершенном поступке и придумать, как исправить ситуацию, ребенок начинает испытывать и обдумывать деструктивные чувства и планы - Негласно отменяет и искупает вину, провоцирует повтор поведения, так как нет истинного чувства вины - Истребление самоуважения и способность уважать окружающих. - Ребенок привыкает, что многое можно решить с помощью насилия - Порождение мести, агрессии и/или жертвенности - Не в силах противостоять наказанию, ребенок склонен вымещать свою злость на других - Либо ребенок принимает модель жертвы, чувствует себя плохим и никчемным, становясь таким - Ребенок становится более аккуратным, но не меняет своего поведения Ø - Обсуждение ситуации, договор о формах, сроках, альтернативе с признанием чувств ребенка - Пример: «Я понимаю, что тебе хочется продолжать играть, а не идти домой, но я могу дать тебе еще 5 минут, а завтра мы выйдем снова» - Алгоритм: 1. Резкое выражение своих чувств (но без нападок): «Я в ярости от того, что мою пилу оставили ржаветь под дождем» 2. Формулирование ожиданий: «Я рассчитываю на то, что после того, как у меня возьмут инструменты, их вернут на место» 3. Демонстрация того, как можно исправить ситуацию: «Теперь пиле нужна стальная мочалка и порция труда. Как ты думаешь, что можно сделать еще?» 4. Предоставление выбора: «Ты можешь брать инструменты и возвращать их на место, а можешь не пользоваться ими вовсе. Решать тебе!» 5. Произведение действий 6. Совместное решение проблемы: «Что мы можем сделать, чтобы и ты пользовался инструментами, и я был уверен, что найду их на месте?»
             
ОГРАНИЧЕНИЯ Ø Освобождение ребенка от необходимости контролировать себя   Послание: «Тебе достаточно. Я считаю, что тебе не нужно больше, а ты сам не способен определить меру, я сделаю это за тебя» Ø - Слова «тебе хватит» провоцируют возмущение и желание «набраться впрок». - Ребенок вырастает зависимым, в том числе, от внешнего контроля. - Дорвавшись до свободы, впадает в зависимость иного характера (игровая, алкогольная и т.д.), тем самым подтверждая «опасения» взрослых и провоцируя усиления ограничений. - Либо всегда находится рядом с фигурой, способной решить за него. - Либо учится обходить ограничения с помощью манипуляций, уловок - тратит энергию не на развитие в целом и внутреннего контроля в частности, а на способы обойти ограничения Ø - Создание условий для наполненной жизни - Обучения ребенка самоконтролю - Послание: «Ты сам учишься распоряжаться своим ресурсом» без формирования ощущения, что ребенка чего-то лишат» - Формирование навыков восприятия фрустрации своих потребностей, разрешение выразить и проявить свои чувства, возникающие при этом
             
УКАЗАНИЯ Ø Отсутствие веры в способности ребенка к конструктивной самоорганизации Взрослые делают за ребенка вместо того, чтобы научить его. Замена потенциально формирующихся взглядов ребенка своими, готовыми. Послание: «Ты сам не в состоянии определить, чем тебе заняться и как поступить, поэтому я укажу тебе, ведь ты никогда не сможешь сделать этого сам» Ø - Инфантильность, пассивность, безответственность, зависимость, управляемость, подверженность чужим авторитетам, кумирам и т.д. - В отсутствии значимой фигуры теряются, страдают, начинают болеть, чтобы вызвать участие. - Либо уходят в протест и вместо развития тратят себя на сопротивление. - Исключение способности желать, осознавать свои желания, взаимодействовать с миром. Ø - Предоставление ребенку права хотеть и выбирать. - Формирование умения принимать решения, взвешивать свои силы и возможности, а в случае необходимости обращаться за помощью. «Тебе помочь?»- полезнее, чем «Ты не можешь, давай я сделаю сам!»   Отправные точки формирования самостоятельности: - Признание чувств, предоставление выбора - Проявление уважения к усилиям, корректное предоставление информации - Не перегрузка вопросами - Отсутствие спешки с предоставлением готовых ответов - Инициирование поиска авторитетных (!) источников информации - Сохранение надежды
             
РУГАНЬ Ø Послание: «Ты, видимо, не понимаешь, как я недовольна тобой, поэтому я перейду на крик и усилю акцент на том, как ты плох. При помощи ругани я переведу свое недовольство в нападение, чтобы запугать и унизить тебя. Мне станет легче, а ты почувствуешь себя виноватым» Ø - Снижение самооценки, самоуничижение. - Ощущение беспомощности и беззащитности. - Отсутствие права защититься, остановить унижение, ответить или усомниться в правоте ругающегося. - В результате силы ребенка уходят не на развитие, а на и повышенное и упреждающее старание, чтобы избежать унижения. - Угроза ухода от реальности в компанию, виртуал и т.д.   Вариант 1: ребенок вынужден постоянно сканировать среду и окружающих, сдерживать чувства, контролировать себя и окружение, чтобы не спровоцировать ругань Вариант 2: уход в девиантное поведение, начинает унижать других Ø Уважительное отношение. Умение извиняться за проявленную грубость. Осознание разрушительной силы унижения. Анализ собственных чувств, формирование навыков их выражения Альтернативный алгоритм: - Описать проблему - Дать информацию - Предложить выбор - Назвать одним словом или жестом - Описать свои чувства - Написать записку или попросить сделать это ребенка (самому себе или от лица предмета) - Превратить в игру
             
ИГНОРИРОВАНИЕ Ø Забирает настоящее, спокойствие и уверенность, что ребенок любим Манипуляция детским страхом.   Послание: «Когда ты поступаешь плохо, наказываю тебя. Демонстрирую, что ты так плох, что отказываю тебе в общении. Горжусь, что не срываюсь на тебя. Я – хороший взрослый, ты – плохой ребенок» Ø - Порождение эмоциональной зависимости - Появление страхов (не выжить, если все его отвергнут и т.д.) - Формирование слияния – научение считывать колебания настроения взрослого, подстраиваться и угадывать - Ребенок не живет настоящим – он либо переживает прошлое (что натворил), либо живет будущим, когда его простят - Агрессия (открытая или пассивная) - Отказ от своих желаний - Либо риск – становление истеричным, манипулятивным, капризным в надежде прервать игнорирование Ø - Проявление своих чувств: «Мне очень больно и неприятно, я сейчас не могу с тобой говорить. Как только успокоюсь, мы сразу все обсудим» - Осознание ребенком, что он сделал что-то не так, но при этом связь не потеряна - Замена отвержения обозначением действия: «Мне нужно побыть одной полчаса, потом поговорим» - Можно предложить ребенку выбор относительно посещения уголка спокойствия: «Я вижу, ты еще раздражен. Поговорим об этом или ты хочешь немного побыть в уголке спокойствия и выразить свои чувства?»
             
КРИТИКА Ø Забирает самоценность   Послание: «Вдруг ты не знаешь, где ошибся, в чем плох и несостоятелен. Моя задача – донести до тебя, иначе ты не заметишь своих оплошностей и слабых мест»     Ø - Зависимость от чужих оценок - Риск вырасти перфекционистом, живущим в постоянных тревогах и напряжении - Постоянное недовольство самим собой. Ожидание провала - Обесценивание себя, своих достижений и окружающих - Взгляд на мир исключительно с позиции достижений, результатов, исключение радости от процесса - Попытки угодить - Либо стать таким, как описывают в критике - Невозможность трезво оценивать себя - Критика может спровоцировать отказ от любой деятельности. - Часто простые слова воспринимаются в штыки Ø - Обучение ребенка оценивать собственную деятельность. Сравнивать только если с самим собой в прошлом. - Формирование навыков получения удовольствия от процесса. - Предоставление обратной связи в виде своих чувств, ощущений. Обратная связь должна показывать иную точку зрения и рекомендации для коррекции, но при этом показать, что в ребенке больше хорошего и есть силы исправить свои ошибки Послания: «Мне не нравится то, что ты сделал, но я верю, что ты найдешь способ исправить положение». Реакция ребенка: вместо «Я - никудышный»: «Что я могу сделать, чтобы исправить ситуацию?»   Алгоритм: описательное воздействие: описывается сложившаяся проблема, свои чувства и ожидания. - Не поиск виноватых, а сосредоточение на методах улучшения ситуации. Не нападение и вынуждение защищаться, а предоставление возможности воспринять проблему и справиться с ней Вместо «Плохая работа! Нет адреса и даты! Много ошибок!»: слова «Мне понравилась эта мысль. Проверь еще раз, исправь подчеркнутые слова, добавь адрес и дату. Надеюсь скоро увидеть прекрасные строки» - Вместо нападения «Ты разлил молоко»: слова «Молоко разлито. Нужна губка» - Вместо «Ты неуклюже разбил банку»: слова «Банка разбита. Нужен веник» - Вместо: «Можешь забыть о прогулке сегодня. Может, научишься держать слово!» слова«Это очень неприятно, когда я прихожу с работы и вижу грязную раковину, полную посуды после твоих гостей, хотя ты давала слово, что помоешь ее. Я бы хотела, чтобы ты все убрала перед уходом» - Вместо: «Что вы натворили? Никакого компьютера теперь!» слова: «Я очень рассердилась, увидев рассыпанный порошок! Ведь он не для игр. Например, им может отравиться кот. Теперь нам нужен совок и веник, чтобы все убрать, пока не разнесли по всему полу!» - Вместо: «Как ты застелил постель? Как неаккуратно! Подушки не накрыты!» слова «ОГО! Я вижу, тебе удалось накрыть бОльшую часть кровати!»
             
ПОХВАЛА Ø Отнимает свободу быть собой, пробовать, учиться, узнавать, допускать ошибки Пронизана ожиданиями, требованиями   Послание: «Тебя замечают только тогда, когда ты что-то сделал хорошо. Делать хорошо – радовать окружающих» Ø - Зависимость от внешних оценок, желание нравиться. Появление тревоги из-за необходимости соответствовать ожиданиям. Страх перед угрозой разочаровать - Считывание потребностей среды, попытка их удовлетворения. - Отсутствие понимания собственных желаний и чувств – стремление угодить окружающим, руководство чужими мнениями. Привычка не доверять себе, а ориентироваться на мнение и оценку взрослого - Возможен отказ от любой деятельности - Если ребенок понимает, что планки ему не достигнуть, то есть не получить знака, что он любим, то он уходит в защиты: недоделанные и незаконченные дела, саботаж, болезни - Силы ребенка тратятся на подтверждение, получение и удержание похвалы, а не на развитие и деятельность - Провоцирует сравнение с другими - Детям кажется, что за ними постоянно наблюдают - Возможно восприятие похвалы как завуалированного приказа и стандартов - Дети иногда начинают спорить и вести себя наоборот или пытаются заслужить похвалу любым способом Ø - Общая схема: взрослый описывает, ребенок хвалит. Развитие самоконтроля, осознания своих сильных сторон. - Описание поступков, а не оценка человека - Ребенок признает справедливость приведенного описания действий. Обучение ребенка навыкам оценки самого себя. - Проявление интереса, задавать вопросы, говорить о чувствах, эмоциях и ассоциациях, вызванных поступками ребенка Алгоритм: - Описание увиденного: «Я вижу чистый пол, ровно застеленную кровать и книги, выставленные на полке!» - Выражение чувств: «Так приятно входить в эту комнату!» - Подведение итога одним словом: «Ты разобрал все мелки, карандаши и ручки! Вот это я называю организацией» «Ты пришел, как мы и договаривались, в 8. Вот это я называю пунктуальностью» (находчивость, инициативность, сила воли, внимательность и т.д.) Цель: позволить ребенку узнать о себе что-то новое и о своих сильных сторонах посредством этой словесной характеристики   Вместо: «Отличные оценки! Я так тобой горжусь!» слова: «Похоже, ты так упорно и настойчиво трудился в этой четверти. Ты можешь собой гордиться!» вместо: «Ты делаешь домашнюю работу? Молодец!» слова: «Требуется большая самоорганизация, чтобы сесть за Д.З., когда ты так устал!» Вместо ярлыков: «Ты – щедрый!» слова: «Увидев, что твой друг забыл дома перекус, ты поделился с ним!» Вместо: «Да! Я видела твою картину! Ты – настоящий художник!» слова «Конечно, я видела рисунок! Такого огромного динозавра, нельзя не заметить! Как его зовут?» Вместо: «Ты такой молодец!» слова «Ты принял сложное сообщение и так подробно все передал, что я теперь в курсе ситуации!» Вместо «Ты – хороший мальчик!» слова: «Я вижу, ты правильно надел рубашку, застегнул пуговицы, надел одинаковые носки! Как много ты сделал!» Вместо «Умница!» слова: «Я вижу человека, способного встать вовремя, собраться, позавтракать и вовремя отправиться в школу! Вот это я называю ответственностью и самостоятельностью!» Вместо: «Какой замечательный коллаж!» слова: «Ты использовала пуговицы, нитки и другие необычные материалы, а получилось произведение!»

 


Реакции детей

Угрозы
Указания Нотации
Сарказм Сравнения
Мученические высказывания Мрачные предсказания
Выводы: мотивы взрослых Реакции детей

Вариант алгоритма

Выразить свои чувства Сформулировать ожидания Показать, как можно всё исправить Предоставить выбор Совершить действия Принять совместное решение
Ситуация: ученик нецензурно выразился Ситуация: Более старший ребенок причинил неприятность первокласснику

Алгоритм





Читайте также:
Жанры народного творчества: Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет...
Понятие о дефектах. Виды дефектов и их характеристика: В процессе эксплуатации автомобилей происходит...
Виды функций и их графики: Зависимость одной переменной у от другой х, при которой каждому значению...
Методика расчета пожарной нагрузки: При проектировании любого помещения очень важно...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.015 с.