ТИПЫ ДЕСТРУКТИВНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ: КОНСПЕКТ




ПРИНЯТИЕ ЧУВСТВ: ОБЩАЯ СХЕМА

РАБОТА С АГРЕССИЕЙ: ОБЩАЯ СХЕМА


 


Принятие чувств: типовые ошибки

Тип Суть Ответная реакция   Тип Суть Ответная реакция
Отрицание Отрицание
Защита другой стороны Вопросы
Советы Жалость
Психоанализ Философствование

Принятие чувств: рекомендации

Ситуация Как не надо Как надо   Ситуация Как не надо Как надо
Отрицание Принятие Отрицание и нападки Возможность выражения
Нападки, указания Принятие, решение Отрицание, унижение Понимание, принятие, выражение
Общие рекомендации
ЗАКЛИНАНИЕ Подтвердить и назвать чувства ребенка Выслушать и проявить солидарность с чувствами Предложить в виде фантазии решение
               

ТИПЫДЕСТРУКТИВНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ: ОБЩАЯ СХЕМА


 

ТИПЫДЕСТРУКТИВНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ: КОНСПЕКТ

    Суть, послание   Последствия   Альтернатива
             
ПРИНУЖДЕНИЕ Ø Забирает волю ребенка Основное действие: заставить Послание: «Сам ты не можешь, у тебя нет своей воли, контроля, опыта, ума, а у меня есть! Поэтому я заменяю твою внутреннюю волю своей!» Ø Вариант 1: тотальное смирение, пассивность и инфантильность, привычка «страдать и терпеть», «не решать самому» Ø Первый уровень: твердое обозначение позиции и проявление здоровой власти с принятием чувств: «Я понимаю, что нелегко вставать в школу каждый день так рано, но уроки начинаются в 9, и нам пора»
  Ø Вариант 2: сопротивление. Если открытое запрещено, то латентное – через болезнь, пассивные протестные реакции, навязчивые состояния и т.д., стремление к сверхконтролю   Второй уровень: передача ребенку: сферы контроля, зоны ответственности, работу с последствиями
      Третий уровень: замена принуждения просьбой (которая подразумевает возможность отказа)
             
УСТЫЖЕНИЕ Ø Забирает совесть ребенка посредством замены личной (внутренней) совести внешней   Послание: «Ты плохой, вижу тебя насквозь, ты ничего не скроешь, все твои желания порочны, я слежу за тобой и выведу на чистую воду»   В результате стыд утрачивает первичную функцию: укрывать интимное, быть эмоциональным выражением совести. Превращается в манипуляцию и инструмент запугивания Ø Вариант 1: формирование в ребенке тенденции к расщеплению и вытеснению того, чем его стыдят: отказ от чувства себя, своих потребностей. Из-за риска быть пристыженным ребенок начинает бояться самого себя, своих мыслей, отрицать и ненавидеть их и самого себя Формирование привычки лгать, скрывать, утаивать, пытаясь сохранить личные границы. Жизнь в страхе, а не в соответствии с осознанными ценностями: ребенок начинает что-то делать определенным образом не потому что убежден, а из-за страха Вариант 2: провоцирование возникновения сопротивления в виде девиантного поведения. Ребенок пытается взять под контроль свой стыд и совершает поступки, которых надо стыдиться. Оправдывает отношение к нему, соответствует Ø - О плохих поступках лучше говорить с глазу на глаз. Обсуждать причины и следствия. Можно поделиться своими эмоциями и чувствами   - Пример: «Я расстроен. Что побудило тебя поступить так?Когда ты так делаешь, другие люди могут чувствовать себя…»   - Трансляция социальных норм без формирования ощущения плохости, никчемности, не заслуживающего любви   - Альтернативное послание: «Ты хороший, я люблю тебя, но, на мой взгляд, ты поступил так, что другим людям от этого стало…»  
             
УГРОЗЫ Ø Провоцируются неверием взрослых в свои силы. Лишение ощущения собственной ценности. Угрозы – запугивание, манипуляция безопасностью. Послание: «Если не будешь послушным, никто тебя не будет любить, останешься один, кто-то прилетит заберет и т.д. Только хорошие достойны того, чтобы их ценили и защищали, а ты плохой, и с тобой может случиться все, что угодно!» Ø - Ребенок живет в страхе быть покинутым - Цепляется за любые отношения, уверен, что не выживет самостоятельно, становится зависимым от другого - Ставит желания окружающих выше своих - Избавляется от всего спонтанного, живого, эмоционального - Происходит обесценивание себя и окружающих, отказ от всего нового и живого. - Акцентуация на безопасности   Вариант 1: как сопротивление постоянной угрозе потери может выработаться замкнутость, холодность, отстраненность, стремление к одиночеству Вариант 2: будучи не в состоянии вынести ожидание катастрофы, дети начинают ее провоцировать Ø q Здоровая власть, q Вера в себя и ребенка q Твердость
             
НАКАЗАНИЕ Ø Наказание скрывает взрослую беспомощность и отчаяние Унижение достоинства ребенка   - Послание: «Ты не понял, как плохо поступил, поэтому я сделаю тебе больно, вымещу все свои чувства, чтобы ты навсегда запомнил, как плохо поступил» Ø Наказание отвлекает и смещает акценты: вместо того, чтобы конструктивно сожалеть о совершенном поступке и придумать, как исправить ситуацию, ребенок начинает испытывать и обдумывать деструктивные чувства и планы - Негласно отменяет и искупает вину, провоцирует повтор поведения, так как нет истинного чувства вины - Истребление самоуважения и способность уважать окружающих. - Ребенок привыкает, что многое можно решить с помощью насилия - Порождение мести, агрессии и/или жертвенности - Не в силах противостоять наказанию, ребенок склонен вымещать свою злость на других - Либо ребенок принимает модель жертвы, чувствует себя плохим и никчемным, становясь таким - Ребенок становится более аккуратным, но не меняет своего поведения Ø - Обсуждение ситуации, договор о формах, сроках, альтернативе с признанием чувств ребенка - Пример: «Я понимаю, что тебе хочется продолжать играть, а не идти домой, но я могу дать тебе еще 5 минут, а завтра мы выйдем снова» - Алгоритм: 1. Резкое выражение своих чувств (но без нападок): «Я в ярости от того, что мою пилу оставили ржаветь под дождем» 2. Формулирование ожиданий: «Я рассчитываю на то, что после того, как у меня возьмут инструменты, их вернут на место» 3. Демонстрация того, как можно исправить ситуацию: «Теперь пиле нужна стальная мочалка и порция труда. Как ты думаешь, что можно сделать еще?» 4. Предоставление выбора: «Ты можешь брать инструменты и возвращать их на место, а можешь не пользоваться ими вовсе. Решать тебе!» 5. Произведение действий 6. Совместное решение проблемы: «Что мы можем сделать, чтобы и ты пользовался инструментами, и я был уверен, что найду их на месте?»
             
ОГРАНИЧЕНИЯ Ø Освобождение ребенка от необходимости контролировать себя   Послание: «Тебе достаточно. Я считаю, что тебе не нужно больше, а ты сам не способен определить меру, я сделаю это за тебя» Ø - Слова «тебе хватит» провоцируют возмущение и желание «набраться впрок». - Ребенок вырастает зависимым, в том числе, от внешнего контроля. - Дорвавшись до свободы, впадает в зависимость иного характера (игровая, алкогольная и т.д.), тем самым подтверждая «опасения» взрослых и провоцируя усиления ограничений. - Либо всегда находится рядом с фигурой, способной решить за него. - Либо учится обходить ограничения с помощью манипуляций, уловок - тратит энергию не на развитие в целом и внутреннего контроля в частности, а на способы обойти ограничения Ø - Создание условий для наполненной жизни - Обучения ребенка самоконтролю - Послание: «Ты сам учишься распоряжаться своим ресурсом» без формирования ощущения, что ребенка чего-то лишат» - Формирование навыков восприятия фрустрации своих потребностей, разрешение выразить и проявить свои чувства, возникающие при этом
             
УКАЗАНИЯ Ø Отсутствие веры в способности ребенка к конструктивной самоорганизации Взрослые делают за ребенка вместо того, чтобы научить его. Замена потенциально формирующихся взглядов ребенка своими, готовыми. Послание: «Ты сам не в состоянии определить, чем тебе заняться и как поступить, поэтому я укажу тебе, ведь ты никогда не сможешь сделать этого сам» Ø - Инфантильность, пассивность, безответственность, зависимость, управляемость, подверженность чужим авторитетам, кумирам и т.д. - В отсутствии значимой фигуры теряются, страдают, начинают болеть, чтобы вызвать участие. - Либо уходят в протест и вместо развития тратят себя на сопротивление. - Исключение способности желать, осознавать свои желания, взаимодействовать с миром. Ø - Предоставление ребенку права хотеть и выбирать. - Формирование умения принимать решения, взвешивать свои силы и возможности, а в случае необходимости обращаться за помощью. «Тебе помочь?» - полезнее, чем «Ты не можешь, давай я сделаю сам! »   Отправные точки формирования самостоятельности: - Признание чувств, предоставление выбора - Проявление уважения к усилиям, корректное предоставление информации - Не перегрузка вопросами - Отсутствие спешки с предоставлением готовых ответов - Инициирование поиска авторитетных (!) источников информации - Сохранение надежды
             
РУГАНЬ Ø Послание: «Ты, видимо, не понимаешь, как я недовольна тобой, поэтому я перейду на крик и усилю акцент на том, как ты плох. При помощи ругани я переведу свое недовольство в нападение, чтобы запугать и унизить тебя. Мне станет легче, а ты почувствуешь себя виноватым» Ø - Снижение самооценки, самоуничижение. - Ощущение беспомощности и беззащитности. - Отсутствие права защититься, остановить унижение, ответить или усомниться в правоте ругающегося. - В результате силы ребенка уходят не на развитие, а на и повышенное и упреждающее старание, чтобы избежать унижения. - Угроза ухода от реальности в компанию, виртуал и т.д.   Вариант 1: ребенок вынужден постоянно сканировать среду и окружающих, сдерживать чувства, контролировать себя и окружение, чтобы не спровоцировать ругань Вариант 2: уход в девиантное поведение, начинает унижать других Ø Уважительное отношение. Умение извиняться за проявленную грубость. Осознание разрушительной силы унижения. Анализ собственных чувств, формирование навыков их выражения Альтернативный алгоритм: - Описать проблему - Дать информацию - Предложить выбор - Назвать одним словом или жестом - Описать свои чувства - Написать записку или попросить сделать это ребенка (самому себе или от лица предмета) - Превратить в игру
             
ИГНОРИРОВАНИЕ Ø Забирает настоящее, спокойствие и уверенность, что ребенок любим Манипуляция детским страхом.   Послание: «Когда ты поступаешь плохо, наказываю тебя. Демонстрирую, что ты так плох, что отказываю тебе в общении. Горжусь, что не срываюсь на тебя. Я – хороший взрослый, ты – плохой ребенок» Ø - Порождение эмоциональной зависимости - Появление страхов (не выжить, если все его отвергнут и т.д.) - Формирование слияния – научение считывать колебания настроения взрослого, подстраиваться и угадывать - Ребенок не живет настоящим – он либо переживает прошлое (что натворил), либо живет будущим, когда его простят - Агрессия (открытая или пассивная) - Отказ от своих желаний - Либо риск – становление истеричным, манипулятивным, капризным в надежде прервать игнорирование Ø - Проявление своих чувств: «Мне очень больно и неприятно, я сейчас не могу с тобой говорить. Как только успокоюсь, мы сразу все обсудим » - Осознание ребенком, что он сделал что-то не так, но при этом связь не потеряна - Замена отвержения обозначением действия: «Мне нужно побыть одной полчаса, потом поговорим » - Можно предложить ребенку выбор относительно посещения уголка спокойствия: «Я вижу, ты еще раздражен. Поговорим об этом или ты хочешь немного побыть в уголке спокойствия и выразить свои чувства?»
             
КРИТИКА Ø Забирает самоценность   Послание: «Вдруг ты не знаешь, где ошибся, в чем плох и несостоятелен. Моя задача – донести до тебя, иначе ты не заметишь своих оплошностей и слабых мест»     Ø - Зависимость от чужих оценок - Риск вырасти перфекционистом, живущим в постоянных тревогах и напряжении - Постоянное недовольство самим собой. Ожидание провала - Обесценивание себя, своих достижений и окружающих - Взгляд на мир исключительно с позиции достижений, результатов, исключение радости от процесса - Попытки угодить - Либо стать таким, как описывают в критике - Невозможность трезво оценивать себя - Критика может спровоцировать отказ от любой деятельности. - Часто простые слова воспринимаются в штыки Ø - Обучение ребенка оценивать собственную деятельность. Сравнивать только если с самим собой в прошлом. - Формирование навыков получения удовольствия от процесса. - Предоставление обратной связи в виде своих чувств, ощущений. Обратная связь должна показывать иную точку зрения и рекомендации для коррекции, но при этом показать, что в ребенке больше хорошего и есть силы исправить свои ошибки Послания: «Мне не нравится то, что ты сделал, но я верю, что ты найдешь способ исправить положение». Реакция ребенка: вместо «Я - никудышный»: «Что я могу сделать, чтобы исправить ситуацию?»   Алгоритм: описательное воздействие: описывается сложившаяся проблема, свои чувства и ожидания. - Не поиск виноватых, а сосредоточение на методах улучшения ситуации. Не нападение и вынуждение защищаться, а предоставление возможности воспринять проблему и справиться с ней Вместо «Плохая работа! Нет адреса и даты! Много ошибок!»: слова «Мне понравилась эта мысль. Проверь еще раз, исправь подчеркнутые слова, добавь адрес и дату. Надеюсь скоро увидеть прекрасные строки» - Вместо нападения «Ты разлил молоко»: слова «Молоко разлито. Нужна губка » - Вместо «Ты неуклюже разбил банку »: слова «Банка разбита. Нужен веник » - Вместо: «Можешь забыть о прогулке сегодня. Может, научишься держать слово!» слова«Это очень неприятно, когда я прихожу с работы и вижу грязную раковину, полную посуды после твоих гостей, хотя ты давала слово, что помоешь ее. Я бы хотела, чтобы ты все убрала перед уходом » - Вместо: «Что вы натворили? Никакого компьютера теперь! » слова: «Я очень рассердилась, увидев рассыпанный порошок! Ведь он не для игр. Например, им может отравиться кот. Теперь нам нужен совок и веник, чтобы все убрать, пока не разнесли по всему полу! » - Вместо: «Как ты застелил постель? Как неаккуратно! Подушки не накрыты!» слова «ОГО! Я вижу, тебе удалось накрыть бОльшую часть кровати!»
             
ПОХВАЛА Ø Отнимает свободу быть собой, пробовать, учиться, узнавать, допускать ошибки Пронизана ожиданиями, требованиями   Послание: «Тебя замечают только тогда, когда ты что-то сделал хорошо. Делать хорошо – радовать окружающих» Ø - Зависимость от внешних оценок, желание нравиться. Появление тревоги из-за необходимости соответствовать ожиданиям. Страх перед угрозой разочаровать - Считывание потребностей среды, попытка их удовлетворения. - Отсутствие понимания собственных желаний и чувств – стремление угодить окружающим, руководство чужими мнениями. Привычка не доверять себе, а ориентироваться на мнение и оценку взрослого - Возможен отказ от любой деятельности - Если ребенок понимает, что планки ему не достигнуть, то есть не получить знака, что он любим, то он уходит в защиты: недоделанные и незаконченные дела, саботаж, болезни - Силы ребенка тратятся на подтверждение, получение и удержание похвалы, а не на развитие и деятельность - Провоцирует сравнение с другими - Детям кажется, что за ними постоянно наблюдают - Возможно восприятие похвалы как завуалированного приказа и стандартов - Дети иногда начинают спорить и вести себя наоборот или пытаются заслужить похвалу любым способом Ø - Общая схема: взрослый описывает, ребенок хвалит. Развитие самоконтроля, осознания своих сильных сторон. - Описание поступков, а не оценка человека - Ребенок признает справедливость приведенного описания действий. Обучение ребенка навыкам оценки самого себя. - Проявление интереса, задавать вопросы, говорить о чувствах, эмоциях и ассоциациях, вызванных поступками ребенка Алгоритм: - Описание увиденного: «Я вижу чистый пол, ровно застеленную кровать и книги, выставленные на полке!» - Выражение чувств: «Так приятно входить в эту комнату!» - Подведение итога одним словом: «Ты разобрал все мелки, карандаши и ручки! Вот это я называю организацией» «Ты пришел, как мы и договаривались, в 8. Вот это я называю пунктуальностью» (находчивость, инициативность, сила воли, внимательность и т.д.) Цель: позволить ребенку узнать о себе что-то новое и о своих сильных сторонах посредством этой словесной характеристики   Вместо: «Отличные оценки! Я так тобой горжусь!» слова: «Похоже, ты так упорно и настойчиво трудился в этой четверти. Ты можешь собой гордиться!» вместо: «Ты делаешь домашнюю работу? Молодец!» слова: «Требуется большая самоорганизация, чтобы сесть за Д.З., когда ты так устал!» Вместо ярлыков: «Ты – щедрый!» слова: «Увидев, что твой друг забыл дома перекус, ты поделился с ним!» Вместо: «Да! Я видела твою картину! Ты – настоящий художник!» слова «Конечно, я видела рисунок! Такого огромного динозавра, нельзя не заметить! Как его зовут?» Вместо: «Ты такой молодец!» слова «Ты принял сложное сообщение и так подробно все передал, что я теперь в курсе ситуации!» Вместо «Ты – хороший мальчик!» слова: «Я вижу, ты правильно надел рубашку, застегнул пуговицы, надел одинаковые носки! Как много ты сделал!» Вместо «Умница!» слова: «Я вижу человека, способного встать вовремя, собраться, позавтракать и вовремя отправиться в школу! Вот это я называю ответственностью и самостоятельностью!» Вместо: «Какой замечательный коллаж!» слова: «Ты использовала пуговицы, нитки и другие необычные материалы, а получилось произведение!»

 


Реакции детей

Угрозы
Указания Нотации
Сарказм Сравнения
Мученические высказывания Мрачные предсказания
Выводы: мотивы взрослых Реакции детей

Вариант алгоритма

Выразить свои чувства Сформулировать ожидания Показать, как можно всё исправить Предоставить выбор Совершить действия Принять совместное решение
Ситуация: ученик нецензурно выразился Ситуация: Более старший ребенок причинил неприятность первокласснику

Алгоритм

Этап Как не надо Как можно
Описание проблемы Ты такой растяпа! Что ты наделал! На полу - краска!
Кто-то очень умный не смог подписать свою работу Одна работа не подписана
Немедленно прекратите галдеж Вас слышно даже за закрытой дверью
Предоставление информации Что ты делаешь? Кто позволил тебе портить парту? Парты – не для того, чтобы на них писать. Пишут на бумаге
И смотри, не пролей сок! Ну вот так и случилось! Тряпка в раковине
Одежда ужасно пахнет! Разве ты не знаешь про существование мыла? Спортивную форму лучше регулярно стирать, чтобы было чисто и комфортною
Предостав- ление выбора Немедленно убери все кубики! Какая высокая башня! А теперь собери, пожалуйста, все кубики на полку или в шкаф
Вставай сейчас же! Опять опоздаешь в школу! Доброе утро! Ты хочешь встать прямо сейчас или полежишь 5 минут?
Ты еще не написал сочинение? Так ты никогда не сдашь экзамен! Написать сочинение – непросто. Ты хочешь еще подумать самостоятельно или готов обсудить со мной?
Сколько можно драться? Хочешь в милицию? Я понимаю, ты был так расстроен и зол, что даже пнул его. Но драться нельзя.Ты можешь выразить то, что тебе не нравится, словами или на бумаге!
Если ты не доделаешь упражнение, не пойдешь никуда! Похоже, тебе сейчас не очень интересно. Может, ты сделаешь другое упражнение, а потом вернешься?
Однимсловом или жестом Куда ты идешь без пиджака?Заболеешь! Голову не забыл? Твой пиджак!
Ты опять забыл свой завтрак! Твой завтрак!
Ты снова забыла про поля! Ты так неаккуратна! Как всегда! Поля!
Сказать о своих чувствах Я похожа на дерево, а ты – на обезьяну? Хватит виснуть на мне! Когда на мне виснут, у меня болит спина
Педагог, который замещал меня, жаловался на ваше поведение! Мне очень неприятно, что мои ученики не слушали другого учителя
Записка, игра «В следующий раз думай сразу!» «Пожалуйста, повесь меня обратно» С благодарностью, твое полотенце



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: