Многочисленных факторов.
Экономические факторы - объем и структура товарного предложения, все виды доходов и сбережений, нетоварные расходы населения, уровень и соотношение цен на товары и услуги, жилищное строительство, качество товара.
Социальные факторы - социальная и профессиональная структура населения, национальные и трудовые особенности, традиции, привычки, мода и моральный износ имеющегося товара.
Демографические факторы - общая численность населения, возрастной, половой, этнический состав населения, расселение пo территории страны, миграция, рождаемость и смертность, средняя продолжительность жизни, количество браков и разводов, размер и состав семьи, уровень здоровья населения.
Национальные факторы - наличие единых традиционных культурных ценностей и норм поведения, межличностных отношений, отношение к обществу и государству, природным ресурсам.
Природно-климатические факторы - деление территории страны на экономико-географические регионы, продолжительность времен года, влажность, среднегодовая температура.
Торгово-организационные факторы - наличие товаров в торговой сети, обеспеченность торговой площадью, развитие рекламы. Товарное предложение и покупательский спрос противостоят друг другу, регулятором отношений между ними является цена.
В зависимости от соотношения спроса и предложения различают «рынок продавца» и «рынок покупателя».
В том случае, если спрос значительно превышает предложение товара, то имеет место «рынок продавца». Наиболее активными деятелями такого рынка являются покупатели; товарный ассортимент беден; конкуренция отсутствует: покупатель вынужден брать то, что предлагает производитель (торговец), не предъявляя особых требований к качеству товара. Такой рынок называют также дефицитным.
Для «рынка покупателя» характерно превышение предложения над спросом, даже не слишком большое. Наиболее активны на этом рынке продавцы, которые ведут активную конкуренцию между собой, используя для этого политику цен, рекламу и иные методы воздействия на покупателя. Здесь для покупателя уже открывается возможность выбора товара.
Собственность – это право обладания имуществом, которое позволяет владельцу собственности (собственнику) определять, каким образом и в каких целях использовано имущество.
Право собственности предполагает владение, пользование и распоряжение собственником своим имуществом.
Владение - это возможность иметь у себя имущество.
Пользование - это возможность эксплуатации имущества, использования его в хозяйственных целях или потребления.
Распоряжение - это возможность изменения состояния или предназначения принадлежащего собственнику имущества, например, возможность продать, подарить, разделить имущество на части. Собственник имущества вправе передать другим лицам свои права на владение, пользование и распоряжение имуществом, оставаясь его собственником (например, сдать в аренду).
Факторы, влияющие на результат коммерческой деятельности
Успех коммерческой деятельности предприятия зависит от ряда факторов. Их можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
Внешние факторы.
Как любое предприятие, торговое предприятие представляет собой открытую систему, подверженную влиянию многочисленных внешних факторов.
Схема. Совокупность внешних факторов
Покупатели, поставщики, конкуренты, законы и государство, банки, ярмарки, выставки и биржи - это факторы прямого воздействия. Они непосредственно влияют на деятельность предприятия.
Существование предприятия непосредственно зависит от покупателей. Они создают спрос на определенные товары, торговое предприятие должно удовлетворять требования покупателей по ассортименту, ценам и качеству товаров.
Взаимоотношения с поставщиками во многом определяются видом реализуемого товара. Большую роль здесь играет не только ассортимент и качество товаров, но и такие факторы, как сроки и условия поставки товара, порядок расчетов за товар, наличие скидок и многие другие. Кроме товара предприятию для успешного функционирования необходимы энергетические и трудовые ресурсы.
Конкуренция имеет место не только на рынке сбыта продукции, но и при закупке товаров, найме работников, на рынке информационных услуг.
Воздействие государственных органов власти (в том числе местных), а также законов проявляется в налоговой политике, регулировании цен, установлении правил продажи различных товаров, вопросах размещения предприятия, найме работников, определении минимального размера оплаты труда и т.д.
Роль банков заключается в предоставлении кредитов, организации безналичных расчетов между предприятиями и др.
Биржи, ярмарки и выставки служат источником информации о товарах, ценах, поставщиках, покупателях, а также местом для заключения контрактов на продажу товаров.
Остальные факторы являются факторами косвенного воздействия.
Научно-технический прогресс (НТП) приводит к появлению новых товаров, новых видов оборудования, влияет на стоимость трудовых ресурсов (требует более высокой квалификации работников).
Значительно возросло влияние экономических факторов, что отражается на взаимоотношениях с покупателями, поставщиками и конкурентами.
Социальные и культурные традиции являются одним из важных факторов в формировании спроса на товары.
Внутренние факторы.
Внутреннюю среду предприятия формируют его ресурсы. Различают материальные, финансовые, трудовые, информационные и инвестиционные ресурсы.
К материальным ресурсам относятся основные фонды предприятия, товарные запасы, а также часть оборотных средств, вложенная в малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.
К финансовым ресурсам относятся денежные средства предприятия. Они могут быть вложены в материальные ресурсы или находиться на расчетном счете или в кассе предприятия.
Трудовые ресурсы — это персонал предприятия.
Важнейшую роль в настоящее время играют информационные ресурсы, т. е. вся информация, содержащаяся в документах предприятия, а также знания и опыт сотрудников.