Сенсорное и когнитивное развитие в раннем возрасте. Диагностика сенсорного и когнитивного развития у младенцев и детей раннего возраста




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. А. И. ГЕРЦЕНА»

Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое)

образование

Магистерская программа: «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с проблемами в развитии»

 

Доклад

Сенсорное и когнитивное развитие в раннем возрасте. Диагностика сенсорного и когнитивного развития у младенцев и детей раннего возраста

Обучающегося 2 курса

очной формы обучения

Титаренко Елизаветы Андреевны

 

 

Проверил:

доцент, кандидат пед. наук

Соколов А.Н.

 

 

Санкт-Петербург

Сенсорное развитие детей раннего возраста

С первых секунд рождения ребенок сразу же начинает взаимодействовать с окружающим миром. Для взрослых этот процесс незаметен, поскольку проявляется в привычных для нас вещах, но его органы чувств с невероятной скоростью собирают информацию о запахах, вкусе маминого молока или смеси, звуках и голосах, ярком свете или его отсутствии, температурных изменениях.

Все знания об окружающем мире, что малыш получит даже в первые часы жизни, очень важны. Но на этом процесс познания только начинается. Родители должны приложить максимальное количество усилий, чтобы не только накормить и обезопасить ребенка, но и обеспечить его гармоничное развитие. А сделать это на первом этапе можно через развитие сенсорики.

Что такое сенсорное развитие?

Сенсорика – это возможность организма распознавать внешнее воздействие.

Сенсорное развитие – метод восприятия и формирования знаний о наиболее важных свойствах предметов: форме, размере, запахе и вкусе, цвете, тактильных свойствах, положении в пространстве.

Проще говоря, через обоняние, вкусовые рецепторы, зрение, осязание и слух у младенца закладывается индивидуальное представление обо всем вокруг, и уже опираясь на эти образы, далее формируется умственная деятельность.

А.В. Запорожцем было введено такое понятие, как «сенсорный эталон», подразумевающее под собой устоявшиеся за время развития человечества нормы и понятия об основных видах деятельности и отношений. Стоит подчеркнуть, что сенсорные эталоны не являются набором так называемых образцов, расположенных в хаотичном порядке. Это понятие намного шире и глубже, поскольку являет собой систему расположения и взаимодействия, например:

-Семь музыкальных нот, расположенных в строгой последовательности друг за другом в направлении по нотному стану, и чем тоньше звучат ноты, тем выше она расположена

-33 буквы русского алфавита, каждая из которых имеет свое место

-Семь цветов спектра, которые также находятся в определенном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый

Также к сенсорным эталонам относят и другие понятия и восприятия: вкусы (основных видов 4 – сладкий, кислый, горький и соленый), температурные показатели (теплый и холодный), размер (большой, средний и маленький), оттенки запахов (легкий, свежий, тяжелый, горький, сладкий), формы фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)

Сенсорное восприятие – основа познавательного развития ребенка раннего возраста. Есть несколько ступеней познания:

1.Полученный опыт (цвет, вкус, запах и т.д.) сразу переходит от чувственного к рациональному.

2.Далее от восприятия к мышлению

3.И в завершении, к запуску интеллектуальной деятельности.

Таким образом, правильно сформированное сенсорное восприятие ребенка раннего возраста позволяет заложить основы для развития умственных способностей, обучения усидчивости и концентрации внимания, развития памяти (в том числе зрительной, тактильной, долгосрочной и краткосрочной), богатого воображения и креативности мышления в будущем, эстетического развития, вкусовых предпочтений, облегчения и ускорения процесса приобщения к реальному миру.

Но от того, что малыш самостоятельно будет ползать по комнате, рассматривать предметы, их формы и цвета, полноценного результата не будет. От хаотично полученной информации образы будут неточными, а иногда и ошибочными. Поэтому в разностороннем развитии ребенка через сенсорное воспитание потребуется педагогическое воздействие.

Этапы сенсорного развития

В зависимости от возраста определяется подход к сенсорному воспитанию

Первый год жизни

Еще 10 лет назад специалисты рекомендовали начинать сенсорное воспитание ребенка с 1 года, но последние исследования показали ошибочность этих утверждений, поскольку приступать следует с первого месяца жизни.

Дело в том, что с 4 по 16 неделю ребенок воспринимает мир через обоняние и осязательные органы. Начиная с 17 недели первостепенным органом сенсорики становится зрение, а уже с полугодовалого возраста можно начинать развивать мелкую моторику малыша.

Основные рекомендации по развитию сенсорного восприятия на первом году жизни

Развитие органов осязания

1.Полезен совместный сон и купания с мамой и частый физический контакт в течение дня

2.Если у младенца нет аллергии на мех, плюш, шелк, махру, лен, дерево и т.п., можно чередовать поверхности из разного материаладля выкладывания. Необязательно менять их по несколько штук за раз, просто чередовать по дням или через день. Важно проводить выкладывания на оголенное тело, а не в пеленке.

3.После 3 месяцев можно приступать к самым простым пальчиковым упражнениям.

Развитие зрения

1.Нельза до 4-8 недель смотреть на малыша в упор – попытки концентрации взгляда на предмете с близкого расстояния могут спровоцировать косоглазие.

2.На 4-8 неделе можно показывать черно-белые картинки, а также однотонные предметы.

3.После 8 недель можно заменить игрушки и картинки цветными, но не слишком яркими, отдать предпочтение спокойным цветам и оттенкам из семи основных.

4.Чаще показывайте разные пейзажи и виды, подносите малыша ко всем окнам в доме. После 6 месяцев гулять в коляске в положении сидя или полулежа для лучшего обзора

5.Подносите малыша к зеркалу для знакомства с собственным отражением.

Развитие вкуса и обоняния

1.Натуральный запах маминого тела успокаивает ребенка и формирует свой сенсорный эталон восприятия, поэтому, находясь в близком контакте с малышом не стоит пользоваться парфюмом и дезодорантами. Шампуни и уходовые средства также должны быть с минимальным количеством отдушек.

2.После полугода, когда начинается смешанное питание, старайтесь его разнообразить и начинать знакомить с новыми нерезкими натуральными запахами.

Развитие слуха

1.Несмотря на то, что младенцы пока не могут говорить, они хорошо слушают, поэтому чаще говорите с ребенком, но не монотонно, а с разной интонацией. Рассказывать, всё что видите и делаете. Читайте стихи, сказки, пойте песенки

2.Чаще ставьте инструментальную музыку: фортепиано, арфу, скрипку, гитару, саксафон, ханг и т.п.

После года можно подключать игровую деятельность для формирования новых каналов восприятия

С года до трех лет

В этот период все сенсорные системы развиваются в совокупности, а не по отдельности. Полученные основы и знания совершенствуются в отдельные каналы восприятия, и этот процесс происходит в ускоренном темпе, в особенности, после двух лет.

Ребенок начинает самостоятельно ходить, проявляет интерес ко всем доступным вещам и предметам и обращается с ними функционально, подражая поведению взрослых: расчесывает волосы, открывает коробок, носит песок в ведерке.

После 12 месяцев кроха начинает понимать речь на основе зрительного восприятия. Например, осуществляет поиск картинки или игрушки по маминым голосовым подсказкам. Но основное сенсорное воспитание направлено на предметную деятельность, например, получение навыков выделения сенсорных признаков предмета. Для лучшего усвоения важно, чтобы для малыша они имели практическую значимость и ценность, например, умение отличать свою ложку от ложки взрослых, или определение вкусного фрукта по форме и цвету.

Основные навыки, которые должен освоить малыш к 3 годам:

-уметь собирать и разбирать пирамидку (складывать кольца в размерной последовательности на стержень)

-освоить сортировщик и картинки-вкладыши, самостоятельно с ними играть

-разбираться в текстуре материалов: мягкая, шероховатая, гладкая и т.п.

-танцевать под музыку

-определять основные виды вкусов, выбрать ля себя предпочтительные

-указывать по просьбе взрослого на заданную форму (круг – солнышко, прямоугольник – коробочка)

-знать и распознавать два вида геометрических тел: куб и шар.

-группировать предметы по заданным признакам: цвет, форма, размер.

Рекомендации:

1.Разговаривать с ребенком, обсуждать увиденное, отвечать внятно и последовательно на его даже самые нелепые на первый взгляд вопросы.

2.Тренировать мимику – играть в игры, показывая эмоции: злость, счастье, огорчение.

3.Проговаривать звуки животных, просить повторить, если не получается, просить изобразить зверя

4.Приобрести или сделать бизиборд, мешочки с разными наполнителями от мелкого песка до крупных бобов, чаще давать малышу их изучать

5.Показывать танцевальные движения – как крутиться, прыгать, хлопать в ладоши

6.Проводить предметные игры с песком или массой для лепки, показывать и давать попробовать слепить кулич, колбаску, шар.

Подход к обучению ребенка через окружающие предметы закладывает необходимую основу для интеллектуального, личностного и психоэмоционального развития. И постепенно подготавливает его к следующему этапу формирования – через дидактические игры

 

Для определения уровней сенсорного развития у детей раннего возраста можно использовать диагностику, описанную Канонко О.Л. Критерии сенсорного развития детей раннего возраста:

1.Цвет:

– не проявляет заинтересованности к цветам – 0 баллов;

- различает цвета на сенсомоторном уровне, использует названия неправильно – 1 балл;

- знает четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый) – 2 балла;

- без помощи взрослого соотносит 9 цветов (цвета радуги + черный, белый) – 3 балла;

- имеет четкое представление о 9 цветах - 4 балла.

2.Форма:

- не имеет представление о форме – 0 баллов;

- различает круг и квадрат, с помощью воспитателя соотносит по форме – 1 балл;

- знает круг, квадрат, треугольник, идентифицирует контурные изображения – 2 балла;

- без помощи взрослого соотносит пять геометрических форм – 3 балла;

- имеет четкое представление о пяти геометрических формах и называет их – 4 балла.

3.Величина:

- не имеет представление о величине – 0 баллов;

- отличает большие и маленькие предметы – 1 балл;

- соотносит по размеру три величины – 2 балла;

- группирует однородные предметы по размеру – 3 балла;

- правильно использует слова: большой, маленький, больше, соотносит по двум-трем признакам – 4 балла.

4.Ориентация в пространстве, во времени:

- ребенок дезадаптирован, не выполняет действия за воспитателем – 0 баллов;

- выполняет просьбу: «Подойди ко мне» - 1 балл;

- понимает слово «скоро», пользуется словами «высоко-низко» - 2 балла;

- хорошо ориентируется в знакомом помещении, выполняет правило: «Каждой вещи свое место» - 3 балла;

- пользуется словами «далеко-близко», «наверху-внизу», «вчера, сегодня, завтра», знает их назначение – 4 балла.

5. Запах, вкус:

- идентифицирует отношение к еде и запахам – 0 баллов;

- знает, что предметы имеют запах – 1 балл;

- имеет любимые блюда, узнает их по запаху и по вкусу – 2 балла;

- определяет качество еды: сладкий, горький, кислый, вкусный – 3 балла;

- идентифицирует продукты по характерным запахам, узнает по вкусу знакомую пищу – 4 балла.

6.Звуки:

- не проявляет заинтересованности к окружающим звукам – 0 баллов;

- берет активное участие в музыкальных занятиях, отличает звуки: громкие – тихие – 1 балл;

- подражает звукам животных, поет, отличает музыку громкую и тихую – 2 балла;

- различает, какой знакомый инструмент играет – 3 балла;

- реагирует на необычные звуки, обращает внимание воспитателя на них, отличает музыку – 4 балла.

7. Тактильные возможности:

- не проявляет заинтересованности к свойствам предметов; пугается красок и глины – 0 баллов;

- проявляет заинтересованность к изобразительным материалам – 1 балл;

- различает слова и понятия: «холодный-теплый», «мягкий-твердый», «тяжелый-легкий» - 2 балла;

- в повседневной жизни обращает внимание на свойства предметов, демонстрирует свои знания взрослым и детям – 3 балла;

- с закрытыми глазами узнает на ощупь свойства предметов – 4 балла.

Уровни знаний детей в области сенсорного развития распределяются по полученными детьми баллами:

35 – 29 баллов – высокий уровень сенсорного развития;

28 - 22 баллов – достаточный уровень сенсорного развития;

21 - 15 баллов - средний уровень сенсорного развития;

14 - 8 баллов – удовлетворительный уровень сенсорного развития;

7 - 0 баллов - низкий уровень сенсорного развития.

 

 

Когнитивное развитие детей раннего возраста

 

Главной особенностью, характеризующей все поведение ребенка в период раннего детства, является связанность его поведенческих реакций с самой ситуацией. Каждое действие малыша определяется тем, что он видит в данный момент, что присутствует в поле его зрения, при этом совсем не интересуется ничем, что располагается за кулисами настоящей ситуации. Накопленный к данному периоду развития опыт взаимодействия с материальным миром еще не позволяют ребенку приносить в ситуацию знания о других возможных предметах, поэтому открывается такая большая роль самих вещей внутри ситуации.

Данный характер поведения детей обусловлен особенностями сознания в этом возрасте; между сенсорными и моторными функциями возникает единство, и ребенок может говорить только о том, что находится непосредственно перед его глазами, делать лишь то, на что толкают его окружающие предметы. Восприятие и чувствование также представляют собой неразделимое целое, что является второй особенность сознания в период раннего детства. Ребенок до трех лет еще не способен смотреть на вещи, отвлеченно от непосредственных чувств и эмоций, которые они вызывают. Недифференцированность восприятия и аффекта дает третий аспект характеристики сознания – непосредственную связь восприятия и действия, которая была описана выше. Таким образом, целостную систему сознания можно описать тремя основными психическими функциями, главенствующими и совместно работающими в период раннего детства, - единством аффективного восприятия, аффекта и действия.

У ребенка до трех лет совершенно своеобразное отношение к действительности. Для этого возраста «сознавать» еще не означает воспринимать и перерабатывать информацию привычным для взрослого человек способом, с помощью внимания, памяти, мышления. Все эти психические функции еще не достаточно развиты, поэтому действуют в сознании целостно, подчиняясь восприятию (Выготский Л.С.,1984).

Именно восприятие является ведущей психической функцией в период раннего детства. Постепенное развитие к этому моменту психофизиологических функций, созревание анализаторных систем, накопление сенсорного опыта дает основу для развития различных видов восприятия. Совершенствование этой психологической функции происходит в предметной деятельности, особенно в соотносящих и орудийных действиях. Сначала ребенок сравнивает предметы, соотносит их в соответствии с формой, размером, цветом и т.д. при помощи внешних ориентировочных действий, затем он переходит к зрительному их соотнесению и научается выполнять действия сразу правильно, без предварительного примеривания. Постепенно знакомясь со свойствами разнообразных предметов, ребенок накапливает запас представлений об их свойствах, на чем основывается его дальнейшее умственное развитие. Таким образом когнитивное развитие ребенка раннего возраста происходит с помощью восприятия при непосредственной предметно-манипулятивной деятельности (Мухина В.С., 1999).

Помимо интенсивного развития зрительного восприятия, до трех лет активно совершенствуется и слуховая чувствительность, слуховое восприятие. Главную роль в этом процессе играет развитие речи и постоянное общение со взрослыми, подражание им. Также продолжается развитие восприятия пространства; идет преобразование всей структуры пространственной ориентировки, что связано с постоянной практической деятельностью в окружающей среде.

Все сознание ребенка до трех лет имеется лишь благодаря деятельности восприятия, малыш знакомится с новыми предметами, взаимодействуя с ними, либо вспоминает их в форме узнавания, что является восприятием, к которому присоединяется акт памяти. Эта психическая функция, как и остальные функции этого возраста, идет вокруг восприятия, через него и с помощью его. С одной стороны, память является результатом повторного восприятия, обусловленного общим психическим развитием ребенка, с другой – становится инструментом развития (Рыбалко Е.Ф., 1990).

Преимущественно используемыми видами памяти в данном возрасте являются двигательная и эмоционально окрашенная. Поскольку в период раннего детства память носит непроизвольный характер, ребенок лучше запоминает те предметы, с которыми поиграл, подержал в руках и детально изучил в движениях, и эмоционально окрашенные события, заинтересовавшие его вещи, т.е. все, что действительно притягивает ребенка и вызывает у него яркую эмоциональную реакцию. Качество запоминания также зависит меры привлекательности предмета и вовлеченности ребенка в действия с ним.

В раннем детстве отмечается достаточно большой объем вербальной памяти, поскольку идет активной усвоение речи, расширение словарного запаса; высоко развита пластичность, поэтому дети хорошо запоминают следы действующих раздражителей. Но сензитивным периодом для развития память все-таки является дошкольное детство, во время которого память становится доминирующим психическим процессом.

Внимание детей в возрасте до трех лет тоже является преимущественно непроизвольным, оно отличается низкой устойчивостью и плохой переключаемостью, малышу еще невозможно удерживать фокус внимания не неинтересных предметах, он быстро теряет концентрацию, при этом ему также сложно переключить внимание с привлекательной вещи на более важную, если об этом просит взрослый. Лабильность, неустойчивость и слабая концентрированность внимания на данном этапе еще не позволяют обеспечить продуктивную произвольную деятельность. К концу периода раннего детства постепенно начинает появляться произвольное внимание, увеличивается его объем и устойчивость, возрастает возможность распределения внимания благодаря увеличению количества автоматизированных движений и действий (Ильин Е.П., 2004).

Мышление, как уже было сказано, возникает и формируется в предметных действиях ребенка. Главным типом мышления в возрасте до трех лет является наглядно-действенное, оно осуществляется в окружающем мире непосредственно в движениях, поэтому его можно назвать «ручным» мышлением. Жан Пиаже назвал особую стадию развития мышления в возрасте 1.5 лет сенсомоторным интеллектом, который работает по принципу «чувствую-действую». Ребенок в этот период часто сталкивается с задачами, способам разрешения которых его еще никто не обучал. Поэтому ребенок самостоятельно пытается найти решения, непосредственно взаимодействуя с предметом.

От внешних ориентировочных действий, благодаря которым ребенок научился различать сначала форму и величину, а затем и цвет, он постепенно переходит к зрительным, сенсорным действиям, что способствует формированию образов и представлений. В орудийных действиях ребенок учится объединять предметы по определенным свойствам и функциям, что приводит к формированию обобщений, впоследствии приобретающих характер понятий (Туревская Е.И., 2006).

Детское, допонятийное мышление отличается от понятийного некоторыми особенностями:

1. Эгоцентризм. Ключевая характеристика мышления на данном возрастном этапе, заключающаяся в неспособности ребенка понять, что мышление других не совпадает с его собственным, увидеть ситуацию со стороны другого человека.

2. Несогласованность объема и содержания в предпонятийных структурах, что говорит о недостаточной сформированности понятий.

3. Трансдуктивная логика. Дети склонны связывать объекты по несущественным признакам, использовать ассоциативные связи вместо существенных признаков предметов, сохраняющихся в любых ситуациях.

4. Синкретизм. Склонность связывать абсолютно разные по цвету, объему, форме и т.д. вещи в одни группы. Причинно-следственные связи подменяются субъективными.

5. Несогласованность инвариантных и вариативных компонентов в предпонятиях. Это является причиной неузнавания детьми, например, людей, немного изменивших свой внешний вид.

6. Неполнота обратимости операций. По этой причине дети часто не могут собрать обратно конструктор, который только что разобрали самостоятельно.

7. Нечувствительность к логическим противоречиям и непонимание переносных смыслов.

Развитие допонятийного мышления идет в направлении от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Ребенок в раннем возрасте становится способным к обобщению, оперированию образами предметов, закрепленных в слове. К трем годам закладывается основа знаковой функции сознания, и ребенок овладевает системой знаков, замещающих предметы.

Такой знаковой системой и средством фиксации и закрепления детских обобщений выступает речь, а раннее детство является сензитивным периодом для ее развития. Первоначально речь развивается как средство общения детей и взрослых, затем она становится средством мышления и управления своим собственным поведением. Важнейшим событием этого возраста становится встреча линий развития речи и мышления.

Первые слова ребенок произносит уже в начале второго года жизни, однако, они отличаются от взрослых слов и по звучанию, и по значению. Автономная детская речь неразрывно связана с воспринимаемой ситуацией и выполняет только лишь функцию указания. Также она наглядно отражает особенности мышления ребенка этого возраста, которые носит несамостоятельный характер, подвластно восприятию и содержит в большей степени аффективный момент, нежели мыслительный.

Постепенно слова детской речи, которые не имеют постоянного значения и скорее являются указательными жестами, заменяются словами «взрослой» речи. В середине второго года жизни начинается активное наращивание словарного запаса в постоянном предметном сотрудничестве со взрослыми. К концу периода раннего детства ребенок начинает осваивать грамматическую структуру языка, в его речи появляются двух- и трехсложные предложения, малыш начинает улавливать связи слов, падежи, союзы, предлоги и т.д., что позволяет ему выражать словами такие связи и отношения предметов, которые не представлены в данный момент, в данной ситуации (Смирнова Е.О., 2006; Косякова О.О., 2007).

Коммуникативная и регулятивная функции речи тесно связаны между собой. Первой формой произвольного поведения является выполнение речевых инструкций взрослого. На первой стадии овладения речью мать общается с ребенком направляя его внимание, выделяя названные вещи из общего фона, с помощью речи она организует двигательные акты ребенка. На следующем этапе развития ребенок сам овладевает речью и начинает давать речевые указы самому себе, сначала развернуто – во внешней речи, которую Ж.Пиаже назвал эгоцентрической и отводил ей функцию лишь комментирования своих действий. Выготский Л.С. считал, что внешняя речь ребенка обеспечивает функцию планирования действий, т.е. является регулятором мышления. В конце периода раннего детства слово еще идет вослед за действием, затем речь сдвигается к началу действия и начинает определять ход выполнения задачи. Одновременно с этим происходит процесс интериоризации речи, что позволяет психике ребенка выполнять те же функции внутри себя, не опираясь на внешнюю ситуацию. Но возникновение сознательного управления своим поведение и его совершенствование происходит уже в младшем школьном возрасте. Внутренняя речь становится механизмом, с помощью которого человек овладевает собственными произвольными действиями.

Методика диагностики познавательного развития детей раннего возраста Е.А. Стребелевой

Методика Е. А. Стребелевой (Ильина М.Н., 2006):

Для определения основных параметров когнитивного развития ребенка: принятия задания, адекватности его решения, обучаемости во время диагностического исследования, отношения к результату своей деятельности подходит методика Е. А. Стребелевой. Исследование проводится по следующим параметрам:

· Ручная моторика (лови шарик)

· Восприятие размера, величины (спрячь шарик, матрешка, пирамидка)

· Зрительное восприятие (парные картинки)

· Восприятие цвета (цветные кубики)

· Целостное восприятие (разрезанные картинки)

· Наглядно-действенное мышление (построй домик из палочек)

Каждый параметр оценивается следующим образом:

1 балл - ребенок не сотрудничает со взрослым, ведет себя неадекватно по отношению к заданию

2 балла даются в тех случаях, если ребенок принимает задания, начинает сотрудничать со взрослым, стремится достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может, в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания;

3 балла ребенок получает, если он начал сотрудничать со взрослым, принимает и понимает цель задания, но самостоятельно задание не выполняет, в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания;

4 балла ставятся в том случае, если ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, принимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: