Институт президентства: институциональный и личностный аспекты
Институт президентство государство
Введение
Актуальность темы. Из истории известно, что должность президента возникла впервые в США и объединила в одном лице главу государства и главу правительства. И именно в США институт президентства зародился как один из главных институтов политической системы. Институт президентства сыграл важнейшую роль в осуществлении модернизации американского общества, а президентская форма правления способствовала становлению феномена западной демократии. Во многих государствах исполнительная власть имела монархический, наследственный характер, в США же глава государства стал избираться в ходе всеобщих выборов
Первые европейские страны, где были введены должности президента как главы государства, были две республики - Швейцария и Франция. Другие государства Европы до конца XIX века оставались монархиями. В XX веке революции, мировые войны, распад колониальных империй, грандиозные по своим масштабам потрясения, привели к образованию множества новых независимых государств. Не все они стали президентскими республиками, но во многих из них был учрежден пост президента страны.
Наступивший кризис советской политической системы завершился распадом государства. И в 1991 году институт президентства был введен в России. Введение института сопровождалось изменением отношений собственности, созданием новых политических институтов. Во многом конституционное оформление российского института президентства заимствовано из институционального зарубежного опыта. Конечно же, это не простое перенесение уже готовой демократической формы со всеми ее особенностями на российскую почву. В России институт президентства - это свой особый вариант функционирования президентской власти, который представляет собой некую политическую надстройку над всеми ветвями власти, обеспечивает взаимодействие между ними и выступает верховным арбитром и гарантом конституции. Изучение президентства актуально в наши дни и требует дальнейших исследований и написания работ, посвященных этой теме.
|
Многие исследователи изучают президентство только в рамках институционального подхода и анализируют его и как исторический феномен, прошедший определенные этапы своего становления, и как систему конституционных полномочий. Если при рассмотрении института президентства не учитывать личностную составляющую, а рассматривать его только как институт, то, возможно, при таком подходе будет ограничен анализ президентства на уровне изучения конституционных рамок, практик взаимодействия и сфер компетентности органов государственной власти.
По моему мнению, изучение личностного фактора необходимо для прогноза межгосударственных отношений во внешней политике, а также для рассмотрения того, как личные характеристики президентов влияют на политическую систему государства, на взаимоотношения с населением.
Объектом изучения данного курсового проекта будет выступать институт президентства, понимаемый как основной институт политической системы во многих современных государствах.
Предметом выступают институциональные и личностные аспекты, рассматриваемые в контексте института президентства.
|
Цель курсовой работы: изучить институт президентства через призму институциональных и личностных характеристик.
В соответствии с целью предполагается решение следующих задач:
1) Проанализировать существующую в современной политической науке литературу, в соответствии с поставленной целью.
) Выделить основные положения для дальнейшего изучения.
3) Описать представления разных исследователей об институте президентства для формирования целостного представления о рассматриваемом объекте.
) Отразить роль институциональных и личностных аспектов в институте президентства на характер функционирования президентской власти.
В основу исследования положены общелогические методы познания, включающие сравнение, анализ и методы теоретического исследования.
Теоретической базой курсового проекта послужили труды отечественных и зарубежных ученых, имеющих отношение к истории становления и развития президентской власти в мире, а также исследования и статьи из журналов «Полис», «Политическая наука», «Вестник Московского Университета и других.
Для достижения цели применялись общенаучные методы: сравнительный, историко-хронологический, анализ и синтез.
Структура курсовой работы включает в себя введение, три главы, заключение, список источников и литературы.
Институт президентства в политической системе
От латинского praesidens, означающий, сидящий впереди, во главе - термин «президент» употребляется на современном этапе в трех основных значениях: во-первых, как глава государства во многих странах с республиканской формой правления; во-вторых, как должностное лицо коммерческих компаний; в-третьих, как руководитель, который выбирается в некоторых общественных, учреждений. Согласно теме термин будет рассматриваться в первом смысловом значении. Глава государства - это лицо, занимающее формально высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивающее стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляющее верховное представительство страны на международной арене.
|
Понятие «глава государства», как повествует российский ученый Г.В. Дегтев, является родовым по отношению к понятию «президент» и является общим для глав государств, и с республиканской, и с монархической формой правления.
В конституционном праве существует и такой термин как «институт президентства». Само это понятие шире, чем понятие «президент», но это не означает, что эти формулировки никак между собой не взаимосвязаны. В юридической науке первое понятие переходит во второе, которое, как утверждает Дегтев, определяется как совокупность конституционных или государственно-правовых норм, регулирующих формирование и функционирование президентской власти.
Роль, статус и полномочия президента в политической жизни той или иной страны определяются, прежде всего, соответствующими конституционными нормами. Конституция Италии (ст. 87) гласит: «Президент Республики является Главой Государства...». Аналогичным образом определен статус президента и в Конституции РФ (ст. 80).
Во многих конституциях, кроме определения правового статуса президента как главы государства, есть ряд общественно важных моральных, политических и гражданских обязательств, которым на протяжении всего срока пребывания в этой должности президент должен следовать. Неуклонное соблюдение Конституции и других законов своей страны во всех своих действиях и принимаемых решениях - главное, что требуется от президента. Согласно предусмотренным конституционным нормам во многих странах, президент в своей деятельности должен добиваться достижения блага всего общества, а не защищать интересы каких-то отдельных социальных групп и слоев.
Институт президентства, возникший в рамках европейской политической культуры Нового времени, т. е. в эпоху формирования гражданского общества, как альтернатива монархизму, является одним из институтов, через которые осуществляется демократия.
К. В. Кудряшов в своей статье пишет, что в современном мире своим существованием институт президентства обязан позднефеодальному учреждению - абсолютной монархии. И это подтверждается тем, что анализ характерных прерогатив монарха позволяет выявить сохранение многих монархических концепций и в современных трактовках о необходимости особого правового статуса президента в республике.
Российский ученый В. И. Кайнов считает, что президент - это конституционный монарх, лишенный внешних атрибутов власти, а его роль в системе разделения властей определяется за счет сокращения полномочий парламента или правительства.
По проблеме института президентства особое внимание заслуживает исследование С.Г. Паречиной. Выдвигается новый подход к оценке роли и места института президента в политической системе трансформационных стран. Автор проводит сравнительный анализ полномочий президентов в республиках с различной системой правления и президента Беларусь.
Российский юрист И.Д. Хутинаев для выведения понятия «институт президента» проводит сначала анализ такого понятия как «социальный институт», из которого выделяет различные институты, в том числе и правовые. Институт президента он относит к правовому институту. Ученый также проводит анализ понятий «институт президента» и «правовой статус президента», где отмечает такое следствие: институт президента и его больший объем нормативного содержания первичен по сравнению с правовым статусом президента. Институт президента, в отличие от правового статуса, определяет не только функционирование, но и избрание президента. Таким образом, правовой статус - это часть правового института, определяющий президентскую деятельность.
В своей монографии «Институт президентства в современном мире» Н.А. Сахаров проводит границу в использовании терминов «форма правления» и «система правления» и выделяет критерии определения различных систем президентской власти. К формам правления он относит республику и монархию. К системам правления - республики: президентскую, полупрезидентскую и парламентскую. Ученый отмечает, что возникновение различных систем правления в разных странах обусловлено наличием многих факторов. Из них можно выделить: особенности исторического развития страны, специфику политической культуры этой страны, традиции государственности, соотношение различных политических сил в период принятии конституции. Немалую роль при выборе системы правления может сыграть субъективный фактор в лице ведущего политического лидера, под которого выстраивается вся система государственной власти и управления.
На основе вышесказанного можно сделать следующий вывод: Институт президентства - это совокупность государственно-правовых норм, которые регулируют формирование и функционирование президентской власти. Тема становления и развития института президентства является достаточно новой и активно исследуется в политических, юридических, исторических науках. Большинство ученых приходят к выводу, что институт президентства является «преемником» института абсолютной монархии.