Роль личностного фактора в институте президента




 

Как отмечалось выше, изучение президентства, как сложного политического феномена, не сводится только к институциональным характеристикам. Изучение преимущественно в рамках институционального подхода ведет к ограничению личностных составляющих этого института.

По моему мнению, изучение личностного фактора необходимо для прогноза межгосударственных отношений во внешней политике, а также для рассмотрения того, как личные характеристики президентов влияют на политическую систему государства, на взаимоотношения с населением.

Президент каждой страны приспосабливает президентство к особенностям своей личности. На неинституциональном уровне главными и первоначальными характеристиками президентства будут выступать зависимость и изменчивость от личностных характеристик конкретных исполнителей конституционных полномочий президента.

В становлении президентства личность президента необходимо рассматривать как один из важнейших факторов. На политический процесс в целом оказывает влияние совокупная зависимость специфики президентства и личностные характеристики президента. По мнению политолога В.А. Зорина личность президента видоизменяет президентство и трансформируется сама в результате активного участия в процессе отношений лидера и последователей.

Таким образом, президентство в контексте личностного фактора, является разновидностью политического лидерства, комплексно как сочетающего институциональные социологические индивидуально - и социально-психологические факторы. В соответствии с этим утверждением структура лидерства включает в себя следующие элементы: личность президента, его последователей, взаимоотношения между ними, контекст этих взаимоотношений и политическое поведение в рамках политической системы. Президент является лидером не только потому, что он занимает высшую позицию в формальной и неформальной иерархиях, ведь лидерство президента - это еще и широкомасштабный процесс, в котором действуют все заинтересованные в политике акторы.

Российский исследователь В.А. Зорин при анализе личностного фактора как объекта политико-психологического исследования, выделяет внешние и внутренние характеристики, входящие в институт президентства. К внешним характеристикам он относит компоненты, которые выражаются в психологических свойствах и состояние личности президента, как политического актора. К внутренним характеристикам - восприятие образа президента, существующего в массовом сознании. Этот образ характеризуется с помощью таких оценочных параметров, как сила, привлекательность и активность, как на рациональном, так и на бессознательном уровнях.

Если акцентировать внимание на личности президента как на центральном элементе, то, следовательно, изучение президентства будет в рамках психологического подхода. Так и многие американские исследователи, рассматривая какие подходы нужно применять при изучении института президентства выделяют психологический подход вместе с историческим и правовым у Р. Пайпса, и правовым и институциональным у Дж.С.Эдвардса и С.Дж. Уэйна.

Зорин использует в своей работе понятие «политико-психологический профиль» личности президента, включающих три компонента: аффективный (мотивы власти, достижения и аффилиации), когнитивный (операциональные коды и идеологические ориентации) и поведенческий (политические стили).

Российский исследователь также описывает три основные модели президентского лидерства, которые были сформированы эпоху отцов-основателей, связанные с именами политиков, занимавших этот пост или находившихся на ключевых позициях в их «командах». Дж.М.Бёрнс, занимавшийся изучением моделей, понимает под ними «познавательный конструкт, замещающий оригинальный объект или явление, сохраняя при этом некоторые важные их свойства».

Первая модель президентства - «Мэдисонская». Она предполагает лидерство, основанное на поиске консенсуса между акторами и отдельными фракциями элиты. В рамках такого консенсуса не предпринимаются попытки создания устойчивого большинства, которое бы обеспечивало прочность президентской власти. Эта модель предполагает ограниченное правление, и президент играет роль «первого среди равных» и рассматривает себя только как представителя интересов того или иного социального меньшинства, конкурирующее с другими меньшинствами с помощью сдержек и противовесов, механизмов, прописанных в Конституции.

Вторая модель - «Джефферсонская», напротив, предполагает стремление лидера выстраивать максимально широкую коалицию сторонников, привлекать на свою сторону влиятельных акторов и создавать «команды». В этих условиях такой модели, с одной стороны, оказывается востребованной объединительная риторика, придающая актуальность понятиям «патриотизм» и «национальная миссия», с другой стороны, утрачивается личностное начало президентства: президент вынужден делегировать полномочия «делиться властью» со своими влиятельными сторонниками, которые обеспечивают ему устойчивое положение в борьбе меньшинством, представляющего оппозицию.

Третья модель президентства - «Гамильтонская», основана исключительно на личностном факторе. Модель описывают как харизматическую, основанную на широком использовании президентом данных ему властных полномочий. Выражается это в том, что вокруг президента как лидера, формируется группа лично преданных, лояльных исполнителей. Такое президентство, в политическом смысле, способствует распространению консервативных ценностей и развитию этатистских тенденций, пропагандирующих максимальное подчинение интересов личностей.

Президент должен представлять интересы своей страны и народа, проживающего в этой стране. Так как президент избираемое лицо, то личностная составляющая немаловажна для комплексного анализа и изучения института президентства. Часть населения всегда будет относиться к президенту как к своему лидеру, поддерживать властные амбиции и предлагаемое им направление общественного развития, у другой части будут сомнения и неопределенность в отношении президента своего государства.

В данной главе мы рассмотрели личностную составляющую президента, как основной аспект изучаемого института, в контексте каких подходов изучается его личность. Рассмотрели «политико-психологический профиль» личности, с присущими свойствами, характеризующее это понятие. А также описали выявленные три модели президентского лидерства - «Мэдисонскую», Джефферсонскую» и «Гамильтонскую».


Заключение

 

Подводя общий итог по данной работе, можно сделать следующий вывод: институт президентства является одним из главных институтов политической системы, посредством которого формируется демократия. В общем смысле, институт президентства - это совокупность государственно-правовых норм, регулирующих формирование и функционирование президентской власти.

В европейской политической культуре Нового времени, т. е. в эпоху формирования гражданского общества, институт президентства возник, как альтернатива монархизму.

В своем курсовом проекте в соответствии с поставленной целью и задачами я изучила основные взгляды отечественных и зарубежных исследователей об институте президентства через призму институциональных и личностных характеристик.

В политической науке институциональный аспект рассматривается как один из главных составляющих института президентства. Президентская власть трактуется как совокупность властных полномочий президента в сфере государственного управления. Выделяют три основные формы президентского правления - президентскую парламентскую, полупрезидентскую (смешанную), с присущими им специфическими особенностями, где президент выполняет установленные функции.

Второй аспект - личностный необходим для выявления того, как личные характеристики президентов влияют на политическую систему государства и политический процесс в целом, на взаимоотношения с населением и специфику президентства и личностные характеристики Личность президента необходимо рассматривать как один из важнейших факторов политического лидерства. Так как лидерство президента - это широкомасштабный процесс, в котором взаимодействуют все заинтересованные в политике акторы.


Список литературы

 

.Васильева М.М. Становление института президентской власти РФ /М.М. Васильева // Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та. - 2010. - №2. - С.33-45.

.Габричидзе Б.Н. Конституционное право России: Учебник для вузов / Б.Н. Габричидзе А.Г. Чернявский. - М.: Дашков и К, - 2007. - 1124 с.

.Гаман-Голутвина О.В. Президентство как политическое лидерство в контексте различных политико-административных систем / О.В. Гаман-Голутвина // Учён. записки / Рос. акад. гос. службы. - М., 2005.- Вып. 2. - С. 5-39.

.Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев. - М.: Юристъ, 2009. - 237 с.

.Жуков В.И. Общая и прикладная политология: Учебное пособие. / В.И. Жуков, Б.И. Краснов. - М.: «Союз», 1997. - 992 с.

.Зорин В. А. Модели политического лидерства российских президентов / В. А. Зорин // Полис. - 2010. - № 4. - С. 77-89.

.Зорин, В.А. Роль личностного фактора в становлении президентства в России, Украине и Белоруссии: политико-психологический анализ личностей В.В. Путина, Л.Д. Кучмы и А. Г. Лукашенко: Автореф. дис. … канд. пол. наук. - М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2002. - 16 с.

.Зюзина Е.Б. Институт президентства в США и России: Сравнительный анализ: Автореф. дис. … канд. пол. наук. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2010. - 22 с.

.Краснов М.А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий (опыт сравнительно-правового анализа) / М.А. Краснов // Государство и право. - 2003. - № 10. - С. 16-23.

.Кудряшов К.В. Генезис, правовая природа и правовая география института президенства в современном мире / К.В. Кудряшов // Вестн. Ставроп. гос. ун-та. - 2004. - №39. - С.194-201.

.Кудряшов К. В. Институт президентства в парламентарных республиках / К. В. Кудряшов // Гос. и муницип. упр.: учен. зап. СКАГС. - 2008. - № 3. - С.111-121.

.Куликова Ю. А. Институт президентства в Российской Федерации и странах СНГ: из истории вопроса / Ю. А. Куликова // Вестн. Рос. гос. гуманитар. ун-та. Сер. Юрид. науки. - 2010. - № 14. - С. 103-110.

.Кынев А.В. Институт президентства в странах Центральной и Восточной Европы как индикатор процесса политической трансформации / А.В. Кынев // Политические исследования. - 2002. - № 2. - С.126-138.

.Марченко М.Н. Политико-правовой статус института президента (исторический аспект) / М.Н. Марченко // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - 1992. - № 2. - С. 3-12.

.Назарова Н.С. Институт президентства сквозь призму лидерства / Н.С. Назарова, И.А. Стрижова [Электронный ресурс] // INTERNATIONAL SCIENTIFIC ANALYTICAL PROJECT. INTERNATIONAL ACADEMY OF SCIENCE AND HIGHER EDUCATION * WORLD RESEARCH ANALYTICS FEDERATION. URL: https://gisap.eu/ru/node/859 (дата обращения: 14.04.2013).

.Паречина С.Г. Институт президентства: история и современность / Под общ. ред. Е.В. Матусевича. - Мн.: ИСПИ, 2003. - 163 с.

.Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире / Н. А. Сахаров. - М.: Юридическая литература. - 1994. - 176 с.

.Хутинаев И. Д. Институт Президента и проблемы формы государства / И.Д. Хутинаев // Реферативный журнал. Серия «Государство и право». - 1995. - № 2. - С. 9-24.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: