Тема 5. Законодатели и законодательный процесс
Законодательный процесс – это явление государственной, общественной жизни, присущее любому демократическому обществу. Продуктом законодательного процесса являются нормы права, облеченные в форму закона, что подчеркивает важность изучаемого явления в правовом демократическом государстве, одним из фундаментальных признаков которого является верховенство закона.
Ряд авторов приводит понятие процесса как деятельности законодательных органов государственной власти по рассмотрению законопроектов, принятию и обнародованию законов, внесению в них изменений и отмене законов. Другие исходят из определения законодательного процесса как совокупности стадий, следующих одна за другой, а именно, принятия, одобрения и обнародования законов Российской Федерации Государственной Думой, Советом Федерации. Эти подходы, в любом случае, сводятся только к деятельности законодательных органов государственной власти по созданию закона.
Исходя из смысла положений Постановления Конституционного Суда РФ по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции РФ от 22 апреля 1996 г. № 10-П., становится ясно, что Президент РФ является участником законодательного процесса в РФ посредством стадий подписания и обнародования закона. Участниками федерального процесса также, исходя из норм Конституции РФ являются субъекты законодательной инициативы, среди них Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, 85 законодательных органа субъектов РФ. Конституционный Суд, Верховный Суд обладают правом законодательной инициативы по вопросам их ведения.
|
Таким образом, законодательный процесс – это деятельность определенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также законами субъектов РФ, их конституциями и уставами, субъектов, связанная с реализацией права законодательной инициативы, рассмотрению, обсуждению, в том числе с привлечением общественности, принятию, подписанию и обнародованию, изменению и отмене законов Российской Федерации о поправке к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, а также конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации.
Законодательный процесс является формально юридическим выражением законотворческой функции государства. Он «отвечает» за технологию создания закона. В результате последовательной реализации составляющих его процедур в правовой сфере начинает действовать новый закон – нормативный акт, создающий, изменяющий или отменяющий нормы права, а значит, влияющий на массовое правосознание общества.
Д.А. Ковачев сводил законодательный процесс к совокупности действий и отношений, которые реализуются в деятельности представительного органа, обладающего исключительным правом осуществлять законодательную власть. В учебном пособии под редакцией Т.Я. Хабриевой узкое значение законодательного процесса понимается как конституционно установленный ряд последовательно сменяющих друг друга этапов. Законодательный процесс понимается также как определенный законодательством порядок осуществления законодательной деятельности, постоянно и последовательно повторяющийся во взаимной связи его элементов.
|
Чаще всего исследователи законодательного процесса, при определении его понятия, исходят из того, что круг участников законодательного процесса, их прав, обязанностей и способов выражения своего мнения, а также порядок обязательного учета этих мнений нормативно определен, также отмечается особая процессуальная форма, в которой выделяются определенные законченные этапы – стадии.
При этом стадии законодательного процесса составляют совокупность процедур, т.е. относительно законченные этапы, содержание каждого из которых регламентировано таким образом, что только исполнение всех его составляющих дает возможность перейти к следующему этапу.
То есть, хорошо организованный законодательный процесс – необходимая гарантия должного законодательного регулирования общественных отношений в государстве.
Значение законодательного процесса заключается в том, что он п озволяет:
o выявлять и устранять неэффективные нормативно-правовые акты;
o приостановить локализовать нормативно-правовые акты, не учитывающие сложности экономических, политических, религиозных, национально этнических противоречий, нередко обостряющие кризисную ситуацию;
o оперативно ввести, принять востребованный обществом, обусловленный социально-экономической ситуацией нормативно-правовой акт;
o привлечь широкий спектр мнений различного рода политических сил с целью максимальное обеспечения интересов различных социальных групп;
o создать эффективные механизмы контроля деятельности высших органов государственной власти в процессе законотворчества.