ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ СЛОГОВ




Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слогов.

Инструкция к выполнению. Произнесение слогов сначала на шепоте, затем громко на одном выдохе. Упражнения можно сопровождать движением рук. Используется прием наращивания слогов, т.е. сначала дается один слог; потом два, три и т.д.

Повторение слогов с одинаковыми согласными: па, па-па, па-па-па, па-па-па-па; пап, пап-пап, пап-пап-пап, пап-пап-пап-пап; апа, апа-апа, апа-апа-апа, апа-апа-апа-апа.

Повторение слогов с одинаковыми гласными и разными согласными: та-па, ти-пи, то-по; та-па-ва, ти-пи-ви, то-по-во;та-па-ва-ка, ти-пи-ви-ки, то-по-во-ко.

Повторение слогов с разными гласными и одинаковыми согласными: па-пу, па-па-пу-пу, па-па-па-пу-пу-пу; па-по, па-по-пу, па-по-пу-пы; па-по, па-по-па-пу, па-по-па-пу-па-пи; па-по-пу, па-по-пи, па-по-па, па-по-пы; па-по-по-по, пу-пи-пи-пи, по-пу-пу-пу, пэ-пе-пе-пе.

Повторение слогов с разными гласными и разными согласными: па-па-та, па-па-то, па-па-ту, па-па-бу; па-то-ту-пи, па-по-ту-ти, та-по-пу-ти, та-то-пу-пи; па-то, па-то-ту, па-то-ту-пу.

«Часики». Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед- назад, произносить: тик- так.

«В лесу». В кругу мальчик и девочка. В руках у них корзинки. Все ходят по кругу и говорят: «Летом Вова и Марина в лес ходили за малиной». Они кричат в лесу («ау!») – сначала девочка и мальчик по очереди, а затем все вместе.

«Прогулка в лес». Дети прячутся за стульчиками, расставленными произвольно по кабинету («разбрелись по лесу»). Ведущий ищет и окликает играющих по очереди. Каждый ребенок, услышав свое имя, поднимается, складывает руки рупором и произносит: «Ау!» (добиваться длительности выдоха, звучности голоса, точности артикуляции.)

«Поем песенки». Дети произносят последовательно звуки «аа- оо», затем произносят звукосочетания «уы», «ио», «ыа». Упражнение выполняется по 4- 5 раз с каждым звукосочетанеим.

«Сова». Дети стоят, ноги на ширине плеч. Поднять руки через стороны вверх, присесть, обхватить руками колени и произнести «Уф», «Ух».

«Ходьба». Дети маршируют. Движения сопровождаются проговариванием слогов «Ах», «Ох», «Ух» в такт шагов.

«Игра с мячом».

Мяч подбросить вверх с произнесением слогов «Ух», «Уф», «Ох», «Ах».

Мяч на полу. Наклониться, взять мяч, поднять вверх, положить на пол с произнесением на выдохе слогов «Уф», «Ух», «Ох», «Ах», «Фу».

«Лыжник». Дети встают в позу бегущего лыжника, имитируют движения лыжника, отталкивающегося палками. Каждый слог соответствует одному вдоху и выдоху: «са- со- су- си- сы».

Произнесение слогов в звукоподражаниях: музыкальным инструментам (барабан – «там-там-там», колокольчик – «динь-динь-динь», дудочка – «ду-ду-ду», балалайке – «ля-ля-ля»); предметам (стучит молоток – «тук-тук-тук», сигналит машина – «би-би-би», идут часы – «тик-так», косит коса – «вжик-вжик-вжик», фотографирует фотоаппарат – «чик-чик-чик», шаги – «топ- топ»); животным ( кошка – «мяу-мяу-мяу», курица – «ко-ко-ко», гусь – «га-га-га», собака – «ав-ав», корова – «му- му», козлик – «бе- бе», лягушка – «ква- ква»); явлениям природы (капает водичка – «кап-кап-кап», булькает водичка – «буль-буль-буль»); людям (укусила оса – «ой-ой-ой»).

«Петух». Встать прямо, руки опущены. Поднять руки в стороны, затем похлопать ими по бедрам. Выдыхая произносить: ку-ка-ре-ку.

«Паровозик». Ходить по комнате, выполняя попеременно движения руками и приговаривая: чух-чух-чух.

«Партизаны». Стоя, палка (ружье) в руках. Ходьба, высоко поднимая колени. На 1- 2 – вдох, на 6- 8 – выдох с произнесением слова Тиш-ш-ш-ше.

«Дровосек». Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – медленный выдох с произнесением слова Ух-х-х-х.

«Лови мяч». Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произносить, выдыхая, длительное Ух-х-х-х (5- 6 раз).

«Вырасти большой». Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Выдыхая, произносить: Ух-х-х-х (4- 5 раз).

«Маятник». Стоя. Ноги на ширине плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны, при наклоне – выдох, произносить: Ту-у-у-у-ух (3- 4 наклона в каждую сторону).

«Гуси летят». Медленная ходьба в течение 1- 2- минут. Поднимать руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох, произносить: гу-у-у-у.

«Корова и телята». Детям предлагается сюжетная картинка «Налугу». Они распределяются на две группы. Дефектолог обращается к первой группе: «На лугу пасутся коровы. Они зовут своих телят. Как они зовут их?». Дети первой группы произносят низким голосом: му-му-му. Дефектолог обращается к детям второй группы: «Коровам отвечают телята. Как они отвечают?». Дети отвечают высоким голосом: му-му-му. Затем группы меняются ролями. Аналогично проводятся игры на звукоподражания другим животным.

«Кто это?». Дефектолог держит в руке несколько картинок с изображением животных. Ребенок вытягивает одну картинку, так чтобы остальные дети ее не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети угадывают. Какое это животное.

«В зоопарке». Дефектолог предлагает вспомнить, кого дети видели в зоопарке, показывает картинки с изображением зверей и птиц, просит назвать их и сказать, как они кричат,- тигр рычит: р-р-р, ворона каркает: кар-р-р, кар-р-р, ежик фыркает: фр-р, фр-р, сорока трещит: тр-тр-тр и т.д.

«Волшебная палочка». Проговаривая слоги, ребенок следит за волшебной палочкой в руках педагога. Если дефектолог поднимает палочку вверх, следует быстро закрыть рот.

«Лесенка». Перед детьми на доске - картинка или макет лесенки. По ходу игры дефектолог ставит на каждую перекладину фигурку определенного животного. Дети воспроизводят звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса. «На дворе стоит лесенка. На ней 5 ступенек. На нижнюю ступеньку прыгнула большая собака и залаяла (дети произносят низким и громким голосом: ав-ав). На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала (дети произносят более тихим и более высоким голосом: мяу-мяу). На третью ступеньку вскочил петух и громко запел (дети произносят громким и высоким голосом: ку-ка-ре-ку). На четвертую ступеньку прилетел жук, сел и зажужжал (дети произносят низким и тихим голосом: ж-ж-ж). На пятую ступеньку сел комар и запел свою песенку (дети произносят тихим и высоким голосом: з-з-з).

«К нам приехал паровоз».

Дефектолог. К нам приехал паровоз.

Дети. С чем?

Дефектолог. С коровами.

Дети. Му-му-му.

Дефектолог. С собаками, с гусями, с утками…

В зависимости от названного животного или предмета дети выполняют звукоподражания.

«Китайский болванчик». Дети стоят, ноги на ширине плеч. Вдохнуть, запрокинуть голову назад, на выдохе произнести четко «ба- бо- бэ». Принять исходное положение, вдохнуть, медленно наклонить голову до соприкосновения подбородка с грудью и произнести на выдохе «на- но- нэ». Принять исходное положение. Вдохнуть и, наклоняя голову влево, произнести на выдохе «ма- мо- мэ». Принять исходное положение, вдохнуть и, наклонив голову вправо, произнести на выдохе «ка- ко- кэ».

 

ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

«Погреем пальчики». Дети «лепят» снежки (пальцы обеих рук согнуты и прижаты друг к другу, наверху попеременно то правая, то левая ладонь). А потом «греют» озябшие пальчики (подносят их к губами дуют на них несколько раз, произнося: «Х-Х-Х-Х-Х-Х».

«Полечим ушибленную руку». Дети подносят руку ко рту на расстоянии примерно 10 см и дуют на «ушибленное место». Вторая рука лежит на животе (контроль за правильностью дыхания). Повторить 3- 4 раза.

«Трубач». Дети подносят к губам сжатые кулачки, располагая их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в «трубу»: «Ду-ду-ду-ду-ду» (4- 5 раз).

«Заморозим ладошку». Дети подставляют под подбородок тыльную сторону ладони, растягивают сомкнутые губы и медленно дуют на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони. Повторить 4- 5 раз.

«Надуем шарики». Дети поочередно перебирают пальцы правой руки, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем (указательный, средний и т.д.), и всякий раз на одном выдохе дуют в центр образовавшегося колечка.

«Цветок». Дети соединяют обе ладошки (пальцы округлены и слегка разведены) и делают глубокий вдох носом («нюхают цветок»). Выдох через рот. Повторить 3- 4 раза.

«Шарик». Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются с кончиками. В этом положении дети дуют на них, при этом они раздвигаются и принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение. Повторить 4- 5 раз.

«Задуем свечу». Дети на выдохе дуют на поднятый вверх указательный палец правой руки. Левая рука лежит на животе для контроля речевого дыхания. Повторить 3- 4 раза.

«Огоньки». Пусть пальчики детей будут пятью огоньками. Ребенок каждый раз задувает по одному «огоньку». Другая рука лежит на животе для контроля дыхания.

«Тренировка». Дети подносят ко рту сжатые кулачки, располагая их друг перед другом, и перебирают пальчиками, имитируя игру на дудочке (флейте, свирели). Одновременно с этим на выдохе дуют на пальчики.

«Постираем платочек». Дети сжимают пальчики в кулачки и трут их друг о друга, имитируя стирку платочка. Затем делают махи кистями рук – «полощут платочек». После этого «вывешивают» платочек на воображаемую веревку и показывают, как ветер сушит его, т.е. дуют в одном направлении 4- 5 раз.

«Испечем пирожки». Дети «делают» пирожки (пальцы обеих рук согнуты и прижаты друг к другу, наверху попеременно то правая, то левая ладонь). После этого «пекут» пирожки (приставляют ладошки друг к другу и подносят ко рту на расстоянии 15- 20 см). При этом нужно вдохнуть через нос и медленно выдохнуть через открытый рот. Проделать 4- 5 раз подряд, непрерывно ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха.

«Весенний ветер». Дети поднимают руки вверх – это «веточки деревьев». Несколько раз медленно и длительно выдыхают воздух, изображая осенний ветер. «Верхушки деревьев» при этом качаются (кисти рук плавно двигаются справа налево и наоборот).

«Фонарики». Дети сжимают пальцы обеих рук в кулачки, затем резко разжимают их («фонарики загорелись»). Вдыхают воздух носом и резко выдыхают на пальцы. Пальцы при этом сжимаются в кулачки («фонарики погасли»). Повторить 4- 5 раз.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: