ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ




 

Зачет по курсу «Логика» состоит из трех частей:

1. Решение тестов по теоретическому материалу предмета с результатом не менее 60%

2. проверка выполнения домашнего задания и собеседование с каждым студентом по теоретическому материалу во время проведения семинарского занятия в режиме видеоконференции;

3. подготовка контрольной работы в форме решения индивидуального задания по логике.

 

Каждый студент выбирает вариант индивидуального задания для контрольной работы по номеру своей фамилии в списке учебной группы

(список группы находится слева на Вашей страничке под Вашей фамилией, нажмите на название Вашей группы)

Выполненное задание оформляется как «Контрольная работа по логике» и высылается в прикрепленном файле в ЦДО.

Выполнение тестов по теоретическому материалу и зачет по контрольной работе являются основанием для допуска студента к общему зачету по дисциплине, выполнение домашнего задания к семинару входит составной частью в процедуру самого зачета.

При решении задач в рамках индивидуального задания необходимо обратиться к теоретическому материалу курса по указанным выше темам.

 

Для облегчения работы студентам предлагается посмотреть три ПРЕЗЕНТАЦИИ с сокращенным материалом по темам: 1. «Предмет логики» (включающей материал по тему «Понятие »), 2. «Суждение», 3. «Умозаключение».

 

Оформление контрольной работы должно включать:

1. Титульный лист с указанием учебного предмета, номера задания, студенческой группы и Ф.И.О. студента

2. Содержание работы с решением двух заданий и демонстрацией самого процесса их анализа.

3. Список использованной литературы в конце работы

Для решения задания необходимо сначала оценить, к какому типу относится данное умозаключение: к простому категорическому силлогизму, чисто условному или условно-разделительному умозаключению и т.д. Для этого следует внимательно прочитать раздел учебника, посвященный умозаключениям.

 

Если ваше умозаключение является простым категорическим силлогизмом, то можете следовать приведенным ниже рекомендациям.

 

Простой категорический силлогизм (ПКС) состоит из двух посылок и заключения. Посылки, и заключение — простые категорические суждения типа А, Е, I, О.

Состав ПКС: три термина: S - меньший термин, P – больший термин, M — средний термин.

Пример: Посылки: 1. Все люди смертны

2. Сократ — человек

Заключение: Сократ смертен

 

Алгоритм определения терминов:

 

Шаг 1. Начинаем расстановку обозначений терминов с заключения: Сократ = S (субъект), быть смертным= P (предикат).

Шаг 2. Делаем подстановку обозначений терминов S и P в обеих посылках (одно и то же понятие обозначаем одним и тем же символом).

Шаг 3. Оставшийся термин М упоминается в посылках дважды: «люди» (т.е. человечество)) в первой посылке и «человек» во второй посылке.

ВНИМАНИЕ: Посылка, в которую входит термин P, считается большой посылкой, она должна стоять вверху первой, а та, в которую входит термин S, называется малой посылкой, она должна стоять второй в ПКС. Часто в наших рассуждениях мы свободно меняем посылки местами. Для определения фигуры силлогизма нужно поставить большую посылку первой (с термином Р), а меньшую (включающую термин S) — второй.

Шаг 4. По взаимному расположению двух средних терминов М определяем, к какой из четырех фигур силлогизма он относится:

 

 

 

Шаг 5: Определяем, к какому типу суждений относятся суждения в обеих посылках и в заключении (А, Е, I, О). Последовательно указывая их тип в порядке: большая посылка, меньшая посылка, заключение. В результате получаем сочетание обозначения трех суждений в силлогизме, которое называется модусом силлогизма. В приведенном вначале примере это будет модус первой фигуры ААА, имеющим название модус Barbara.

Шаг 6: Смотрим, относится ли наш силлогизм к правильным модусам всех 4-х фигур силлогизма, если нет, то пишем: это неправильный модус такой-то фигуры. Если же находим соответствующий правильный модус, то указываем его и фигуру.

 

 

Фигура Фигура 1 Фигура 2 Фигура 3 Фигура 4  
Модусы AAA- Barbara EAE- Cesare AAI - Darapti AAI - Bramantip,  
  EAE - Cellarent AEE- Camestres IAI - Disamis AEE - Camenes
  AII - Darii EIO -Festino AII - Datisi IAI - Dimaris
  EIO - Ferioque AOO- Baroko EAO- Felapton EAO - Fesapo  
      OAO- Bоkardo EIO - Fresison  
      EIO - Ferison  

 

Модусы имеют названия, сложившиеся исторически:

 

Barbara, Cellaret, Darii, Ferioque - 1 фигура

Cesare, Camestres, Festino, Baroko, - 2 фигура

Darapti, Disamis, Datisi, Felapton, Bоkardo, Ferison — 3 фигура Bramantip, Camenes, Dimaris, Fesapo, Fresison. - 4 фигура

 

Гласные буквы в названии каждого из модусов обозначают суждения типа A, E, I, O, составляющие последовательно первую и вторую посылку и заключение.

В правильных модусах выполняются все основные правила категорического силлогизма. К ним относятся: 1. правила терминов, 2. правила посылок, 3. Правила фигур.

Правила для терминов: 1. В ПКС должно быть только три термина. 2. Средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок. 3. Термин, не распределенный в посылке, не может быть распределен в заключении.

Правила для посылок: 1. Хотя бы одна из посылок должна быть утвердительным суждением. 2. Если одна из посылок отрицательное суждение, то и заключение должно быть отрицательным суждением. 3. Хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением. 4. Если одна из посылок частное суждение, то и заключение должно быть частным суждением.

Правила фигур:

для 1 фигуры: 1. Большая посылка — общее суждение (А или Е) 2.Меньшая посылка — утвердительное суждение.

Для 2 фигуры: 1. Большая посылка — общее суждение (А или Е), 2. Одна из посылок — отрицательное суждение

для 3 фигуры: 1. Меньшая посылка — утвердительное суждение, 2. Заключение — частное суждение

4-я фигура не является типичной для мышления, ее заключение не имеет познавательной ценности. В связи с этим для нее правила не были сформулированы.

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Вариант 1.

 

1.Определить фигуру и модус силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка

 

Все научные сведения полезны

Химические сведения научны

Некоторые химические сведения полезны

 

2.Выразите в виде формул структуру сложных суждений, используя логические термины:

а)Если данный четырехугольник - ромб, то диагонали его взаимно перпендикулярны и делят углы пополам.

б)Если вы любите детей, полны жажды познания, имеете доброе сердце, мечтаете посвятить себя интересному творческому труду, то смело выбирайте профессию учителя.

 

Вариант 2.

 

1.Ограничьте понятия: а) книга, б) железо, в)город.

 

2.Рассмотрите приводимый ниж силлогизм. Если в нем нет заключения, то выведите его;. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка:

Все негры имеют курчавые волосы

Этот человек имеет курчавые волосы

Следовательно?

 

 

Вариант 3

1. Рассмотрите приводимый ниже силлогизм. Если в нем нет заключения, то выведите его;. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка:

Некоторые металлы жидкие

Ртуть жидкая

Ртуть – металл

 

2. Оценить правильность следующего деления:

а)Источники бывают холодные, горячие, соляные, сернистые.

б)Пословицы делятся на древние, новые, аллегорические, нравоучительные, бытовые, исторические.

 

 

Вариант 4.

 

1.Проверьте правильность данных определений, укажите, где какие логические ошибки допущены:

а) Железные дороги есть средства сообщения людей между собой.

Б) Невежество есть слепой руководитель.

В) Барометр есть инструмент, предсказывающий погоду.

 

2. Определить фигуру и модус силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка

 

Ни один невменяемый не наказуем

Некоторые преступники невменяемые

Некоторые преступники не наказуемы

 

Вариант 5.

 

1. Определить фигуру и модус силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка

 

Ни один справедливый человек не завистлив

Всякий честолюбивый завистлив

Ни один честолюбивый человек не есть справедлив

 

2. Укажите тип отношений между понятиями в следующих примерах, выразив объем понятий кругами:

а) сосед - друг - знакомый - родственник.

б) трудный, нетрудный,

в) халатность, черта характера.

г) наказание- лишение свободы,- ссылка,

д) наказание - лишение свободы, ссылка, высылка.

 

 

Вариант 6.

 

1.Проверьте правильность данных определений, укажите, где какие логические ошибки допущены:

8. а) Человек - смеющееся животное

9. б) Революции - локомотивы истории

10. в) Идеалист - человек с идеалистическими убеждениями

г)Кит - рыба, превосходящая остальных своими размерами

 

2. Определить фигуру и модус силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка

 

Преступники действуют из злого намерения

Этот человек не действовал из злого намерения

Этот человек - не преступник

 

 

Вариант 7.

 

1. Определить фигуру и модус силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка

 

Ни один благополучный человек не суеверен

Некоторые хорошо образованные люди суеверны

Некоторые хорошо образованные люди неблагоразумны

 

2.Проверьте правильность данных определений, укажите, где какие логические ошибки допущены:

а) Загрязнение окружающей среды есть беспорядоченное использование природных ресурсов;

б) Природа есть окружающая среда обитания человека

 

Вариант 8

 

1. Сделайте вывод из посылок простого категорического силлогизма. Определить фигуру и модус силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка

 

Все спортсмены тренируются

Некоторые люд и - спортсмены

Следовательно?

 

2. Дайте логическую характеристику понятий, т.е. укажите, является ли каждое из них положительным или отрицательным, конкретным или абстрактным, соотносительным или безотносительным, собирательным или несобирательным, общим, единичным или пустым: а) верность, б) правое полушарие, в) русалка.

 

 

Вариант 9.

 

1.Определить фигуру и модус силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка

 

Все истинно моральные действия совершаются из правильных мотивов

Некоторые действия, благодетельные для других, не совершаются из таких мотивов

Некоторые благодетельные для других действия не суть истинно моральные

 

2. Проверьте, правильно ли обобщены понятия в следующих примерах:

а) гордость - черта характера;

б) планета - Юпитер;

в) Бранск - город в России;

г) книга - учебник;

д)тарелка - посуда.

 

 

Вариант 10.

 

1. Определить фигуру и модус силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка

 

Ни один глухонемой не может говорить

Глухонемые суть душевно нормальные люди

Некоторые душевно нормальные люди не могут говорить

 

2.Определите вид суждения по количеству и качеству, написав формулу суждения и обозначив каждое суждение одним из символов A, E, I, O:

а)Все птицы имеют крылья.

б)Некоторые растения являются водорослями

в)Ни один рассказ этого автора не переведен на иностранные языки

г) Реки - естественные пути сообщения

д)Большинство из нас не совмещают работу с учебой.

 

 

Вариант 11

 

1.Рассмотрите приводимый ниже силлогизм. Если в нем нет заключения, то выведите его;. Определите модус и фигуру силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка:

Ни одно неорганическое тело не растет

Кристаллы суть тела неорганические

Следовательно?

2.Проверьте правильность ограничения следующих понятий. Если ограничение проведено неверно, поясните, в чем заключается ошибка и проведите ограничение правильно:

а) год - квартал - месяц - сутки.

б) форма мышления - понятие - положительное понятие

в) час - предрассветный час.

 

 

Вариант 12

 

1.Рассмотрите приводимый ниже силлогизм. Если в нем нет заключения, то выведите его;. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка:

 

Некоторые негры суть христиане

Некоторые христиане добры

Следовательно?

 

2. Оценить правильность следующего деления понятий:

а)Почва бывает плодородная и неплодородная.

б)Сутки делятся на утро, день, вечер, ночь

 

Вариант 13

 

1. Определить фигуру и модус силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка

 

Некоторые романы поучительны

Все романы суть вымышленные рассказы

Некоторые вымышленные рассказы поучительны.

 

2. положительным или отрицательным, конкретным или абстрактным, соотносительным или безотносительным, собирательным или несобирательным, общим, единичным или пустым: а) совещание,

б) истинность,

в) невежество.

 

 

Вариант 14

 

1. Определить фигуру и модус силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка

 

Ни одна наступательная война не может быть оправдана

Некоторые наступательные войны были успешны

Некоторые успешные войны не могут быть оправданы

 

2.Дайте логическую характеристику понятий, т.е. укажите, является ли каждое из них положительным или отрицательным, конкретным или абстрактным, соотносительным или безотносительным, собирательным или несобирательным, общим, единичным или пустым:. а)добродетель,

б) собрание верующих,

в) гора Эверест.

 

 

Вариант 15

 

1. Определить фигуру и модус силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка

 

Кислород поддерживает горение

Этот газ не поддерживает горение

Этот газ не есть кислород

 

2. Проверьте правильность данных определений, укажите, где какие логические ошибки допущены:

а) Существенные признаки предметов - это признаки, выражающие их сущность.

б) Собака есть домашнее животное

в) Клевета - это распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений

 

 

Вариант 16

 

1. Определить фигуру и модус силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка

 

Все больные лихорадкой испытывают жажду

Этот больной не испытывает жажду

Этот больной не болен лихорадкой

 

2. Определите, в каком отношении по объемам находятся понятия в каждом из примеров, изобразите отношения между понятиями круговыми схемами:

а) свой, чужой,

б) к красный, синий,

в) специалист, преподаватель, балерина,

г) искусство, эстрада, опера,

д) калий, металл.

Вариант 17

 

1. Определить фигуру и модус силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка

Этот смертный удар нанесен человеком, обладающим огромной силой

Обвиняемый не есть человек, обладающий огромной силой

_____________________________________________________________

Обвиняемый не нанес смертельного удара

 

2.Проверьте правильность деления понятий:

а) Животные делятся на позвоночных и непозвоночных

б) Свет делится на искусственный, голубой и лунный.

в) Проволоки бывают медные, серебряные, толстые, тонкие, телеграфные.

 

 

Вариант 18

 

1. Определить фигуру и модус силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка

 

Ртуть не тверда

Ртуть не сеть металл

Некоторые металлы не тверды

 

2. Проверьте правильность данных определений, укажите, где какие логические ошибки допущены:

а) Умный человек – тот, который строго относится к своим обязанностямэ

б) Треугольник – трехсторонняя фигура, сумма углов которой равна 2d.

в) Овес – это кормовая культура, предназначенная для кормления скота.

 

Вариант 19

 

1. Определите характер силлогизма:

 

Если А есть В, то С есть D; если Е есть F, то С есть D.

Но или А есть В, или Е есть F

Следовательно: С есть D

 

2. Имеет ли место операция обобщения в следующих случаях:

а) дом - улица,

б) электрон - атом,

в) Скандинавия - часть Европы,

г) племя - нация,

д) водные лыжи - лыжи.

 

 

Вариант 20

 

1. Рассмотрите приводимый ниже силлогизм. Определите фигуру и модус простого категорического силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка:

 

Некоторые человеческие действия заслуживают ненависти

Ложь есть человеческое действие

Ложь заслуживает ненависти

2.Дайте логическую характеристику понятий, т.е. укажите, является ли каждое из них положительным или отрицательным, конкретным или абстрактным, соотносительным или безотносительным, собирательным или несобирательным, общим, единичным или пустым: а)начальник, б)театр, в)эксплуатация.

 

 

Вариант 21

 

1. Рассмотрите приводимый ниже силлогизм. Если в нем нет заключения, то выведите его. Определите фигуру и модус простого категорического силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка:

Ни один человек не может предсказать будущее

Гадалки суть люди

Следовательно?

 

2.Найдите количество следующих суждений, приведя их к одной из форм суждений типа

A, E, I, O, а для этого перефразируйте выраженную в каждом предложении мысль,

запишите ее в виде формулы (...S........P):

а) Из греков, сражавшихся при Фермопилах, никто не спасся.

б)Истинный ученый как правило скромен.

в)Сравнение - не доказательство.

г)Вода состоит из водорода т кислорода.

д) Мы все глядим в Наполеоны.

 

 

Вариант 22

 

1. Определите характер силлогизма:

Если А есть В, то С есть D; и если Е есть F, то G H

Но или А есть В, или Е есть F.

________________________________________________

Следовательно, или С есть D, или G есть H.

 

2. Проверьте, правильно ли обобщены понятия в следующих примерах:

а) радость - чувство

б) живопись - искусство,

в)спорт - гребля

г) Брюллов К - выдающийся художник Х1Х века.

Вариант 23

 

1. Рассмотрите приводимый ниже силлогизм. Определите фигуру и модус. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка:

Все копирующие чужие подписи, суть злонамеренные люди

Литографы копируют чужие подписи

Литографы – злонамеренные люди

 

2.Проверьте правильность данных определений, укажите, где какие логические ошибки допущены:

А) Правильная дробь – это такая, в которой числитель меньше знаменателя.

Б) Тигр – хищное животное.

В) Система есть определенный набор элементов.

 

 

Вариант 24

 

1. Рассмотрите приводимый ниже силлогизм. Если в нем нет заключения, то выведите его;. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка:

Все слова служат для выражения мысли

Все жесты служат для выражения мысли

Все жесты суть слова.

 

2.Найдите количество следующих суждений, приведя их к одной из форм суждений типа

A, E, I, O, а для этого перефразируйте выраженную в каждом предложении мысль,

запишите ее в виде формулы (...S.....P):

а) Иных он очень отличал

б) Даже иные святые не без греха

в)Рыбы дышат жабрами

г)Мошенничество - это овладение личным имуществом граждан или приобретение право на имущества путем обмана или злоупотребления доверием.

 

Вариант 25

 

1. Определите характер силлогизма

Пример:

Если я брошусь из окна, то я получу ушибы.

Если я пойду по лестнице, то я сгорю.

Но я должен или броситься из окна, или пойти по лестнице.

___________________________________________________

Следовательно, я или ушибусь, или сгорю.

 

2.Установите, в каких случаях имеет место отношение рода и вида, а в каких - отношение части и целого:

а) минута, секунда,

б) минута, счастливая минута,

в) минута, час.

 

Вариант 26

 

1. Определите характер силлогизма

Если А есть В, то С есть D; и если А есть В, то Е есть F

Но С есть D и Е есть F

__________________________________________________

Следовательно, А не есть В

 

2.Проверьте, правильно ли обобщены понятия в следующих примерах:

А) пограничная ситуация – ситуация;

Б) воля – добрая воля,

В) частная собственность – собственность.

 

Вариант 27

 

1. Рассмотрите приводимый ниже силлогизм. Если в нем нет заключения, то выведите его;. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка:

Ярко-красные цветы не имеют запаха. Этот цветок не имеет запаха

Следовательно?

2.Придать логическую форму при помощи выражения суждений в формах A, или E, или I, или O следующим высказываниям:

а) Рыбы дышат жабрами

б) Лень никогда не приводит к добру.

в)Прекрасное и полезное отчасти совпадают.

г)Многие из порядочных людей несчастны.

 

Вариант 28

 

1. Рассмотрите приводимый ниже силлогизм. Если в нем нет заключения, то выведите его;. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка:

Все люди смертны

Ни одна собака не есть человек

Следовательно,ни одна собака не смертна

 

2.Определите характер отношений между следующими понятиями (по объему):

а)азбука, алфавит,

б) религиозность, нерелигиозность,

в) священнослужитель, верующий, неверующий;

г)рабочий, народный депутат,

д) высшее учебное заведение, университет, учебная академия.

 

Вариант 29

 

1. Определите характер силлогизма

Если бы мы захотели начать войну, ты мы должны были бы или сделать заем, или увеличить налоги

Мы не можем сделать ни того, ни другого

_____________________________________________________________ Следовательно, мы не можем предпринять войны.

 

2.Дайте логическую характеристику понятий, т.е. укажите, является ли каждое из них положительным или отрицательным, конкретным или абстрактным, соотносительным или безотносительным, собирательным или несобирательным, общим, единичным или пустым:

а) формальность,

б) разум;

в) автор.

 

 

Вариант 30

 

1. Рассмотрите приводимый ниже силлогизм. Определить, к какой фигуре и какому модусу относится силлогизм. Если в нкм нет заключения, то выведите его;. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка:

Всякий справедливый человек благороден

Некоторые ученые справедливы

Следовательно?

 

2. Проверьте правильность данных определений, укажите, где какие логические ошибки допущены:

а) Феодал - крупный землевладелец.

б) Ямб - двусложная стопа с ударением на втором слоге

 

Вариант 31

 

1. Рассмотрите приводимый ниже силлогизм. Определить, к какой фигуре и какому модусу относится силлогизм. Если в нем нет заключения, то выведите его;. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка:

Все тела, имеющие меньшую плотность, чем вода, плавают на воде.

Все тела из дерева имеют меньшую плотность, чем вода

Следовательно?

 

2. Проверьте правильность данных определений, укажите, где какие логические ошибки допущены:

а) Студент - это не школьник и не слушатель военной академии

б) Правовая норма - это правило поведения людей

.

 

Вариант 32

1. Определите характер силлогизма

Если А есть В, то С есть D; если Е есть F, то G есть Н

Но С не есть D и G не есть Н

_________________________________________________

Следовательно, А не есть В и Е не есть F

 

 

2. Разобрать правильность следующего деления. Укажите. где и какие правила деления нарушены:

а)Революция может быть мирной и немирной

б) Книги делятся на научные и богословские

в)Грамматические предложения бывают простыми и сложными.

г)Завод делится на цеха: литейный, механический, инструментальный, сборочный.

 

Вариант 33

 

1. Определите характер силлогизма:

 

Лицо, желающее иметь автомобиль, может так рассуждать:

Если бы я был богат, то я автомобиль купил бы.

Если бы я был бы бесчестен, то я украл бы таковой.

Но я не куплю и не украду.

_____________________________________________________

Следовательно, я не богат и не бесчестен.

 

2.Разобрать правильность следующего деления понятий. Укажите, где и какие правила деления нарушены:

а) величины могут быть равные и неравные;

б) мужчины бывают взрослые, ответственные и сущие дети,

в) жители России проживают либо в городе, либо в деревне.

 

 

Вариант 34

 

1. Восстановите силлогизм из следующих предложений:

Пример:

Крестовые походы не были безумием, так как они возникли из сильного религиозного воодушевления.

 

2.Оцените правильность определений и укажите, какие нарушения правил допущены:

а) Цветы – это радость природы

б) Бессмертный – это человек, не способный умереть

в) Книга – источник знаний

г) Существительное – часть речи, обозначающая вещь и отвечающая на вопрос «кто?» или «что?»

 

Вариант 35

 

1. Определите характер силлогизма

Пример:

 

Если какой-либо ученик любит учиться, то он не нуждается ни в каком поощрении. Если же он чувствует отвращение к учению, то всякое поощрение окажется бесполезным.

Но ученик может или любить учение, или чувствовать к нему отвращение.

Следовательно, поощрение или излишнее, или бесполезно в деле обучения.

 

2.Разобрать правильность следующего деления понятий. Укажите. где и какие правила деления нарушены:

а) часы бывают настенные, напольные и наручные;

б) мысли бывают греховные и добродетельные:

в) почва бывает плодородная и неплодородная

 

 

Вариант 36

 

1. Составьте силлогизм из следующих предложений:

Некоторые привычки заслуживают упрека, так как они принимают характер страсти.

2. Проверьте правильность данных определений, укажите, где какие логические ошибки допущены:

а)Крест есть две перекрещиваемые перекладины;

б)Патриций – римский гражданин, не принадлежащий к низшему сословию

в)Управление природопользованием – целенаправленное воздействие на хозяйственные субъекты и через их деятельность на балансы в экосистеме

г) экосистемы – это сложные системные образования в природе.

 

Вариант 37

 

1. Составьте силлогизм из следующих предложений:

Добродетель не есть безумие, так как она облагораживает человека

 

2. Найдите количество следующих суждений, приведя их к одной из форм суждений типа A, E, I, O:

а) Только те, кто хвалит добродетель, добродетельны;

б) Не все то золото, что блестит

в)Только протестанты могли занимать английский престол

г) От трудов праведных не наживешь палат каменных

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: