Место Президента в системе государственных органов Франции.




 

Президенту Республики принадлежит центральное место в системе государственных органов Пятой республики. Согласно ст. 5 Конституции он следит за соблюдением Конституции, обеспечива­ет нормальное функционирование государственных институтов, принимает меры по обеспечению национальной независимости и территориальной целостности, обеспечивает соблюдение между­народных соглашений и договоров. Президент Республики — вер­ховный главнокомандующий вооруженными силами страны, он производит назначение на высшие военные и гражданские долж­ности. Он представляет страну в международных отношениях, ве­дет международные переговоры и заключает международные до­говоры.

К числу собственных полномочий Президента относятся та­кие важные, как: назначение Премьер-министра, решение о дос­рочном роспуске Национального собрания, использование чрез­вычайных полномочий по ст. 16 Конституции и др[3]. Французские исследователи политической жизни страны считают, что в период правления генерала де Голля имело место своего рода верти­кальное разграничение полномочий Президента и Правительства. Президент главным образом руководил осуществлением внешней и военной политики Франции[4].

В постголлистский период утверди­лось своего рода горизонтальное разделение полномочий и компе­тенции. Решения наиболее общего политического характера при­нимаются Президентом, вся текущая работа по управлению стра­ной осуществляется Правительством. Однако ни та ни другая схема практически не работают в условиях "сосуществования". При та­кой ситуации Президент должен и обязан искать компромисса с Правительством, как, впрочем, ту же задачу должно решать и Правительство. В основном вопросы управления государственны­ми делами при такой ситуации сосредотачиваются в руках Прави­тельства. Однако большая часть единоличных полномочий Прези­дента сохраняется в неприкосновенности[5].

Президент Республики — высшее должностное лицо госу­дарства, его верховный представитель во всех актах внутриполи­тической и международной жизни.

Избрание Президента.

 

Президент Республики избирается путем всеобщего, прямо­го, равного и тайного голосования. Срок полномочий — 7 лет. Ограничений для переизбрания не установлено. (Президент Франсуа Миттеран избирался, например, два срока подряд — с 1981 по 1995 г.). Кандидат в президенты должен удовлетворять всем требо­ваниям, предъявляемым к лицам, избираемым в Парламент. Ин­ститута вице-президента во Франции нет. В случае досрочной вакансии поста Президента его обязанности временно исполняет Председатель Сената, а если он тоже не в состоянии выполнять эти обязанности, они исполняются Правительством. Новые выбо­ры проводятся не ранее чем через 20 и не позднее чем через 35 дней после открытия вакансии. За годы существования Пятой республики дважды имели место случаи досрочной вакансии по­ста Президента и, соответственно, проведение досрочных выбо­ров в 1969 г., при отставке Президента де Голля, и в 1974 г. — в связи со смертью Жоржа Помпиду. Исполняющий обязанности Президента несколько ограничивается в своих правах, он, в час­тности, не может проводить референдум и не имеет права прибе­гать к досрочному роспуску Национального собрания[6].

Полномочия Президента.

 

Президент Республики обладает исключительно широкими полномочиями в сфере руководства и управления государствен­ными делами. Он председательствует в Совете министров, причем никакое заседание Правительства в форме Совета министров не­возможно при отсутствии главы государства. Иное может иметь место, если он непосредственно уполномочил другое должност­ное лицо осуществлять председательствование на конкретном за­седании и в связи с конкретной повесткой дня. Президент назнача­ет Премьер-министра и по его представлению других членов Пра­вительства. Он же отзывает Премьер-министра и иных членов Правительства. Глава государства назначает на все высшие воен­ные и гражданские должности.

Президент обладает широкой регламентарной властью. Одна из важных особенностей конституционного режима Пятой респуб­лики состоит в ограничении сферы применения закона, которая определена ст. 34 Конституции. Все, что лежит вне сферы, регу­лируемой законом, регулируется актами исполнительной власти. В результате акты, подписываемые Президентом, нельзя рас­сматривать как обычные подзаконные акты, принимаемые на ос­нове и во исполнение закона. Президентские ордонансы и декре­ты — это самостоятельные нормативно-правовые акты, которые играют в регулировании отдельных сфер общественных отноше­ний ту же роль, что и закон. В случае если Конституционный совет признает, что тот или иной законодательный акт был при­нят в нарушение ст. 34 Конституции, регламентарная власть по­лучает право изменять и заменять этот закон собственными нор­мативными актами. Наиболее важные регламентарные акты, из­даваемые Президентом, именуются ордонансами. Текущее правовое регулирование осуществляется при помощи декретов. На основе переходных постановлений Конституции в первые ме­сяцы существования Пятой республики в стране была издана целая серия ордонансов, содержащих органические законы. Посред­ством такого рода актов был определен статус подавляющего боль­шинства высших государственных органов страны. (Переходные постановления Отменены в 1995 г.)[7]

Президенту принадлежит право законодательной инициати­вы в том, что касается конституционных пересмотров, передачи законопроектов на референдум, а равно право отлагательного вето на законопроекты, принимаемые Парламентом. Президент Респуб­лики промульгирует в течение 15 дней после одобрения Парла­ментом принятыеимзаконопроекты. Однако в течение предус­мотренного срока промульгации он может вернуть законопроект в Парламент.для повторного обсуждения либо обратиться в Кон­ституционный совет в целях определения того, не противоречит ли одобренный Парламентом акт Конституции страны. Такого рода обращение прерывает 15-дневный срок, установленный для про­мульгации закона.

Президенту принадлежит право досрочного роспуска Нацио­нального собрания.

Такого рода досрочный роспуск не может иметь место только в трех случаях:

1) когда временно исполняются обя­занности Президента;

2) когда использованы чрезвычайные пол­номочия по ст. 16 Конституции;

3) в течение года после досрочных выборов[8].

Президент Республики обладает определенными полномочия­ми и в судейской сфере. Он председательствует в высшем совете магистратуры, его актами производится назначение и перемеще­ние профессиональных судей, Президент Республики обладает правом Помилования.

Важными полномочиями наделен Президент в сфере внеш­ней политики и обороны. Он представляет страну в международ­ных отношениях, назначает дипломатических представителей Франции, при нем аккредитуются иностранные дипломатические представители. Президент ведет международные переговоры и заключает международные договоры и соглашения.

Официальная резиденция Президента — Елисейский дворец. При главе государства функционирует специализированный ап­парат помощников и советников, которые образуют его личный кабинет и генеральный секретариат. Важную роль играют также некоторые другие специализированные вспомогательные органы, в число которых входит, в частности, военный комитет. Все со­трудники Елисейского дворца назначаются и увольняются Прези­дентом по его собственному усмотрению.

Правительство



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: