С любой точки зрения дифференцированный подход в обучении [5] имеет огромные преимущества. Для каждого учащегося создаются условия в соответствии с его задатками, развитием его личных интересов и способностей. Этот подход, в том числе и при проведении контроля знаний, умений и навыков, повышает эффективность урока, личную мотивацию ученика и качестве знаний каждого.
На этапе разработки дифференцированных заданий по математике для осуществления контроля учитель имеет возможность учитывать самые разнообразные факторы и классификации. Различные способы дифференциации можно сочетать друг с другом, а задания предлагать ученикам на выбор.
· Дифференциация заданий по уровню творчества
Этот способ связан с тем, что учащиеся обладают различным характером познавательной деятельности. Кому-то ближе репродуктивные задания (от учащихся требуется воспроизведение и прямое применение имеющихся у них знаний, работа по образцу), а кому-то интереснее делать задания, которые могут отличаться от стандартных (это продуктивный характер заданий). Задания продуктивного характера могут быть очень разнообразны и носить самый различный характер. Учащиеся в этом случае делятся на три группы. Пример задания для 5 класса, связанного с этим типом дифференциации.
Задача: На дереве сидело 5 воробьёв и 2 вороны. 3 птицы улетели. Сколько птиц осталось?
1-ая группа. Решить задачу. Подумать, можно ли её решить иначе.
2-ая группа. Решить задачу двумя способами.
3-я группа. Изменить задачу так, чтобы её можно было решить тремя способами. Решить полученную задачу тремя способами.
· Дифференциация учебных заданий по уровню трудности
Здесь всё ещё проще. Чем лучше подготовлен ученик, тем более усложнённое задание он получает. С точки зрения математики, речь может идти об увеличении количества действий в примере, усложнении разрядности чисел, использовании новых условных символов и так далее. Пример дифференцированного задания (условно).
Сравнить числа
1-ая группа. 54 и 7. 9 и 26.
2-ая группа. 63 и 64. 52 и 32.
3-я группа. КС и Н. К3 и К4. 9 и РС. 5Н и 3Н.
· Дифференциация заданий по объёму учебного материала
Этот способ предполагает просто выполнение более сильными учащимися дополнительных заданий. Такой подход связан с тем, что темп слабых учеников, конечно, существенно отличается от темпа сильных. Чаще всего этот способ дополняет один из двух названных выше. В качестве дополнительного в большинстве случаев выступает какое-то творческое задание, в котором требуется проявить смекалку. Здесь можно обойтись без конкретного примера.
· Дифференциация работы по степени самостоятельности учеников
В этом случае вообще не предусмотрено различий в заданиях для учащихся разных групп. Сначала происходит фронтальное объяснение задания, а затем сильные учащиеся сами приступают к выполнению задания. В это время учитель продолжает совместный поиск путей решения вместе с учениками других групп. После анализа того или иного пути решения к работе приступают ученики следующей группы. В это время учитель предлагает на доске разбор образцового задания, после которого к самостоятельной работе приступает и последняя группа. Преимущество в том, что если вдруг кто-то понял, что н каком-то этапе не может продолжить самостоятельную работу, то он имеет возможность вернуться к совместной работе с учителем.
· Дифференциация работы по характеру помощи учащимся
При данном способе отсутствует фронтальная работа как таковая. Все ученики одновременно приступают к выполнению самостоятельной работы. Но тем ученикам, которым помощь требуется больше всех, поступает дозированная помощь от учителя. Причём эта помощь не обязательно конкретная. Это могут быть специальные карточки с вспомогательной информацией, дополнительные упражнения для подготовки и т.д.
· Дифференциация работы по форме учебных действий
Здесь всё зависит от того как ребёнку бывает проще решать ту или иную задачу. Кому-то нужно «потрогать», кому-то «увидеть», а кто-то может решение задачи представить в уме. Посмотрим на пример такого способа дифференцирования.
Задача. На столе 6 груш. 2 из них Вася съел. Сколько груш осталось на столе?
1-ая группа. Решить задачу с опорой на индивидуальный счётный материал (картинки или счётные палочки).
2-ая группа. Решить задачу с помощью схематического рисунка, выполненного заранее на доске.
3-я группа. Решить задачу без наглядной опоры, в уме.