Функции проверки
Контроль знаний может осуществлять не только учитель. В зависимости от субъекта, проводимого контроль, различают три вида этого контроля:
· внешний (учитель контролирует ученика)
· взаимный (ученик контролирует ученика)
· самоконтроль (ученик контролирует свою деятельность)
Главная цель контроля знаний, умений и навыков была названа выше. Она заключается в поиске успехов учащихся, через призму которых просматриваются и определённые пробелы знаний, над которыми ещё нужно поработать. Контроль позволяет углубить знания и включить учащихся в активную поисковую, творческую, исследовательскую деятельность.
Учителю важно понимать, насколько качественно (полно и верно) ученик усвоил материал, чтобы суметь предпринять меры, направленные на корректировку знаний. Благодаря самоконтролю на уроке учащиеся приобретают такие же навыки в повседневной жизни и формируют у себя потребность в этом. Тем самым ученик воспитывает качества своей личности (ответственности, характерности, уверенности в себе, определённости, инициативности и др.).
Если в процессе обучения математике в 5-6 классах удаётся достичь и реализовать перечисленные выше цели, то можно с уверенностью говорить о том, что контроль способен выполнять следующие функции [4]:
· выявление и диагностика результатов обучения;
· обучающая (повышение качества усвоения знаний, систематизация знаний, формирование приёмов учебной деятельности);
· стимулирующая (создание основ для содержательных оценок деятельности учащихся, развитие познавательной активности);
· воспитательная (формирование чувства ответственности, познавательной мотивации);
|
· прогностическая (управление процессом усвоения знаний, умений, навыков, его коррекции).
Понятное дело, что данные функции всегда проявляются по-разному. Контроль должен быть для учащихся прозрачным: предъявлять ко всем учащимся единые требования по оцениванию. В то же время он должен проводиться систематично и регулярно, поскольку у детей должно выработаться единое понимание того, чего ждать от учителя, готовя себя к той или иной форме контроля.
Контроль точно не может быть выборочным и должен включать в себя всех учащихся группы (класса). При этом он вполне может быть разнообразным по форме. Нельзя забывать и о мотивированности контроля, поскольку, если утрировать, вряд ли кому-то из детей понравится контрольная работа, которая предшествует изучению нового материала, или та проверочная, о которой их не предупредили без видимых на то причин.
Контроль ЗУНов учащихся обязан быть всесторонним и объективным, что позволит сделать любой урок не скучным и увлекательным. А также повысит мотивацию к обучению. Объективность может быть проявлена в дифференцированном подходе к учащимся.
Формы и методы проверки
Между учителем и учащимся каждый урок проходит учебно-познавательная деятельность. Чтобы понимать, насколько эта деятельность успешна и результативна, нужно постоянно осуществлять контроль. Существует огромное количество методов, которые позволяют его реализовать на практике.
Различных классификаций методов и форм проверок знаний на уроках математики придумано разными авторами бесчисленное множество. В данной работе будут рассмотрены лишь некоторые из них. Одна из основных классификаций непосредственно вытекает из того, в каком виде проходит осуществление контроля. Среди форм выделяют:
|
· Письменные работы (контрольная работа, реферат, математический диктант);
· Устные работы (опрос или контрольная работа);
· Практические работы (лабораторная работа, практическая работа, опыт, экспериментальное задание)
· Зачёты;
· Экзамены.
Если брать в расчёт другой способ деления, например, по занимаемому месту в процессе обучения, то имеет смысл рассмотреть следующую классификацию [4]:
· Текущий контроль. Это те формы работы, которые имеют смысл по ходу изучения той или иной темы. Такой тип ещё называют «мягким». К нему относятся различные тесты, работа по карточкам, математические диктанты, устные опросы, проверки домашнего задания, интерактивные приложения и др.
· Тематический контроль. Контроль, осуществляемый после прохождения темы. Сами по себе методы могут быть самыми разными: самостоятельная работа, смотр знаний, устный или письменный зачет, практическая работа с элементами эксперимента и т.д. Благодаря данному типу можно осуществлять немедленную коррекцию знаний.
· Периодический контроль. Данный тип показывает результат усвоения учебного материала вместе с оценкой. Контрольные, проверочные, диагностические работы, зачет или экзамен. Такой контроль проходит чаще всего в конце какого-либо периода обучения (четверти, семестра, учебного года).
Можно рассмотреть и совсем простую классификацию, связанную с количеством человек принимающих участие в контроле. В данном случае типы подразделяются на:
|
· Массовый контроль (тот, в котором принимает участия вся учебная группа (класс), а также может подразделяться на групповой и фронтальный).
· Индивидуальный контроль (тот, который призван проверить знаний конкретного ученика с целью корректировки или с целью оценивания).
Если посмотреть на вопрос классификации форм контроля знаний с точки зрения педагогики и психологии, то стоит отметить, что контроль следовало бы проводить на различных уровнях. Об этом говорят многие психолого-педагогические исследования, а также накопившийся веками опыт использования педагогических технологий [1].
Есть ученики I группы. Те, кто способен механически запомнить и воспроизвести определённые правила, законы, последовательности действий. То есть осознанное понимание, запоминание и воспроизведение некоторого знания заслуживает оценивания для учеников одной группы.
Ученики II группы способны без подсказки учителя применять усвоенные и закреплённые знания в схожем примере (по образцу). То есть ученик не просто воспроизводит, а чётко видит, где это можно применить. Данный тип также обязан быть оценён по достоинству.
Далее идёт группа учеников, способная применить уже не только знания, но и умения с навыками, причём в новых условиях. Когда пример не похож на образец, но ученик готов и может проявить небольшую творческую активность, тем самым придя к верному решению. Помимо всего прочего, здесь необходимо дать учащимся понимание того, что задача не обязательно может быть решена одним способом. Данная группа образует III группу для оценивания.
Иногда можно выделить ещё одну, IV группу. В ней не бывает много учеников. Поскольку при решении задачи учащиеся данной группы благодаря своему творческому потенциалу способны родить на свет новую информацию. Это бывает достаточно редко.
Каждая из перечисленных групп обязана оцениваться по-разному. Неспроста сейчас часто можно встретить школы, в которых реализуется так называемая стратификация. Например, в школе №109 г. Москва, где директором является доктор педагогических наук, разработчик современных федеральных государственных стандартов и Профессионального стандарта педагога, Е.А. Ямбург, данная идея нашла большое отражение в процессе обучения. По трём основным предметам (математике, русскому и английскому языкам) школьники из каждой параллели разбиваются на группы по уровню обученности.
Процесс стратификации начинается там с 6 класса. Для этого на протяжении 5 класса учащиеся пишут в конце каждой четверти контрольные работы по этим трём предметам, на основании которых и формируются рейтинги. Расписание составлено таким образом, чтобы, например, в параллели 6 классов, в понедельник на 4 уроке одновременно стояли уроки математики, на которые дети и расходятся по группам.
Материал, который усваивается в каждой группе, различаться не может. А вот способ его подачи, формы и методы контроля и сложность решаемых задач определяются группой, в которую попал ребёнок. Благодаря этому происходит качественное усвоение материала каждым учеником. Стоит отметить, что каждый ученик имеет возможность как подняться в группу выше, так и опуститься, например, из 4 группы в 5-ую. Этот процесс перехода часто является мотивирующим фактором как для учащихся, так и для их родителей.
Возвращаясь к теме данной работы и немного упрощая описанную выше стратификацию, стоит отметить следующее. Благодаря такому режиму обучения и использованию различных форм и методов контроля, ученики последних групп (более слабых) имеют возможность также получить хорошую оценку, как и ученики сильных групп, в которой большое и важное место занимает творческая, исследовательская деятельность.
Такие широкие возможности при выборе форм контроля учащихся по математике позволяют не сводить контроль к репродуктивной деятельности учащихся. Они позволяют учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и конкретной группы.