Лескова на протяжении всего творчества интересовала тема народа. Он неоднократно пытался раскрыть характер, душу русского человека. В центре его произведений всегда стоят неповторимые личности, символизирующие весь народ.
В повести «Очарованный странник» Лесков раскрывает нам истинную красоту русского человека. Этот человек — Иван Северьянович Флягин.
Мы сталкиваемся с ним во время путешествия автора по Ладожскому озеру и видим в нем «типического, простодушного, доброго русского богатыря». Он огромного роста, с открытым лицом и густыми волосами. «Ему бы не в рясе ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптях по лесу». Хотя перед нами лишь внешность, нам представляется вся широта души этого человека. Мы заранее готовы выслушать этого человека, поверить ему и оправдать.
Если внешнюю красоту можно осознать, лишь только взглянув на человека, то внутренняя красота раскрывается и делами, и поведением, и образом жизни, и всей жизнью в целом.
Иван Флягин часто совершает такие поступки, которые трудно оправдать, но происходит это неумышленно. В этом проявляется широкая богатырская душа русского человека, который может сгоряча и засечь насмерть, но готов отдать голодному последнее, пожертвовать собой ради другого человека.
Иван Северьянович демонстрирует эту свою удаль, когда сечется с татарином. Мы видим это по тому, как он усмиряет лошадь. «Зубами страшно на нее заскриплю, так у нее у иной даже инда мозг изо лба в ноздрях вместе с кровью покажется— она и усмиряет». Да и уважал Иван Флягин в человеке очень сильно молодечество, поэтому «по голому телу имел теменной поясок от святого храброго князя Всеволода Гаврилыча из Новгорода».
|
Но не только богатырские подвиги совершает Иван Северьяныч. Он спасает людей от неминуемой гибели. Делает он это не ради какой-то личной выгоды, вознаграждения, даже не из чувства долга. Когда он видит человека в смертельной опасности, он просто бросается ему на помощь. Еще совсем мальчиком он едет с графом и графиней в Воронеж. По пути повозка чуть не срывается в пропасть. Иван останавливает лошадей, спасает своих хозяев, а сам чуть не погибает, срываясь с обрыва.
После гибели Груши он бредет неизвестно куда, встречает старика со старухой. И идет вместо их сына на пятнадцать лет воевать на Кавказ. За внешней грубостью и жестокостью скрыта в Иване Северьяновиче огромная доброта, свойственная русскому народу. Мы узнаем эту черту в нем, когда он становится нянькой. Он по-настоящему привязался к девочке, за которой ухаживал. В обращении с ней он заботлив, нежен. Когда он сталкивается с матерью девочки, в нем борются два чувства: желание отдать ребенка матери и чувство долга. Он отдает девочку матери.
Не чужд Иван Северьянович и красоте. Скорее, он не столько понимает ее, сколько чувствует. Он очень привязан к лошадям, как ярко и живо он их описывает: «Кобылица была, точно, дивная, ростом не великонька, в подовье арабикой, но стремительная, головка маленькая, глазок полный, яблочком, ушки сторожкие: бочка самые звонкие, воздушные, спинка как стрела, а ножки легкие, точеные, самые уносистые».
Позже познает он и красоту женщины. Эта красота его очаровывает. Так ради Груши отдает он все деньги. Но не только поэтому так важна его встреча с Грушей. Здесь мы видим, что Иван Северьяныч, как никто другой, может понимать, любить и сочувствовать. Между ними возникает истинное родство душ, характерное для русского народа. Иван Северьянович готов пойти на преступление, чтобы спасти ее душу. Он помогает Груше совершить самоубийство (сталкивает ее с обрыва в реку), так как понимает, что дальнейшая ее жизнь превратится в ад. Ответственность за это преступление Флягин берет на себя. Он готов ответить за свой поступок и искупить его.
|
Но, наверное, только любовь к Родине, к Богу, христианское смирение спасают Флягина от гибели в течение девяти лет жизни у татар. Он за все это время так и не смог привыкнуть к степям. Он говорит: «Нет-с, домой хочется… Тоска делалась». Гораздо позднее, когда он уже ушел в монашество, его в наказание надолго посадили в погреб. Но он даже не сравнивает это со степью: «Ну нет-с: как можно сравнивать? Здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали».
Сильна в Иване Флягине православная вера. В плену его мучает смертельная тоска по Родине, по всему, от чего он был отлучен. Среди ночи он «выползал потихоньку за ставку… и начинал молиться… так молишься, что даже снег инда под коленками протает и где слезы падали — утром травку увидишь». Когда Иван Северьяныч бежит из плена, он крестит татар. В монастыре он борется с искушающим его дьяволом и, наконец, побеждает его. Иван Северьянович Флягин олицетворяет собой идею русского характера. Он находится в постоянных скитаниях, поисках себя. Это русская натура, требующая развития, стремящаяся к духовному совершенству.
В конце повести мы понимаем, что, придя в монастырь, Иван Северьяныч не успокаивается. Он предвидит войну и собирается туда идти. Он говорит: «Мне за народ очень помереть хочется». Это символизирует главное свойство русского человека — готовность пострадать за других, умереть за Родину. Описывая жизнь Ивана Флягина, Лесков заставляет его скитаться, встречаться с разными людьми и целыми народами. Лесков утверждает, что такая красота души свойственна только русскому человеку и только русский человек может проявить ее так полно и широко.