Драматургия и краткий обзор оперы




Тема 5. М.И.Глинка. Опера «ИВАН СУСАНИН» («Жизнь за царя»)

1. Оперы М.И.Глинки

2. Новаторство оперы «Иван Сусанин».

3. Кто такой Иван Сусанин?

4. Как создавалась опера?

5. Премьера оперы.

6. Драматургия и краткий обзор оперы.

Оперы М.И.Глинки

М.И. Глинка – первый, кто создал русскую национальную оперу. Всего у него две оперы - «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») и «Руслан и Людмила», и каждая из них открывает новое направление в русской опере:

1) «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») - это народная музыкальная драма, сюжет которой основан на реальных исторических событиях. От неё берут начало другие русские исторические оперы (например, «Борис Годунов» и «Хованщина» М.Мусоргского, «Псковитянка» Н.А.Римского-Корсакова);

2) «Руслан и Людмила» - это сказочно-эпическая опера. С неё начинается ветвь сказочных русских опер (например, «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» Н.Римского-Корсакова, оперы и балеты С.Прокофьева и др.).

Новаторство оперы «Иван Сусанин».

Опера «Иван Сусанин» Глинки была для зрителей того времени необычной и очень новаторской:

· музыка оперы имеет ярко выраженный русский национальный характер. Она опирается на русский музыкальный фольклор, а не подражает музыке зарубежных опер;

· оперы до Глинки практически представляли собой спектакли с разговорами и песенными вставками. В этой опере Глинка избежал разговорных эпизодов, вся опера поётся;

· впервые в опере проведена единая линия развития, основанная на конфликте двух сторон – русской и польской.

Всё это позволило назвать оперу «Иван Сусанин» первой полноценной русской национальной оперой.

 

Кто такой Иван Сусанин?

Главный герой оперы - Иван Сусанин – реальное историческое лицо, крестьянин из села Домнино Костромской губернии.

Сусанин совершил подвиг во время оккупации России польскими захватчиками. Действие оперы происходит с осени 1612 – до весны 1613 года. Поляков уже изгнали из Москвы, но отдельные их отряды еще бродили по стране.

П оздней зимой 1613 года царь всея Руси Михаил Романов и его мать Марфа жили в своей костромской вотчине, в селе Домнино. Узнав об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова.

Недалеко от Домнино они встретили старосту села - Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повёл их в противоположную сторону, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Собинина с известием о грозящей опасности.

За отказ указать верный путь Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был изрублен поляками «в мелкие куски» на Исуповском (Чистом) болоте или в самом Исупове. Михаил Фёдорович и его мать нашли спасение в Костромском Ипатьевском монастыре.

Этот патриотический подвиг простого русского мужика вошёл в историю.

В 1815 году итальянский композитор К.Кавос, работавший в России, написал оперу «Иван Сусанин». А в 1822 году подвиг воспел поэт-декабрист К.Рылеев в стихотворении «Иван Сусанин».

М.И.Глинка придал этой простой и страшной истории более художественный вид, ввёл лирическую женскую линию (в лице дочери Антониды).

Как создавалась опера?

Работу над оперой Глинка начал в 1834 году. Сначала предполагалось, что автором либретто будет поэт Василий Андреевич Жуковский. Но он отказался в связи с сильной занятостью, и за либретто взялся барон Егор Фёдорович Розен, по рекомендации самого императора Николая I.

В 1836 году опера была закончена, премьеру приурочили к открытию Большого театра в Санкт-Петербурге.

Опера несколько раз меняла свое название: сначала Глинка назвал ее «Иван Сусанин», но на завершающем этапе работы он переименовал ее в «Смерть за царя». Он хотел посвятить ее императору Николаю I, и тот благосклонно принял посвящение, но предложил свой вариант названия: «Жизнь за царя».

Премьера оперы.

На премьере (то есть, первом представлении оперы) собралась вся столичная аристократия, весь «высший свет», так как там был сам император Николай I со своей семьей. Присутствовали и литераторы, художники и музыканты. Среди них - А.С.Пушкин.

Опера произвела огромное впечатление на зрителей и премьера прошла с грандиозным успехом. Хотя часть аристократической публики презритель­но называла музыку оперы «мужицкой», «кучерской».

Известен знаменитый экспромт А.С.Пушкина, родившийся после просмотра оперы:

Слушая сию новинку,

Зависть, злобой омрачась,

Пусть скрежещет, но уж Глинку

Затоптать не сможет в грязь!

 

Драматургия и краткий обзор оперы

Опера состоит из:

· увертюры;

· 4-х действий (актов);

· эпилога.

Главная идея – патриотическая: самопожертвование во имя Руси и ее царя.

Жанр сам Глинка определил как «отечественную героико-трагическую оперу».

Драматургия основана на конфликте двух сторон – русской и польской.

Каждое действие и эпилог – это определённый этап в развитии конфликта.

1-е действие – русское; это показ (экспозиция) образа русского народа и главных героев.

2-е действие – польское; это показ (экспозиция) польского лагеря.

3-е действие - завязка конфликта, первое прямое столкновение противостоящих сторон.

4-е действие – кульминация и развязка; сцена Сусанина с поляками в лесу, гибель главного героя.

Эпилог - общая кульминация оперы, хор «Славься».

В 1 действии показаны основные герои оперы – Антонида, Сусанин, Собинин, русский народ (крестьяне-ополченцы).

Дочь Сусанина Антонида ожидает своего жениха Собинина. Она готовится к свадьбе. Звучит кавати­на и рондо Антониды — музыкальный портрет героини, раскрывающий ее душевный мир, нежность и верность в любви.

Антониде отвечает Сусанин. И это первое появление Сусанина в опере - речитатив «Что гадать о свадьбе?»

Этот речитатив очень важен – это первый показ, экспозиция образа главного героя. Известно, что в плане оперы Глинка сделал запись о Сусанине – «характер важный». И его первые реплики действительно звучат «важно», то есть неторопливо, веско, с достоинством.

Здесь Глинка использовал подлинную народную песню, услышанную им от лужского извозчика.

Сусанин говорит дочери о том, что сейчас не время мечтать о свадьбе, о личном счастье, когда в стране беда. С первых нот Глинка показывает Сусанина как истинного патриота своей страны.

2 действие называют «польским» актом. Это характеристика образа поляков. Русская деревня здесь меняется на бальный зал в замке польского короля. Здесь пирует польская шляхта.

Глинка решил противопоставить два народа – русский и польский - через национальную музыку каждого. Поляки показаны через череду национальных польских танцев. У поляков нет ни одного сольного номера, ни одной арии или ансамбля. Они показаны обобщенно, как толпа.

Всего во 2 действии проходят четыре танца: полонез, краковяк, вальс и мазурка, которые образуют большую танцевальную сюиту. Все они (кроме вальса) являются национальными польскими танцами.

При этом музыка, которая характеризует поляков, очень красива, изящна. То есть Глинка не превращает образ врага в карикатуру.

В 3 действии происходит завязка драмы, первое столкновение двух противоборствующих сторон. Все действие делится на две части. Они контрастны друг другу.

Первая часть - это подготовка к свадьбе, музыка полна гармонии. Сцена тихого семейного счастья, здесь царят спокойствие и светлое настроение.

Вторая часть – драматическая, приход поляков и сцена Сусанина с поляками.

Поляки требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу на Москву. Решительно и с достоинством отвечает им крестьянин: «За Русь мы все стеной стоим, в Москву дороги нет чужим!» Когда шляхтичи начинают угрожать Сусанину, он отвечает: «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь».

Но затем, потихоньку отправив приёмного сына Ваню предупредить ополченцев Минина, Сусанин делает вид, что соблазнился предложенными поляками деньгами и уходит вместе с ними.

4 действие состоит из 3-х картин. Короткое оркестровое вступление переносит в зимний лес, дремучий и непроходимый.

Своей кульминационной точки драма достигает в 3-ей картине. Измученные поляки бредут по заснеженному лесу. Звучит тема польской мазурки, но она искажена. Впереди идёт Сусанин. Они разводят огонь и ложатся отдыхать.

Звучит ария Сусанина «Ты взойдешь моя заря». Здесь дана центральная характеристика образа Сусанина. Она благородная, трагическая и героическая.Перед арией звучит короткий речитатив - «Чуют правду, смерть близка».

Это один из наиболее драматичных эпизодов оперы. Сусанин здесь проявляет себя как истинный патриот, мысленно прощается с жизнью, с семьей.

Ария скорбного характера, неторопливая, полная достоинства и мужества. Музыка очень строгая и сдержанная. Здесь Глинка соединил черты русского романса и песни.

Затем следует последнее трагическое объяснение Сусанина с захватчиками. На вопрос: «Куда завёл ты нас?» - он отвечает: «Туда завёл я вас, куда и серый волк не забегал, куда и чёрный враг костей не заносил». Последние слова Сусанина: «Родной край спасён! О, Русь моя, живи вовек!» звучат победным торжеством. Так завершается основной сюжет оперы.

Чтобы подчеркнуть главную патриотическую линию оперы, Глинка пишет ещё и Эпилог.

Эпилог в «Иване Сусанине» - это большая хоровая сцена, происходящая на площади перед московским Кремлём. Москва празднует победу русского войска, освободившего страну от врага. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Под звон колоколов народ чествует память Ивана Сусанина, пожертвовавшего жизнью за Родину, и окружает вниманием его осиротевшую семью.

Звучит знаменитый торжественный и величавый хор «Славься», который сам Глинка назвал гимном-маршем.

ВОПРОСНИК:

1) Сколько у Глинки опер? В чём их значение для русской музыки?

2) Почему опера «Иван Сусанин» имеет второе название?

3) Какова логика драматургического развития в опере «Иван Сусанин»?

4) Какие особенности оперы «Иван Сусанин» позволяют называть её первой русской национальной оперой?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: