Выработка стратегии организации – не самоцель стратегического планирования. Это сложная и трудоемкая работа приобретает смысл, если стратегия в дальнейшем успешно реализуется. Для того чтобы контролировать процесс реализации стратегии и быть уверенными в достижении поставленных целей, руководители организации вынуждены разрабатывать планы, программы, проекты и бюджеты, мотивировать процесс, т.е. управлять им.
Результатом функционирования системы стратегического планирования является совокупность взаимосвязанных плановых документов, в которых отражены принятые стратегические решения и распределение ресурсов. Система планов служит формой материализации плановой деятельности организации, но не главным ее результатом. Главным является определение целей, стратегий, программ, распределение ресурсов, позволяющие организации во всеоружии встретить будущие перемены. На рис. 5.4 представлена схема системы планов, которые должна разрабатывать организация в условиях рыночной экономики.
Рис. 5.4. Система планов организации
В современной организации должны разрабатывать четыре группы взаимосвязанных планов.
1. Основные направления деятельности, главным содержанием которых является стратегия на обозримое будущее – 10-15 лет, иногда и более. Этот план еще называют стратегическим. Он является вершиной системы планов, потому что характеризует основное назначение организации, ее цели и стратегии. Этот план служит ориентиром для всех прочих планов.
Так, при стратегическом планировании в энергосистеме решаются следующие задачи:
- обеспечение безопасности и надежности работы энергосистемы;
- эффективная эксплуатация;
|
- возможность развития энергосистемы;
- обеспечение выработки электроэнергии при минимальных затратах;
- обеспечение максимальной прибыли владельцам;
- сведение к минимуму экономического риска.
В общем виде схема одного из возможных вариантов процесса планирования энергосистемы приведена на рис. 5.5.
Рис. 5.5. Схема процесса планирования энергосистемы
2. План развития организации на срок от одного года до пяти лет. С позиций стратегического планирования важнейшим содержанием его служат перспективы совершенствования производства, переход к выпуску нового поколения продукции, к новой технологии. Он определяет мероприятия, которые необходимы для создания новых поколений продуктов и услуг, более четко очерчивает пути выхода на новые позиции, определенные в «основных направлениях деятельности».
План развития служит ориентиром для разработки диверсификации. Такой план характеризует создание новых видов продукции, услуг и рынков, призванных дополнить или заменить выпускаемую продукцию.
В области электроэнергетики требуется также техническое обоснование предлагаемых планов развития, которое учитывает прогнозирование нагрузки, планирование выработки электроэнергии, энергообмена, передачи и распределения и т.д. При разработке плана выработки электроэнергии учитывают такие факторы, как критерий планирования мощностей, пределы резерва, вероятность потери нагрузки, действие фактора нагрузки, формы кривых нагрузки и недостаточность прогноза нагрузки, характеристику длительности действия нагрузки и т.д.
|
3. Тактические планы, регламентирующие текущую деятельность организации. Эти планы также называют «планами текущей деятельности», или «планами прибыли». Они ориентированы на те мероприятия, с помощью которых выпускаемые товары и услуги производятся и поступают на существующие рынки. Планы текущей деятельности подкрепляются планами для каждой функциональной зоны: сбыта, финансов, производства, закупок и т.д. Эти планы тесно увязаны со стратегическим планом, хотя и не являются его частью.
В условиях перехода к рыночной экономике существенно меняются структура тактических планов, принципы их разработки и приоритеты основных разделов. Так, годовой план организации, как правило, включает в себя четыре основных раздела: план по маркетингу, финансовый план, план производства.
4. Программы и планы-проекты, которые носят целевой характер: разработка новой продукции и технологии, снижение затрат на производство, экономия энергоресурсов, проникновение на новые рынки и др.
Каждый стратегический план обязательно подкрепляется комплексом программ и планов-проектов. Так, план развития организации обосновывается кратко-, средне- и долгосрочными программами, конкретизирующими включенные в него мероприятия. Программы, в свою очередь, подкрепляются конкретными проектами. Каждый проект уникален в том смысле, что имеет определенную стоимость, график реализации и технико-экономические параметры.