Нации и межнациональные отношения.




Социальная общность - это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического процесса. Социальные общности являются относительно устойчивыми совокупностями людей, отличающимися более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов. Общности разных видов и типов - это формы совместной жизнедеятельности, формы человеческого общежития.

Социальные общности не создаются людьми сознательно, а складываются исключительно под воздействием объективного хода общественного развития, совместного характера человеческой жизнедеятельности. Разного вида общности образуются на разной объективной основе. Одни виды общностей - непосредственно общественным производством, например, производственные коллектив, общественный класс, социально - профессиональная группа. Другие возникают на этнической основе: народности, нации (этнические общности), и наряду с экономикой их природа и характер определяются еще и рядом других факторов. Объективной основой третьих общностей - социально-демографических – вступают естественные демографические факторы: пол, возраст и т.д.

Любая общность формируется на основе одинаковости условий жизни людей, из которых она образуется. Но совокупность людей становится общностью только тогда, когда они смогут осознать эту одинаковость условий, проявить свое отношение к ним. В связи с этим у них вырабатывается отчетливое понимание того, кто является «своим», а кто «чужим». Соответственно возникает понимание единства своих интересов по сравнение с другими общностями. Осознание этого появилось у родоплеменных обществ первобытно общинного строя. Это осознание присуще и любой народности и наци.

Народность- термин, обозначающий принадлежность к народу или наличие каких - то его качеств. Народ – это большая группа людей, связанных главным образом местом своего пребывания. В этническом смысле этим термином называются все исторически сложившиеся типы этнических общностей: племен, народностей, наций. В переводе с греческого этнос (ethnos) означает народ. С начала 50-х годов нашего века народностью стали называть различные виды этноса, находящиеся на стадии развития между племенами и нацией. Таким образом, народность – это этническая и социальная общность, которая исторически следует за племенем и предшествует нации.

Другой этнической общностью является нация. Нация (от лат. Nation – народ) – тип этноса, исторически складывающийся и воспроизводящийся на основе общности территории, экономических связей, языка, особенностей культуры, психического склада и сознания единства и отличия от подобных образований (самосознания). Это определение является господствующим в современной литературе. Однако в настоящее время, определяя нацию, часто делаю упор не на этнические признаки, а на признаки стадиальные и этносоциальные, отличающие нацию от исторически предшествовавшей ей народности. К таким признакам относятся: унификация языка, главным образом в процессе распространения его литературной формы через систему образования, литературу и средства массовой информации; развитие профессиональной культуры и искусства; формирование классово-социального состава, соответствующего уровню промышленного развития и др.

Национальность – это принадлежность к той или иной нации. Вместе с тем в западноевропейских языках это понятие используется главным образом для обозначения государственной принадлежности людей (подданства), а для обозначения этнической принадлежности нередко применяется выражение «этническая национальность» (ethnic nationality).

Следует заметить, что не смотря на наличие различных точек зрения, не является разновидностью этнической общности раса. Раса – это исторически сложившаяся группа человечества, характеризующаяся общими наследственными признаками, обусловленными единством происхождения и областью расселения. Современное человечество подразделяют на три основные расы: негроидную, европеоидную и монголоидную. Отличительные признаки рас имеют второстепенное значение. Все расы абсолютно равноценны в биологическом и психологическом отношениях, находятся на одном и том же уровне эволюционного развития.

На Земле сейчас насчитывается более 2 тыс. наций, народностей, племён. Наций и народностей намного больше, чем государств. Поэтому среди государств немало таких, которые являются многонациональными. В современном мире не изжиты национальные конфликты. На Ближнем Востоке, например, многие годы длятся вооруженные столкновения между арабами и израильтянами. Нередко возникают национальные конфликты в других странах Азии и Африки. Национальные противоречия временами усиливаются в США, Бельгии, Канаде, Испании. Обострение национальных отношений произошло в Югославии, где до сих пор идёт вооружённая борьба между народами различных национальностей. Напряжённость в межнациональных отношениях в России - одна из характерных черт кризисно катастрофического состояния общества. Она вызывает наибольшее беспокойство не только в нашей стране, но и у мирового сообщества.
Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Преступные действия фашистов по уничтожению целых народов, в том числе славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, поломали судьбу миллионов семей, принесли несчастье множеству людей и показали, что человек не может быть безразличным к бедам своего народа. Людям присуще чувство национальной гордости. Но понимают они национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвижничеством борцов против эксплуатации и угнетения. Национальная гордость русских людей включает уважение к национальным интересам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.

Этой позиции противостоит другая: "Всё своё - хорошо, всё чужое - плохо". Люди, разделяющие такую позицию, готовы оправдывать хорошее и плохое, что было в истории своего народа, и чернить историю другого народа. Такая ограниченность ведет к национальной розни, к бедам не только для других народов, но и для своего собственного.

В историческом прошлом у разных народов были славные страницы. Они связаны с достижениями материальной и духовной культуры, которые вызывали и ныне вызывают восхищение многих наций. Но есть в истории и мрачные страницы, которые воспринимаются с болью и которые нельзя скрывать. Неудобные факты исторического прошлого следует не скрывать, а оценивать так, как они того заслуживают.

Исторический путь каждого народа - это возникновение и утверждение национальных традиций и обычаев, отношение к которым неоднозначно. У многих народов есть добрая традиция гостеприимства, славная традиция помощи другим народам, попавшим в беду. Так, после страшного землетрясения в 1988г. в Армении народы нашей страны и других стран мира оказывали бескорыстную помощь армянскому народу - сдавали кровь, посылали медикаменты и одежду, помогали разобрать завалы и восстанавливать города и сёла. Но бывают и отжившие, недобрые традиции. Например, кровавая месть. Молодое поколение не может слепо воспринимать национальные традиции и обычаи. Оно в состоянии самостоятельно определить, что в историческом опыте достойно восхищения, а что - осуждения.
Германские фашисты, напав в 1941 г. на Советский Союз, рассчитывали на возникновение национальных столкновений. Они просчитались. Все народы нашей страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на фронте, помогали друг другу в тылу. Среди Героев Советского Союза русские и украинцы, белорусы и татары, евреи и казахи, грузины и армяне, узбеки и мордва, чуваши и азербайджанцы, башкиры и осетины, марийцы и туркмены, таджики и латыши, киргизы и литовцы и представители других народов СССР.

Опыт истории цивилизации показывает, что национальные конфликты можно не допустить или смягчить, осуществляя принципы территориальной, национально-территориальной автономии и соблюдая права человека. Эти положения нашли отражение в Декларации прав свобод человека и гражданина. В ней записано, что каждый гражданин России вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не может его принудить к указанию национальной принадлежности. Сам человек причисляет себя к той или иной национальности, исходя из самосознания, владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему близка.

И вместе с тем всякое выступление, разжигающее национальную, расовую или религиозную ненависть или представляющее подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, запрещено законом. В соответствии с этой нормой Декларация прав и свобод человека и гражданина гласит, что оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону. Законы России предусматривают уголовную ответственность за ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, а также за проповедь расовой и национальной исключительности или пренебрежения.

Сотрудничество и взаимопонимание между нациями - великое завоевание народов нашей страны, которое нужно во что бы то ни стало беречь и укреплять.

Однако в конце 80-х - начале 90-х годов в некоторых районах страны произошло обострение межнациональных отношений, возникли нетерпимость, конфликты на межнациональной основе. Они выбивают людей из нормальной жизни, а в ряде случаев приводят к многочисленным жертвам. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия недопустимы. Они могут привести к всеобщей беде.

От решения проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны.

Именно поэтому государству необходимо осуществить меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем на основе принципов дружбы и сотрудничества народов. И в тоже время многое зависит от каждого человека. Никто не должен мириться с националистическими проявлениями, с искусственным противопоставлением наций. Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к кокой бы нации он не относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Равенство наций и народов неразрывно связано равенством людей, независимо от их национальности. Это - высший принцип гуманизма цивилизации.

 

 

Социальный статус личности Личность – одно из центральных понятий социологии. Оно играет важную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.На социологию личности заметно влияют философские концепции и психологические теории.Философия больше оперирует емким понятием «человек», которое включает и его биологическую, и ментальную, и культурную природу. Социологи берут в расчет прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития (как непосредственный продукт сосуществования с другими), несколько абстрагируясь от всего остального.Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. Для социолога «личность» – это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга (т. е. они отмечают в людях социально типическое).Таким образом, можно сказать, что как правило, в цепочке человек – личность – индивид отражено своеобразное разделение труда философа, социолога и психолога, хотя каждый из них (изучая своё) может использовать любой из этих терминов. Иными словами, личность в социологии – это нечто особенное.В философии «личность» (человек) в соответствии со сложившимися традициями рассматривается как:1) произведение (Природы, Бога или Общества), продукт условий существования, который может лишь познать себя и не должен пытаться изменить (человек адаптирующийся, приспосабливающийся);2) творец, беспредельно активный, либо медитирующий, изменяющий свои собственные условия, либо управляющий своим воображением об условиях своей жизни и о себе (человек, создающий себя сам, самопроизводящийся);3) деятель, преобразующий сам себя посредством инструментальной, предметной активности, связывающей его развитие с внешним миром (человек, производящий новые предметы и передающий в предметах свой опыт).В психологии «личность» (индивид) – это целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данного субъекта от другого. Для психолога потенции субъектов различны, поскольку как врожденные, так и приобретенные качества людей индивидуальны. Индивидуальность отражает неповторимость биологических и социальных свойств человека, делая его уникальным актером (действующей единицей) некой группы или общности.И философия, и психология оказывают существенное влияние на развитие социологических представлений о личности, однако их особый взгляд на сей предмет и специфическая терминология используются только на уровне специальных теорий.Итак, социологи, как правило, оперируют понятиями «социальный субъект» и «личность» для описания социальной сути и социальные качеств человека.В современной социологии личность, как субъект (который, напомним, может быть индивидуальным – тождественным «личности» и групповым тождественным «общности»), означает активное социальное начало, некий социально – исторический тип способности к деятельности.Считается, что личность как социально типическая характеристика людей пережила определенную эмоцию вместе с ходом исторического прогресса. Первобытный человек характеризовался деятельностью адаптивной, приспособительной, в то время как современный имеет значительно более богатый функциональный репертуар и в целом играет активную преобразующую роль в природе и обществе. Можно сказать, что личность все полнее проявлялась, формировалась и заполняла человека, вырывая его из мира естества (желаний и страстей) и приводя в мир творчества, осмысления и понимания знаков «другого».В этом смысле личность как социальное качество человека становилась все более концентрированной субстанцией его особой (общественной) природы.

Социальный статус личности

При рассмотрении личности и ее места в обществе часто используется понятие «социальное положение». Социальное положение, по определению П.А. Сорокина, - это место, занимаемое индивидом в социальном пространстве. Социальное пространство, в отличие от геометрического (трехмерного), многомерно. Для того чтобы определить социальное положение человека, необходимо знать все его социальные статусы. П.А. Сорокин писал: «Перефразируя древнюю поговорку, можно сказать: «Скажи мне, к каким социальным группам ты принадлежишь и каковы твои функции в пределах каждой из этих групп, и я скажу каково твое социальное положение в обществе и кто ты в социальном плане».

Социальная позиция (статус) (от лат. Status - состояние дел, положение) – соотносительное положение индивида или группы в социальной системе, обусловленное выполняемыми или социальными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями. Каждый человек выполняет множество функций в системе социальных связей, поскольку реально включен в множество различных социальных групп. Поэтому он обладает множеством статусов.

Классифицируя это множество, прежде всего выделим главное, или основной, статус. Главный (основной) статус среди множества статусов определяет и самоопределяет место индивида в системе социальных отношений. Иначе говоря, этот статус является определяющим среди всех других статусов индивида. Это может быть членство в определенном обществе, гражданство и даже принадлежность к семье, или данная семья занимает важное место в социальной структуре общества.

Выделение главного статуса важно, поскольку он определяет человека социально. Причем не всегда тот статус, который в качестве главного выделяет общество, совпадает с тем статусом, который выделяет для себя человек. Однако люди воспринимают друг друга в зависимости от их статусного положения. Так, в ходе одного исследования этой проблемы в нескольких группах студентов представляли одного и того же человека в качестве: в первой – студента, во второй – лаборанта, в третьей – аспиранта, в четвертой – преподавателя и т.д. Затем студентам каждой из этих групп предложили определить его рост. В результате рост этого человека с первой до последней группы увеличился на пять дюймов, в то время как рост сопровождающего его экспериментатора в глазах студентов не изменился.

В зависимости от этого, занимает человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, этническая принадлежность, социальное происхождение) или благодаря собственным усилиям (образование, заслуги), различаются соответственно предписанный и достигаемый статусы. Предписанный статус – это социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом или группой независимо от его способностей или усилий. Разновидностью такого статуса является социально-классовый статус, т. е. положение индивида в обществе, обусловленное его социально-классовой принадлежностью.

Достигнутый (достигаемый) статус – это социальная позиция, которая занимается индивидом и закрепляется через его индивидуальный выбор, собственные усилия и конкуренцию с другими индивидами. Разновидностью достигаемого статуса может быть профессионально-должностной статус, т. е. позиция индивида в обществе, обусловленная выполняемыми им профессионально-должностными функциями с вытекающими из их правами и обязанностями.

Таким образом, понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а так же самооценку, которая может совпадать или не совпадать с оценкой общества или социальной группы.

Проблема социального статуса имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В жизни не редко встречаются примеры ложно понятного или присвоенного статуса. Серьезную проблему составляет адекватное осознание личностью своего собственного статуса. Люди, осознающие неустойчивость собственных статусов, обнаруживают определенные установки и виды поведения. Например, людям с неустойчивыми статусами и высокой степенью осознания этой неустойчивости свойственна способность подниматься вверх по служебной лестнице благодаря собственной сверхмотивации. К тому же если свой социальный статус человек понимает неверно, он ориентируется на чуждые его социальному окружению образцы поведения.

Социальная мобильность

Люди находятся в постоянном движении, а общество – в развитии. Поэтому одним из важных механизмов социальной стратификации является социальная мобильность. Впервые теория социальной мобильности была разработана и введена в научный оборот известным русским социологом, который большую часть своей творческой жизни провел в США, П. А. Сорокиным. Социальная мобильность определяются как изменение индивидом, семьей, социальной группой места в социальной структуре общества. По существу это все перемещения личности, семьи, социальной группы в системе социальных связей.

Существуют два основных вида социальной мобильности – межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа – вертикальная и горизонтальная. Они в свою очередь распадаются на подвиды и подтипы.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Например, сын рабочего становится инженером.

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Например, токарь становится инженером, затем начальником цеха, директором завода и т.д.

При рождении человек получает социальный статус своих родителей. Родители, родственники, близкие к семье люди передают ребенку те представления о должном, запрещенном и рекомендованном поведении, которые господствуют в их среде. Однако в активный период своей деятельности человек может не довольствоваться положением в этом социальном слое, претендовать и добиваться большего. Если его статус изменен на более высокий, то имеет место восходящая мобильность. Однако в результате жизненных катаклизмов (потери работы, болезни и т.д.) он может перейти в низшую статусную группу – при этом срабатывает нисходящая мобильность. Все это разновидности вертикальной мобильности.

вертикальная мобильность – это перемещение индивидов, социальных групп из одной страты (сословия, классы, касты0 в другую, при котором существенно меняется их социальное положение. Если при этом происходит подъем по социальной лестнице, имеет место восходящая мобильность, если же социальный спуск, скольжение вниз – нисходящая мобильность. Повышение в должности – пример восходящей, разжалование – нисходящей мобильности.

Горизонтальная мобильность – переход индивида или социальной группы от одной социальной позиции к другой, находящейся на том же уровне. Примером может быть переход из одной профессии в другую, при котором не происходит существенное изменение социального положения.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает простое перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Однако если в перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Миграция (от лат. migratio – переселение) – смена жительства, перемещение людей на иную территорию (регион, город, страна) с изменением их социального статуса. Если деревенский житель приехал в город для того, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел в нем работу, то это миграция.

Кроме того, различают индивидуальную и групповую мобильность. Групповая мобильность происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. По мнению П.А. Сорокина, причинами групповой мобильности служили следующие факторы: социальные революции, иностранные интервенции, нашествия, межгосударственный и гражданский войны, военный перевороты и смена политических режимов, замена старой конституции новой, крестьянский восстания, междоусобная борьба аристократических родов, создание империи.

Индивидуальная мобильность имеет место тогда, когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у отдельного человека независимо от других. О том, какое влияние социальная мобильность оказывает на судьбы людей, можно судить по исследованиям У. Брида.

Социолог У. Брид составил выборку из 105 белых мужчин, покончивших жизнь самоубийством в Нью-Орлеане в 1954-1955 гг. Им всем было от 20 до 60 лет, и по крайней мере в течение шести месяцев они жили в этом городе. Чтобы собрать данные о каждом из них, Брид беседовал с людьми, которые их знали. Кроме того, он изучал местные официальные документы. Однако этого оказалось недостаточно. Брид не мог судить о том, насколько своеобразен опыт этих людей. Поэтому он сформировал контрольную группу из благополучно здравствующих этой же расы, того же пола, возраста, что и жертвы самоубийства.

Исследование показало, что жизненный опыт обеих групп был сходным, за исключением некоторых существенных различий. Главное различие – это снижение уровня социальной мобильности, «скольжение вниз». Конечно, у каждого из 105 самоубийц была своя личная причина для того, чтобы свести счеты с жизнью. Эти причины не интересовали исследователя. Он изучал не отдельные случаи суицида, а самоубийство как социальное явление. В данном случае главной причиной была нисходящая мобильность, которая, преломляясь в психике людей, получала индивидуальную окраску. Независимо от того, осознавалось это или нет, но именно она явилась причиной трагедии каждого.


В результате выполнения работы я пришла к выводу, что можно понять, что такое социология как самостоятельная область человеческого знания, нужно определить ее предмет и метод. В ходе работы я выяснила, что неопределенность предмета социологии была связана, во-первых, с изменением представлений об объекте науки, поскольку социология в разных странах формировалась и развивалась в различных условиях, что определяло «социальный заказ»; во-вторых, с развитием новых парадигм и изменением общих методических принципов социологического исследования. Объект познания - это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Объектом социологического познания является общество.

Подводя итог сказанному выше, следует подчеркнуть, что социология – наука о социальном в различных его проявлениях, раскрывающая закономерности возникновения, функционирования и развития социальных образований различного уровня и отношений между ними.

Тема моего реферата на прямую связана с выбранной мною будущей профессией, что позволит мне продолжить изучение и углубление знаний в данной области.

 


Список литературы

1. Кравченко А.И. Социология. М., 1999

2. Социологический энциклопедический словарь. М., 1998

3. Социология. Основы общей теории. М., 1996



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: