Заполярье, тундра, лесотундра, таежные темнохвойные и лиственные леса, лесостепь, степь, полупустыни и пустыни — широко раскинулась советская земля. 20 миллионов квадратных километров — такова площадь привольных наших охотничьих угодий. Разнообразие ландшафтов, почв, растительных и климатических особенностей создает благоприятные естественные условия для существования самых различных животных. Не случайно фауна СССР насчитывает почти 150 видов зверей и до 250 видов охотничье-промысловых птиц.
Право охоты предоставлено в Советском Союзе всем лицам, достигшим 18, а в отдаленных промысловых районах — 14 лет. Доступность охоты, сравнительно широкий ассортимент охотничьего оружия в магазинах, открытые для всех двери обществ охотников и, конечно, видовое богатство охотничьей фауны — все это сделало нашу охоту распространённой. К началу 1965 года ей занималось, по официальным данным, более двух миллионов человек — от любознательного подростка до седого академика, от молодого, недавно демобилизованного из армии солдата до прославленного в боях полководца
Многим колхозникам промысел пушного зверя служил подсобным и существенным источником заработка, а для тысяч профессиональных охотников — основным источником существования. В таежных колхозах, расположенных по рекам Турухан, Подкаменная Тунгуска и Елогуй, промысел пушного зверя составлял, по отчетным данным, 58, а в некоторых колхозах Якутии — около 80 процентов всех колхозных доходов. Промысловики и охотники-спортсмены добывают пушнину по договорам с заготовительными организациями
Много пушного зверя в «краю мягкого золота» — за Уралом. Много охотников-звероловов на Ямале, Чукотке и в Якутии. Но, конечно, самым охотничьим из всех охотничьих районов остается огромный Эвенкийский национальный округ. Непревзойденное охотничье мастерство, как драгоценное наследство, буквально в каждой семье передается от отца к сыну. Иногда вместе с мужчинами выходят на промысел и женщины. Чукчанка Клара Каляна (колхоз «Возрождение» на Чукотке) родилась в 1941 году. Вначале с отцом, а с 16 лет самостоятельно стала промышлять зверя. В 1960 году, когда ей не было еще и 20 лет, указом Президиума Верховного Совета СССР за достигнутые на промысле успехи ей присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.
|
Может, создавалось впечатление, что в нашем охотничьем хозяйстве все хорошо, все благополучно. На деле это далеко не так. Во многих, особенно густонаселенных, зонах страны любители и промысловики добывают зверя и птицы больше, чем следовало бы. Это явление специалисты именуют перепромыслом. В Казахстане сократилась численность белки-телеутки и ондатры. В Белоруссии мало белки, тетерева, серой куропатки. В Киргизской ССР с каждым годом уменьшались заготовки ондатры и сурка.
Слабо поставленная охрана привела к сокращению запасов основных видов пернатой дичи во многих краях и областях. В то же время в отдаленных районах еще остаются неосвоенными сотни тысяч квадратных километров охотугодий, многие виды пушного зверя используются недостаточно. Охотничий промысел, несмотря на его выгодность, не стал еще основой производственной деятельности колхозов в промысловых районах.
На далеком севере и востоке то тут, то там вспыхивали огни новостроек, вступают в строй оборудованные по последнему слову техники новые шахты, комбинаты, заводы. Они предоставляют труженикам больше бытовых удобств и возможностей для культурного отдыха, обеспечивают более легкие условия труда, нежели охотпромысел, а под старость — заслуженную пенсию, не получаемую, к сожалению, профессиональными охотниками, заготавливающими охотничью и сопутствующую ей продукцию по договорам с заготконторами. Поэтому неудивительны и тяга молодежи из далеких «медвежьих углов» к производству, и повсеместное резкое сокращение числа профессиональных охотников.
|
Какие же меры предпринимались к упорядочению охотничьего хозяйства СССР, к тому, чтобы поднять его до уровня других отраслей социалистического хозяйства — лесного и сельского, например.
Общий контроль за правильным ведением охотничьего хозяйства в стране, и за соблюдением законодательства об охоте возложен на Министерство сельского хозяйства СССР и осуществляется небольшой группой, сформированной при Главном управлении науки, пропаганды и внедрения передового опыта министерства. В 1964 году при этом же министерстве образован многочисленный совет по охотничьему хозяйству, призванный на общественных началах разрабатывать необходимые рекомендации, координировать деятельность республиканских охотничьих органов, научно-исследовательских учреждений и т. п.
В Белоруссии, Литве и Азербайджане охотничьим хозяйством ведают комитеты по охране природы при советах министров республик, в Казахской ССР — соответствующее управление министерства сельского хозяйства республики, а в остальных союзных республиках — специальные управления, отделы или инспекции в составе главных управлений лесного хозяйства. В каждом краю и облисполкоме имеются госохотинспекции, контролирующие деятельность охотничьих обществ, пушнозаготовительных контор и других связанных со спортивной охотой и промыслом организаций.
|
ЦК Коммунистической партии считало необходимым намного повысить роль общественности в управлении делами советского государства. В области охотничьего хозяйства эта идея все более воплощается в жизнь. В каждой союзной республике имеется республиканское общество охотников и рыболовов с разветвленной сетью краевых, областных, районных или межрайонных, городских. А кое-где и сельских обществ, объединяющих, в свою очередь, еще более широкую сеть первичных охотколлективов промышленных предприятий, крупных учреждений, совхозов и т. п. К началу 1964 года государственная егерская служба на местах была упразднена, а все егерские участки переданы в ведение охотничьих обществ. Последние обязаны теперь не только усилить работу по вовлечению неорганизованных охотников в ряды своих членов, но и привлечь всю охотничью общественность к воспроизводству фауны и рачительному хозяйствованию в закрепленных угодьях.
Эта работа нелегка, так как число спортивно-охотничьих хозяйств на закрепленных за обществами землях непрерывно и быстро распадалось. Если в 1961 году в нашей стране насчитывалось 2290 приписных хозяйств на площади 57,6 миллиона гектаров, то к началу 1964 года число их перевалило уже за 5000, а площадь — за 136 миллионов гектаров. В РСФСР общества и крупные коллективы владеют 2589 спортивно-охотничьими хозяйствами (84,2 млн. га)
Став хозяевами угодий, тысячи охотников не жалели сил, чтобы сделать свои хозяйства краше, богаче. Они подкармливали дичь в голодную зимнюю пору; строили искусственные гнезда, стараясь привлечь в свое хозяйство летящих по весне с юга на север пернатых странников. Только в 1963 году своими силами они построили более 60 тысяч искусственных гнезд для водоплавающей дичи, заложили столько же солонцов, почти 12 тысяч галечников, 52 тысячи подкормочных площадок, 46 тысяч кормушек и столиков. Вся эта работа проделана силами самих охотников. Некоторые биотехнические мероприятия, хотя и в явно недостаточных масштабах, проводили потребительскую кооперацию и лесхозами.
То, что сделано «по отчетным данным» в 1962 году, значительно превзойдено в следующих, 1963 и 1964, годах. По почину псковичей в ряде областей и районов охотники возвели капитальные стрелковые стенды; в Сибири охотниками-спортсменами поставлены десятки избушек-зимовок; Украина блеснула несколькими Домами охотника в различных городах и поселках.
Емкость охотничьих угодий СССР чрезвычайно велика; однако средняя плотность обитающих в них животных в целом по стране (за редкими исключениями) очень мала. Насколько позволяют судить современные методы учета (включая и авиационные), насчитывается 5—6 миллионов диких копытных 22 видов, в том числе (по А. Банникову, 1962 г.).
За тот же 1963 год, в краях и областях России расселено 902 бобра, 868 норок, 600 выхухолей, 14 тысяч ондатр, 1279 зайцев, 97 косуль, 113 оленей, 99 кабанов, 188 тетеревов, 25 глухарей, 1760 уток. На Украине за то же время выпущено в угодья 83 косули, 5 кабанов, более тысячи зайца-русака. В Казахстан прибыли в поездах и на самолетах 283 зайца, 103 соболя, 5 маралов, 181 белка-телеутка, 20 оленей и разная другая живность. Неплохо как будто, но явно недостаточно для наших неоглядных просторов; мало расселено глухарей, тетеревов, уток. В Киргизской ССР за год расселено всего 114 фазанов, в Белоруссии — лишь 42 оленя, 4 енота-полоскуна и 300 куропаток, а в республиках Кавказа, Прибалтике, Молдавии и Туркмении пополнение животного мира вообще не предусматривалось. И Центросоюз, к сожалению, из года в год «не осваивает» средства, выделяемые по его же плану на это- государственно важное мероприятие.
Конечно, при расселении нельзя действовать на авось, не зная заранее ни кормовых возможностей заселяемого участка, ни оптимально допустимой в нем плотности животных, ни видового состава и численности соседей, для которых новосел может оказаться нежелательным биологическим конкурентом, ни, наконец, экономического или эстетического эффекта, который должен дать предстоящий выпуск. Примеров неудачной акклиматизации у нас, к сожалению, более чем достаточно. Вряд ли можно назвать оправданной расселение енотовидной собаки. В горы Крыма выпустили кабанов (нашедших там превосходные условия существования), но не сумели ими должным образом распорядиться. В итоге хорошее по существу начинание обернулось своей оборотной стороной. Кабаны быстро размножились и стали причинять огромный вред древесно-кустарниковой растительности Крымского заповедно-охотничьего хозяйства.
Умело, хорошо вести хозяйство можно лишь в том случае, если досконально знаешь территорию, её нужды и возможности. В правильно поставленном охотничьем хозяйстве печкой, от которой следует исходить, является охотустройство. Оно предусматривает предварительную оценку и классификацию угодий, и научно обоснованные рекомендации по их хозяйственному использованию. Охотустроительные работы развернулись в десятках областей РСФСР и других союзных республик. С каждым годом работа ширилась, захватывая все новые районы. В 1962 году, например: Центральная охотустроительная экспедиция Главохоты РСФСР проводила работы в Башкирской и Татарской АССР, Псковской, Тульской, Калининградской, Липецкой, Астраханской, Саратовской, Ульяновской, Куйбышевской, Ростовской, Ярославской областях и Краснодарском крае. Здесь экспедицией запроектирована организация 1056 спортивно-охотничьих хозяйств на площади свыше 28 миллионов гектаров.
Другая охотустроительная экспедиция Главохоты — Западносибирская — обследовала угодья Кемеровской, Курганской, Челябинской и Свердловской областей, рекомендовав организацию в них 369 приписных хозяйств общей площадью почти 11 миллионов гектаров. Восточносибирская экспедиция того же ведомства наметила организацию на площади 8,5 миллиона гектаров 307 охотхозяйств в Красноярском и Хабаровском краях и Иркутской области. Таким образом, только за один год охотустроительные работы проведены на огромной территории 20 краев, областей и АССР, каждая из которых намного превышает территорию любого западноевропейского государства. В 1963 году охотустроительные работы охватили еще 22 области, края и республики. В дальнейшем охотустроено уже свыше 900 миллионов гектаров — примерно 60 процентов всех охотничьих угодий. В Прибалтике практически все пригодные для охоты территории уже приписаны обществам и клубам охотников, тогда как в среднеазиатских республиках эта работа только начинается. В Таджикистане, например, еще в 1959 году была намечена организация 6 спортивных хозяйств, однако ни одно из них создано не было, а отведенные им территории заняли другие производственные организации. Не задумались всерьез о рациональной, организованной эксплуатации угодий и деятели охотничьего хозяйства Киргизии, Армении и Туркменистана.
В организации охотустроительных работ день имеется много серьезных недостатков. Прежде всего, ведут эти работы несколько различных организаций, подчас совершенно не связанных между собой: бывшие всесоюзные объединения «Леспроект» и «Агролеспроект» (институт Союзгипролесхоз), Главохота РСФСР (три экспедиции), землеустроительные сельскохозяйственные экспедиции, Всесоюзный научно-исследовательский институт животного сырья и пушнины (ВНИИЖП), лаборатория лесного охотоведения Всесоюзного научно-исследовательского института лесоводства и механизации (ВНИИЛМ) и другие. Не удивительно поэтому, что охотустроительные работы осуществляются различными методами, хаотически, зачастую дублируются, а работы, выполненные ранее «другим ведомством», как правило, не принимаются во внимание. Особенно много таких явлений встречается на северо-востоке СССР. Так, в Магаданской области охотхозяйства «устраивались» ни много, ни мало три раза
Приписные спортивно-охотничьи хозяйства представляют собой, несомненно, наиболее совершенную форму эксплуатации охотугодий, силами самих охотников. Наряду с этим наметились и другие прогрессивные формы. В 1957 году, к примеру, Министерство сельского хозяйства СССР организовало в разных зонах страны первые 12 государственных охотничьих
хозяйств. Позже они были переданы республиканским охотничьим органам. Их задача — способствовать развитию спортивной охоты, стать эталоном, образцом для приписных хозяйств охотничьих обществ и коллективов, а также обслуживать не только отечественных, но и зарубежных охотников. В них с помощью научных сотрудников заповедников и других заинтересованных организаций должны ставиться различные биотехнические опыты, вестись селекция животных в природе и другие работы. Однако очень немногие госохотхозяйства справились (и то лишь частично) с этими задачами. Большинство же их, лишенное квалифицированных кадров и четкого руководства сверху, не оправдало возлагавшихся на них надежд. Некоторые же просто превратились в дома однодневного отдыха узкого круга лиц, а администрация хозяйств, все внимание уделяла приему и обслуживанию прибывающих «гостей». Воспроизводство дичи и многие другие проблемы в подобных хозяйствах продолжали оставаться на заднем плане. Это привело к тому, что нет еще проверенных на практике зональных рекомендаций по биотехнике, селекции и другим мероприятиям, внедрение которых способствовало бы развитию как спортивной, так и промысловой ветвей охотничьего хозяйства.
Широкие горизонты открывались перед промхозами — комплексными государственными или кооперативными хозрасчетными организациями с постоянным контингентом работающих. Их задача — вести в отдаленных глухих районах воспроизводство охотничье-промысловой фауны и рыбных запасов, заготовку пушнины, пернатой дичи, мяса копытных, рыбы, кедровых орехов, грибов, лекарственных трав и ягод в комплексе со звероводством, пчеловодством, переработкой древесины и некоторыми другими видами хозяйственной деятельности. По согласованию с органами лесного хозяйства промхозы ведут рубки ухода и перерабатывают и реализуют полученную древесину, улучшают условия обитания охотничье-промысловых животных. В стране насчитывалось 135 промхозов, из них 24 государственных (в системе Главохоты РСФСР) и 111 — кооперативных (в системе Центросоюза). Территория угодий, закрепленная за промхозами, исчисляется в десятки и десятки миллионов гектаров. Главохота РСФСР организовала в отдаленных промысловых районах еще группу госпромхозов. В связи с организацией этих хозяйств 22 госохотинспекции соответствующих краев и областей преобразованы в управления охотничье-промыслового хозяйства. Их задача — скорее изжить на местах множество недочетов, еще имеющихся в организации охотничьего промысла.
Перспективы всестороннего использования даров природы действительно широки. Значительно большей отдачи можно было бы ожидать и от колхозов и совхозов охотпромыслового направления. Большой счет должен быть предъявлен охотничьей отраслью народного хозяйства СССР и ученым: ими еще не изучены многие вопросы биотехники, не
разработаны научно обоснованные рекомендации по подкормке зверей и птиц, ее сезонной динамике, необходимые рационы для того или иного животного.
К началу 1965 года по Советскому Союзу насчитывалось 58 государственных заповедников общей площадью 4,2 миллиона гектаров и несколько заповедников в системе Академии наук СССР. Несмотря на то, что государственные заповедники входят в систему охотничьего хозяйства, прямого отношения к нему они практически почти не имеют. Поэтому все чаще поднимается вопрос о необходимости упорядочить их работу. Лишь при этом условии работа их оживится, заповедники получат необходимое, не раздробленное ведомственными барьерами, научное руководство, будут снабжаться нужной научной информацией, а работа их станет должным образом координироваться.
Значение заповедников, как естественных питомников ценной охотничьей фауны, нередко преувеличивается. Экстенсивность происходящих в них процессов требует очень долгого времени и не всегда выливается в желаемые формы. В то же время вмешательство человека в жизнь заповедных уголков природы, по положению о них, считается кощунством. Заповедно-охотничьи хозяйства в части воспроизводства дичи (выборочный отстрел неполноценных производителей, подсадка кормовых растений, новых видов дичи и т. п.) представляются несомненно более действенной формой обогащения местных комплексов животного мира.
Практически наиболее эффективным средством сохранения и увеличения численности охотничье-промысловых животных зарекомендовала себя организация угодий-заказников, в которых охота запрещается на сравнительно непродолжительный срок — на год, три и т. п. В 1964 году по всей стране имелся 501 заказник республиканского и местного значения. В приписных хозяйствах обществ и коллективов охотников в последние годы организуются так называемые «скользящие» заказники с годичным сроком действия. По истечении года угодья бывшего заказника вновь открываются для охоты, а заказником объявляется какой-либо смежный участок хозяйства.
Наши охотничьи богатства могли бы быть весомее и краше, если бы не широкий размах браконьерства. Во многих районах страны дичекрады наносят охотничьему хозяйству трудновосполнимый урон. По совершенно непонятным причинам органы милиции и прокуратуры, народные суды и административные комиссии райисполкомов порой непозволительно либеральничают с расхитителями природных богатств. Схваченного за руку вора или растратчика клеймят позором, наказывают, а если пойман браконьер, — к нему относятся снисходительно, нередко стараются даже так или иначе оправдать. Типичный пример приводит газета «Ленинское знамя».
В Долголуговском охотничьем хозяйстве (Мытищинский район Московской области) братья Иван и Алексей Лоухины незаконно убили лося. Егеря хозяйства Ильичев и Щекочихин вместе с оперуполномоченным Фряновского поселкового отделения милиции Кобзевым застали браконьеров, когда те принялись разделывать тушу зверя. При задержании один из браконьеров пытался пустить в ход топор. И все же, несмотря на явные улики и доказанность преступления, милиция и прокуратура полгода «вели» расследование, пока, наконец, не прекратили дела «за недостаточностью оснований для предания Лоухиных суду». Подобных примеров можно привести множество. Ими пестрят страницы журнала «Охота и охотничье хозяйство», центральных и местных газет. Охотничья общественность, обеспокоенная создавшимся положением, считает необходимым приравнять органы охотничьего надзора к органам рыбоохраны и лесоохраны, предоставив им право налагать штрафы без обращения в административные комиссии исполкомов.
Несмотря на множество недочетов, в нашем огромном и поэтому трудноуправляемом охотничьем хозяйстве, продукция его имеет существенное значение в экономическом балансе страны. Ежегодно оно поставлялось государству на десятки миллионов рублей шкурок пушных зверей. И, по меньшей мере, половину этого количества добывали охотники-спортсмены.
Одно из необходимых условий для увеличения заготовок пушнины и мяса охотничьих животных — развитие охотничьего собаководства. К началу 1965 года в СССР было зарегистрировано всего 66 353 лайки, 38 646 гончих, 3138 борзых, 18 504 легавых и немногим более 11 тысяч спаниелей, норных и прочих собак охотничьих пород. Это составляет в среднем одну собаку на каждых 65—70 охотников! Организация в основных промысловых районах питомников лаек и внедрение породистой рабочей собаки в среду охотников должны были стать в центре деятельности как государственных органов охотничьего хозяйства, так и охотничьих обществ. Перед Всесоюзным кинологическим советом при Министерстве сельского хозяйства СССР стояла задача возродить не только ведение племенной книги, но и упорядочить правовые положения по собаководству (провоз собак железнодорожным и автотранспортом и многое другое).
Больше внимания должно уделяться стрелково-стендовому спорту; ведь по стрелковому мастерству можно судить и о культуре охотника. От вступающего в общество молодого охотника пора было требовать знания охотничьего оружия и правил обращения с ним. Между тем обеспеченность спортсменов стрелковыми площадками далеко не равномерна, а кое-где и очень недостаточна. Отсюда, не особенно утешительный вывод: один стрелок-разрядник приходился на 200 охотников. На Украине было 69 круглых и 76 траншейных стендов; за один год там было проведено 151 соревнование. В Латвии функционировало 29 круглых и 8 траншейных стендов, в Эстонии 66 и 2, Литве — 24 и 25. В этих республиках процент метких стрелков-разрядников был намного выше, чем где-либо. В целом по стране к 1965 году число охотников-разрядников достигло почти 10 тысяч человек, среди них 224 мастера спорта, чемпион и рекордсмен мира Николай Дурнев, чемпионы мира Валентина Герасина, Владимир Зименко, чемпион Европы Олег Лосев и другие.
Спортивная охота с каждым годом становилась все более насущной потребностью миллионов советских людей. Проходя с ружьем по широким родным просторам, человек проникается сознанием, что природа всегда бесконечна, всегда щедра. И тому, кто приходит к ней с открытым сердцем, она дарит частицу своей красоты.
Заключение
Создание и совершенствование отечественных пород лаек, увеличение численности поголовья и их широкое распространение плотно связаны с деятельностью питомников. Необходимо также, чтобы охотники, которым передаются племенные собаки, знали, что только хорошее их содержание может привести к успеху в заводском их разведении. Необходимо регулярно проводить вакцинацию собак, вести их учёт организовывать выводки, выставки и полевые испытания. Успех возможен лишь при заинтересованности большинства охотников в заводском разведении собак. Воспроизводстве дичи, и заботе о восстановлении и поддержании количества зверька в угодьях. Не допускать браконьерства. Осуществлять выборочный отстрел неполноценных производителей среди животных обитающих в лесных массивах, подсадку кормовых растений, завоза новых видов дичи. Также необходимо, чтобы начальники охотобществ ответственно подходили к поставленным перед ними задачам и были высококвалифицированными.
Список литературы
1. Журнал «Природа и охота»
2. «Записки охотника Восточной Сибири » 1989
3. « Лайка и охота с ней» 1986