Опыт организации практической подготовки социальных работников в Индии




Структура и формы обучения социальной работе, особенно практической подготовки будущих социальных работников, в значительной степени зависят от существующих видов самой этой деятельности. Здесь базой служат 3 агентства социальной работы:

центр помощи детям;

сельский женский центр;

программа помощи беспризорным детям.

Первая школа социальной работы в Индии открылась в 1936 г. в Бомбее. Это был период, когда народ Индии боролся за свою независимость. Ранее, в 20-х гг., крупные социальные программы предусматривали создание кооперативов, повышение производительности труда и уровня образования в сельской местности. В 1931 г. был опубликован доклад Комиссии по вопросам труда, в котором отмечались крайне неблагоприятные условия труда в промышленности и антисанитарные условия жизни в городских трущобах. Эти данные привлекали внимание политических лидеров националистического толка. Такие социальные проблемы, как проституция, наркомания, алкоголизм и азартные игры, были очевидны. В 30-х гг. организовался первый районный центр социальной работы, а позднее на его базе возникла и первая в Индии школа подготовки будущих социальных работников.

Для рассматриваемого периода были характерны следующие факторы:

рост политического сознания;

усиление социального законодательства;

организация социальных поселений для строительных рабочих;

богатый опыт деятельности Нагпадского центра;

теоретический интерес к изучению социальных проблем с целью разработки соответствующих прикладных программ их разрешения.

Школа социальной работы была создана в 1946 г. Ассоциацией молодых христианок. Позже школа организовала городской центр социальной работы (позже Центр помощи детям) и Сельский женский центр. Эти 2 центра существуют до сих пор и являются базами для практической подготовки социальных работников.

В 60-х гг. школа совместно с Индийской ассоциацией профессиональных социальных работников активно включалась в развитие новых форм социальной работы, в частности, начала внедрения социальной работы в здравоохранение.

Делийская школа социальной работы существует почти 50 лет, имеет большой опыт организации практики студентов. Ею руководит один из ведущих преподавателей. Обычно ответственный за практику является почетным директором центра помощи детям или женского центра. Интерес к практике со стороны руководства агентства способствует инновациям и предотвращает рутинизацию деятельности. Поначалу практика не оценивалась, но сейчас введена система аттестации.

Для студентов II курса в школе существует специализация в области социальной работы в промышленности, медицине и психиатрии, а также среди жителей сельской местности. Недавно введена специализация – социальная работа в школе.

Период с 1946 по 1965 гг. характеризовался акцентом на социальную защиту, помощь пострадавшим и клиническую работу. С середины 60-х гг. в социальную работу начала проникать модель развития. В 1969 г. Школа включилась в работу по организации национальных молодежных программ и вела ее до 1987г. В середине 80-х гг. университет выделил средства на разработку проектов социального развития. Центр помощи детям и Сельский женский центр также включились в эту работу. Школа взяла курс на проведение в жизнь интегративной модели социальной работы. Существует три программы практической подготовки студентов.

Центр помощи детям
Центр выполняет 2 основных функции: обслуживает население и является базой для обучения студентов. С 1960 по 1971 гг. Центр оказывал широкий спектр социальных услуг детям и их матерям. В настоящее время он продолжает давать консультации, направляет к специалистам, проводит работу с группами. В Центр приходят дети с трудностями в учебе, с умственными недостатками, с задержками речевого развития и дефектами речи. Большинство детей из бедных семей. Также проводится работа с дошкольниками; посещение школ, чтобы помочь учителям лучше разбираться в поведенческих проблемах детского возраста. Начата реализация программы по оборудованию игровых площадок для детей. Центр стремится установить тесное сотрудничество с детскими отделениями больницы, с начальными школами, с педагогическим колледжем, детскими садами.

Сельский женский центр
Женский центр был организован в 1957 г. Он также имел двойную цель – обучение студентов и обслуживание населения, особенно сельского. В момент создания центра начали проводиться в жизнь программы национального развития, нацеленные на развитие образования, профессиональной подготовки, ремесел. Активно действовала Центральная комиссия по социальному обеспечению, созданная в 1953 г. В центре ее внимания находились в первую очередь вопросы материнства и детства. Появились специальные программы для девочек. Широкий резонанс получили такие темы, как положение женщин в обществе и их участие во всех сферах его жизнедеятельности. Одно-временно начался активный процесс урбанизации. В настоящее время центр расположен в 11 км от факультета социальной работы – в деревне Бурари. Он имеет свои филиалы в пяти районах. Население района около 40 тыс. чел. Проблемы на сегодняшний день: много неграмотных, не все дети посещают школу, широко распространены пьянство и азартные игры. Были предприняты шаги по изысканию дополнительных мер финансирования. Были определены новые цели профессиональной социальной работы – помощь семье, развитие общественной инициативы, мобилизация ресурсов. Таким образом был выработан современный подход. Новые программы затрагивали сферу медицинского обслуживания, дополнительного питания, коммунальной гигиены, дошкольного и неформального образования, профессионалльной подготовки, обслуживания престарелых, помощи инвалидам. В настоящее время женский центр находится в ситуации внутреннего преобразования. Есть план превращения центра в неправительственную организацию. Перед Центром стоит задача найти новое лицо.

Программа помощи беспризорным детям
В 1987–88 гг. было решено создать Центр помощи беспризорным детям. Представители факультета социальной работы установили контакт с полицией. Была запущена неформальная образовательная программа. Назрела необходимость открытия специальных курсов профессиональной подготовки детей и острая необходимость в медицинской помощи детям. За шесть лет число охваченных детей возросло с 25 до 2000. Начиная с 1976 г., факультет шире использовал для проведения практики студентов работу с населением непосредственно по месту жительства. Это отвечало новым задачам социальной работы как профессии и новому подходу к подготовке кадров, пришедшему на смену господствующей прежде узкой специализации.

Студенты, проходящие практику в разнообразных агентствах социальной работы, должны органично вписаться в уже существующие программы, согласовать свои индивидуальные потребности с общими целями организации, агентства, со своей стороны, заинтересованы в том, чтобы включать студентов в свои программы с целью усиления последних.

Соглашения о сотрудничестве между учебными заведениями и практическими агентствами возобновляются каждый год с учетом интересов обоих сторон. Ведущая роль в выборе партнеров принадлежит учебному заведению, которое кровно заинтересовано в обеспечении своих студентов высокоэффективной практикой – подготовкой.

Каждая школа социальной работы вырабатывает свою модель практической подготовки будущих социальных работников с учетом конкретных условий и всего комплекса многообразных и часто противоречивых факторов. Только такой подход способен обеспечить успех дела и истинное удовлетворение всех его участников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: