Подготовка социальных работников в США




В США социальная работа как профессиональная деятельность начала формироваться в конце ХХ в. под влиянием индустриализации и урбанизации. Более тридцати лет назад индустриализация оказала двоякое воздействие на социальное обеспечение и социальную работу.

С одной стороны, она содействовала урбанизации и формировала новые модели семейных конфликтов, безработицы, правонарушений.

С другой стороны, она способствовала появлению новых ресурсов в виде увеличивающихся доходов, развития социальных наук, а также появления новых методов (планирования и координации); благодаря ей начался процесс профессионализации, то есть профессиональное обслуживание в различных сферах стали осуществлять специально подготовленные кадры.

Обучение социальной работе в США лежит в осознании того, что его основу составляет концепция «профессионального образования», ориентированного на формирование у студентов профессиональной компетентности и профессиональных установок. Подготовка социальных работников в США осуществляется на уровне бакалаврата, магистратуры, докторантуры.

Цель всех образовательных программ по социальной работе на уровне как магистратуры, так и высшей школы – готовить выпускников к практической работе с различными группами населения и типами клиентов. Основной задачей подготовки социальных работников является подготовка компетентных и эффективных профессионалов, способных заниматься социальной практикой. В США в учебный план рекомендуется включать пять профессиональных базовых тем:

поведение человека и социальное окружение;

политика и службы социального обеспечения;

практика социальной работы;

исследования;

полевой практикум.

Включенные в учебные программы курсы «Поведение человека» и «Общество» помогают студентам осмысленно подходить к решению проблемы «человек и среда», возникающей при анализе конкретной ситуации. Они получают знания об отдельных людях, группах, семьях, организациях и общинах; приходят к пониманию взаимосвязей биологических, социальных, психологических и культурных систем общества, их влияния на поведение человека и поведение человека в них.

Каждых учебный план включает также информацию о политике государства и службах социального обеспечения в масштабах страны. Студенты изучают структуры программ различных социальных служб, историю институтов социального обеспечения и социальной работы как профессиональной деятельности. В содержание курсов по практике социальной работы входит множество методов и моделей воздействия. В него включены теория, исследования и опыт, накопленный в практике социальной работы.

Курс по практике социальной работы на уровне высшей школы необходимо преподавать с общих позиций. Учебный план по исследовательской работе включает научный подход к практике социальной работы, а также количественные и качественные методы ее систематической оценки. На каждого студента младших курсов отводится минимум 400 час. практики под руководством квалифицированных специалистов, а также на каждого студента старших курсов – 900 час.

Сложность подготовки социальных работников состоит не только в том, что необходимо обеспечить высокую степень соответствия между ценностями, знаниями и навыками. Она связана и с высокой степенью неопределенности, свойственной большей части социальной работы, в которой нередко принимаются решения и осуществляются действия при отсутствии необходимой информации или предварительных знаний. И поскольку многие из этих решений имеют последствия для жизни людей, то высокий уровень неопределенности приводит к тому, что практикующие социальные работники начинают испытывать чувство дискомфорта. Другая сторона неопределенности заключается в том, что нередко социальному работнику приходится рисковать, решать проблемы, мобилизуя весь свой творческий потенциал. Без доли риска чрезвычайно трудно побудить уязвимых людей, имеющих за плечами достаточно горький опыт неудач, к использованию собственного потенциала, в котором мы не можем быть уверены, но о существовании которого можем догадываться. Без творчества можно попасть в ловушку бюрократических форм работы с людьми и не иметь возможности использовать по-новому имеющиеся ресурсы или задействовать новые.

Все программы подготовки социальных работников включают практический компонент, который, в свою очередь, предусматривает как ознакомление студентов с приемами и методами работы, так и непосредственное включение их в деятельность под руководством опытных педагогов-наставников и преподавателей-консультантов. Реализация этого компонента требует совместных усилий со стороны руководителей учебных заведений и практических агентств, преподавателей и студентов.

При всей специфике социальной работы в разных странах в ней выявляются и некоторые сквозные темы и проблемы, характеризующие узловые моменты рассматриваемого процесса. К ним относятся факторы, способствующие или препятствующие переносу знаний из академической в практическую среду, механизмы выработки умений и навыков, закономерности формирования профессионального сознания.

На эффективность практического обучения оказывают влияние также характер отношений между студентом и его педагогом-наставником; методы обучения, руководства и оценки результатов; объективные условия, в которых протекает практика. Все это накладывает отпечаток на формирующееся у студента представление о профессии. Повсеместно руководителям студенческой практики приходится решать сложные вопросы, связанные с поиском подходящих мест для прохождения практики, с подготовкой квалифицированных педагогов-наставников, материальным стимулированием труда, налаживанием контактов со специалистами-практиками, выбором адекватной стратегии поведения в отношении слабо успевающих и нерадивых студентов.

Социальная работа – это профессия, целью которой является обеспечение или восстановление полноценного взаимодействия отдельных людей и общества ради улучшения качества жизни каждого. Социальные работники могут иметь дело с отдельными людьми, семьями или малыми группами,а также организациями и обществом в целом. В связи с этим можно выделить четыре взаимосвязанных задачи социальной работы:

Обеспечение, восстановление, поддержка функционирования отдельных людей и групп.

Планирование, развитие и реализация социальной политики, социальных служб, ресурсов и программ.

Реализация политики, служб, ресурсов или программ в ходе правовых или политических акций.

Развитие и проверка знаний и умений, имеющих отношение к социальной практике.

К ценностям социальной работы относятся достоинство, социальная справедливость, самоопределение, удовлетворение основных человеческих потребностей. Эти ценности касаются всех людей. Реально люди с разными умениями, навыками, интересами, возможностями могут стать хорошими социальными работниками. Однако существует несколько основных качеств, требующихся для этой профессии:

Знания, необходимые для оказания профессиональной помощи и услуг отдельным лицам, группам, организациям или обществу. Это знания о поведении человека, социальной политике и программах, ценностях и этике, о способах выработки и оценки собственной практики.

Навыки анализа конкретной ситуации, облегчения проблем клиента, защиты его интересов и других соответствующих способов взаимодействия с людьми, которые ищут помощи и которым необходимо ее оказать.

Поддержка таких ценностей, как гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, антидискриминация и честность в профессиональной деятельности.

Понимание и осмысление того факта, что зачастую один человек должен брать на себя ответственность за создание новых организаций и общественных институтов, если они необходимы для всех.

Настрой на работу в трудных условиях и решение социальных программ, с одной стороны, и глубокая искренняя заинтересованность проблемами клиентов и работой с ними, с другой стороны.

Сознательное и разумное использование собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения в профессиональных целях.

Естественно, что перечисленные качества, необходимые будущему социальному работнику, в различных ситуациях будут проявляться по-разному. Современному практикующему социальному работнику для решения проблем клиентов требуется множество различных умений. Социальный работник в своей профессиональной деятельности может выполнять разные социальные роли: защитника интересов клиента, педагога, посредника, организатора, консультанта, администратора, эксперта по вопросам политики, медика. Вот почему во время учебы студенты должны иметь возможность развивать умения, необходимые для исполнения нескольких ролей, но прежде они должны иметь возможность узнать о них и ознакомиться с ними на практике.

Сложность выработки единого точного определения социальной работы заключается и в том, что социальная работа, например в области здравоохранения, отличается от социальной работы в начальной и средней школах; а социальная работа на предприятиях – от социальной работы в бизнесе или с пожилыми людьми. Причины того, что не существует точного определения социальной работы, самые разные. В Соединенных Штатах с 1970 г. в федеральное законодательство было внесено шесть серьезных предложений по изменению минимального дохода бедных семей с детьми, а, кроме того, 50 штатов также вносили значительные изменения в законодательные документы, касающиеся тех же программ. Подобные изменения имеют огромное значение для людей, работающих в социальных службах. Дело в том, что люди, получившие подготовку прежде, теперь могут оказаться недостаточно квалифицированными для работы по новым программам, и либо им понадобится интенсивный курс переподготовки, либо службам придется нанимать новых сотрудников.

Компетентность практика социальной работы зависит не только от практических умений и навыков, но и от применения им научных подходов к анализу проблем клиентов, планированию работы с клиентами на основе обдуманных решений, к оценке степени полезности и эффективности практических методов, к сбору информации о потребностях служб, к распространению информации о желательных программах и методах и к предложению новых подходов к практике. Хотя многие студенты изначально не выражают желания получить навыки исследовательской работы в рамках учебной программы, тем не менее учебные заведения включают такие курсы в силу важности их для повышения качества профессиональной практики будущих социальных работников. Научный подход к организации практики и формированию базовых знаний способствует улучшению профессиональной деятельности по разрешению индивидуальных и социальных проблем. Несмотря на то, что практика и исследовательская работа часто воспринимаются как разные виды деятельности, все же их можно слить воедино. В рамках программ подготовки социальных работников можно готовить практиков, умеющих применять научные методы в большинстве случаев своей практической деятельности.

Еще одна из проблем в США – привлечение и отбор студентов для обучения социальной работе. При наличии тщательно разработанного учебного плана и квалифицированного преподавательского состава учебное заведение может выпускать хороших специалистов только в том случае, если в результате отбора студентами станут способные и заинтересованные в профессии люди, одновременно представляющие разные группы населения. В настоящее время, например, отмечается наличие диспропорции между специалистами мужского и женского пола, а именно преобладание специалистов-женщин, что ограничивает возможности работы социальных служб, например, со взрослыми заключенными в мужских тюрьмах. Учебное заведение может уделить специальное внимание этой проблеме и осуществить набор студентов, которые могли бы эффективно работать в подобных ситуациях. Не обязательно все они должны быть мужчинами, но соответствующая пропорция должна быть соблюдена. Для того чтобы на учебу поступали студенты из разных групп населения и с разнообразными интересами, школам социальной работы следует серьезно отнестись к рекламированию обучения в них среди самых разных групп молодежи, иначе существует вероятность риска получить довольно однородную студенческую массу.

В отличие от многих стран, где министерства образования осуществляют прямой контроль за учебными заведениями, в США аккредитация – это прежде всего их оценка неправительственными структурами. В Соединенных Штатах аккредитационная комиссия при Совете по обучению социальной работе оценивает каждую программу регулярно (раз в восемь лет) на предмет соответствия стандартам аккредитации. Следует отметить некоторые пункты этих стандартов:

Программа обучения социальной работе должна быть составной частью программы общепризнанного или аккредитованного колледжа (университета).

Программа должна определять цели точно в соответствии с целями социальной работы как профессиональной деятельности, а также с целями учебного заведения, частью программы которого она является.

Академический план должен быть согласован с «Положением о политике в области учебных планов», его необходимо применять и регулярно оценивать.

Постоянный преподавательский состав имеет необходимый опыт и квалификацию для достижения целей программы, четко сформулированные права и обязанности преподавателей.

Критерии и процесс приема в учебные заведения четко сформулированы и соответствуют критериям других учебных заведений того же профиля.

Опыт обучения социальной работе в США может быть использован в практике российских университетов. В 1991 г. социальная работа в России стала официально утвержденной профессией. Сейчас этот вид деятельности в России основывается на представлении, что «социальные проблемы связаны с демографическими процессами и структурой общества». Однако все больше осознается необходимость непосредственной помощи индивидам, а также важность разработки социальной политики. Как показывает опыт США, акцент на непосредственную помощь в сочетании с другими факторами приводит к тому, что социальная работа постепенно уходит от обслуживания наиболее уязвимых групп населения.

В период между двумя мировыми войнами социальная работа как профессия ориентировалась в первую очередь на школы социальных служб и на индивидуальную практику. Поправки 1962 г. к Закону о социальной защите населения США изменили ситуацию: федеральное правительство стало выделять средства штатам на финансирование социальных услуг. С 1974 по 1981 гг. проводятся крупные комплексные программы социального обслуживания.

После 1981 г. – период новых, неблагоприятных тенденций. Значительно сокращаются средства, выделяемые на подготовку социальных работников, хотя с 1967 по 1990 гг. число обучающихся в магистратуре увеличилось на 67 %. Взаимное отчуждение социальной работы и государственных агентств проявляются в целом ряде тенденций:

25–30 % общего числа социальных работников заняты в частном секторе обслуживания среднего класса;

детские учреждения, психиатрические больницы и другие государственные учреждения, занимающиеся обслуживанием бедных и социально незащищенных, испытывают трудности с привлечением, закреплением в штате квалифицированных социальных работников;

нынешние студенты не ориентированы на работу с бедными после окончания вуза.

В конце 80-х гг. ситуация стала меняться. Государственные агентства и школы социальной работы стали искать пути сближения. Это было обусловлено рядом причин:

много социальных работников выдвинулось на руководящие должности в государственных агенствах;

рынок рабочей силы расширился в результате признания особой важности ряда социальных проблем, как притеснение детей, подростковая беременность, наркомания, СПИД, бездомность;

количество несчастных случаев, в том числе с летальным исходом, с детьми по вине сотрудников детских учреждений стало расти и получило широкую огласку;

принятие важных законов типа Закона о государственной поддержке семьи привело к повышению спроса на специалистов в области социальной работы;

система финансирования стимулировала объединение учебных и практических структур в целях повышения качества социальных услуг;

политическими атаками на идею государственной поддержки социальных служб.

Калифорнийский центр обучения социальных работников (КЦОСР)

Центр сформировался в результате четырехлетнего сотрудничества между факультетами социальной работы и местными органами социального обеспечения в деле организации практики студентов на рабочих местах. Улучшение системы подготовки профессиональных кадров для государственной системы социального обслуживания предполагает:

Необходимость увязать финансовую поддержку с готовностью студентов работать в общественных агентствах. Эта стратегия помогает школам решить проблему материальной поддержки своих студентов, а агентствам – обеспечить себе пополнение кадров.

Создание ориентированной на компетентность программы подготовки кадров для общественной системы социальной защиты детей. Факультеты, местные агентства социальной работы и КЦОСР разработали перечень наиболее важных компонентов профессиональной компетентности (знаний, навыков и ценностей). Список включает в себя 72 компонента и служит своеобразным ориентиром как для построения магистерских программ, так и для оценки деятельности сотрудников агентств. КЦОСР осуществляет контроль за учебным процессом и уровнем усвоения материала, организует семинары, занимается созданием учебных материалов.

Поддержка совместных исследовательских и новаторских проектов вузов и агенств.

Результаты работы КЦОСР

среди студентов увеличилась доля негров и латиноамериканцев;

растет число студентов, которые считают, что социальная работа главное свое внимание должна уделять проблемам бедных;

повышение интереса к сферам практики, связанным с работой общественных служб;

наблюдается устойчивое повышение интереса к работе с неблагополучными детьми и бедными;

формирование активной профессиональной роли.

Социальная работа как профессия «откликнулась» на изменение отношения в США к проблемам бедности. Но положение ее здесь оказывается двусмысленным. Значительная доля социальных работников занята обслуживанием среднего класса. Сейчас они испытывают усиливающуюся конкуренцию со стороны ряда других специалистов: клинических психологов, консультантов-психологов, семейных психотерапевтов и т. д.

Только в государственных агентствах социальные работники имеют свою надежную нишу. Нарождающаяся профессия социального работника в России может избежать подобных затруднений, если с самого начала будут установлены четкие связи между практической деятельностью и образованием. Содружества типа КЦОСР должны стать нормой.

Социальная работа всегда существует в рамках определенного политического и культурного контекста. Конкретные формы социальной работы в каждой отдельной стране должны формироваться с учетом специфики местного контекста. Ядро социальной работы интернационально, поскольку базируется на общечеловеческом опыте.

Ядро социальной работы – это прежде всего:

право индивидов на поддержку со стороны своего ближайшего окружения и общества в целом в тех случаях, когда они сталкиваются с жизненными трудностями и невзгодами;

право на уважение собственного человеческого достоинства;

право на реализацию своих потенциальных возможностей;

право на самоопределение в той мере, в какой это не создает угрозы собственной личности или окружающим;

ответственность индивидов за свои действия.

Сюда же входит и обобщенное знание о том:

как люди развиваются и изменяются;

какую роль в этом процессе играет общество;

как люди реагируют на жизненные трудности;

как можно помочь людям в кризисной ситуации.

Развитие социальной работы как профессии зависит от наличия базовых знаний, совершенствования навыков и умений практиков, а также от эффективности социальных услуг, оказываемых населению. Вообще полезно познакомиться с тем, как система социальной работы действует в разных странах. Такое знакомство дает пищу для творчества и помогает избежать многих ошибок. В области социальной работы критическое осмысление ситуаций и процессов, своего и чужого опыта есть необходимое условие оказания индивидуальной помощи.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: