Различие категорий и законов возникает на основе предмета отражения.
1. а) Категория отражают общие связи, отношения, свойства и стороны объективной действительности;
б) Законы отражают только всеобщие связи и отношения объективной действительности, но не отражают свойства и стороны.
2. Категории и законы различаются по форме отражения.
а) Категории являются особым видом внимания;
б) Законы диалектики, как и другие, представляют собой особый вид суждений.
Рассмотрим три закона диалектики:
1. Закон единства и борьба противоположностей,
2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,
3. Закон отрицания.
Из этого нельзя сделать вывод о том, что будто бы законы этим и ограничиваются. Законов целое множество, есть и непознанные. Но этим мы здесь выделяем основные.
Испокон веков внимание разума привлекали как противоречивость, характеризуют диалектическую суть взаимодействия элементов бытия, мировоззрения и методологии познавания и действия. Противоречивость бытия познается лучше тогда, когда мы знаем что такое противоречие. Противоречие представляет собой определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы или между системами, процесс столкновения противоположных стремлений и сил.
Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внутри себя и между собой.
Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимоисключающие и взаимопредполагающие друг друга стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета.
В мире все взаимосвязано. Эта взаимосвязь имеет универсальный характер и пронизывает все бытие.
|
КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ
Формы взаимосвязи могут иметь форму: связи единичного и общего; части и целого; индивидуального. Диалектика позволяет познать сложные истины, противоречивые универсальные связи бытия, используя категории.
Философские понятия, отражающие универсальные связи бытия, образуют группу категорий диалектики.
Эти категории, как правило, парные. Отражают "полярные" стороны явлений, вещей, процессов. В процессе познания категорий, отражающих многообразие связей реального мира, можно выделить два категориальных ряда:
а) первый категориальный ряд выражает "устройство" и "организованность" бытия. К этому ряду можно отнести следующие парные категории диалектики: "единичное и общее", "многое - единое", "сходство-различие", "качество-количество","простое-сложное","часть-целое","конечное-бесконечное","форма-содержание" и т.д.
б) Другой категориальный ряд выражает универсальные связи детерминации. К ним относятся: "явление-сущность", "причина-следствие", "случайность-необходимость","возможность-действительность" и д.р. Первый ряд категорий можно назвать "горизонтальными",а "второй"-"вертикальным".
Смысловое разъяснение категорий:
Единичное и общее.
Свойства и связи, присущие только данному образованию, отсутствующие у других называются единичными. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, вещь, отличающуюся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных. Все то что неповторимо в явлении присуще только ему, отсутствует у других явлений, можно назвать единичным.Общее-то, что повторяется в других явлениях, что присущее не одному, а многим явлениям.
|
Общее - это объективно существующее сходство единичных предметов, их однотипность, принадлежность к одной и той же группе. Общее существует в отдельном, отдельное выражает черты общего. Над единичным "властвует" общее, которое безжалостно "заставляет" последовательно гибнуть единичное как переходящее во имя сохранения общего как что-то устойчивое; единичное умирает, но род живет. Всякое общение лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы, которые имеют единичное наряду с повторяющимися свойствами - неповторимое.
2) Явление и сущность.
Эти категории позволяют осмыслить всеобщие связи бытия путем соотнесения поверхностных и глубинных уровней действительности. Внешние, наблюдаемые означаемые, более подвижные, изменчивые характеристики предмета называется явлением. Внутренние, глубинные, скрытые, относительно устойчивые характеристики предметов, определяющие их природу, называются сущностью. Эти явления выступают комплексно, как совокупность.
Вопросы:
1. Что такое диалектика?
2. Кто первым в теории познания вводит агностицизм?
3. Отличие абсолютной истины от относительной истины?
4. Основные законы диалектики?
Список литературы:
Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496с.
Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1995. – 511с.
|
Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840с.
Хапчаев И.А. Основы философии. – Пятигорск, 1997. – 294с.
Категориальный анализ понятий:
Диалектика – наука, составляющая душу марксизма, представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума.
Материалистическая диалектика представляется в виде целостной системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определённое место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями.
Истина – соответствие мысли, знаний человека о мире самому миру, объективной действительности.
Абсолютная истина, т.е. полное и исчерпывающее знание о мире в целом, недостигаемая, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем.
Относительная истина – такое значение, которое при всем своем объективном содержании не обладает завершенностью и является неполным, и дальнейшем подвергается уточнению, развитию.
Развитие познания – это длительный непрекращающийся процесс движения относительных истин, который приводит к накоплению и уточнению человеческого знания.
Свойства и связи, присущие только данному образованию, отсутствующие у других называются единичными.
Общее - это объективно существующее сходство единичных предметов, их однотипность, принадлежность к одной и той же группе.