Рассмотрим подготовку социальных работников на примере




Гетеборгского университета. На первом году обучения преподаются общественные науки по шести учебным курсам. Учащиеся расширяют и углубляют свое понимание сути и значимости, взаимосвязи и

взаимодействия таких социальных систем, как индивид – общество,

определяют свою гражданскую позицию. Одним из ведущих предметов, преподаваемых в рамках общественных наук, является психология.

Следующий блок занятий связан с изучением структуры общества,

особенностями экономики, социальной политики, социологии. После чего начинается изучение юридических аспектов социальной работы,

политической системы государства, системы функционирования

муниципалитетов. Особое место занимает подготовка к решению проблем теории и методов социальной работы. Уже после первого года обучения

студенты проходят учебную практику. Важно то, что ею руководит профессионал – социальный работник, который уже получил образование и

подготовку по данной профессии. После экзаменационной проверки

результатов практики преподаватель дает свою оценку, и если она

положительная, то студент допускается для продолжения дальнейшего обучения.

Второй год обучения проходит в течение 4-го и 5-го семестров. На

данном этапе обучения изучается непосредственно сама социальная работа,

как вид профессиональной деятельности. Так же на втором году обучения

происходит разделение на отдельные курсы. Причем студенты изучают

углубленно социально-психологические аспекты овладения профессией и

проблемы семьи. В целом учебно-воспитательную работу на данном этапе

можно объединить в двуединую группу вопросов. Первая группа касается

социально-психологических сторон работы с индивидами, семьей, детьми,

составляющими группу риска и социальной группой. Второй аспект

подготовки будущих социальных работников основывается на структурных

проблемах, т. е. связанных непосредственно с трудной жизненной ситуацией

клиентов: жилищные проблемы, социальные связи и отношения,

общественная деятельность, а так же общество в целом. Весь процесс

обучения продолжается с неотрывным изучением теории социальной работы,

преподаются такие предметы, как психология, социология и семейное право.

Используются различные формы практической реализации приобретаемых

теоретических знаний, например, в форме различных ролевых игр и

упражнений. Студенты выступают поочередно и в роли клиента, и в роли

социального работника. Проигрываются наиболее возможные ситуации их

взаимодействия. Так же в процессе обучения широко используются

технические средства.

В течение 4-го семестра продолжается обучение по юридическим

дисциплинам. Это вопросы, связанные с управлением, различными

правовыми аспектами деятельности социального работника. Приобретаются

навыки научного исследования. Они принимают форму статистических

отчетов, способных приносить пользу не только с учебной точки зрения. В

рамках второго года обучения особое внимание обращается на деятельность

социального работника по месту жительства и в жилых районах. Поэтому

основательно изучается как правовая сторона этой деятельности, так и

практические формы ее реализации, то есть каким образом социальный

работник далее будет работать в условиях проживания своих клиентов.

Профессиональная подготовка социальных работников направлена на

комплексную подготовку будущих профессионалов к практической

социальной работе. Служба социальной работы в Швеции формировалась с

начала текущего столетия. В настоящее время она очень многогранна.

Условно можно выделить три основные группы социальных работников.

Первую составляют те, кто занимается уходом за больными людьми и

инвалидами и работает в основном в медицинских заведениях. Вторая группа

представлена социальными педагогами. И третья группа включает

собственно социальных работников (патронаж) – это наиболее эффективно

действующая, разветвленная многочисленная группа социальных

работников. В Швеции, население которой составляет примерно 8 млн.

человек, насчитывается около 20 тыс. профессионально подготовленных

специалистов – социальных работников. Социальная работа в

современной Швеции проводится на различных уровнях: индивидуально, в

семье и общине.

Социальная работа в общине. Задача социального работника состоит в

том, чтобы помочь людям объединиться, организоваться на решение

злободневных проблем. Это могут быть и пенсионеры и матери-одиночки и

молодежь со своими проблемами. Социальные работники исходят из того,

что не всегда личность может решить свои проблемы в одиночку, кроме того,

всегда есть люди, у которых такие же проблемы.

В Швеции существуют очень хорошие традиции сотрудничества.

Народные движения, различного рода общественные организации, общества

«Трезвость», спортивные союзы, профсоюзы – очень много внимания

уделяют решению именно социальных вопросов. Сотрудничество с этими

организациями является весьма важным для социальных работников.

Социальная работа в Швеции налажена давно, однако только с конца

70-х годов она была поставлена на профессиональную основу и научно

обеспечена теоретическими разработками. Именно в 70-е годы начали

осуществляться различные проекты, которые в первую очередь касались

трущобных районов.

В соответствии с законом, принятым в 1982 г., коммуны сами

регулируют вопросы жилищной застройки в том, что касается организации

общественного сервиса. В законе указывается, что функции социальных

служб являются одними из важнейших при решении вопросов такого

планирования.

В стране действует целая сеть кризисных центров. Например,

кризисные центры для мужчин, женские кризисные центры, молодежные

центры преодоления кризиса.

Цель работы кризисных центров для мужчин – помочь мужчине найти

выход из круга семейных неурядиц, вызывающих насилие и травмирующих

всех участников и свидетелей. В таких центрах трудятся специалисты по

социальной работе, психологи, социологи. Подобные подразделения есть не

только в городах и населенных пунктах, но и при тюрьмах, где они,

естественно, имеют свою специфику.

Специалисты центров исходят из того, что мужчина в состоянии

тактично общаться с женщиной, с людьми вообще, но ему требуется время,

чтобы выйти из кризисной ситуации, которая, как правило, неоднородна

(семья, местожительства, работа, состояние здоровья, алкоголь, отношение с

окружающими).

Женские кризисные центры решают не менее серьезные и жизненно

важные проблемы. Здесь, круглосуточно действует телефон доверия. Так же

обращает на себя внимание изолированность, полузасекреченное

существование центра, отсутствие свободного доступа в его помещение. Это

непременное условие, так как женщина (одна или с детьми) должна

чувствовать себя в безопасности. Находясь в центре, женщина так же может

продолжать работать. Организовать быт ей помогут сотрудники и пациенты.

Консультативный вид деятельности женского кризисного центра и дневная

форма организации его работы так же присутствуют. Обратившиеся за

помощью не только получают квалифицированную помощь, но и могут

какое-то время (день или несколько дней) побыть здесь, отдохнуть, выйти из

состояния стресса, проанализировать сложившуюся ситуацию, что позволит

преодолеть или уменьшить напряженность в отношениях, повысить свой

жизненный потенциал, нормализовать социальные связи.

В молодежные центры преодоления кризиса (или «молодежные

дома») помещают по направлению судов правонарушителей в возрасте от 16

до 21 года. Вокруг этих учреждений отсутствует не только колючая, но и

вообще всякие ограждения. Более того, в дни своего рождения воспитанники

могут посещать своих родных и близких, друзей, передвигаться по городу

без сопровождения. Обстановка молодежных центров достаточно необычна.

Каждый воспитанник имеет отдельную комнату, которая не похожа на

камеру исправительного учреждения. В центре есть музыкальные

инструменты, телевизоры и магнитофоны, хорошо оборудованный

спортивный зал, медицинский пункт, библиотеки, учебные классы. За

серьезные проступки правонарушителей помещают в камеру с

ограниченными бытовыми удобствами и возможностями передвижения.

Решение о применении такой меры наказания принимается на совете центра

по представлению руководителей отделений. Однако неотвратимость

наказания – не главное в работе сотрудников центра. Они стремятся

установить с воспитанниками доверительные отношения, создать условия

для переосмысления жизни, привить трудовые навыки, познакомить с

правилами общения в сфере быта, культуры, интимных отношений.

Особо важную задачу призваны решать приюты для подростков,

ушедших из семьи, находящихся «в бегах». Здесь не спешат возвращать их в

семью или родственникам, поставить на учет в полицию. Работники приюта

применяют к своим подопечным индивидуальный подход, опираясь на

позитивные личностные качества, пытаются разобраться в характере

подростка, мотивах его ухода из семьи, стремятся увидеть в нем не

трудновоспитуемого, а полноправного партнера при решении его проблем.

Главная цель – направить усилия подростка на осмысление сложившейся

ситуации и действий по выходу из нее, создать ему полноценные условия

жизни, что послужит объективной предпосылкой преодоления кризиса.

Примером комплекса учреждений, объединенных в единую службу,

являются шведские наркотические службы. Они занимаются лицами,

которые злоупотребляют алкоголем, а также их семьями. Кроме того, меры

социальной поддержки и медицинской помощи предусматриваются для

лечения и реабилитации наркоманов и тех, кто злоупотребляет

лекарственными средствами.

Таким образом, можно сказать, что подготовка социальных

работников в Швеции носит функциональных характер. Здесь мы наблюдаем

ориентацию не только на теоретический характер преподавания, а так же

большое внимание и значения уделяется практики подготовки будущих

социальных работников. Хорошо развита сеть социальной работы. Люди с

образованием социальных работников работают на различных уровнях. А

именно, в комуннах (community) – административно-территориальная

единица, в аппарате областного руководства, медицинских учреждениях, в

исправительно-трудовых заведениях, в бюро по поиску рабочих мест, в

школах и заведениях, занимающихся подготовкой социальных работников; в

специальных учреждениях в качестве специалистов по планированию семьи,

социальные работники с высшим образованием по этой специальности

широко представлены в шведской парламенте. На мой взгляд, социальное

образование и социальная работа в Швеции находятся на высоком уровне

организации. Данный опыт является хорошим примером для

совершенствования социальной работы в нашей стране.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: