Гетеборгского университета. На первом году обучения преподаются общественные науки по шести учебным курсам. Учащиеся расширяют и углубляют свое понимание сути и значимости, взаимосвязи и
взаимодействия таких социальных систем, как индивид – общество,
определяют свою гражданскую позицию. Одним из ведущих предметов, преподаваемых в рамках общественных наук, является психология.
Следующий блок занятий связан с изучением структуры общества,
особенностями экономики, социальной политики, социологии. После чего начинается изучение юридических аспектов социальной работы,
политической системы государства, системы функционирования
муниципалитетов. Особое место занимает подготовка к решению проблем теории и методов социальной работы. Уже после первого года обучения
студенты проходят учебную практику. Важно то, что ею руководит профессионал – социальный работник, который уже получил образование и
подготовку по данной профессии. После экзаменационной проверки
результатов практики преподаватель дает свою оценку, и если она
положительная, то студент допускается для продолжения дальнейшего обучения.
Второй год обучения проходит в течение 4-го и 5-го семестров. На
данном этапе обучения изучается непосредственно сама социальная работа,
как вид профессиональной деятельности. Так же на втором году обучения
происходит разделение на отдельные курсы. Причем студенты изучают
углубленно социально-психологические аспекты овладения профессией и
проблемы семьи. В целом учебно-воспитательную работу на данном этапе
можно объединить в двуединую группу вопросов. Первая группа касается
социально-психологических сторон работы с индивидами, семьей, детьми,
составляющими группу риска и социальной группой. Второй аспект
подготовки будущих социальных работников основывается на структурных
проблемах, т. е. связанных непосредственно с трудной жизненной ситуацией
клиентов: жилищные проблемы, социальные связи и отношения,
общественная деятельность, а так же общество в целом. Весь процесс
обучения продолжается с неотрывным изучением теории социальной работы,
преподаются такие предметы, как психология, социология и семейное право.
Используются различные формы практической реализации приобретаемых
теоретических знаний, например, в форме различных ролевых игр и
упражнений. Студенты выступают поочередно и в роли клиента, и в роли
социального работника. Проигрываются наиболее возможные ситуации их
взаимодействия. Так же в процессе обучения широко используются
технические средства.
В течение 4-го семестра продолжается обучение по юридическим
дисциплинам. Это вопросы, связанные с управлением, различными
правовыми аспектами деятельности социального работника. Приобретаются
навыки научного исследования. Они принимают форму статистических
отчетов, способных приносить пользу не только с учебной точки зрения. В
рамках второго года обучения особое внимание обращается на деятельность
социального работника по месту жительства и в жилых районах. Поэтому
основательно изучается как правовая сторона этой деятельности, так и
практические формы ее реализации, то есть каким образом социальный
работник далее будет работать в условиях проживания своих клиентов.
Профессиональная подготовка социальных работников направлена на
комплексную подготовку будущих профессионалов к практической
социальной работе. Служба социальной работы в Швеции формировалась с
начала текущего столетия. В настоящее время она очень многогранна.
Условно можно выделить три основные группы социальных работников.
Первую составляют те, кто занимается уходом за больными людьми и
инвалидами и работает в основном в медицинских заведениях. Вторая группа
представлена социальными педагогами. И третья группа включает
собственно социальных работников (патронаж) – это наиболее эффективно
действующая, разветвленная многочисленная группа социальных
работников. В Швеции, население которой составляет примерно 8 млн.
человек, насчитывается около 20 тыс. профессионально подготовленных
специалистов – социальных работников. Социальная работа в
современной Швеции проводится на различных уровнях: индивидуально, в
семье и общине.
Социальная работа в общине. Задача социального работника состоит в
том, чтобы помочь людям объединиться, организоваться на решение
злободневных проблем. Это могут быть и пенсионеры и матери-одиночки и
молодежь со своими проблемами. Социальные работники исходят из того,
что не всегда личность может решить свои проблемы в одиночку, кроме того,
всегда есть люди, у которых такие же проблемы.
В Швеции существуют очень хорошие традиции сотрудничества.
Народные движения, различного рода общественные организации, общества
«Трезвость», спортивные союзы, профсоюзы – очень много внимания
уделяют решению именно социальных вопросов. Сотрудничество с этими
организациями является весьма важным для социальных работников.
Социальная работа в Швеции налажена давно, однако только с конца
70-х годов она была поставлена на профессиональную основу и научно
обеспечена теоретическими разработками. Именно в 70-е годы начали
осуществляться различные проекты, которые в первую очередь касались
трущобных районов.
В соответствии с законом, принятым в 1982 г., коммуны сами
регулируют вопросы жилищной застройки в том, что касается организации
общественного сервиса. В законе указывается, что функции социальных
служб являются одними из важнейших при решении вопросов такого
планирования.
В стране действует целая сеть кризисных центров. Например,
кризисные центры для мужчин, женские кризисные центры, молодежные
центры преодоления кризиса.
Цель работы кризисных центров для мужчин – помочь мужчине найти
выход из круга семейных неурядиц, вызывающих насилие и травмирующих
всех участников и свидетелей. В таких центрах трудятся специалисты по
социальной работе, психологи, социологи. Подобные подразделения есть не
только в городах и населенных пунктах, но и при тюрьмах, где они,
естественно, имеют свою специфику.
Специалисты центров исходят из того, что мужчина в состоянии
тактично общаться с женщиной, с людьми вообще, но ему требуется время,
чтобы выйти из кризисной ситуации, которая, как правило, неоднородна
(семья, местожительства, работа, состояние здоровья, алкоголь, отношение с
окружающими).
Женские кризисные центры решают не менее серьезные и жизненно
важные проблемы. Здесь, круглосуточно действует телефон доверия. Так же
обращает на себя внимание изолированность, полузасекреченное
существование центра, отсутствие свободного доступа в его помещение. Это
непременное условие, так как женщина (одна или с детьми) должна
чувствовать себя в безопасности. Находясь в центре, женщина так же может
продолжать работать. Организовать быт ей помогут сотрудники и пациенты.
Консультативный вид деятельности женского кризисного центра и дневная
форма организации его работы так же присутствуют. Обратившиеся за
помощью не только получают квалифицированную помощь, но и могут
какое-то время (день или несколько дней) побыть здесь, отдохнуть, выйти из
состояния стресса, проанализировать сложившуюся ситуацию, что позволит
преодолеть или уменьшить напряженность в отношениях, повысить свой
жизненный потенциал, нормализовать социальные связи.
В молодежные центры преодоления кризиса (или «молодежные
дома») помещают по направлению судов правонарушителей в возрасте от 16
до 21 года. Вокруг этих учреждений отсутствует не только колючая, но и
вообще всякие ограждения. Более того, в дни своего рождения воспитанники
могут посещать своих родных и близких, друзей, передвигаться по городу
без сопровождения. Обстановка молодежных центров достаточно необычна.
Каждый воспитанник имеет отдельную комнату, которая не похожа на
камеру исправительного учреждения. В центре есть музыкальные
инструменты, телевизоры и магнитофоны, хорошо оборудованный
спортивный зал, медицинский пункт, библиотеки, учебные классы. За
серьезные проступки правонарушителей помещают в камеру с
ограниченными бытовыми удобствами и возможностями передвижения.
Решение о применении такой меры наказания принимается на совете центра
по представлению руководителей отделений. Однако неотвратимость
наказания – не главное в работе сотрудников центра. Они стремятся
установить с воспитанниками доверительные отношения, создать условия
для переосмысления жизни, привить трудовые навыки, познакомить с
правилами общения в сфере быта, культуры, интимных отношений.
Особо важную задачу призваны решать приюты для подростков,
ушедших из семьи, находящихся «в бегах». Здесь не спешат возвращать их в
семью или родственникам, поставить на учет в полицию. Работники приюта
применяют к своим подопечным индивидуальный подход, опираясь на
позитивные личностные качества, пытаются разобраться в характере
подростка, мотивах его ухода из семьи, стремятся увидеть в нем не
трудновоспитуемого, а полноправного партнера при решении его проблем.
Главная цель – направить усилия подростка на осмысление сложившейся
ситуации и действий по выходу из нее, создать ему полноценные условия
жизни, что послужит объективной предпосылкой преодоления кризиса.
Примером комплекса учреждений, объединенных в единую службу,
являются шведские наркотические службы. Они занимаются лицами,
которые злоупотребляют алкоголем, а также их семьями. Кроме того, меры
социальной поддержки и медицинской помощи предусматриваются для
лечения и реабилитации наркоманов и тех, кто злоупотребляет
лекарственными средствами.
Таким образом, можно сказать, что подготовка социальных
работников в Швеции носит функциональных характер. Здесь мы наблюдаем
ориентацию не только на теоретический характер преподавания, а так же
большое внимание и значения уделяется практики подготовки будущих
социальных работников. Хорошо развита сеть социальной работы. Люди с
образованием социальных работников работают на различных уровнях. А
именно, в комуннах (community) – административно-территориальная
единица, в аппарате областного руководства, медицинских учреждениях, в
исправительно-трудовых заведениях, в бюро по поиску рабочих мест, в
школах и заведениях, занимающихся подготовкой социальных работников; в
специальных учреждениях в качестве специалистов по планированию семьи,
социальные работники с высшим образованием по этой специальности
широко представлены в шведской парламенте. На мой взгляд, социальное
образование и социальная работа в Швеции находятся на высоком уровне
организации. Данный опыт является хорошим примером для
совершенствования социальной работы в нашей стране.