Тема: «Природные материалы»




Пояснительная записка

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений взаимосвязи природы и человека.

Огромную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.

Главная цель исследовательского обучения – формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

В соответствии с психологическими основами исследовательской деятельности, которые определяет А.И.Савенков, необходимо организовать деятельность ребенка таким образом, чтобы она способствовала открытию знания самими ребенком через творческий, исследовательский поиск, основными составляющими которого являются: выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе умозаключения.

В связи с этим у детей дошкольного возраста, по мнению автора, через специальные упражнения в разных видах деятельности необходимо развивать определенные умения, такие как:

· Умение видеть проблемы;

· Умение выдвигать гипотезы, строить предположения;

· Умение задавать вопросы;

· Умение оперировать понятиями «явление, причина, следствие, событие, зависимость, различие, сходство, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность»;

· Умение классифицировать;

· Умение наблюдать;

· Умение делать выводы;

Проводя простую манипуляцию с предметами, ребенок познает окружающий мир, развивает интеллект, мышление, умение видеть и наблюдать.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явление.

Тема: «Свойства воды»

 

Образовательные цели: познакомить детей с основными свойствами воды. Учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения опыта с водой.

Развивающие цели: развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь.

Воспитательные цели: воспитывать бережное отношение к воде.

 

Сентябрь
Тема Цель Материал
1. «Какая вода на вкус» Исследовать воду на вкус. Три стакана с питьевой водой, сахар, лимон.
2. «Узнаем, какая вода» Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества) Стакан с водой, соль, сахар.
3. «Имеет ли вода форму» Узнать, имеет ли вода форму. Поднос, стакан с водой, голубой или синий карандаш.
4. «Всегда ли вода бывает прозрачной?» Исследовать воду на прозрачность. Стакан с водой, стакан с молоком, чайную ложку.
Октябрь
1. «Очистим воду» Можно ли очистить воду?     Стакан с водой, заварка чая, песок, бумага, марля, ситечко.
2. «Игра цвета» Узнать, можно ли получить новый цвет путем смешивания разных цветов. Три стакана с водой, краски разных цветов.
3. «Поплывет, не поплывет» Исследовать плавучесть предметов. Таз с водой, монетку, гвоздь, камешек, пластмассовую крышку, кусочки ваты, простой карандаш.
4. «Испарение воды» Узнать за сколько дней испарится вода в стакане Стакан с водой, простой карандаш
Ноябрь
1. «Изготовление цветных льдинок» Познакомить с одним из свойств воды Три стакана с водой, пакеты для льда, краски разных цветов.
2. «Как воду превратить в лед» Познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах). Стакан с водой, пакеты для льда.  
3. «Как из снега получить воду» Формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле) Ведерко со снегом.
4. «Снег. Какой он?» Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, рассыпчатый, липкий, скрипучий). Исследование во время прогулки. Снег.
Декабрь
1. «Снег и лед-это вода» Убедиться в том, что снег и лед состоят из воды. Поднос, лупа, синий карандаш, снег, лёд.
2. «Из чего состоит пар» Убедиться в том, что пар состоит из воды. Термос с горячей водой, зеркальце, простой карандаш.
3. «Состояния воды» Исследовать различные состояния воды. Друшлаг, стакан с водой, снег, лед.
4. «Вырастим кристаллы» Путем испарения воды получить кристаллы соли Вода, соль
5. «Наливаем – выливаем» Исследовать наполняемость сосудов с узким и широким горлышком. Сосуды, воронка, пипетка, трубочка, мензурка.

 

Тема: «Воздух»

Образовательные цели: Познакомить детей с основными свойствами воздуха. Учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с воздухом.

Развивающие цели: Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь.

Воспитательные цели: Воспитывать бережное отношение к воздушному пространству в природе.

Январь
Тема Цель Материал
1. «Воздух в воде» Наблюдать процесс попадания воздуха в воду Стакан с водой, трубочку для коктейля.
2. «Игра с соломинкой» Узнать, как с помощью воздуха можно удержать воду в трубочке. Пустой стакан, стакан с водой, трубочку для коктейля.
3. «Подыши на зеркальце» Проверить, есть ли в воздухе вода. Зеркальце.
Февраль
1. «Веер» Ощутить давление воздуха при помощи веера. Три листа разного формата (альбомный, тетрадный и половинку тетрадного листа).
2. «Как передвигаются предметы» Убедиться в том, что с помощью воздуха можно передвигать предметы. Карандаш, вата, кубик.
3. «Воздушный шарик» Исследование давления воздуха. Воздушный шарик, воронку, стакан с водой.
4. «Воздух и предметы» Исследовать падение предметов в воздухе. Три тетрадных листа (один смять), два вырезанных из цветной бумаги круга, совпадающих по размеру с монеткой.

 

Тема: «Свойства бумаги»

 

Образовательные цели: познакомить детей с основными свойствам бумаги. Учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с бумагой.

Развивающие цели: Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь

Воспитательные цели: воспитывать бережное отношение к природе.

 

Март
Тема Цель Материал
1. «Свойства бумаги» Познакомить детей с основными свойствами бумаги. Газеты, кусок ткани, целлофановый пакет.
2. «Как бумага сгибается» Узнать, как сгибается бумага. Альбомный лист, лист цветной бумаги, лист картона, газетный лист.
3. «Заполни коробку» Проверь, сколько места занимает бумага в пространстве. Коробка из-под обуви, стопку газет, ножницы.
4. «Исследуй бумагу на прочность» Узнать, может ли бумага служить мостом. Три бруска, две половинки альбомного листа
Апрель
1. «Перенеси горох» Узнать, можно ли удержать бумагой сыпучий материал. Тетрадный лист, крупа, носовой платок.
2. «Отпечатки» Узнать, можно ли делать отпечатки на бумаге с помощью самодельных печаток (картофель, морковь, свекла) Бумага, овощи.
3. «Таинственные письма» Узнать, можно ли писать или рисовать на бумаге молоком, лимоном, луковым соком. Бумага, лук, молоко, лимон.
4. «Звуки бумаги» Исследовать звук, который издает звук. Три тетрадных листа, газетный лист, альбомный лист, лист цветной бумаг
           

 

Тема: «Природные материалы»

Образовательные цели: познакомить детей со свойствами природных материалов: почва, песок, глина

Развивающие цели: Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь

Воспитательные цели: Воспитывать бережное отношение к природе.

 

Май
Тема Цель Материал
1. «Свойства природных материалов» Установить, какие материалы имеют природное происхождение. Стаканчики, камни, орешки, веточки, ракушки.
2. «Оттиск на пластилине» Исследовать поверхность природного материала методом отпечатка Шишки, грецкий орех, ракушки, пластилин
3. «Природные материалы и вода» Исследовать взаимодействие природных материалов с водой. Стаканчики, с песком, с солью, камнями, ракушки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: