ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕ 1 глава




J4TM


Санкт - Петербург 2007



Алексеев Г.В. Правоведение / Учебное пособие – СПб: СПбГУИТМО, 2007. – 144 с.

Пособие содержит учебные материалы, предназначенные для освоения студентами курса «Правоведение». В рамках настоящей работы рассматриваются общие положения теории государства и права, а так же на основе норм действующего законодательства кратко характеризуются наиболее значимые институты правовой системы России.

Пособие адресовано студентам технических и гуманитарных вузов. При рассмотрении вопросов правового регулирования профессиональной деятельности в настоящем учебном пособии рассмотрены вопросы информационного и авторского права. Учебное пособие ориентировано на студентов третьего курса.

Рецензенты:

Директор института массовых коммуникаций СПБ ГУКиТ, доктор политических наук, профессор И.Б. Орлов

Заведующий кафедрой Государственного и международного права СПб ГМТУ, кандидат юридических наук, кандидат военных наук, профессор В.С. Солодченко

Утверждено к печати Советом Гуманитарного факультета Протокол № 4 от 21 ноября 2006 г.

Алексеев Г.В, 2007 СПбГУИТМО, 2007


Содержание

Введение........................................................................................ 3

Раздел I. Основы теории государства и права............................. 4

1.1 Понятие государства и права................................................. 4

1.2 Правовые системы современности......................................... 10

1.3 Система права России........................................................... 13

1.4 Источники права и система законодательства..................... 18

1.5 Правоотношения................................................................... 22

1.6 Юридическая ответственность............................................. 27

1.7 Защита субъективных прав.................................................. 29

Раздел. II. Отраслевые юридические науки................................ 33

2.1 Конституционное право......................................................... 33

2.2 Административное право...................................................... 42

 

2.2.1 Административная ответственность................................... 43

2.2.2 Государственная служба.................................................... 45

2.3 Гражданское право................................................................ 50

2.3.1 Авторское право................................................................... 54

2.3.2 Патентное право.................................................................. 71

2.3.3 Семейное право.................................................................... 81

2.3.4 Наследственное право......................................................... 94

 

4. Трудовое право........................................................................ 102

5. Гражданско-процессуальное право....................................... 111

6. Уголовное право...................................................................... 115

7. Уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право. 124

8. Земельное право..................................................................... 129

9. Информационное право......................................................... 133

Заключение................................................................................. 145

Список рекомендуемой литературы.......................................... 146


ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «правоведение», как совокупность общих положений, касающихся правовой системы России, носит гуманитарный, воспитательный характер для студентов технических и других неюридических специальностей; для студентов-экономистов и менеджеров курс правоведение имеет также важное прикладное значение.

Изучение дисциплины "правоведение" имеет своими целями повышение правовой культуры студентов, приобретение ими элементарных навыков по юридической защите своих гражданских прав и свобод. Данные цели достигаются в ходе изучения дисциплины «правоведение» посредством ознакомления с комплексом юридических наук, изучения правовой системы РФ, изучения механизма действия права и его природы.

Прикладное значение настоящего курса состоит в том, что в ходе освоения материала приобретаются навыки по обращению в органы государственной власти, такие как прокуратура, суды, нотариат, милиция. Раскрываются общие принципы оказания правовой помощи населению учреждениями адвокатуры.

В результате изучения дисциплины "правоведение" студенты должны приобрести базовые знания в области теории права, ознакомиться с сущностью отраслевых юридических наук, сформировать навыки и умения по работе с законодательством РФ, толкованию правовых норм, защите субъективных прав.

Кафедрой Социологии СПб ГУ ИТМО разработан авторский курс по дисциплине «правоведение», специфика которого обусловлена профилем подготовки студентов в СПб ГУ ИТМО. В процессе работы над учебным пособием учитывалось то, что, во-первых, при изучении институтов теории права, таких как правовое отношение, например, основной целью является формирование представления о праве, как о необходимой социальной реальности и акценте на отрицании оправданности правового нигилизма в среде студентов, а во-вторых, курс ориентирован на углублённое изучение проблем правового регулирования правовых отношений в информационной сфере.


РАЗДЕЛ I ОСНОВЫТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Государство – это один из древнейших социально-политических феноменов, который возникает в процессе трансформации и развития патестарных (родоплеменных) обществ в более прогрессивную форму организации. Государство, как форма организации общества, есть общественный политико-правовой союз. Из настоящего утверждения можно сделать вывод, что у государства, как у социальной системы, есть политическая и правовая составляющие.

Государство, как научная категория, не имеет единого, чёткого определения и является полисемичным понятием, то есть в содержание понятия государства в зависимости от контекста могут быть вложены различные взаимодополняющие смысловые значения. Можно, например, употребить термин государство для обозначения страны, или государственной власти, или как суверенного лица в международном праве. С другой стороны по своей социальной природе государство сегодня это и есть общество, разделить общество и государство теоретически невозможно. Всесторонне охарактеризовать все проявления государства в едином определении достаточно сложно, и необходимо всегда уточнять значение, в котором используется термин «государство». В политологии и теории государства и права раскрывается понятие государства традиционно через его признаки.

У государства есть сущностные и атрибутивные признаки. Атрибутивными признаками являются флаг, герб и гимн, а так же название государства, в монархиях портреты (профили) монархов. К сущностным признакам государства в частности относятся наличие территории, суверенитета, государственной власти и аппарата, налоговой системы, армии, национальной валюты и другие, при рассмотрении вопроса взаимосвязи государства и права особенно важно выделить такой признак как наличие правовой системы.

Для успешного функционирования государственного механизма необходимо наличие правовой системы – это утверждение является одной из основных закономерностей науки «Теории государства и права», в предмет которой входит изучение государства и права как феноменов, рассмотрение взаимосвязи права и государства, процессы политогенеза и правогенеза.

Не менее сложным социальным феноменом является и право. Теоретически позитивное право является системой общезначимых, общеобязательных, управомачивающе-обязывающих социальных норм. С


этим тезисом практически все теоретики-юристы соглашаются. Однако дальше каждый исследователь вкладывает в понятие «право» свой смысл в зависимости от своего подхода к праву – типа правопонимания.

Подходы к феномену права традиционно в теории государства и права именуются типами правопонимания. У всех типов правопонимания есть что-то общее, так или иначе, право регулирует общественные отношения, то есть те отношения, которые складываются в обществе между людьми на основе норм поведения, порождают для сторон права и обязанности. Различные учёные-правоведы придерживаются и симпатизируют, как правило, определённому типу правопонимания. Тип правопоимания, который доминирует в юридическом исследовании, накладывает отпечаток на всё его содержание. В целом же правовая доктрина выделяет множество типов правопонимания, в том числе и три основных: этатизм, юснатурализм и социологический подход.1 Юристы, которые придерживаются такого типа правопонимания, как этатизм называются нормативистами, поскольку они уделяют в своих исследованиях особое внимание понятию правовой нормы.

Все научные споры по вопросу содержания понятия «право» ведутся лишь о природе правовой нормы и её взаимосвязи с волей государства, при этом назначение права и его сущность, как правило, диктуется социально-политическими условиями, а не доктринальными изысканиями.

Этатизм, известный так же как концепция государственного права, исходит из того, что право, базируясь на государственном принуждении, существует только в государстве, которое право санкционирует, и за исполнением которого осуществляет постоянный контроль. В противном случае, по мнению сторонников концепции, право просто не будет действовать, так как при нарушении правовой нормы не будет механизма ответственности за правонарушение. Соответственно, право представляется сторонникам этатизма как закон, как воля государства.

По своей сути этатизм имеет как ряд важных преимуществ, так некоторые существенные недостатки. В соответствии с данной концепцией закон легко обнаружить - необходимо лишь найти нужный правовой документ – нормативно-правовой акт. Соответственно закон легко и применять – его достаточно прочесть и истолковать.

Негативной стороной этатизма является возможность образования мёртвого, то есть недействующего права. Государство теоретически способно озаглавить не иначе как «Закон» документ любого содержания, даже тот, который невозможно воплотить в общественную жизнь, более того таких документов создано достаточно много в России в 90-е годы двадцатого века, к настоящему времени подавляющее их большинство уже утратило юридическую силу.

1 См. подробнее: А.В.Поляков. Общая теория права; Юридический центр пресс, СПб. 2003. с. 63 – 78.


С точки зрения этатизма такие образцы неудачного нормотворчества, так же как и все реализуемые на практике законы тоже являются правом, а это, во-первых, теоретически неверно, а во-вторых, порождает в обществе правовой нигилизм, то есть безразличное отношение к праву. Правовой нигилизм возникает у граждан вследствие того, что логика подсказывает им не соблюдать вообще никакие законы, раз можно постоянно и безнаказанно нарушать некоторые из них. Позиции жёсткого этатизма и являются самой благодатной почвой для произрастания в обществе правового нигилизма.

Юстнатурализм – более сложная, чем этатизм, умозрительная концепция правопонимания. Она базируется на философском тезисе, выдвинутом французскими просветителями, который сводится к мысли о том, что право объективно существует как социальная реальность вне зависимости от воли государственной власти. Государство, в этом свете, не может регулировать социальные отношения по своему усмотрению, оно должно согласовывать издаваемые законы с объективно существующими социальными реалиями и только на их основании строить свои законы. Этот процесс соотнесения состояния общественных отношений, норм морали и нравственности и воли государства в научной литературе часто называется поиском норм естественного права. Фактически речь здесь идёт о поиске правовых норм как фрагментов объективной социальной реальности свойственных, определённой стадии социального развития в отдельно взятых историко-культурных и географических условиях.

Государство в процессе реализации своей правотворческой функции, с позиции данного типа правопонимания, лишь трансформирует незримый естественно-правовой закон в писаную форму и властными методами обеспечивает неукоснительное его соблюдение.

В качестве примера существования естественно-правового закона рассмотрим право человека на свободу мысли. Например, государство нормативным актом запретит гражданам думать о любви, с целью концентрации интеллектуальных способностей человека на народном хозяйстве. Будет ли действовать такая норма права? Вопрос явно риторический, очевидно, что люди всё равно, несмотря на законодательный запрет, будут думать о том, о чём хотят, а власть при этом ничего и никогда не узнает. Этот пример первой естественно-правовой нормы обнаружили ещё древнеримские юристы. В современном обществе значение естественного право значительно шире: это не только социальные закономерности, но и определённые социальные стандарты гуманизма и либерализма. Основанная на приоритете идеалов гражданского общества перед интересами государства, уважении прав и свобод человека и гражданина, цели строительства правового государства концепция правопонимания называется юснатурализмом.


Право человека на жизнь в нормативно-ценностной системе естественного права имеет первоочередное значение. Жизнь человека наряду с личной свободой и неприкосновенностью личности создают не только правовую, но и формируют морально-нравственную среду правовой системы юснатурализма. Естественное право как особая социальная реальность призвана гарантировать достойный уровень жизни людей и ограничить вмешательство государства в сферу частных интересов.

Существенным теоретическим плюсом юснатурализма является определение базовых идеологических правил (гуманистических, прежде всего) нормотворчества и правогенеза в целом. Концепция естественного права сообщает законодателю определённую ценностную шкалу, показывает, какие социальные институты требуют совершенствования законодательных подходов к их правовому регулированию. Минусом является неизбежная идеологизация естественного права, на сегодняшний день концепция естественного права – это идеология стран Западной Европы, находящаяся в неразрывной связи с концепциями правового государства и гражданского общества. Идеология с точки зрения науки практически всегда исключает рациональное познание и единообразное понимание феномена. Соответственно юснатурализм распространён только в странах стоящих на позиции создания гражданского общества, и не принимается странами Ислама, например.

В рамках естественно-правовой концепции слабо проработан вопрос о том, кто в государстве формирует и применяет естественно-правовые нормы. Поскольку на практике не ошибается только тот, кто ничего не делает, неизбежно возникают ошибки и в деятельности государственных органов направленной на определение норм естественного права. Нормы естественного права, как правило, призваны применять высшие судебные инстанции, такие как Конституционный Суд РФ, которые достаточно часто меняют свою правоприменительную доктрину.

Третий подход к праву к определению содержания термина «право» сформирован в рамках социологической научной школы права. В рамках социологической концепции право предстаёт перед нами как исключительно социальный феномен, оно лишь регулируется законами, а по своей сути является управомачивающе-обязывающими социальными отношениями. С позиции социологии права, если в законе говорится, что работодатель не может уволить работника без согласия профсоюза, а профсоюз всегда согласен с работодателем, то фактически правовая норма сводится к тому, что работодатель может уволить работника по своему усмотрению, несмотря на предписание закона, который лишь устанавливает определенные формальности.

С позиций социологической концепции, при поиске правовой нормы ориентироваться необходимо на реально существующие социальные


отношения. При социологическом подходе норму права следует искать в исполненном судебном решении. Поскольку именно на этой фазе у социального отношения проявляется и санкция за несоблюдение общепринятого порядка.

Такой подход к праву означает, что правовая норма в деталях соотносится с реальным положением вещей в обществе. Недостатки концепции в том, что любой социальный беспредел фактически является особого рода правовой системой, причём сама система крайне казуистична.

Праву при наличии трёх, часто противоречивых подходов практически невозможно дать четкого определения, в этой связи создание единой интегративной концепции правопонимания является важной задачей современной юриспруденции. Одна из последних интересных попыток решения данной проблемы предпринята А.В. Поляковым. Однако созданная им коммуникативная концепция правопонимания хотя и является, бесспорно, интересной, но не даёт ответов на все теоретические вопросы. Проблема правопонимания усугубляется и высокой степенью философской сложности интегрального правоведения.2 Исходя из этого весь наш курс, рассчитанный для студентов не юридических специальностей, мы будем строить с позиций этатизма, традиционного для российской школы права.

То есть в целях рационализации изучения дисциплины «Правоведение» автор предлагает считать, что под правом понимается система действующих управомачивающе-обязывающих, общезначимых, общеобязательных норм социального поведения, санкционированных государством и обеспеченных государственным принуждением.

Право как система норм установленных законом всегда нормативно. Соответственно, дальнейшее изложение материала будет акцентировано на законодательстве и его наиболее важных и значимых аспектах. Для понимания законодательства необходимо определить термин «нормативность», поскольку законодательство представляет собой систему нормативных актов. Норма права как элемент правовой системы представляет собой действующее в обществе правило поведения. Любое такое правило-норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза есть предположение относительно ситуации, в которой правило должно применяться. Диспозиция представляет собой модель надлежащего поведения в случае гипотетической ситуации. А санкция являет собой последствия за следование или нарушение правовой нормы. Современная теория права выделяет позитивные санкции, то есть

Поляков А.В.; Теория права и государства, СПБ, 2001


поощрения, что не позволяет говорить о санкции как исключительно неблагоприятном последствии за правонарушение.

Нормативность как признак правового предписания, в теории права означает, что право предназначено для неоднократного применения по неопределённому кругу лиц. То есть норма права применима к любому, заранее неизвестному субъекту, а также применяется многократно и системно.

1.2 ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫСОВРЕМЕННОСТИ

Правовая система представляет собой способ организации норм права в отдельно взятом государстве. Правовая система это своего рода общий внешний вид правовой организации социума. Правовая система определяется для каждого государства уникальными социальными и культурными традициями, определяющими внешнее упорядочение правового массива.

Не следует путать правовую систему и систему права, последняя имеет узкое правовое значение и в теории права означает структурирование правовых норм в разделы и подразделы в зависимости от предмета правового регулирования.

Правовая система – явление политическое и социальное, оно определяет внешний вид права и место его дислокации в системе социокультурных ценностей. Другими словами, правовая система или правовая семья, как её иногда называют в литературе, чтобы избежать путаницы с системой права, – это форма правового уклада государства.

Правовые системы современных обществ различны, каждый автор стремится отыскать новую типологию. Оно и понятно: правовая система каждого государства в той или иной мере уникальна и специфична. Наиболее авторитетным научным исследованием в данной сфере является труд Рене Давида «Правовые системы современности». На наш взгляд, с некоторыми разумными допущениями, любое современное государство можно считать представителем одной из трёх правовых систем: Романо-германской правовой системы, Англо-американской правовой системы и Правовой системы стран ислама – Шариата.

Романо-германская правовая система свойственна для стран континентальной Европы. Зародилась она в процессе рецепции, то есть заимствования, норм римского частного права французским императором Наполеоном Бонапартом, создавшим так называемый Кодекс Наполеона – Гражданский кодекс Франции, который действует во Франции хотя и с существенными изменениями, но до сих пор. Римское право было чрезвычайно развито в институциональном и теоретическом аспектах. Римские юристы и политики, такие как Ульпиан и Юстиниан, труды которых актуальны и сегодня, формировали правовое мировоззрение


граждан Рима столетиями, так что рецепция норм римского права была более чем оправдана исторически.

Основные черты Романо-германской правовой системы это:

1) Формальная определённость права, то есть право выражено в форме нормативных актов, которые систематизированы и по общему правилу подлежат буквальному толкованию. Основной источник права – закон.

2) Право делится на частное и публичное с высокой степенью институциональной систематизации правового массива.

3) Институты гражданского права детально проработаны.
Установлены чёткие границы понятий собственность, договор,
юридическое лицо. Данное обстоятельство во многом результат рецепции
норм римского частного права.

Россия – страна с Романо-германской правовой системой. Право в РФ формально-определено, в судах юристы ссылаются на нормативно-правовые акты, правовые нормы систематизированы по отраслям права и законодательства.

Англо-американская правовая система сформировалась как традиционное право в Великобритании. Собственный путь развития Англии и всего Соединённого Королевства сделал, по сути, британские суды основным нормотворческим органом. Логика англо-американской системы права заключается во всеобщей обязательности следования установившемуся социальному порядку. Обычный жизненный уклад подавляющего большинства населения становится правом для остальных членов общества. Право с позиции англичан это то, что всем давно известно и чему все следуют. В том случае, когда складывается спор по поводу нового социального отношения, к такому отношению применяются по аналогии действующие нормы права, если аналогичных отношений или норм нет, то применяется справедливость, причём так, как её видит суд. Экспертом в области справедливости, общеизвестности и здравого смысла является суд, наделённый в данной сфере широкими полномочиями.

Право англо-американской системы существует в обычной форме до тех пор, пока нет спора. В ситуации, когда возникает судебный спор, на основе правового обычая через вынесение судебного решения возникает судебный прецедент. Прецеденты нижестоящих судов обобщаются и проверяются вышестоящими судами. На основе сопоставления отдельных правовых прецедентов формируется общее право Англии. Основными странами, воспринявшими английскую модель нормотворчества, являются США и Австралия, так как они долгое время находились под влиянием британской империи.

Отличительные черты Англо-американской семьи следующие:


1) Основной источник – права судебный прецедент. Существует общее право, состоящее систематизированных прецедентов.

2) Проработанных детально институтов права нет, они существуют в обычно-правовой форме и раскрываются в трудах юристов, которые тоже являются источником права.

3) Право делится на разделы по объектам регулирования, уровень систематизации правового массива низкий, как следствие проявляется казуистичность, как всего права в целом, так и отдельных его норм.

Всё вышесказанное не должно восприниматься как негативное отношение к англо-американской правовой системе. Не смотря на кажущуюся сложность, на практике она оказывается на удивление эффективной, за счёт её максимальной приближённости к реальной жизни. Из негативных черт прецедентного права можно отметить помимо казуистичности норм, чрезвычайно большой объём действующих правовых источников в данной системе.

Правовая система стран ислама основана на религиозных книгах, таких как Коран – священное писание, Сунна – сказание о жизни пророка Мухаммеда, Иджма и Фетва – правовая доктрина стран ислама, Кияса – труды известных юристов шариата. Право идеологизировано, религиозно казуистично до той степени, с которой священное писание связано с отдельными религиозными притчами о жизни святых. Если ознакомиться с источниками права системы шариат, то станет ясно, что при всём позитивном значении, скажем Сунн, конкретные примеры из жизни пророка с силой закона хороши только для правоверного мусульманина, а для остальной части населения, и в особенности для атеистов, нормы шариата неприемлемы.

Шариат как правовая система имеет множество ответвлений и форм своего существования. Страны радикального шариата склонны к экстремизму в политике и буквальному толкованию Сунн в правоприменительной практике. Такие страны как Иран, например, имеют уже относительно развитую систему мусульманского права, которая основана на принципе применения к верующим мусульманам законов Шариата, а к остальным субъектам правовых отношений норм государственного права Исламской Республики Иран. В Турции применение законов шариата допускается только при согласии сторон на применение к правоотношению законов шариата. Турецкое государство руководствуется вообще исключительно светским законодательством. Действие параллельно светского права и законов шариата в странах развитого ислама называется дуализмом правовой системы. Дуализм позволяет при сохранении традиционного жизненного уклада мусульман относительно защитить права той части населения, граждан и туристов, которые ислам не исповедуют.

Характеристики системы развитого Шариата:


1) Источники права – священные книги, правовые обычаи и труды юристов-богословов.

2) Правовое положение женщины специфично. Оно варьируется от статуса квазивещи, до особого субъекта права, что остальным системам не свойственно. Имеет место особое отношение законодателя к институту семьи.

3) Действует принцип распространения норм шариата только на правоверных мусульман, то есть в праве стран ислама существует дуализм. На правоотношения между правоверными мусульманами действуют нормы шариата, а на правоотношения с участием неверующих действуют нормы светского государственного права.

Система права стран ислама несовершенна. Её недостатки, с позиции европейской юридической науки, сводятся к отсутствию единообразия судебных решений по сложным правовым вопросам, идеологизированности судопроизводства. Непредсказуемость позиции суда шариата порождает неопределённость в общественных отношениях, а это, как известно отрицательно сказывается на экономике постиндустриальной социальной системы.

Сравнивая правовые системы между собой нельзя не отметить, что наиболее распространённые в мире Англо-американская и Романо-германская правовые системы имеют достаточно много общего и постепенно идут процессы по их сближению. В России тенденциозно отмечается большая эффективность Романо-германской правовой системы, и в подтверждение находится большое количество аргументов таких как: формальная определённость права, издание современных и своевременных нормативных актов, казуизм и сложность Англо-американской правовой системы. Однако нельзя сбрасывать со счетов и контр аргументы английских юристов

1.3 СИСТЕМА ПРАВА РОССИИ

Исследование нормативной базы по любому вопросу должно строится исходя из того, что право имеет определённую систему. Знание системы права даст нам возможность наиболее полно изучить любой раздел законодательства и верно его истолковать. Вопросы организации системы права, вопросы её структурирования чрезвычайно важны для научного подхода к изучению феномена права, в силу наличия общих отраслевых принципов и источников права у каждого раздела правовой системы.

Право как система представляет собой структурированную совокупность норм социального поведения имеющих управомачивающе-обязывающий характер и направленных на регулирование общественных отношений наиболее конструктивным образом. Система права


способствует стандартизации социальных отношений и активизации общественной жизни путем внедрения в жизнь моделей правовых отношений. Регулирование общественных отношений является основной функцией системы права.

Ещё римские юристы отмечали, что решение задач стоящих перед законодателем осуществляется по двум направлениям: регулирование публичных и частных общественных отношений. Соответственно, во всех странах включая Россию, на которые оказала влияние рецепция римского права, весь правовой массив так же подразделяется на частное и публичное право.

Частное право регулирует отношения невластного характера и преследует своей целью защиту интересов личности, то есть индивидов – физических и юридических лиц. Публичное право регулирует отношения в сферах, где используется государственная власть. Целью публичного права является защита интересов государства или народа, что в идеале одно и то же.

Правовая защита тех интересов частных лиц, которые охраняются государством в рамках частного права, происходит, прежде всего, на основе принципа равенства субъектов и равнозначности их интересов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: