Особенности обучения детей с умственной отсталостью математике
Процесс обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в целом и процесс формирования элементарных математических представлений, в частности, имеют свои особенности. Это, прежде всего, индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота знаний и умений, повторяемость, самостоятельность и активность ребенка в образовательном процессе. Необходимость индивидуального и дифференцированного подхода к формированию элементарных математических представлений детей обусловлена тем, что нарушения в их психофизическом развитии проявляются весьма разнообразно. Возникая, как правило, на фоне органической или функциональной патологии ЦНС, они сопровождаются нарушениями высшей нервной деятельности и проявляются в различных познавательных проблемах, которые могут иметь разную глубину выраженности, быть стойкими или временными. [
Конспект индивидуального занятия для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью на тему «Путешествие с мальчиком Гео»
Цель: Закрепить представления о геометрических фигурах.
Задачи:
1. Образовательные: развить навыки узнавания геометрических фигур, закрепить соотнесение основных цветов, сформировать способность к сравниванию геометрических фигур по цвету, размеру, сформировать умение находить предметы, обладающие общим признаком и находить лишние.
2. Коррекционные: развить ориентировку на мини-коврографе, умение правильно определять левую и правую сторону, познавательные навыки, мышление, произвольное внимание, концентрацию, зрительную память, связную речь, мелкую моторику рук.
3. Воспитательные: сформировать способность к самоконтролю, усидчивость, трудолюбие, создать положительный эмоциональный фон.
Интеграция областей:
Познавательное развитие (ФЭМП, сенсорное развитие).
Речевое развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Оборудование:
Коврогаф, карточки с геометрическими фигурами, с цифрами, счетный материал, наглядные картинки, герой мальчик Гео, воздушный шарик.
Ход занятия:
Игра «Дружба» (психогимнастика)
Дефектолог вместе с ребенком проговаривают стихотворение и выполняют соответствующие действия.
Мы шагаем дружно в ногу.
Я твой друг,
И ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Дефектолог: Сегодня к нам в гости пришёл наш друг мальчик Гео. Он принес свой сказочный коврограф и предлагает поиграть с ним.
Вспомним с тобой, где у коврографа правая сторона, левая. (Ребенок показывает) Дефектолог хвалит ребёнка.
Мы вместе будем строить дорожку из цветных липучек и выполнять интересные задания Гео.
Выбери, какого цвета будет твоя дорожка.
(Ребёнок выбирает липучку)
Дефектолог: Скажи, с какого угла мы отправимся в путь.
(Ребёнок: правый нижний угол.)
Дефектолог: От нашей точки мы пойдём 5 шагов налево. (Ребёнок прокладывает по клеточкам дорожку)
Дефектолог: На пути первоезадание: На карточке нарисованы геометрические фигуры разного цвета. Д/игра «Назови где находится фигура» (ориентировка)
Дефектолог: Молодец, ты справился. Отправляемся дальше.
4 шага наверх (можно спросить ребёнка, как он думает в какую сторону нужно пойти, чтобы получить следующее задание) и 2 шага налево.
Игра «Найди лишнее» Карточки с геометрическими фигурами (лишняя по цвету, размеру, форме)
Дефектолог: Молодец ты справился и с этим заданием. Отправляемся дальше.
Дефектолог: 2 шага наверх и 3 направо.
найди карточку с такой цифрой. Игра «Число и цифра»
У ребёнка набор картинок. Дефектолог показывает ребёнку поочередно цифру, ребёнок отсчитывает нужное количество предметов. Затем ребёнок должен поднять карточки с соответствующей цифрой по количеству предметов.
Дефектолог: Ты большой молодец! Отправляемся дальше.
4 шага наверх, и 6 налево. Д/и «Что бывает такой формы». Педагог показывает геометрическую форму: треугольник, квадрат, круг, ребёнок называет предметы такой же формы.
Мы с тобой выполнили все задания Гео. Ему понравилось с тобой играть, а тебе? Гео хочет подарить тебе подарок (педагог дарит шарик или маленький мячик)
1.Выбор одного предмета по образцу (величина, форма или цвет) | Ребенку предлагается найти и показать среди нескольких предметов разного цвета или размера такой, как в руках у педагога |
2.Выбор нескольких предметов по образцу | Педагог ставит перед ребенком образец и предлагает выбрать несколько предметов к этому образцу: «Все вот такие большие кубики положи в эту коробку». |
3.Выбор предметов по образцу по двум признакам (форме и цвету, форме и величине, цвету и величине) | Из большого количества шариков разного цвета и размера ребенку предлагается: «Выбери все вот такие (дается образец) большие красные шарики». |
4.Задание по словесной инструкции | Педагог дает словесную инструкцию: «Сложи в большую корзинку большие грибочки, а в маленькую – маленькие. |
5.Классификация предметов по цвету, форме, величине, функциональному назначению | Перед ребенком в качестве образца кладется красная и синяя карточки, ставится коробка с игрушками красного и синего цвета. Дается инструкция: «Разложите игрушки в две коробки: сюда все такие(педагог указывает жестом на красную карточку), а в другую все такие (указывает на синюю карточку)». Ребенок должен догадаться сам принцип группировки. |