Предмет и определения риторики
Существует несколько разных определений риторики:
1. Риторика – это наука о законах «изобретения, расположения и выражения мыслей в речи». Предмет риторики в этом случае – риторический канон – тот путь, который проходит речь от замысла до воплощения. Он включает в себя 5 шагов, определенных еще античной традицией (ср. выше):
1. Invention (инвенция – лат. изобретение) – подбор материала.
2. Dispositio (диспозиция – лат. расположение) – расположение частей устной публичной речи, т.е. построение композиции.
3. Elocutio (элокуция – лат. выражение, украшение) – словесное выражение мыслей.
4. Ars memoria (арс мемория – лат. искусство запоминания) – искусство запоминания речи.
5. Actio (акцио – лат. действие) – исполнение речи (манера воспроизведения речи, взаимодействие с публикой, невербальные средства общения (жесты, мимика, позы, взгляд), характеристика голоса (громкость, скорость, тон).
2. Риторика – это «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» (определение Аристотеля). Предмет риторики в этом случае – способы убеждения, т.е. теория аргументации.
3. Риторика – это искусство «хорошо говорить» (определение Квинтилиана). Предмет риторики в этом случае – средства украшения и выразительности речи как языковые (риторические тропы и фигуры), так и неязыковые (особенности голоса, эмоциональность).
Задача современной риторики – эффективно организовывать процесс речевого взаимодействия. Оно может проявляться в разных видах:
1. Публичное речевое воздействие – умение выступать перед аудиторией с учетом ситуации общения и поставленных коммуникативных намерений.
|
2. Межличностное речевое воздействие – умение вести диалог, полемику.
Еще одна задача риторики – приводить к конструктивному решению проблемы. Конструктивное общение – не приводящее к конфликту, а разрешающее его.
В связи с вышеизложенным можно дать еще одно, современное определение:
4. Риторика – это наука и искусство эффективной речи. То есть речи, которая может выполнить перечисленные задачи.
В эффективной речи есть 3 признака:
1. Речь целенаправленная – ритор точно знает, зачем он передает информацию, аудитория может понять цель говорящего.
2. Речь гармонизирующая – речь не нарушает коммуникативного равновесия: слушатель не слышит ни сложных для понимания вещей, ни упреков, после речи не возникает конфликтов.
3. Речь воздействующая.
Задачи общей и частных риторик
Традиционно риторика подразделяется на общую риторику и частные риторики:
1. Общая риторика = Ораторика – законы создания речи вообще.
2. Частные риторики – законы эффективной речи, действующие в одной из сфер профессиональной деятельности, где роль слова особенно важна. Роды риторики в соответствии с конкретными сферами жизни общества можно представить в таблице.
Жанр – это особая форма организации текста [ Федосюк, Ладыженская и др. 1997: 180]
Роды и жанры риторики – см. таблицу:
Роды риторики | Жанры риторики |
1. Социально-политическая риторика | Митинговая речь. Парламентская речь. Дипломатическая речь. Административная речь Социальная речь, в том числе реклама |
2. Академическая риторика | Научно-просветительская речь = вузовская лекция Собственно-научная речь = научный доклад, защита дипломной работы Педагогическая речь |
3. Судебная риторика | Прокурорская (обвинительная) речь Адвокатская (защитительная) речь Самозащитительная речь (речь подсудимого) |
4. Военное красноречие | Воодушевляющая речь перед войсками |
5. Церковно-богословская риторика | Проповедь – речь для прихожан |
6. Социально-бытовая риторика | Праздничная речь Юбилейная речь Надгробная речь Поминальная речь |
В задачи общей риторики входит рассмотрение видов речи по цели высказывания. То есть виды устной публичной речи классифицируются по функции, которую они выполняют:
|
1. Информационная речь – передает знание.
Ее суть – донести новые сведения, дать новые знания, например, в научной сфере – в жанре лекции, в официально-деловой сфере – в жанре инструкции. Отсюда ее требования: должна быть актуальной, вызывать интерес, не содержать спорных фактов, проблемных положений. Лекция
2. Убеждающая речь – передает мнение, оценку.
Ее суть – убедить в чем-либо, т.е. воздействовать на мысли и чувства аудитории, склонить ее к своей точке зрения. Требования к речи: она должна быть актуальна, интересна; в основе речи лежит проблема. Подбирается аргументация, чтобы сформировать мнение, показать привлекательность позиции, мысли оратора. Обвинительная речь прокурора, защитительная речь адвоката
3. Агитационная речь – призывает к поступку, к совершению или не совершению действия. Ее суть – повлиять на поступок. Митинговая речь
4. Эпидейктическая речь – передает чувство. Это речь «на случай». Ее суть – сплотить аудиторию, оценить кого-то, похвалить. Требования – небольшой объем речи, яркие языковые средства выразительности, выраженная эмоциональность. Застольная речь, надгробная речь