Задачи общей и частных риторик




Предмет и определения риторики

Существует несколько разных определений риторики:

1. Риторика – это наука о законах «изобретения, расположения и выражения мыслей в речи». Предмет риторики в этом случае – риторический канон – тот путь, который проходит речь от замысла до воплощения. Он включает в себя 5 шагов, определенных еще античной традицией (ср. выше):

1. Invention (инвенция – лат. изобретение) – подбор материала.

2. Dispositio (диспозиция – лат. расположение) – расположение частей устной публичной речи, т.е. построение композиции.

3. Elocutio (элокуция – лат. выражение, украшение) – словесное выражение мыслей.

4. Ars memoria (арс мемория – лат. искусство запоминания) – искусство запоминания речи.

5. Actio (акцио – лат. действие) – исполнение речи (манера воспроизведения речи, взаимодействие с публикой, невербальные средства общения (жесты, мимика, позы, взгляд), характеристика голоса (громкость, скорость, тон).

2. Риторика – это «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» (определение Аристотеля). Предмет риторики в этом случае – способы убеждения, т.е. теория аргументации.

3. Риторика – это искусство «хорошо говорить» (определение Квинтилиана). Предмет риторики в этом случае – средства украшения и выразительности речи как языковые (риторические тропы и фигуры), так и неязыковые (особенности голоса, эмоциональность).

Задача современной риторики – эффективно организовывать процесс речевого взаимодействия. Оно может проявляться в разных видах:

1. Публичное речевое воздействие – умение выступать перед аудиторией с учетом ситуации общения и поставленных коммуникативных намерений.

2. Межличностное речевое воздействие – умение вести диалог, полемику.

Еще одна задача риторики – приводить к конструктивному решению проблемы. Конструктивное общение – не приводящее к конфликту, а разрешающее его.

В связи с вышеизложенным можно дать еще одно, современное определение:

4. Риторика – это наука и искусство эффективной речи. То есть речи, которая может выполнить перечисленные задачи.

В эффективной речи есть 3 признака:

1. Речь целенаправленная – ритор точно знает, зачем он передает информацию, аудитория может понять цель говорящего.

2. Речь гармонизирующая – речь не нарушает коммуникативного равновесия: слушатель не слышит ни сложных для понимания вещей, ни упреков, после речи не возникает конфликтов.

3. Речь воздействующая.

 

Задачи общей и частных риторик

Традиционно риторика подразделяется на общую риторику и частные риторики:

1. Общая риторика = Ораторика – законы создания речи вообще.

2. Частные риторики – законы эффективной речи, действующие в одной из сфер профессиональной деятельности, где роль слова особенно важна. Роды риторики в соответствии с конкретными сферами жизни общества можно представить в таблице.

Жанр – это особая форма организации текста [ Федосюк, Ладыженская и др. 1997: 180]

Роды и жанры риторики – см. таблицу:

Роды риторики Жанры риторики
1. Социально-политическая риторика Митинговая речь. Парламентская речь. Дипломатическая речь. Административная речь Социальная речь, в том числе реклама
2. Академическая риторика Научно-просветительская речь = вузовская лекция Собственно-научная речь = научный доклад, защита дипломной работы Педагогическая речь
3. Судебная риторика Прокурорская (обвинительная) речь Адвокатская (защитительная) речь Самозащитительная речь (речь подсудимого)
4. Военное красноречие Воодушевляющая речь перед войсками
5. Церковно-богословская риторика Проповедь – речь для прихожан
6. Социально-бытовая риторика Праздничная речь Юбилейная речь Надгробная речь Поминальная речь

В задачи общей риторики входит рассмотрение видов речи по цели высказывания. То есть виды устной публичной речи классифицируются по функции, которую они выполняют:

1. Информационная речь – передает знание.

Ее суть – донести новые сведения, дать новые знания, например, в научной сфере – в жанре лекции, в официально-деловой сфере – в жанре инструкции. Отсюда ее требования: должна быть актуальной, вызывать интерес, не содержать спорных фактов, проблемных положений. Лекция

2. Убеждающая речь – передает мнение, оценку.

Ее суть – убедить в чем-либо, т.е. воздействовать на мысли и чувства аудитории, склонить ее к своей точке зрения. Требования к речи: она должна быть актуальна, интересна; в основе речи лежит проблема. Подбирается аргументация, чтобы сформировать мнение, показать привлекательность позиции, мысли оратора. Обвинительная речь прокурора, защитительная речь адвоката

3. Агитационная речь – призывает к поступку, к совершению или не совершению действия. Ее суть – повлиять на поступок. Митинговая речь

4. Эпидейктическая речь – передает чувство. Это речь «на случай». Ее суть – сплотить аудиторию, оценить кого-то, похвалить. Требования – небольшой объем речи, яркие языковые средства выразительности, выраженная эмоциональность. Застольная речь, надгробная речь



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: