Урок усвоения новых знаний
Цель: усвоение учащимися, восприятие, осмысление определенных понятий, законов, теорий.
Наиболее эффективно процесс усвоения новых понятий, умений и навыков осуществляется учащимися во время активной деятельности, обусловленной применением учителем разнообразных методов, средств обучения и технологий.
Структура урока
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (5-7 мин.).
Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников (до 5 мин.).
Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения (10-20 мин. / Для младшего школьника / или 10-30 мин. / Для старшеклассника /).
Обобщение и систематизация знаний (10-15 мин.).
Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания (до 10 мин.).
Чаще всего таким уроком является вводный урок курса (темы, раздела), когда он незначительной степени связан с темой предыдущего урока. Также, правильно выбрать этот тип урока в случае, когда содержание материала сложное, объемное, содержит значительное количество новых понятий и положений.
Может использоваться объяснительно-иллюстративное, проблемное изложение. Занятие можно провести в форме беседы, лекции, экскурсии, видеоурока, учебной конференции с подготовленными докладами (сообщениями) учащихся. Во время проведения урока уместны конспектирование, составления тезисов, опорных схем, работа с учебником, картой и т.д. Главное, чтобы изучение нового материала учащимися шло не пассивно, а в ходе разнообразной активной познавательной деятельности.
Урок усвоения навыков и умений
|
Цель: закрепление и осознание ранее усвоенного материала (знаний, умений, навыков), овладение учащимися определенным теоретическим материалом, правилом или алгоритмом. Наиболее эффективно процесс усвоения умений и навыков осуществляется учащимися во время активной деятельности, обусловленной применением учителем разнообразных методов, средств обучения и технологий.
Структура урока
- Актуализация опорных знаний и практического опыта учащихся.
- Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и опыта учащихся (подготовительные задачи).
- Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
- Изучение нового материала (вступительные упражнения).
- Первичное применение приобретенных знаний (пробные упражнения).
- Применение учащимися знаний в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).
а) упражнения по образцу;
б) упражнения по инструкции;
в) упражнения по заданию учителя.
- Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).
- Итоги урока и сообщение домашнего задания.
Основой такого урока можно назвать тренировки в различных вариантах, которые требуют от ученика перенос знаний и умений в новые, нестандартные ситуации. Для проведения таких уроков используется практическая работа. В педагогической литературе именно этот тип урока рекомендуется как наиболее уместный для таких предметов, как физика, химия, география, биология и, конечно информатика. Практические работы в значительном количестве представлены в учебных программах, и практические задачи являются неотъемлемой составной фактически каждого урока информатики.
|
Содержание уроков этого типа имеет значительные возможности для большой вариативности задач и способствует дифференциации и индивидуализации обучения. Урок формирования и совершенствования умений и навыков могут проводиться в виде игр, соревнований, и т.д. и сочетать и индивидуальные, и фронтальные, и групповые методы работы.
Урок применения знаний, умений и навыков
Цель: научить самостоятельно и творчески применять знания, навыки и умения в жизненных условиях, способствовать подготовке учащихся к жизни, труду на производстве, усилению связи теории с практикой, формирование у учащихся трудолюбия, самостоятельности и творческой активности в решении различных производственных задач и жизненных проблем.
Структура урока
- Актуализация опорных знаний и деятельности учащихся, необходимых для творческого решения задач.
- Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний, навыков и умений, необходимых учащимся для самостоятельного выполнения практического задания.
- Мотивация учебной деятельности.
- Осмысление содержания и последовательности применения практических действий.
- Самостоятельное выполнение учащимися заданий под руководством учителя.
- Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.
- Отчет учащихся о способах и результатах выполнения работы и теоретическая интерпретация полученных результатов.
- Итоги урока, сообщение домашнего задания.
Урок применения знаний, умений и навыков (практическая работа)
Структура урока
- Актуализация опорных знаний и деятельности учащихся, необходимых для творческого решения задач.
- Усвоение новых знаний.
- Формирование элементарных навыков на основе применении их в стандартных условиях.
- Формирование дифференцированных обобщенных умений.
- Анализ задачи (раскрытие способов решения творческих элементов).
- Подготовка необходимого для работы оборудования.
- Самостоятельное выполнение практической части работы.
- Творческое применение обобщенных знаний, умений и навыков в постоянно меняющихся условиях, или в ситуациях, приближенных к жизненным.
- Контроль, самоконтроль, взаимоконтроль в процессе выполнения работы.
- Итоги урока.
- Сообщение домашнего задания.