кризис идеалов казачества в XVII — XVIII вв.




Ионов И.Н. Российская цивилизация IX – начало XX века. М., 2001. С. 150-163

Формирование казачества, как особой социальной группы и идеалы изначального казачества.

 

Основными ветвями российского казачества были донцы, уральцы, кубанцы, терцы. Ранее всего появилась донская часть казачества (во второй половине XV в.). В казаки шли беглые крестьяне, не желавшие смириться с закрепощением. Первоначально казаки не занимались сельским хозяйством, жили полуоседло и промышляли разбоем на торговых путях. Товары проезжих купцов они называли “казацкий хлеб”. Нападали они на табуны ногайцев в придонских и приволжских степях, караваны с хлебом, солью, вооружением, шедшие по Волге, турецкие города и крепости.

 

Русское государство завязало связи с донскими казаками еще со времен Ивана IV. Сначала их привлекали на государственную службу подарками, затем — постоянным жалованием. Казацкое войско активно участвовало в войнах России XVI — XVII вв. и в охране юго-восточных границ.

 

Видную роль в истории нашей страны сыграл донской казак Ермак Тимофеевич, который разбойничал на Волге и, будучи приговорен Иваном IV к смерти, бежал на Каму, откуда богатые купцы-солепромышленники братья Строгановы послали его в 1582 г. на завоевание Сибирского ханства. Несмотря на то, что полного успеха Ермаку добиться не удалось, большое значение для судеб России имел разгром его казаками войск сибирского хана Кучума, проложившего дорогу в Сибирь. В течение XVII в. казаки разведали и присоединили к России земли Сибири и Дальнего Востока. К 1639 г. казаки, пройдя всю Сибирь, вышли на побережье Охотского моря.

 

Особенностью самосознания казаков был вольный характер их отношения к царю. Не случайно “казак” по-татарски значит “вольный человек”. Важным было то, что казаки жили за пределами оборонительной “засечной черты”, обозначавшей границы Московского государства. Они селились на “ничейной” земле и считались лишь союзниками царя. Нарушая приказания правительства, они были уверены, что смогут легко уйти от наказания. Ведь на своих землях для царских войск казаки стали доступны только в XVIII в. Когда царь Михаил Романов попытался запретить им нападать на Азов, боясь, что это поссорит его с турецким султаном, казаки отвечали: “Мы верны белому царю, но что берем саблей, то не отдаем даром”. Перед лицом турецкого суда казаки говорили, что они люди вольные, ходят на войну по своей охоте. Постоянные переходы от службы государству к разорению городов, ограблению купцов и посольств — норма поведения казаков в XVI — XVII вв.

 

Благодаря своему положению, независимости от государственной власти казаки смогли возродить и развить в новых условиях древнюю, вечевую систему самоуправления, исчезнувшую к этому времени в России. Все важнейшие дела обсуждало вече или общий сход казаков (“рада”, “круг”, “коло”), где все вопросы решались большинством голосов. На круге выбирались войсковой атаман — глава местного казачьего войска и войсковые старшины.

Среди казаков существовало свое, корпоративное правосознание. Преступлением считалось лишь то, что наносило ущерб самим казакам: воровство, измена, трусость в бою. За это полагалась смертная казнь (“в мешок да в воду”). За преступления, совершенные казаками на стороне, — грабеж, убийство, насилия — не судили.

 

Традиционно казаки выше всего ценили свою свободу и самоуправление. При этом идеал “природного царя” играл для них второстепенную роль. Они скорее использовали его, привлекая на свою сторону крестьянское население. Именно поэтому казаки в XVII — XVIII вв. дали такое количество самозванцев.

 

Быт как и общественный строй казаков был весьма примитивным, постоянное хозяйство отсутствовало. Первоначально, помимо разбоя, казаки занимались охотой, рыболовством, бортничеством. Затем появилось скотоводство и довольно поздно, через двести лет после основания донского войска, во второй половине XVII в., —земледелие.

 

Так же медленно налаживался и семейный быт. Первоначально донцы не женились из принципа, жили бобылями. Впоследствии, с расширением действий, они стали заводить себе “временных”, невенчанных жен из пленных татарок, калмычек, турчанок. По случаю похода их часто продавали или отдавали другому. Церковный брак прививался на казацких землях крайне медленно, как и вообще церковная жизнь.

 

Изменение отношений казаков с государством и

кризис идеалов казачества в XVII — XVIII вв.

 

Превращение казаков из вольницы в управляемое войско, постепенное внедрение норм общественной жизни, свойственное другим областям России, на казацких землях связано с династией Романовых. Михаил Романов первый начал ежегодно отпускать донскому войску значительное количество хлеба, вина, боеприпасов и денег.

 

С развитием хозяйственной деятельности казаков они стали все больше богатеть. За короткий срок казакам удалось освоить громадные территории степи. Земля закреплялась теперь за казачьими войсками царским указом. Это также была форма жалования. Земля состояла из частных наделов и войсковых угодий, находившихся в общей собственности. Все более усиливалось имущественное расслоение казачества. Из него выделились “домовитые” казаки, составившие слой, из которого выбирались старшины. Вместе с тем увеличивалось количество бедных казаков (“голытьба”, “нетяги”). Среди них все шире распространялось недовольство, стремление к восстановлению прежнего казацкого равенства и свободы. Им не нравилось усиление влияния центральной власти на жизнь казачества.

 

В этом их поддерживали крепостные крестьяне, все в большем количестве бежавшие на Дон. Крепостных привлекало на казацкие земли то, что по казацкому обычаю “с Дона выдачи нет”. Поступление в казаки делало человека свободным, снимало наказание за все провинности, в том числе уголовные преступления. Эту привилегию казачества до поры до времени признавали и московские цари. Поэтому и не зарастала “вольная сиротская дорога” на Дон.

 

Однако утвердиться среди казачества бывшим крепостным было непросто. Походы на юг в XVII в. были затруднены усилением Османской империей обороны Крыма. Вновь пришедшие объединялись с местной голытьбой, отправлялись грабить русские земли, разжигали пламя бунта в деревнях. Так складывались группы недовольных, становившихся инициаторами крестьянских войн, таких, как выступления под руководством С. Разина, К. Булавина, Е. Пугачева. Эти движения объединяли большинство казачества вокруг их традиционных идеалов вольности, уравнительности, вседозволенности. Правда, все большую роль в крестьянских войнах играли и идеалы государственности, поиски “природного царя”, справедливой власти.

 

Реального успеха восставшим казакам достигнуть не удавалось. Помимо всего прочего, это было связано с тем, что казаки придерживались устаревших форм военной организации и идеалов. На Западе, стремясь избавиться от крепостничества, крестьянин шел в город, где становился свободным “через год и один день”. При этом он попадал в сферу, более развитую в политическом и социально-экономическом отношении, где зарождались демократия, гражданское общество, рыночное хозяйство. К XVII — XVIII вв. в Нидерландах и Англии города стали оплотом буржуазных революций, давших простор новым, свободным отношениям между людьми.

 

В России же переселение на незанятые земли или бегство в казаки означало уход из мира феодализма почти в первобытную среду, в общество эпохи военной демократии. При этом укреплялось стремление крестьянства вернуться к древним, родоплеменным идеалам общественной жизни, желание отеческой заботы со стороны государственной власти.

 

На Западе социальные движения были формой прогрессивного развития. В России крестьянские войны могли лишь сыграть роль клапана, предохранявшего Московское государство от взрыва.

 

Участие в крестьянской войне под руководством С. Разина дорого стоило казакам. Разгром войск Разина под Симбирском, обнищание казаков, не получавших царского жалования, привели в конце концов к тому, что они должны были в 1671 г. присягнуть на верность царю, превратившись из его добровольных союзников в часть царского войска, обязанную выступить по приказу правительства. Так началась утрата казацких вольностей. С этого времени все более редкими становились самовольные походы казаков, все большее значение имело в их жизни хозяйство как основной источник дохода.

 

В 1707 г. Петр I направил на Дон войска для возвращения оттуда беглых крепостных. Принцип “с Дона выдачи нет” был нарушен. С 1738 г. атаманы войска Донского стали назначаться правительством. Часть старшин получала должность из центра, часть — выбиралась казаками. Старшины стали опорой правительства среди казаков. В 1798 г. они были уравнены в правах с армейскими офицерами, получили дворянство.

 

Правда, в Приуралье, на реке Яик, казаки еще жили по старинке, грабя торговые караваны на Каспийском море и в степях Прикаспия. Среди уральских казаков в гораздо большей мере были развиты традиционные, уравнительные и коллективистские ценности. Это проявлялось, в частности, в отсутствии у них семейных земельных наделов, коллективном ведении сельского хозяйства.

 

Особый гнев вызвала отмена при Петре I выборов на Урале войскового атамана и его назначение из столицы. Екатерина II лишила “круг” многих других прав, передав их оренбургскому губернатору. Войсковой атаман, почувствовав свою независимость от рядовых казаков, стал допускать несправедливое распределение средств, перестал давать отчеты о своей деятельности войску. Восстание под руководством Е. Пугачева, переросшее в крестьянскую войну, началось в 1772 г. именно с протеста против злоупотреблений назначенных сверху руководителей казачества.

 

XVIII в. был переломным в истории казачества. В это время помещичьи земли, ранее отдаленные от поселений казаков на сотни верст, начинают теснить их территорию. Казачество подчиняется органам государственной власти, хотя некоторые функции “круга” сохранялись вплоть до XX в. Сокращается приток в войска беглых крестьян, хотя право принимать пополнение все же остается. Изменяется направление деятельности казаков: от вольных набегов они переходят к полурегулярной и регулярной воинской службе, их благосостояние все в большей мере зависит от государства, лично от царя. Казаки начинают рассматривать себя как защитников государства, верных царских слуг.

 

Особенно прославились казаки во время Отечественной войны 1812 г. В войне приняло участие более 50 полков донских казаков (56 тыс. человек), в том числе летучий корпус атамана М. И. Платова, получившего за свои подвиги графский титул. Казаки стали основной силой партизанской войны, которая помогла обеспечить победу русской армии. Действия казаков были настолько эффективны, что Наполеон пытался создать во Франции сходные по назначению части.

 

В 1837 г. Николай I, стремясь выделить казачество среди остального населения, назначил войсковым атаманом войска Донского наследника престола. Это стало постоянной традицией. Повседневными делами войска руководил наказной атаман. Все казаки получали наделы по 30 десятин земли. В результате казачество, являвшееся ранее угрозой царской власти, стало ее опорой в борьбе как с внешними, так и с внутренними врагами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: