Грозные защитники природы




В 1701 г. Петром I же были изданы указы об охране лесов, в которых, в частности, запрещалась их вырубка в долинах рек. Затем были учреждены даже заповедные виды деревьев: дуб, ясень и другие. В XVI в. охрана лесов была введена во Франции, а в следующем столетии здесь был издан образцовый для тех времен природоохранный документ «Ордонанс Людовика XVI, короля Франции, о водах и лесах».

Первым же письменным природоохранным документом у считается кодекс вавилонского царя Хаммурапи (1790 г. до и. э.), включавший и статьи об охране лесов, нарушение которых каралось смертью. Несколько позднее (1122 г. до н. э.) декрет о сохранении лесов был принят в Китае. Так что нельзя сказать, что наши далекие предки совсем не заботились об охране природной своей среды. И не только лесов. В доисторические времена это выражалось в запретах-ограничениях отловов некоторых видов животных и сборов даров леса, затем в религиозных запретах: образовании священных рощ и урочищ. Священные животные были в Древнем Египте, и к ним относилась кошка, за убийство которой фараон приговаривал к смерти. Древние инки под страхом смертной казни запрещали посещение Гуановых островов во время гнездования там птиц. Суровым наказаниям подвергались и нарушавшие эдикты индийского правителя Ашоки о священных животных (носороге, попугае, гусях и др.) (III в. до н. э.). У древних монголов, задолго до времени Чингисхана, существовал целый кодекс обычаев, сберегающих травяной покров степей. Стремлением сохранить травы некоторые историки объясняют и фасон монгольской обуви с загнутыми носками. На Руси в XI в. Ярославом Мудрым было введено ограничение добычи бобров, соболей, соколов и лебедей; во время царствования Алексея Михайловича было издано 67 указов, регламентирующих сроки и районы охоты, определяющих пошлины за добычу зверей, наказания за браконьерство. Иваном Грозным был создан Измайловский зверинец, издан указ об образовании запретной для охоты Подмосковной зоны, основные границы которой сохранились и по сей день.

Однако в средние века ограничения на истребление птиц и зверей вводились большей частью не столько с намерением сохранить природную среду, сколько от стремления сберечь охотничьи угодья знати. Именно для этого вводится в феодальных владениях егерская служба и устанавливаются суровые наказания для браконьеров. Так, за убийство оленя в королевских лесах Франции полагалась смертная казнь. Английские короли были «гуманнее» — браконьерам здесь, отрубали лишь руку. Надо полагать, что Петр I, вводя указ об охране пушных зверей и ценных сортов рыб, заботился больше о государственном благе. С этой же целью он одним из первых издал указ и об утилизации текстильных отходов (в начале XVIII в.). Заботился он и о чистоте природной среды городов, запретив свалки мусора в Неву и Москву- реку; при нем впервые были очищены в Москве Чистые пруды, именуемые до той поры Погаными. Забота о чистоте городской среды была проблемой извечной и острой. Нечистоты выбрасывались обычно прямо на улицы, и в XIII в. проезжавший по Парижу французский король Людовик IX был облит помоями, выплеснутыми из окна (после чего жителям Парижа удалять бытовые отходы через окна разрешалось, лишь трижды крикнув: «Берегись воды!»). О нездоровом воздухе Венеции, Амстердама мы узнаем из записей, сделанных в XIII в. богатыми горожанами, вынужденными оставлять время от времени свои жилища и спасаться от различных эпидемий в загородных виллах. В XIV столетии Нюрнберг — самый крупный и «благоустроенный» германский город того времени — был настолько грязным, что магистрат в целях «очищения воздуха» запретил пасти свиней на улицах. Столетием позже император Фридрих III, въезжая в г. Ресттлинген, едва не утонул вместе с лошадью, увязшей в нечистотах. В XVI в. во Франкфурте-на-Майне от навоза было очищено лишь несколько улиц, и то по случаю коронации Максимилиана II. Нетрудно представить, каково жилось тогда простолюдинам. Во многих немецких городах, как гласят дошедшие до нас летописи, без ходуль продвигаться было невозможно. А в XVII в. магистрат г. Берлина издал указ, обязывавший каждого приехавшего на базар крестьянина вывозить на обратном пути телегу городских нечистот. В конце же прошлого столетия предсказывалось даже, что под слоем конского навоза задохнется и Москва. Конных экипажей в Москве было тогда столь много, что число несчастных случаев на улицах в расчете на одного жителя значительно превышало их количество в современных городах с их нынешним шумным автодвижением. Впрочем, и «акустическое» загрязнение — такая же давняя «болезнь» городов. Чрезмерные городские шумы отмечались еще Сенекой, пытавшимся научиться «отключаться» от них аутотренингом. Ювенал же писал: «Где найти комнату, в которой есть возможность выспаться?.. Грохот колес в узких городских улицах... грубая брань, если стадо овец затыкает проезд, — шум этот так велик, что прогонит сон даже у тюленей». И Юлий Цезарь, пытаясь снизить «акустическое загрязнение» и упорядочить движение на улицах Рима, издал эдикт, регламентирующий время движения по городу колесного транспорта.

Не лучшим образом обстояли дела и с чистотой городских вод. В период правления «божественного» Августа (27 г. до н. э. — 14 г. и. э.) протекающая через Рим река загрязнилась до такой степени, что, расчистив ее, Август учредил должность попечителя русла Тибра. Во время правления Клавдия (41 — 54 г. и. э.) в Риме было проложено 60 км водопровода, доставлявшего ежедневно в город около 200 тыс. куб. м воды из чистейших источников. Заметим, кстати, что не для всех римлян этот водопровод сыграл благую роль. В домах патрициев водопроводные трубы делались из дефицитного в те времена свинца, и питьевая вода могла содержать в сто с лишним раз больше современных санитарных норм концентрации этого металла. По другим мнениям, древние римляне хранили вино в свинцовых сосудах и в конце концов отравили себя. Предположения, связывающие угасание Римской империи с отравлением государственных умов «свинцовой» водой или вином, конечно, преувеличены. Однако небезынтересно вспомнить в связи с этим момент уже из русской истории. В 1633 — 1737 гт. в царских покоях Московского Кремля водопровод был также из свинцовых труб, и именно с этим периодом совпадает правление слабоумного Алексея Михайловича, всегда нездорового и не дожившего до 22 лет Федора Алексеевича, пораженного в 30 лет параличом Ивана V. Быть может, и в тех скрытых далью временах стремление за модой, за вещами дефицитными без достаточных знаний не всегда кончалось благополучно.

Из времен Древнего Рима интересно вспомнить и Нерона, решившего проблему городской чистоты наиболее радикальным способом. В 64 г. н. э., поставив заблаговременно (по мнению одних историков) за городом шатры для жителей, он поджег самые старые и загрязненные кварталы. Есть, правда, и другое, более распространенное суждение, согласно которому пожар Рима вызван причинами отнюдь не санитарно-гигиеническими. Выделявшийся среди других цезарей жестокостью, скупостью и распущенностью, Нерон вряд ли был обеспокоен благоустройством своих сограждан. К слову сказать, именно Нерон построил Колизей, где впервые и была дана сагиттария — травля диких зверей. На буйволов натравливались тигры и пантеры, друг на друга — львы, носороги, крокодилы, а чтобы растравить животных, их заставляли голодать, камнями наносили им раны, били бичами, бросали в них пылающие головни. Летописи доносят, что «божественным» Августом в сагиттариях было погублено около 3,5 тыс. животных, Трояном — 11 тыс., и в истории человечества это были первые массовые убийства зверей, устраиваемые не из-за голода, не ради удовлетворения потребности в пище, а для удовольствия, увеселения. Первые, но, увы, не последние.

На строительство городов, сооружение цирков и стадионов, дворцов и храмов и грандиозных каменных пирамид (пирамида Хеопса на протяжении пяти тысяч лет была самым высоким сооружением мира), на создание каменных акведуков и древнейших религиозных комплексов, на постройку дорог (а в Римской империи дороги каменной кладки строились широкими, по густоте своей не уступая современной железнодорожной сети) — на все это требовалось много камня, который добывался и в европейской, и в азиатской частях континента, в Египте и в Америке. Каменоломни и карьеры, шахты и штольни, где велась добыча руд (а началась она более чем семь тысяч лет назад), вместе с эрозионными оврагами, рождавшимися на обрабатываемых землях, наносили на лицо планеты первые шрамы и морщины. Однако без городов не родилась бы и цивилизация.

Города возникли после того, как появились излишки сельскохозяйственной продукции. Когда окрепшее земледелие стало производить продуктов больше, чем требовалось самим земледельцам. Избытки их освободили часть людей от сельскохозяйственного производства, дали возможность заниматься ремеслами, способствовали развитию торговли, путешествий, познанию мира и природы. Освобожденные от необходимости производства хлеба, мяса, молока, люди — различные ремесленники, купцы и служители религиозных культов — сосредоточивались в крупных поселениях, образуя первые очаги культуры, где развивалось товарное производство, науки, искусства, где начиналось духовное созревание человечества. Но сосредоточение людей на небольших пространствах городов, лишенных элементарных гигиенических условий, имело и пагубные последствия: скопление отходов потребления. Рост грязи и нечистот, мух, насекомых и крыс вызывает эпидемии холеры, чумы, тифа — десятки тысяч человеческих смертей. И в Европе, и в Азии, и в Египте.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: