Общие и основные полномочия Правительства РФ определены в ст. 114 Конституции РФ и в ст. 13 Закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г. В соответствии с этими нормативно-правовыми актами Правительство РФ:
· осуществляет реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
· осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
· разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
· обеспечивает в России единую финансовую кредитную, денежную политику;
· осуществляет управление федеральной собственностью;
· обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
· осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны и государственной безопасности;
· обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;
· формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
· реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
Общие полномочия Правительства РФ применительно к отдельным сферам и областям жизнедеятельности государства и общества конкретизируются в восьми статьях (ст.ст. 14-21) Закона "О Правительстве РФ" 1997 г.
Все правовые акты Правительства - как распоряжения, так и постановления - могут быть обжалованы в суд. Правительство вправе также принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера. В своей деятельности Правительство руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, профессионализма, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
|
4.3.
Организация деятельности Правительства РФ
Основной формой деятельности Правительства как коллегиального органа являются его заседания, которые проводятся не реже одного раза в месяц. Они могут носить открытый и закрытый характер. Подготовка и проведение заседания осуществляются в соответствии с регламентом Правительства РФ. Все члены Правительства обязаны лично участвовать в его заседаниях, поскольку лишь они имеют право решающего голоса. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Правительства. В заседаниях Правительства могут участвовать с правом совещательного голоса представители палат Федерального собрания, Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, Председатель Центробанка и Президент Российской академии наук. В заседаниях Правительства может принимать участие на правах председательствующего Президент РФ. По каждому из рассматриваемых на заседаниях вопросу приглашаются лица, имеющие к нему непосредственное отношение. Состав этих лиц определяется Руководителем Аппарата Правительства по предложениям государственных органов и организаций, ответственных за подготовку рассматриваемых вопросов. На заседание Правительства могут приглашаться также работники Аппарата Правительства, непосредственно готовящие материалы по повестке заседания.
|
Особые требования предъявляются к подготовке тех решений, принятие которых предусмотрено актами Президента, а также проектов решений, рассматриваемых на заседаниях Правительства под председательством Президента. Такие проекты в обязательном порядке направляются в Администрацию Президента для согласования. Заседания ведет Председатель Правительства. Он открывает и закрывает заседания, предоставляет слово выступающим, при необходимости проводит голосование. В случае равенства голосов при голосовании решающим является голос Председателя. Вопросы, относящиеся к компетенции Правительства, могут рассматриваться на заседаниях как Правительства в целом, так и его Президиума. На заседаниях Правительства рассматриваются два рода вопросов:
· решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства. Их перечень установлен ст. 28 Закона " О Правительстве";
· вопросы, которые, с точки зрения руководства Правительства, имеют особое значение, например вытекающие из поручений Президента.
Для обеспечения деятельности Правительства создан Аппарат Правительства РФ, который работает под руководством Председателя Правительства. Возглавляет его руководитель Аппарата, являющийся как минимум федеральным министром, или заместителем председателя Правительства. Аппарат Правительства РФ осуществляет подготовку и организационное обеспечение заседаний Правительства, координирует усилия органов и организаций по обеспечению реализации полномочий Правительства, организует контроль за выполнением его решений. Конституция РФ не устанавливает сроки полномочий Правительства. Однако косвенным образом определяется срок в четыре года: Правительство формируется в связи с избранием Президента и слагает полномочия перед вновь избранным Президентом. Таким образом, действует формула: новый Президент - новое Правительство. Вместе с тем предусматривается его досрочная отставка. Она возможна в следующих случаях:
|
· Правительство само на основе коллегиально принятого решения подает в отставку;
· решение об отставке единолично, по своему усмотрению без какого-либо согласования принимает Президент РФ;
· недоверие Правительству выражается Государственной думой. Окончательное решение о судьбе Правительства в этом случае принимает Президент: он может объявить об отставке Правительства либо распустить Государственную думу;
· вопрос о доверии Правительству ставит перед Государственной думой его Председатель. В случае отказа в доверии Президент либо принимает решение об отставке Правительства либо распускает Государственную думу.
Во всех этих случаях Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ. Тем самым обеспечивается преемственность и непрерывность деятельности исполнительной власти РФ.
5.
Правительство РФ в лицах
№1 Дмитрий Медведев – Председатель правительства РФ
Недавний президент России, который занял должность главы правительства по ранее публично озвученным договоренностям с Путиным. Медведев был первым замом у премьер-министра Фрадкова, руководил администрацией президента при Путине, но вот чем-то конкретным никогда не управлял. Если не считать 4-летнее президентство в РФ.
№2. Игорь Шувалов – Первый заместитель председателя правительства РФ
Шувалов в правительстве Медведева и будет главными ушами, глазами и ртом Владимира Владимировича. С 12 мая 2008 года - Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.
№3. Владислав Сурков – Заместитель председателя правительства РФ, руководитель аппарата
Суверенная демократия, «Наши», Сколково… - это все идеи Суркова. А еще Сурков пишет песни, стихи, рассказы, издает художественные книги, и в целом, на интеллектуальном уровне стоит на несколько ступенек выше всех остальных российских чиновников. Если Путин или Медведев озвучат какую-нибудь новую революционную идею, например, не стоит сомневаться, что генератором идеи будет именно Владислав Сурков.
№4. Аркадий Дворкович – Заместитель председателя правительства РФ
40-летний экономист новой волны. В 2008-ом его к себе подтянул Медведев, и вскоре назначил отдуваться «за инновации» по Сколково. В правительстве Дмитрия Анатольевича Дворкович будет курировать экономический блок.
№5. Дмитрий Рогозин – Заместитель председателя правительства РФ
Один из немногих, кто смог сохранить место в новом правительстве. Будет курировать ВПК и оборонзаказ, через который сейчас проходят десятки миллиардов долларов.
№6. Дмитрий Козак – Заместитель председателя правительства РФ
Как только В.В. Путин был в первый раз избран президентом, тогда Козак и стал первым замом в администрации президента, затем несколько лет являлся представителем президента в Южном федеральном округе, а в правительстве Путина возглавлял министерство регионального развития. Именно на него положена ответственность за проведение Олимпиады в Сочи.
№7. Ольга Голодец – Заместитель председателя правительства РФ
Совершенно новое и неизведанное лицо в правительстве. В правительстве будет отвечать за вопросы, связанные с социальной защитой населения.
№8. Максим Топилин – Министр труда и социальной защиты
Кадровый чиновник, который медленно поднимался по служебной лесенке, начиная со времен Ельцина. При Путине возглавил Роструд, при Медведеве был замом в министерстве здравоохранения.
№9. Владимир Мединский – Министр культуры
До уровня министра возвышен Путиным. Вместе с Сурковым будет отвечать за личностный пиар В.В. Путина.
№10. Михаил Абызов – Министр по связям с «открытым правительством»
Что именно будет «координировать» Абызов, не совсем ясно, однако идея создания нового министерства появилась у Медведева.
№11. Александр Хлопонин – Заместитель председателя правительства РФ
Зама Медведева – бывший губернатор Красноярского края, а также. Формально в большую политику Хлопонину дал добро именно Путин (после серии скандальных выборов в Красноярском крае), но еще больше с центральной властью новый зам правительства сблизился при президентстве Медведева.
Заключение
Итак, мы рассмотрели деятельность, структуру и полномочия Правительства Российской Федерации. Структура эта очень сложная и с первого взгляда трудно поддаётся восприятию. Но разобраться в ней всё же можно. Мы выяснили, что у Правительства Российской Федерации иерархическая структура власти, впрочем, как и у правительств других стран.
Главой Правительства является Президент, а руководит самим Правительством его Председатель. Правительство Российской Федерации имеет название Дума. Его так иногда и называют – Государственная Дума. Странное конечно название, но произошло оно как видно от слова «думать» или «размышлять». В нашем правительстве всегда о чём-то думают и размышляют. Правда, мысли эти порой не о том, о чём нужно. У Председателя Правительства Российской Федерации очень много заместителей, которые, в свою очередь, руководят различными государственными органами и подразделениями. Первым заместителем Председателя Правительства являются Игорь Шувалов и Владислав Сурков.
Исходя из вышеизложенного видно, что основными функциями Правительства являются организация исполнения федеральных законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений.
Список использованной литературы
1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М., 2001.
2. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: сущность, функции //Вестник МГУ, Сер. "Право", 1992.
3. Конституция РФ. - М., 1993.
4. О правительстве РФ: Закон РФ от 17.12.97.
5. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.Г. Российское административное право. - М., 2000.
6. www.government.ru – официальный сайт Правительства РФ.