ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫПО ДИСЦИПЛИНЕ
Б1.Б.12 «ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ»
1. Первой школой американской социологии была:
1. Спрингфилдская школа
2. Чикагская школа
3. Марксистская школа.
2. Чикагская школа занимала доминирующее положение в американской социологии в следующий период:
1. 1895 – 1915 гг.
2. 1915 – 1935 гг.В.
3. 1935 – 1970 гг.
3. К представителям чикагской социологической школы относятся:
1. Р. Э. Парк, Э. Берджесс, Т. Знанецкий, У. Томас.
2. Р. Э. Парк, Р. Мертон, Т. Парсонс, У. Томас
3. Э. Берджесс, Т. Знанецкий, У. Томас, П. Бергер
4. Социальная эволюция, по Роберту Эзре Парку, проходит … стадии:
1. 2
2. 3
3. 4
4. не имеет стадий
5.Благодаря Роберту Эзре Парку … выделилась в отдельную отрасль социологии:
1. социология труда
2.социология управления
3.социология города
6. В рамках программы по изучению локальных сообществ Эрнст Берджесс выдвинул следующую гипотезу:
1. «концентрических зон»
2. «праздного класса»
3. «связи районов с дорогами».
7. Значительную роль в проверке гипотезы Эрнста Берджесса отводилась данным:
1. глубинных интервью
2. массовых опросов
3. переписей населения
8. В зависимости от степени конформности индивида Уильям Томас и Флориан Знанецкий выделяли … основных психологических типа:
1) 2
2) 3
3) 4
4) 22
9. Уильям Томас и Флориан Знанецкий теоретически разработали следующий метод социального анализа:
1) логико-экспериментальный метод
2) идиографический метод
3) сравнительно-исторический метод
4) биографический метод
10. В «Польском крестьянине в Европе и Америке» желания (установки) трактуются как:
1) биологические
2) социальные
3) частично биологические, частично социальные
4) вообще не фигурируют в данном труде
|
10) Упадок влияния чикагской школы был связан с:
1) уходом основных представителей
2) изменение социальной конъюнктуры
3) обострение внутренних разногласий
4) все вышеперечисленное
11) Мид выделял четыре основные взаимосвязанные ступени действия. Определите их последовательность:
1. восприятие, манипуляция, импульс, потребление
2. импульс, восприятие, манипуляция, потребление
3. манипуляция, импульс, восприятие, потребление
4. потребление, импульс, восприятие, манипуляция
12) Концепция зеркального «Я» разработана :
1. Ч. Х.Кули
2. И. Гофман
3. Г. Брэверман
13. В концепции личности Дж. Мида люди, играющие решающую роль в первичной социализации ребенка, обозначаются как …
1. «значимые другие»;
2. «обобщенные другие
3. «зависимые другие».
Кто автор книги «Разум, самость и общество»?
1. Д.Г. Мид
2. Г. Блумер
3. И. Гофман
Чьё понимание «Я» было сформировано драматургическим подходом?
1. И. Гофмана
2. Д. Льюиса
3. Н. Лумана
16. Степенью отделения себя от ролей, которые человек играет, называется:
1. ролевой дистанцией
2. ролевой адаптацией
3. ролевой субстанцией
17. Принципы организации, которые определяют наш опыт — это:
1. фреймы
2. самости
3. аутопоэзийсы
18. Этот американский социолог считается автором теории социального обмена:
1) Т. Парсонс;
2) Дж. Хоманс;
Р. Мертон.
Эскейпизм в модель социальной адаптации личности включил...
1. Р. Линтон
2. Р. Мертон
3. Э. Дюркгейм
Согласно Ю. Хабермасу «жизненный мир» - это
1. естественно существующее понятие о мире
2. мир идей индивида
3. реальное физическое пространство
|
4. контекстообразующй фон процессов достижения понимания» через коммуникативное действие
19. Автор концепции «одномерного человека»:
1. К. Маркс
2. Э. Фромм
3. Г. Маркузе
20. По мнении. П.А. Сорокина, революция является …
1. обязательным элементом общественного развития
2. «великой трагедией», деформирующей социальную структуру общества
3. локомотивом истории»
21. На первом этапе своего научного творчества Талкотт Парсонс отталкивался от идей:
1. Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма, Карла Маркса, Вильфредо Парето
2. Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма, Карла Маркса, Герберта Спенсера
3. Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма, Питирима Сорокина, Вильфредо Парето
22. К специфике социального действия Талкотт Парсонс не относил:
1. символичность
2. нормативность
3. волюнтаристичность
23. В модель социального действия, предложенную Талкоттом Парсонсом не входит:
1. актор
2. цель
3. ценности
4. другой актор.
24. Формализованная модель действия, по Талкотту Парсонсу, состоит из … подсистем:
1. культурной и социальной
2. культурной, социальной и личностной
3. культурной, социальной, личностной и органической
4. культурной, социальной, личностной и физической
25. На уровне социальной системы функцию адаптации обеспечивает … подсистема:
1. экономическая
2. политическая
3. правовая
26. На уровне социальной системы функцию целедостижения обеспечивает … подсистема:
1.экономическая
2. политическая
3. Правовая.
Что в течении многих лет было главной альтернативой структурному функционализму?
1. теория конфликта
2. теория согласия
|
3. социологическая теория
28. Система действия, которая выполняет функцию адаптации, приспосабливаясь и изменяя внешний мир - это:
1. Система личности
2.Поведенческий организм
3. Социальная система
4. Система культуры
29. Подсистема, по теории AGIL, выполняющая в обществе функцию адаптации к внешней среде через труд, производство и распределение.
1. Политика
2. Система попечения
3. Экономика
30. Роберт Мертон выделяет … главных постулата функционализма:
1. 2
2. 3
3. 4
31. Под дисфункцией Роберт Мертон подразумевал:
1. наблюдаемые последствия, уменьшающие адаптацию или регулировку системы
2. наблюдаемые последствия, способствующие адаптации или приспособлению системы
3. наблюдаемые последствия, несущественные для данной системы.
32. Латентная функция, по Роберту Мертону, это:
1. следствие поступка, которое вызвано намеренно и признано в качестве такового
2. следствие поступка, которое вызвано намеренно, но не признанно в качестве такого
3. следствие поступка, вызывать которое не входило в намерения действующего и он не знает, что вызвал его
33. Латентная функция может оказаться … для некоторой общности:
1. обязательно функциональной
2. обязательно дисфункциональной
3. функциональной или дисфункциональной
34. Теория среднего уровня была предложена Робертом Мертоном в ходе полемики с:
1. Питиримом Сорокиным
2. Талкоттом Парсонсом
3. Чарльзом Райтом Миллсом
35. Главной целью построения теории среднего уровня является:
1. выработка абстрактной теории
2. создание новых методик эмпирических исследований
3. обеспечение гибкой связи между эмпирическим и теоретическим уровнями исследования
36. В своих работах по аномии Роберт Мертон на основании двух переменных выделяет … форм индивидуального приспособления:
1. 5
2. 6
3. 7
4. 8
37. Двумя переменными на основе которых строится типология форм индивидуального приспособления являются принятие, отвержение или отвержение с заменой новыми:
1. социальные условия и институализированные средства их поддержания
2. статус-кво и институализированные средства его поддержания
3. имеющийся социальный статус и институализированные средства его поддержания
4. культурные цели и институализированные средства их достижения
38. По Роберту Мертону, обязательный комплекс ценностей и норм науки как социального института включает в себя … основополагающих «институциональных императива»:
1. 2
2. 3
3. 4
39. Какие два полюса выделяет Ирвин Гофман в «вере в исполняемую партию»:
А. захваченность ролью и циничное исполнение
Б. исполнение с злостными и с благими намерениями
В. убедительность и неубедительность для зрителей
40. Какую метафору не использует Гофман в «Представлении себя другим в повседневной жизни»:
1. рампа
2. костюм
3. роль
41. По мнению Ирвина Гофмана, первичным в социальной жизни является:
1. субъективное сознание
2. социальная структура
3. социальная структура и социальное сознание в равной степени
42. Основанием для стигматизации, по Ирвину Гофману, является:
1. личная идентичность
2. социальная идентичность
3. личная и социальная идентичность
4. рассогласование личной и социальной идентичности
43. Ирвин Гофман выделяет … типа стигм:
1. 2
2. 3
3. 4
44. Тотальные институции Ирвин Гофман разделяет на … групп в зависимости от их целей:
1. 5
2. 6
3. 7
4. 8
45 Люди, действующие на территории тотальных институтов, делятся на две группы:
1. индивиды, находящиеся в тотальном институте временно и постоянно
2. свободные и скованные в передвижениях
3. обитатели и персонал
4. индивиды, присутствие которых обязательно и необязательно
46. Теория фреймов Ирвина Гофмана родилась как ответ на различные теории 1960 – 70-х годов, в первую очередь:
1. социологию знания Питера Бергера и Томаса Лукмана
2. теории структурализма
3. теорию эпистемологии Мишеля Фуко
4. этнометодологию
47. Первичным фреймом по Ирвину Гофману является:
1. представление индивида о мире
2. реальный физический мир
3. реальное социальное присутствие человеческих тел
4. реальный физический мир и реальное социальное присутствие человеческих тел
48. Ирвин Гофман выделяет … инструментов перемещения между различными фреймами:
1. 5
2. 6
3. 7
4. 8
49. К сотрудникам Франкфуртской школы не относится:
1. Теодор Адорно
2. Макс Хоркхаймер
3. Герберт Маркузе
4. Никлас Луман
50. К основным требованиям критической теории не относится:
1. осознание ограниченности любой специализированной деятельности
2. исследование в качестве предмета социальных наук всей системы взаимоотношений общества и природы
3. рассмотрение в качестве познающего субъекта обособленного индивида
4. рассмотрение в качестве познающего субъекта «общественного человека»
51. Теодор Адорно в работе «Исследования авторитарной личности» делает акцент на изучении потенциально фашистского индивида. Что это такое:
1. индивид, чья структура характера делает его особенно восприимчивым к антидемократической пропаганде
2. индивид, держащий втайне от всех, но не от себя свои фашистские убеждения
3. индивид, получающий удовольствие от страданий других людей
4. индивид, чья структура характера находится в состоянии распада и делает его подверженным любому влиянию
52. По мнению Герберта Маркузе, продукты, услуги и развлечения в современном развитом индустриальном обществе:
1. служат закрепощению индивида, так как несут с собой предписываемые отношения, привычки и эмоциональные реакции, привязывающие индивида к целому
2. служат освобождению человека, так как несут в себе свободу выбора
В. служат закрепощению человека, так как делают индивида рабом вещей и отделяют его от природы
3. служат освобождению человека, так как с их помощью человек может осуществить свои мечты
53. По мнению Герберта Маркузе, жизнь человека в современном развитом индустриальном обществе:
1. является полным воплощением мечты человечества об освобождении
2. замыкается в измерении, заданном осью «работа – потребление»
3. представляет собой ад, непригодный для жизни
4. ничем не отличается от жизни в другие эпохи
54..Он выделил в структуре личности три компонента: Оно, Я и Сверх-Я:
1) Г. Тард;
2) З. Фрейд;
3) Э. Фромм.
55. Льюис Козер строил свою теорию конфликта на основе социологии:
1. Макса Вебера
2. Карла Маркса
3. Георга Зиммеля
4. всех вышеперечисленных социологов
56. По мнению Л. Козера внешний конфликт:
1. сплачивает группу
2. дезорганизует группу
3. увеличивает сложность структуры группы
4. упрощает структуру группы
57. По мнению Льюиса Козера, социальный конфликт есть явление:
1. случайное и позитивное
2. внутренне присущее любому обществу и негативное
3. внутренне присущее любому обществу и несущее как позитивные, так и негативные последствия
58. Какая ситуация опаснее для общества, по мнению Льюиса Козера:
1. любой конфликт одинаково опасен
2. один фундаментальный конфликт
3. все конфликты одинаково безопасны для общества.
59. Главная классовая линия раскола, по Р. Дарендорфу:
1. экономическая
2. культурная
3. Властная.
60. Подавление конфликта, согласно Ральфу Дарендорфу, ведет к:
1. устранению источника конфликта
2. обострению конфликта
3. изменению структуры общества
61. Согласно Ральфу Дарендорфу, остроту конфликтов можно снизить увеличив:
1. социальную мобильность общества
2. репрессивные организации и ужесточив их деятельность
3. конформность людей