Азбука, прошедшая сквозь века Солунские братья.




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25

Имени И.А. Баталова»

Г. Вологды

 

 

Рабочая программа

По предмету

«В мире языка»

Класс

(по УМК «Начальная школа 21 века»)

Г. Вологда

Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному предмету «В мире языка» составляют следующие документы:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (с последующми дополнениями и изменениями);

-Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);

-Санитарно-эпидемиологические правила "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29 декабря 2010 года N 189 (с изменениями N 3 от 24 ноября 2015 года (постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 года N 81).

- СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"

(Зарегистрирован 03.07.2020 № 58824)

-Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 13.12.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);

-Федерального перечня учебников, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2017-2018 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253) Приказ Минобрнауки №15 от 26.01.2017 г. с изменениями от 5.06.2017 № 629.

- Федерального перечня учебников, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2017-2018 учебный год (Приказ Министерства Просвещения от 28 декабря 2018 года № 345) -Авторская программа - Русский язык: 1-4: программа, планирование, контроль/ С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2015

-«Удивительный мир слов». Л.В. Петленко, В.Ю. Романова Сборник программ внеурочной деятельности: 1– С23 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана- Граф, 2011

 

«В мире языка» (русский язык) —курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры. Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предмета «Русский язык» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии. Содержание предмета строится на основе действующих учебников по русскому языку.

Цель курса:

— осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

— знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

В курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения программы

В процессе изучения данного курса ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц.

Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний.

Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

Содержание программы

Класс

 

Мир полон звуков

Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим. Для чего служит человеческая речь?

Как устроен речевой аппарат. Звуки и слова.

Связаны ли между собой звуки и смысл? Такие разные гласные и согласные.

Особенности артикуляции гласных и согласных звуков. Звукопись как приём художественной речи. Правильное ударение и произношение слов.

Универсальные учебные действия:

— участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;

— анализировать информацию, представленную на рисунке; — сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

— наблюдать за функцией и ударением в слове;

— контролировать правильность постановки ударения в словах;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);

— находить необходимую информацию и строить на её основе связ- ное монологическое высказывание.

 

Азбука, прошедшая сквозь века Солунские братья.

Как появились буквы современного русского алфавита. Кириллица, название букв древней азбуки.

Сравнение кириллицы и современного алфавита. Использование букв алфавита для обозначения чисел.

Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).

Как появилась буква «Ё». Особенности использования букв. Строчные и прописные буквы.

Универсальные учебные действия:

— сравнивать названия, графический облик и количество букв ки- риллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;

— интерпретировать информацию, представленную в таблице, ис- пользовать эту информацию в практической деятельности;

— наблюдать использование строчных и прописных букв, на основа- нии этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.

 

Всему название дано

Какие слова появились первыми. Звукоподражательные слова у разных народов. Лексическое богатство языка.

Как выбирают имя человеку?

Как улицы получают свои названия?

Какие русские имена встречаются на карте мира? О чём может рассказать слово «борщ»?

Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

Универсальные учебные действия:

— формулировать собственное мнение, аргументировать его, догова- риваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

— составлять устно небольшое монологическое высказывание с по- мощью заданных языковых средств;

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

— воспринимать на слух и понимать информационный текст; — сравнивать толкование слова в различных словарях;

— самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

— оценивать правильность выполнения действий, осуществлять ито- говый контроль по результату выполнения задания.

 

Как делаются слова

История происхождения слов.

Поиск информации о происхождении слов. Слова производные и непроизводные.

Словообразовательные связи слов. Корень — главная часть слова.

Группы однокоренных слов.

Механизм образования слов с помощью суффикса. Группы суффиксов по значению.

Механизм образования слов с помощью приставки. Группы приставок по значению.

Универсальные учебные действия:

— моделировать на основе полученной информации собственные вы- сказывания о происхождении выбранного слова;

— самостоятельно находить необходимую информацию о происхож- дении слов в справочниках и словарях;

— наблюдать образование слов в русском языке;

— анализировать пары слов, связанные словообразовательными свя- зями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;

— анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;

— наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;

— группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);

— взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

— находить необходимую информацию и строить на её основе связ- ное монологическое высказывание.

 

Секреты правильной речи

Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю. Сочетание слов по смыслу.

Ограничения сочетаемости слов.

Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью. Нарушение сочетаемости слов.

Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению. Исправление ошибок в словоупотреблении.

Многозначные слова.

«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).

Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-си- нонимы.

Стилистическая окраска слов.

Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары. Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи. Слова исконно русские и заимствованные.

История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеоло- гизмы-синонимы.

 

Универсальные учебные действия:

— наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;

— выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;

— различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

— подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

— оценивать уместность использования слов в тексте;

— наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;

— соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

— самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупо- требления необходимую информацию в словарях и справочниках или об- ращаться за помощью к учителю.

 

 

Класс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: