Фонетические и графические правила и закономерности. Слово, его значение и лексические нормы.
Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со слово- образовательными моделями.
Пора действовать! Глагол в языке и речи.
Особенности текста-повествования и текста-описания. Видовые пары глаголов, их значение.
Глаголы в личной форме.
Повествование от первого и третьего лица.
Использование временнќх форм глагола в речи. Замена форм вре- мени глагола.
Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени. О чём может рассказать личная форма глагола.
Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единствен- ного числа.
Форма условного наклонения глагола.
Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: пра- вила вежливости.
Образование форм повелительного наклонения, исправление рече- вых ошибок.
Использование глаголов в прямом и переносном значении. Художественное олицетворение.
Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. Глаголы в пословицах и загадках.
Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы гла- гола.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования;
— наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обоб- щать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совер- шенного и несовершенного вида;
— проводить мини-исследование с целью выявления замен глаголь- ных форм времени в тексте;
— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи со- беседника;
|
— составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств;
— осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;
— осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь до- говариваться, распределять роли в игровой деятельности.
Числа и слова
Как используются числительные в речи.
Обозначение дат и времени с помощью числительных. Числительные во фразеологизмах и пословицах. Нормы употребления имён числительных. Исправление речевых ошибок.
Универсальные учебные действия:
— наблюдать использование числительных в речи;
— воспринимать на слух, понимать информационные тексты и нахо- дить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;
— находить необходимую информацию в различных источниках и соз- давать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;
— выступать перед одноклассниками;
— соблюдать нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собствен- ной речи и в речи собеседника.
Прочные связи
Как связаны слова в словосочетании. Словосочетания свободные и связанные.
Словосочетания с типом связи согласование. Слова каких частей речи могут согласовываться.
Особенности согласования существительных и прилагательных, су- ществительных и числительных.
Сочетаемость слов.
Словосочетания с типом связи управление.
Слова каких частей речи имеют «способность управлять». Трудности в выборе формы слова при управлении.
|
Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением. Словосочетания с типом связи примыкание.
Универсальные учебные действия:
— наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;
— проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов; — наблюдать особенности различных словосочетаний;
— сравнивать и классифицировать словосочетания с различными ти- пами связи (простейшие случаи);
— создавать устное высказывание на предложенную тему;
— осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь до- говариваться, распределять роли в игровой деятельности.
Тематическое планирование
Класс
№ | Темы | Кол-во часов |
1. | Мир полон звуков (3ч)Звуки вокруг нас.Рисуем звуками. | |
2. | Фабрика речи. Бессмыслица + бессмыслица = смысл. | |
3. | Полоса препятствий. Трудности словесного ударения. | |
4. | Азбука, прошедшая сквозь века (3 ч)Буквы старые и новые. | |
5. | Так считали наши предки. Страницы древних книг. | |
6. | Живая и весёлая буква алфавита. Загадки русской графики. | |
7. | Всему название дано (3 ч)Рождение языка.Имена, имена, имена… | |
8. | Увлекательные истории о самых простых вещах. | |
9. | Словари — сокровищница языка. Сколько слов в языке? | |
10. | Как делаются слова (3ч)«Дальние родственники».Слова «готовые» и «сделанные». | |
11. | Есть ли «родители» у слов? Внимание, корень! | |
12. | Такие разные суффиксы. Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»? Что нам стоит слово построить? | |
13. | Секреты правильной речи(5 ч) Словарное богатство русского языка. Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик». | |
14. | Выбираем точное слово. Одно или много? | |
15. | Когда у слов много общего? Когда значения спорят? | |
16. | Слова одинаковые, но разные. «Местные жители» и «иностранцы». | |
17. | Как рождаются фразеологизмы? Выбор фразеологизма в речи. | |
Итого | 17 часов |
|
Тематическое планирование
Класс
№ | Темы | Кол-во часов |
1. | Из истории языка (2 ч)Старые и новые слова в языке. | |
2. | Сокровища бабушкиного сундука. | |
3. | Загадки простого предложения (9 ч) «Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении. | |
4. | Важные мелочи. Требуется определение. | |
5. | Важные обстоятельства. Необходимо дополнить. | |
6. | «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж». Стройтесь в ряд! Запятые, по местам! | |
7. | Лабиринты грамматики (2 ч)Слово в грамматике. | |
8. | Как «работают» слова, или Для чего нужна грамматика. | |
9. | О существительных по существу (12 ч)«Лебедь белая плывёт». | |
10. | Может ли род быть общим? | |
11. | Как на уроках русского языка может пригодиться счёт? | |
12. | Как быть, если нет окончания? | |
13. | Один, два, много. | |
14. | Почему именительный падеж назвали именительным? | |
15. | Как «работает» родительный падеж? | |
16. | «Щедрый» падеж. | |
17. | Винительный падеж — великий маскировщик. | |
18. | Падеж-работяга. | |
19. | Любимая «работа» предложного падежа. | |
20. | Кому принадлежат имена собственные? | |
21. | Такие разные признаки предметов (8 ч) Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах. | |
22. | «Красны девицы» и «добры молодцы». | |
23. | Всё познаётся в сравнении. | |
24. | Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем. | |
25. | Что из чего и для чего? | |
26. | Что кому принадлежит? | |
27. | Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных. | |
28. | «Крокодиловы слёзы». | |
29. | Олимпиадный тур в школе | |
Итого | 34 часа |
Тематическое планирование
Класс
№ | Темы | Кол-во часов |
1. | Поиграем со звуками, словами и предложениями (7 ч) Смотрю, говорю, слушаю. | |
2. | Лексические загадки. | |
3. | Словесный конструктор. | |
4. | Занимательная грамматика. | |
5. | Пора действовать! (14 ч) Для чего нужны глаголы? | |
6. | Делать и сделать — не одно и то же. | |
7. | Меняемся ролями. | |
8. | Вчера, сегодня, завтра. | |
9. | Одно вместо другого. | |
10. | Она меня поняла и приняла. | |
11. | Кто говорит, кто действует? | |
12. | Сумею победить! | |
13. | Мечтаем и фантазируем. | |
14. | Дай-подай… и поезжай! | |
15. | Живые образы. | |
16. | Орфографический поединок. | |
17. | Числа и слова (4 ч) Для чего нужны числительные? | |
18. | Важные даты истории нашей страны (города, края). | |
19. | Рекорды в цифрах. | |
20. | За семью печатями. | |
21. | Прочные связи (7 ч)Треугольный шарик. | |
22. | Как водить машину за нос? | |
23. | Послушный «подчинённый». | |
24. | О «земляной» или «земной» красоте. | |
25. | Строгий «управляющий». | |
26. | В Сибири и на Урале. | |
27. | Связаны смыслом. | |
28. | Любимые игры со словами (1 ч) | |
29. | Олимпиадный тур в школе |