Поиграем со звуками, словами и предложениями




Фонетические и графические правила и закономерности. Слово, его значение и лексические нормы.

Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со слово- образовательными моделями.

 

 

Пора действовать! Глагол в языке и речи.

Особенности текста-повествования и текста-описания. Видовые пары глаголов, их значение.

Глаголы в личной форме.

Повествование от первого и третьего лица.

Использование временнќх форм глагола в речи. Замена форм вре- мени глагола.

Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени. О чём может рассказать личная форма глагола.

Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единствен- ного числа.

Форма условного наклонения глагола.

Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: пра- вила вежливости.

Образование форм повелительного наклонения, исправление рече- вых ошибок.

Использование глаголов в прямом и переносном значении. Художественное олицетворение.

Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. Глаголы в пословицах и загадках.

Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы гла- гола.

Универсальные учебные действия:

— сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования;

— наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обоб- щать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совер- шенного и несовершенного вида;

— проводить мини-исследование с целью выявления замен глаголь- ных форм времени в тексте;

— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи со- беседника;

— составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств;

— осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;

— осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь до- говариваться, распределять роли в игровой деятельности.

 

 

Числа и слова

 

Как используются числительные в речи.

Обозначение дат и времени с помощью числительных. Числительные во фразеологизмах и пословицах. Нормы употребления имён числительных. Исправление речевых ошибок.

Универсальные учебные действия:

— наблюдать использование числительных в речи;

— воспринимать на слух, понимать информационные тексты и нахо- дить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;

— находить необходимую информацию в различных источниках и соз- давать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;

— выступать перед одноклассниками;

— соблюдать нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собствен- ной речи и в речи собеседника.

 

Прочные связи

 

Как связаны слова в словосочетании. Словосочетания свободные и связанные.

Словосочетания с типом связи согласование. Слова каких частей речи могут согласовываться.

Особенности согласования существительных и прилагательных, су- ществительных и числительных.

Сочетаемость слов.

Словосочетания с типом связи управление.

Слова каких частей речи имеют «способность управлять». Трудности в выборе формы слова при управлении.

Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением. Словосочетания с типом связи примыкание.

Универсальные учебные действия:

— наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;

— проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов; — наблюдать особенности различных словосочетаний;

— сравнивать и классифицировать словосочетания с различными ти- пами связи (простейшие случаи);

— создавать устное высказывание на предложенную тему;

— осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь до- говариваться, распределять роли в игровой деятельности.

 

Тематическое планирование

Класс

Темы Кол-во часов
1. Мир полон звуков (3ч)Звуки вокруг нас.Рисуем звуками.  
2. Фабрика речи. Бессмыслица + бессмыслица = смысл.  
3. Полоса препятствий. Трудности словесного ударения.  
4. Азбука, прошедшая сквозь века (3 ч)Буквы старые и новые.  
5. Так считали наши предки. Страницы древних книг.  
6. Живая и весёлая буква алфавита. Загадки русской графики.  
7. Всему название дано (3 ч)Рождение языка.Имена, имена, имена…  
8. Увлекательные истории о самых простых вещах.  
9. Словари — сокровищница языка. Сколько слов в языке?  
10. Как делаются слова (3ч)«Дальние родственники».Слова «готовые» и «сделанные».  
11. Есть ли «родители» у слов? Внимание, корень!  
12. Такие разные суффиксы. Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»? Что нам стоит слово построить?  
13. Секреты правильной речи(5 ч) Словарное богатство русского языка. Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик».  
14. Выбираем точное слово. Одно или много?  
15. Когда у слов много общего? Когда значения спорят?  
16. Слова одинаковые, но разные. «Местные жители» и «иностранцы».  
17. Как рождаются фразеологизмы? Выбор фразеологизма в речи.  
  Итого 17 часов

 

Тематическое планирование

Класс

Темы Кол-во часов
1. Из истории языка (2 ч)Старые и новые слова в языке.  
2. Сокровища бабушкиного сундука.  
3. Загадки простого предложения (9 ч) «Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении.  
4. Важные мелочи. Требуется определение.  
5. Важные обстоятельства. Необходимо дополнить.  
6. «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж». Стройтесь в ряд! Запятые, по местам!  
7. Лабиринты грамматики (2 ч)Слово в грамматике.  
8. Как «работают» слова, или Для чего нужна грамматика.  
9. О существительных по существу (12 ч)«Лебедь белая плывёт».  
10. Может ли род быть общим?  
11. Как на уроках русского языка может пригодиться счёт?  
12. Как быть, если нет окончания?  
13. Один, два, много.  
14. Почему именительный падеж назвали именительным?  
15. Как «работает» родительный падеж?  
16. «Щедрый» падеж.  
17. Винительный падеж — великий маскировщик.  
18. Падеж-работяга.  
19. Любимая «работа» предложного падежа.  
20. Кому принадлежат имена собственные?  
21. Такие разные признаки предметов (8 ч) Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах.  
22. «Красны девицы» и «добры молодцы».  
23. Всё познаётся в сравнении.  
24. Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем.  
25. Что из чего и для чего?  
26. Что кому принадлежит?  
27. Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных.  
28. «Крокодиловы слёзы».  
29. Олимпиадный тур в школе  
  Итого 34 часа

 

Тематическое планирование

Класс

Темы Кол-во часов
1. Поиграем со звуками, словами и предложениями (7 ч) Смотрю, говорю, слушаю.  
2. Лексические загадки.  
3. Словесный конструктор.  
4. Занимательная грамматика.  
5. Пора действовать! (14 ч) Для чего нужны глаголы?  
6. Делать и сделать — не одно и то же.  
7. Меняемся ролями.  
8. Вчера, сегодня, завтра.  
9. Одно вместо другого.  
10. Она меня поняла и приняла.  
11. Кто говорит, кто действует?  
12. Сумею победить!  
13. Мечтаем и фантазируем.  
14. Дай-подай… и поезжай!  
15. Живые образы.  
16. Орфографический поединок.  
17. Числа и слова (4 ч) Для чего нужны числительные?  
18. Важные даты истории нашей страны (города, края).  
19. Рекорды в цифрах.  
20. За семью печатями.  
21. Прочные связи (7 ч)Треугольный шарик.  
22. Как водить машину за нос?  
23. Послушный «подчинённый».  
24. О «земляной» или «земной» красоте.  
25. Строгий «управляющий».  
26. В Сибири и на Урале.  
27. Связаны смыслом.  
28. Любимые игры со словами (1 ч)  
29. Олимпиадный тур в школе  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: