Особенности изучения материала во 2 классе




Язык в действии

Во 2 классе в данном разделе начинается работа с синонимами. Синонимы - это слова, близкие по значению, но отличающиеся друг от друга смысловыми оттенками или стилистической окраской.

Эту тему нельзя оставить без внимания, так как работа над синонимами в школе является одним из перспективных направлений в методике обогащения словарного запаса учащихся.

Богатый словарный запас – фундамент, который обеспечивает школьнику развитие речи, создает условия для успешного формирования орфографических навыков.

Необходимо создать систему обогащения и развития речи детей, нужна планомерная работа, четко и определенно дозирующая материал - словарь, синтаксические конструкции, умения по составлению и редактированию текста.

Русский язык очень богат синонимами. Так, в Словаре синонимов русского языка З. Е. Александровой к прилагательному глупый дано 37 синонимов, к глаголу сказать – 30, к существительному лицо – 16, к наречию всегда – 35 синонимов и синонимических оборотов речи.

Это не значит, что все эти синонимы должны быть усвоены учащимися в начальных классах. Однако, если работу и упражнения с синонимами проводить систематически, то словарный запас детей обогатится на 300 – 500 слов в год.

Как справедливо отмечает М. Р. Львов: «Чем больше в словаре синонимов, тем богаче выразительные возможности как данного языка в целом, так и каждого его носителя». Упражнения над синонимами, расширяют и уточняют словарь учеников, способствуют точному выражению мысли, предупреждают повторение одного и того же слова.

Основными источниками обогащения и совершенствования синонимических рядов, а, значит, и лексического словаря младших школьников в целом, можно назвать тексты учебных книг, произведения художественной литературы, речь учителя. Эти источники обогащения языка учеников начальной школы являются педагогически контролируемыми и организуемыми.

Словарная работа должна иметь под собой практическую основу, опираться, главным образом, на текст, практически не содержать в себе теоретических сведений и даже, как правило, терминов. Для словарной работы с синонимами весьма полезным пособием могут быть словари. Так уже в 1 упражнении данной темы авторы предлагают обратиться к толковому словарю.

 

Наилучшим толкователем значений синонимов можно назвать контекст, ведь реальные синонимичные слова могут быть только контекстными. Поэтому часто в толковых словарях приводят цитаты-иллюстрации, которые как бы высвечивают и основные, и дополнительные значения слов, их сочетаемость.

Основные приемы и методы изучения синонимов:

1. Словообразовательный анализ, позволяющий выяснить значение (или оттенок значения).

2. Сопоставление синонимов с целью выяснения различий, для разграничения оттенков: «шкаф – комод – гардероб», «книга – учебник» и т.д.

3. Объяснение значения синонимов через контекст. Прочтение отрывка «высвечивает» значение синонимов, их контекстуальный характер; ученикам начальной школы это помогает легче понимать не только прямое значение синонимов, но и сочетаемость, уместность их употребления, выразительность.

4. Включение синонима в контекст, составленный самими детьми, является вариантом предыдущего задания. Можно предложить подобрать такие контексты, в которых определенные слова будут синонимами, и такие контексты, где они синонимами перестанут быть.

5. Выяснение оттенков значения ряда синонимов по справочной информации (можно использовать словари, справочники, сноски в книгах для чтения). В ряде случаев можно использовать толковые словари.

6. Развернутое описание, состоящее из группы слов или из нескольких предложений.

7. Способ логического определения нередко помогает раскрыть отличия слов в синонимичном ряду через подведение его под ближайший род и выделение видовых признаков: крейсер — военный корабль.

 

В словарике синонимов для начальной школы М. Р. Львова из 206 синонимических рядов 77 – синонимы – существительные, и их необходимо «проработать» с детьми.

На уроках русского языка работа с синонимами наиболее органично вписывается в общую систему толкования значений новых слов для школьников.

Для того, чтобы обучающиеся лучше понимали конкретное значение существительного, необходимо показывать предмет, его изображение, муляж и т.д.

Если же слово имеет более отвлечённое значение, то имеет смысл объяснять его посредством синонимической замены: тайфун – буря (в океане), отара – стадо (овец).

 

Организовывать синонимическую работу следует над такими группами существительных:

1. Слова с отвлеченным значением: благоухание – (приятный) запах; зной – жара; западня – ловушка;

2. Заимствованные слова книжного типа, имеющие соответствия в русском языке: багаж – поклажа, груз; кавалерия – конница; космос – Вселенная; турист – путешественник;

3. Архаизмы: рать – войско, армия; воин – боец; палаты, хоромы – дворец;

4. Термины из всех областей знаний, особенно заимствованные: томат – помидор; гиппопотам – бегемот; нивяник – ромашка; орфография – правописание.

При этом дети должны осознавать, что между синонимами почти всегда имеются различия либо в значении, либо в стилистике их употребления.

Неумение выбрать из синонимического ряда слово, наиболее точно выражающее понятие, приводит к многочисленным ошибкам типа: «По небу летело стадо стрижей», «В небе виден полный месяц», «Вчера у нас в деревне был сильный шторм».

Предупреждать появление подобных ошибок можно путем использования упражнений по выбору синонима: «Друзья решили отправиться в (путешествие, поход, странствование)».

Другим важным аспектом в работе по синонимике существительных является устранение повторов слов в пределах одного предложения или в рядом стоящих предложениях.

Работу с этой весьма распространенной ошибкой следует понимать несколько шире, чем замена повторяющегося слова лексическим синонимом. Сюда же нужно включить и замену слова с описательным оборотом.

Есть и более частные аспекты синонимической работы.

Это и разграничение паронимов (невежда – невежа, индийцы – индейцы) и устранение из речи детей разговорно-просторечной лексики типа «Подошла наша училка», «Вот какой здоровый домяра» и т.д.

Главное, чтобы синонимическая работа была не эпизодичной, а представляла стройную систему. Она должна вестись на каждом уроке, а не только на уроках русского языка, то есть явиться определенным «сквозным» методом, системообразующим фактором интеграции предметов в начальных классах.

 

Система практических упражнений с синонимами складывается из следующих элементов:

1. Обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений, различий между словами синонимами;

2. Подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, и выяснение оттенков значения, различное употребление;

3. Специальные упражнения с синонимами (градация синонимов и прочее) активизация синонимов, т.е. использование в связной речи;

4. Исправление речевых ошибок (неудачное употребление слов);

5. Замена одного другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.

Работа с синонимами на уроках родного русского языка начинается в первом классе.

Например, дети читают предложение: «Все они хотят счастья, светлого, солнечного неба». Учитель обращает внимание учащихся на то, что слово солнечный усиливает значений слова светлый.


Наглядна градация синонимов в стихотворении И. Сурикова «Белый снег...»:

Во втором классе учащиеся уже подбирают группы синонимов из 2-3 слов. Обычно при подборе синонимов они располагаются по нарастающей степени качества: большой, огромный, громадный и красивый, прекрасный.

Во вторых-четвертых классах целесообразно вводить группы из трех и более синонимов: смелый, храбрый, отважный (воин); оберегать, беречь, охранять; ложь, неправда, вранье; сильный, мощный, могучий, непобедимый.

На примере рассказов с диалогами проводится работа над глаголами. Так по рассказу Л. Воронковой «Командир звездочки» (3 класс): сказал, спросил, ответил, прошептал, прокричал в ответ, жалобно ответил, со слезами сказала.

Аналогичная работа проводится по глаголам движения: мальчики бежали, мчались, неслись, выскочили, бросились. Строго говоря, далеко не все эти слова – синонимы.

Но в начальных классах такое расширенное понимание синонимии бывает необходимо.

Работа над синонимами не только поможет расширить словарный запас учащихся, но и сможет послужить связующим звеном в комплексном, целостном познании действительности.

 

Рекомендованная литература:

 

1. Львов, М. Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка: Начальная школа [текст] / М. Р. Львов. – М.: АСТ, 2008. – 128 с.https://obuchalka.org/20190918113993/slovarik-sinonimov-i-antonimov-lvov-m-r-1994.html

2. Львов, М. Р., Горецкий, В. Г., Сосновская, О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах[текст]/ Под ред. М. Р. Львова. – М.: Академия, 2000. – 307 с. https://klex.ru/mgb

3. Соловейчик, М. С. Работа по культуре речи на уроках русского языка//Начальная школа. - 1990. https://pedrazvitie.ru/raboty_nachalnoe_new/index?n=32991

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: