Язык в действии
Во 2 классе в данном разделе начинается работа с синонимами. Синонимы - это слова, близкие по значению, но отличающиеся друг от друга смысловыми оттенками или стилистической окраской.
Эту тему нельзя оставить без внимания, так как работа над синонимами в школе является одним из перспективных направлений в методике обогащения словарного запаса учащихся.
Богатый словарный запас – фундамент, который обеспечивает школьнику развитие речи, создает условия для успешного формирования орфографических навыков.
Необходимо создать систему обогащения и развития речи детей, нужна планомерная работа, четко и определенно дозирующая материал - словарь, синтаксические конструкции, умения по составлению и редактированию текста.
Русский язык очень богат синонимами. Так, в Словаре синонимов русского языка З. Е. Александровой к прилагательному глупый дано 37 синонимов, к глаголу сказать – 30, к существительному лицо – 16, к наречию всегда – 35 синонимов и синонимических оборотов речи.
Это не значит, что все эти синонимы должны быть усвоены учащимися в начальных классах. Однако, если работу и упражнения с синонимами проводить систематически, то словарный запас детей обогатится на 300 – 500 слов в год.
Как справедливо отмечает М. Р. Львов: «Чем больше в словаре синонимов, тем богаче выразительные возможности как данного языка в целом, так и каждого его носителя». Упражнения над синонимами, расширяют и уточняют словарь учеников, способствуют точному выражению мысли, предупреждают повторение одного и того же слова.
Основными источниками обогащения и совершенствования синонимических рядов, а, значит, и лексического словаря младших школьников в целом, можно назвать тексты учебных книг, произведения художественной литературы, речь учителя. Эти источники обогащения языка учеников начальной школы являются педагогически контролируемыми и организуемыми.
Словарная работа должна иметь под собой практическую основу, опираться, главным образом, на текст, практически не содержать в себе теоретических сведений и даже, как правило, терминов. Для словарной работы с синонимами весьма полезным пособием могут быть словари. Так уже в 1 упражнении данной темы авторы предлагают обратиться к толковому словарю.
Наилучшим толкователем значений синонимов можно назвать контекст, ведь реальные синонимичные слова могут быть только контекстными. Поэтому часто в толковых словарях приводят цитаты-иллюстрации, которые как бы высвечивают и основные, и дополнительные значения слов, их сочетаемость.
Основные приемы и методы изучения синонимов:
1. Словообразовательный анализ, позволяющий выяснить значение (или оттенок значения).
2. Сопоставление синонимов с целью выяснения различий, для разграничения оттенков: «шкаф – комод – гардероб», «книга – учебник» и т.д.
3. Объяснение значения синонимов через контекст. Прочтение отрывка «высвечивает» значение синонимов, их контекстуальный характер; ученикам начальной школы это помогает легче понимать не только прямое значение синонимов, но и сочетаемость, уместность их употребления, выразительность.
4. Включение синонима в контекст, составленный самими детьми, является вариантом предыдущего задания. Можно предложить подобрать такие контексты, в которых определенные слова будут синонимами, и такие контексты, где они синонимами перестанут быть.
5. Выяснение оттенков значения ряда синонимов по справочной информации (можно использовать словари, справочники, сноски в книгах для чтения). В ряде случаев можно использовать толковые словари.
6. Развернутое описание, состоящее из группы слов или из нескольких предложений.
7. Способ логического определения нередко помогает раскрыть отличия слов в синонимичном ряду через подведение его под ближайший род и выделение видовых признаков: крейсер — военный корабль.
В словарике синонимов для начальной школы М. Р. Львова из 206 синонимических рядов 77 – синонимы – существительные, и их необходимо «проработать» с детьми.
На уроках русского языка работа с синонимами наиболее органично вписывается в общую систему толкования значений новых слов для школьников.
Для того, чтобы обучающиеся лучше понимали конкретное значение существительного, необходимо показывать предмет, его изображение, муляж и т.д.
Если же слово имеет более отвлечённое значение, то имеет смысл объяснять его посредством синонимической замены: тайфун – буря (в океане), отара – стадо (овец).
Организовывать синонимическую работу следует над такими группами существительных:
1. Слова с отвлеченным значением: благоухание – (приятный) запах; зной – жара; западня – ловушка;
2. Заимствованные слова книжного типа, имеющие соответствия в русском языке: багаж – поклажа, груз; кавалерия – конница; космос – Вселенная; турист – путешественник;
3. Архаизмы: рать – войско, армия; воин – боец; палаты, хоромы – дворец;
4. Термины из всех областей знаний, особенно заимствованные: томат – помидор; гиппопотам – бегемот; нивяник – ромашка; орфография – правописание.
При этом дети должны осознавать, что между синонимами почти всегда имеются различия либо в значении, либо в стилистике их употребления.
Неумение выбрать из синонимического ряда слово, наиболее точно выражающее понятие, приводит к многочисленным ошибкам типа: «По небу летело стадо стрижей», «В небе виден полный месяц», «Вчера у нас в деревне был сильный шторм».
Предупреждать появление подобных ошибок можно путем использования упражнений по выбору синонима: «Друзья решили отправиться в (путешествие, поход, странствование)».
Другим важным аспектом в работе по синонимике существительных является устранение повторов слов в пределах одного предложения или в рядом стоящих предложениях.
Работу с этой весьма распространенной ошибкой следует понимать несколько шире, чем замена повторяющегося слова лексическим синонимом. Сюда же нужно включить и замену слова с описательным оборотом.
Есть и более частные аспекты синонимической работы.
Это и разграничение паронимов (невежда – невежа, индийцы – индейцы) и устранение из речи детей разговорно-просторечной лексики типа «Подошла наша училка», «Вот какой здоровый домяра» и т.д.
Главное, чтобы синонимическая работа была не эпизодичной, а представляла стройную систему. Она должна вестись на каждом уроке, а не только на уроках русского языка, то есть явиться определенным «сквозным» методом, системообразующим фактором интеграции предметов в начальных классах.
Система практических упражнений с синонимами складывается из следующих элементов:
1. Обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений, различий между словами синонимами;
2. Подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, и выяснение оттенков значения, различное употребление;
3. Специальные упражнения с синонимами (градация синонимов и прочее) активизация синонимов, т.е. использование в связной речи;
4. Исправление речевых ошибок (неудачное употребление слов);
5. Замена одного другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.
Работа с синонимами на уроках родного русского языка начинается в первом классе.
Например, дети читают предложение: «Все они хотят счастья, светлого, солнечного неба». Учитель обращает внимание учащихся на то, что слово солнечный усиливает значений слова светлый.
Наглядна градация синонимов в стихотворении И. Сурикова «Белый снег...»:
Во втором классе учащиеся уже подбирают группы синонимов из 2-3 слов. Обычно при подборе синонимов они располагаются по нарастающей степени качества: большой, огромный, громадный и красивый, прекрасный.
Во вторых-четвертых классах целесообразно вводить группы из трех и более синонимов: смелый, храбрый, отважный (воин); оберегать, беречь, охранять; ложь, неправда, вранье; сильный, мощный, могучий, непобедимый.
На примере рассказов с диалогами проводится работа над глаголами. Так по рассказу Л. Воронковой «Командир звездочки» (3 класс): сказал, спросил, ответил, прошептал, прокричал в ответ, жалобно ответил, со слезами сказала.
Аналогичная работа проводится по глаголам движения: мальчики бежали, мчались, неслись, выскочили, бросились. Строго говоря, далеко не все эти слова – синонимы.
Но в начальных классах такое расширенное понимание синонимии бывает необходимо.
Работа над синонимами не только поможет расширить словарный запас учащихся, но и сможет послужить связующим звеном в комплексном, целостном познании действительности.
Рекомендованная литература:
1. Львов, М. Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка: Начальная школа [текст] / М. Р. Львов. – М.: АСТ, 2008. – 128 с.https://obuchalka.org/20190918113993/slovarik-sinonimov-i-antonimov-lvov-m-r-1994.html
2. Львов, М. Р., Горецкий, В. Г., Сосновская, О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах[текст]/ Под ред. М. Р. Львова. – М.: Академия, 2000. – 307 с. https://klex.ru/mgb
3. Соловейчик, М. С. Работа по культуре речи на уроках русского языка//Начальная школа. - 1990. https://pedrazvitie.ru/raboty_nachalnoe_new/index?n=32991