Обосновывая тему, студент должен определить ее место и значимость изучения в общей проблематике профессиональной работы с молодежью.
Необходимо обозначить цель своей работы, четко выделить конкретные задачи, с помощью которых будет достигаться цель исследования.
Желательно назвать и те проблемы, которые нужно было бы исследовать для полного раскрытия темы, однако они не рассматриваются в данной работе и почему
Написанию курсовой работы следует придать определенную последовательность разделов.
Первоначально студент составляет план работы по выбранной теме. Проводит сбор, изучение, анализ источников: методической литературы, учебников, монографий, статей из журналов и т.д.
Определяется структура курсовой работы: введение, первая, вторая, третья глава, заключение и приложения. После этого редактируется основная часть, затем уточняется содержание введение и заключение. В последующем, формируется список использованных источников.
Материал следует излагать в соответствии с названием и целевой установкой, логически стройно и последовательно. Необходимо четко осознавать, что цель работы состоит не в простом описании поставленных в плане вопросов, а в анализе существующих проблем и обосновании предложений по решению этих проблем.
Разработка каждой составной части работы имеет свои особенности.
Введение в курсовой работе должно составлять по объему 2-3 страниц. Оно содержит ряд обязательных элементов. Во введении следует раскрыть актуальность темы, определить цель и основные задачи работы, объект, предмет, методы исследования, проанализировать источники и литературу, обосновать структурное построение курсовой работы.
|
Актуальность выбранной темы определяет ее взаимосвязь с политическими, социальными и экономическими процессами, проходящими в Российской Федерации, Оренбургской области, в конкретном муниципальном образовании, несовершенством законодательства и практики его применения, конкретными проблемами молодежи, необходимостью изменения системы и структуры органов государственной власти и местного самоуправления, поиска новых механизмов, форм и методов их работы с молодежью, а также степенью разработанности темы в научной литературе.
От обоснования актуальности выбранной темы следует перейти к формулировке цели исследования.
Цель работы должна заключаться в изучении проблемной ситуации путем ее анализа. Цель может быть только одна.
Исходя из цели, определяется ряд взаимосвязанных задач, решение которых позволяет достичь ее. Это обычно делается в форме перечисления (проанализировать..., обобщить..., выявить..., показать..., изучить..., определить..., установить..., выяснить... и т.п.). Как правило, одна задача решается в рамках конкретного параграфа или главы курсовой работы. Решение каждой задачи должно быть обязательно отражено в заключение курсовой работы. Эти выводы и предложения выносятся на защиту.
Например:
«Целью курсовой работы является изучение основных направлений развития государственной молодежной политики в Оренбургской области».
Например:
«– показать систему и структуру государственных органов по делам молодежи в Оренбургской области;
– раскрыть правовой статус государственных учреждений в сфере государственной молодежной политики;
|
– рассмотреть вопросы практической реализации отдельных направлений государственной молодежной политики в Оренбургской области;
– на основе анализа изменений в законодательстве выявить новые подходы в регулировании деятельности органов власти в сфере государственной молодежной политики»
Например:
«Тема: Организация работы органов по делам молодежи в сфере профилактики девиантного поведения (на примере Оренбургской области)
Цель исследования: изучение деятельности органов по делам молодежи Оренбургской области в сфере профилактики девиантного поведения молодых людей.
Задачи исследования:
− изучение теоретических подходов к проблеме девиантного поведения и ее профилактике;
− изучение деятельности органов по делам молодежи в сфере профилактики девиантного поведения;
− анализ деятельности исполнительных органов власти в сфере молодежной политики Оренбургской области, направленных на профилактику девиантного поведения молодежи;
− оценка эффективности деятельности органов по делам молодежи в сфере профилактики девиантного поведения на региональном уровне;
− разработка методических рекомендаций для специалистов, работающих в области профилактики девиантного поведения молодых людей.
Объект исследования: органы по делам молодежи Оренбургской области.
Предмет исследования: деятельность органов по делам молодежи Оренбургской области в сфере профилактики девиантного поведения.
Актуальность, практическая или научная новизна, степень исследованности проблемы, цель, задачи, объект, предмет являются обязательными элементами.
|
Выбор методов исследования зависит от темы, проблемы, цели и задач исследования. В работе применяют методы эмпирического и теоретического исследования. К эмпирическим методам (способам выявления и обобщения фактов непосредственно в опыте, в практике) относятся наблюдение, беседы, рейтинг, создание диагностических ситуаций, изучение литературы и других источников, педагогического опыта и др. К теоретическим методам, направленным на раскрытие внутренней структуры изучаемого предмета, механизмов его развития и функционирования, относятся теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнение, классификация, обобщение.
Из этого разнообразия методов необходимо выбрать такие, которые обеспечат максимальный эффект.
Объект изучения – это структура организации, общественные отношения, их регулирование, явления, процессы, закономерности, деятельность, на которые направлено исследование.
Например:
«Объектом исследования является система профилактики преступности и правонарушений, несовершеннолетних в РФ и Оренбургской области»
Например:
Предмет изучения – это конкретная проблема, противоречие, задача или вопрос, требующие разрешения на основе проведенного исследования.
Например:
«Предметом исследования выступает проблема совершенствования системы и конкретных мер по профилактике преступности, правонарушений, беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних».
Введение завершается изложением структуры курсовой работы.
Например:
«Структура курсовой работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения».
Основная часть работы обычно состоит из двух теоретических и практической глав, при этом каждая глава – из трёх параграфов и выводов по главе. Формулировка глав и параграфов должна быть четкой, краткой и в последовательной форме раскрывать содержание работы. После каждого пункта делается вывод по рассмотренному в пункте материалу.
Первая глава представляет собой аналитический (теоретический) обзор по проблеме, рассматриваемой в работе. На основе изучения литературных источников отечественных и зарубежных авторов рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы их решения, дается их критический анализ, излагается собственная позиция исследователя. В этой главе излагаются теоретические основы и краткая история изучаемого вопроса; выявляются нерешенные, слабо изученные или требующие решения проблемы.
Необходимо иметь в виду, что история вопроса, которая излагается в теоретической главе – это не перечисление чужих мнений, а изложение того, как постепенно и последовательно формировалось нынешнее положение вещей в исследовании рассматриваемой проблемы.
Содержание курсовой работы не должно быть простым пересказом или конспектированием одного-двух источников. Необходимо анализировать найденный и отобранный материал, сравнивать факты, сопоставлять позиции разных авторов, выделять бесспорные положения, обнаруживая повторения, критически осмысливать, выражать свое отношение к прочитанному, правильно формулировать главное, основное, отбрасывая второстепенное, делать новые выводы и обобщения. Такого рода рассуждения ведутся, как правило, от первого лица множественного числа (мы полагаем, как нам представляется, по нашим наблюдениям и т. п.), что подчеркивает руководство исследовательской деятельностью студента со стороны руководителя, который принимает непосредственное участие в развитии и выработке научной логики конкретной научно-исследовательской работы.
Использование в своей работе произведений других авторов без всяких ссылок на них, что является плагиатом, просто недопустимо. Как плагиат рассматриваются также примеры некорректных ссылок: а) процитировав отрывок текста, студент дает отсылку на первоисточник; после которой все тот же (т.е. первоисточника) текст продолжается, но уже без ссылки; б) в работе содержится огромный отрывок заимствованного текста (непонятно, где начинается заимствование), в конце которого, где-то через несколько страниц, ставится ссылка. Если приводится очень длинный отрывок без комментариев правильно, либо периодически ставить сноски (например, в конце каждого нового абзаца), либо в тексте время от времени напоминать читателю о том, что Вы цитируете заимствование (например, «пишет Иванов», «продолжает российский исследователь», «заключает цитируемый автор» и т.п.).
В целом стиль исследования должен быть строго научным (в исключительном случае – научно-публицистическим). Общими требованиями к написанию работы являются точность и ясность языка, исключающие возможность субъективного толкования; предельная четкость мысли, логическая последовательность, доказательность и аргументированность.
Основная часть курсовой работы состоит из 3-х глав, каждая из которых может делиться не более чем на 3 параграфа. В них излагается материал темы, решаются задачи, поставленные во введении. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы, заголовкам главы и параграфа, а также полностью их раскрывать. Необходимо соблюдать логическую последовательность изложения содержания курсовой работы от еервпредложения до последнего. Желательно выдерживать определенную структуру:
Первая глава должна раскрывать теоретические и правовые основы рассматриваемой темы, государственную политику на федеральном уровне.
Вторая глава является по своему содержанию аналитической. В ней выявляются недостатки, пробелы и противоречия, конкретные проблемы, возникающие в практической деятельности.
Третья глава – перспективная. На основе анализа, обобщения материала формулируются основные тенденции развития на современном этапе и задачи на будущее, выводы и предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления, способы решения обозначенных проблем.
Если в работе сформулированы новые положения, автор должен доказать и обосновать их истинность. Следует обращать особое внимание на правильность построения доказательств.
В заключение работы делаются обобщающие выводы и предложения по исследуемой теме, характеризуется степень ее раскрытия, констатируется, достигнуты ли цель и задачи, сформулированные во введении.
Заключение не должно содержать пересказа содержания работы. В нем подводятся итоги ее теоретической и практической части. Выводы должны логически вытекать из основного содержания. Они не могут основываться на материалах, которые не были использованы в основной части курсовой работы.
Качество работы увеличится, если автор работы сумеет не только грамотно и профессионально подвести итоги, но и определить перспективность направлений дальнейшего исследования темы на новом уровне. Не стоит включать в заключение цитаты и примеры.
В конце каждой главы, а желательно и параграфа, также следует формулировать выводы по существу изложенного материала (к примеру: 2-3 абзаца начинающиеся словами: «Таким образом,...следовательно, итак …»). Они должны логически вытекать из содержания главы или параграфа, находить в нем свое обоснование и подтверждение.
Выводы в конце главы строятся на основе выводов по всем параграфам, из которых она состоит, а «Заключение» курсовой работы, в свою очередь, необходимо обобщать выводы по всем главам.
Объем заключения должен составлять 2-3 страницы.
В ходе написания работы следует обратить внимание на язык изложения материала, особенно на лексику и фразеологию, морфологию и синтаксис, орфографию и пунктуацию.