Лирико-психологическая линия




Опера «Война и мир» (1941-1952)

 

Опера «Война и мир» - одно из самых грандиозных произведений оперной классики, продолжающее традиции русской героико-патриотической эпической оперы («Жизнь за царя», «Князь Игорь» и др). Как и в указанных операх, в «В. и м.» мы находим непримиримое противостояние русского народа и образа иноземных захватчиков, показанное в сложный, переломный момент истории.

Замысел оперы «Война и мир» зародился у П-ва весной 1941 года. В апреле 1941 годы был составлен сценарный план, в августе к-р приступил к созданию музыки. В марте 1942 года был закончен первый вариант оперы, состоявший из 11 картин. Впоследствии к-р многократно обращался к опере, дописывая и сочиняя заново целые сцены. Окончательно оперы была завершена лишь в 1952 году. Поставлена полностью в 1959 году, в Большом театре, хотя до этого было несколько постановок в концертном исполнении.

Создание оперы на прозаический текст Л.Н. Толстого было смелым, дерзновенным замыслом. История русской музыки знала немного подобных примеров (например, «Женитьба» Мусоргского по Гоголю). Опираясь на текст Толстого, композитор использует его не только в речитативах, но и в ариях, вокальных ансамблях. Положение усложнялось еще и тем, что литературный первоисточник представлял масштабную эпопею с огромным количеством персонажей, сюжетных линий. Поэтому композитор и либреттист М. Мендельсон-Прокофьева отобрали далеко не все образы и сцены богатой толстовской эпопеи, объединили разрозненные фрагменты в одно стройное целое. Действие оперы охватывает меньший временной отрезок – с 1809 по 1812 год (у Толстого – более десяти лет).

Действие оперы распадается на два больших раздела – образы мирной жизни (1-8 картины) и образы войны (8-13 картины). Образы трех главных персонажей – Наташи Ростовой, Андрея Болконского и Пьера Безухова – показаны на протяжении всей оперы, они развиваются не только в силу внутренних, психологических факторов, но и в связи с историческими событиями, коренным образом меняющими их судьбу.

Все сложные сплетения сюжета и его музыкальное воплощение можно условно разделить на два драматургических пласта:

1) лирико-психологическая драма, показывающая отношения Наташи и Андрея;

2) героико-эпическая линия, получающая развитие во второй части оперы.

Два указанных пласта переданы различными приемами и средствами. Картины мира, лирико-психологические сцены решены в камерном плане, с детализированной манерой письма. Напротив, картины войны, Бородинского сражения, пожара Москвы выписаны крупным планом, в стиле грандиозных исторических фресок.

 

 

Лирико-психологическая линия

Здесь показана история любви Наташи и Андрея, их разрыв и последняя встреча (сцена «Темная изба»). В развитие событий вовлекаются многие другие персонажи – старый князь Болконский, встающий на пути к счастью, Элен и Антоль Курагины, родственники Наташи – граф Ростов, Соня, Ахросимова и многие другие.

Для показа лирико-психологической драмы главных героев Прокофьев пользуется широко развитой системой лейтмотивов.

1 картина – экспозиция образов Андрея и Наташи. Первая характеристика Наташи дана во вступлении к 1-й картине. Это хрупкая, прозрачная тема (соло флейты), символизирующая чистоту и поэтичность главной героини. Картина открывает ариозо князя Андрея, где он предстает как много переживший человек, не верящий в счастье. Духовная близость героев, еще не встретивших друг друга, подчеркивается родством интонаций, а также тем, что монолог Андрея накладывается на л-м Наташи. Важнейшая тема ариозо – так называемая «тема весеннего обновления» («Там все зазеленело»), прекрасная своей напевной, выразительной мелодией.

Пессимистические мысли К.А. («нет ни весны, ни солнца, ни счастья») прерывает сцена Наташи и Сони. Небольшие реплики Наташи выражают свойственные ей черты – порывистость, восторженность, непосредственность. Особенно выделяется тема нежно-скерцозная тема «Так бы вот села на корточки».

Лирическая кульминация 1-й картины, и одновременно показ усадебного быта – дуэт Наташи и Сони «Ручей, виющийся по светлому песку» (слова Жуковского). Здесь к-р воплотил характерные черты элегии 19 века, но и внес нечто неповторимое, «прокофьевское» - в частности, обилие хроматизмов, внезапные модуляции и т.п.

Картину завершает небольшой монолог К.А., знаменующий перелом в его душе: звучит тема «В ней есть что-то совсем особенное» (еще один л-м Наташи), а затем в кульминационном звучании – тема «весеннего обновления».

2 картина – зарождение любви К.А. и Наташи, показанное на фоне яркой картины бала у екатерининского вельможи. Важнейший момент развития отношений – вальс, получивший название «вальса Наташи». Он служит контрастом эффектным номерам бала – полонезу, мазурке, отличается хрупкостью, целомудрием. В этой музыке П. воплотил традиции «Вальса-фантазии» Глинки (много общего и в конкретных элементах – тональность, интонационное родство). Очень примечательна мелодия, которая поначалу развивается краткими, робкими и как бы разрозненными мотивами. Реприза вальса – первый дуэт героев. Примечательно, что они поют о разном, но прекрасно понимают друг друга.

3 картина – первые осложнения отношений, в которые вмешивается старый князь Болконский. Переступая порог княжеского дома, Наташа полна светлых ожиданий, ее первая реплика звучит на основе темы весеннего обновления. Но холодный прием княжны Марьи, дерзость старого князя рождают в душе Наташи сложную гамму чувств. Ее ариозо «А может быть, он приедет нынче» полно боли, страдания и в то же время надежды, трепетного отношения к К.А.. Мелодия сочетает восходящие и нисходящие хроматизмы с широкими и выразительными оборотами.

4 картина – обострение конфликта, куда вплетается увлечение доверчивой Наташи Анатолем Курагиным. Своеобразным рефреном картины является «Вальс Элен», или вальс обольщения – антипод вальса Наташи, с его повышенной страстностью и вкрадчивостью. На этом фоне небольшие ариозо Наташи – как островки чистоты и целомудрия. Ариозо «Чудо, как хороша» обращено к Элен и основано на теме «Так бы вот села на корточки» из 1 картины. Другое ариозо (после чтения письма Анатоля) – передает сомнения и душевную тревогу Наташи. Здесь звучит тема весеннего обновления, но ее сменяет мелодия ариозо 3 картины. Это говорит о том, что образ К.А. постепенно вытесняется новым роковым увлечением.

6 картина – одна из самых драматичных, т.к. передает неудавшийся побег Наташи. Здесь ее вокальная партия меняется до неузнаваемости – прерывистые реплики передают всхлипывания и горестные восклицания. Сначала Наташе негодует оттого, что ее побег не удался. Но узнав правду об Анатоле, Наташа хочет лишить себя жизни. Ситуацию разрешает вмешательство Пьера; наступает раскаяние Наташи, когда в последний раз в опере звучит тема ее чистоты и доверчивости (реминисценция темы «Чудо как хороша», цифра 211), затем тема ариозо 3 картины (цифра 219) и, наконец, тема раскаяния «Я хуже, хуже всех на свете» (цифра 224). Все это восстанавливает прекрасный душевный облик Наташи.

12 картина – итог, кульминация и трагическая развязка взаимоотношений Наташи и К.А.. Это единственная лирическая сцена во второй части оперы, но она не кажется чужеродной благодаря огромному трагическому накалу.

Глубоко психологическая картина раскрывает сложный мир чувств и мыслей К.А. и Наташи. С высоты всего пережитого их любовь озаряется высокопоэтическим светом.

Картина открывается монологом К.А., в котором бред чередуется с кратковременными проблесками сознания. Интонации монолога в основном безжизненны, основаны на теме войны. Своеобразным фоном является хор раненых за сценой «пити-пити», а также призрачные глиссандо арф и скрипок.

В момент просветления сознания («Я не могу умереть») мелодия становится более выразительной, напевной; появляется тема из арии Кутузова («Отечество… Златоглавая Москва»), а при воспоминании о Наташе звучит ее л-м в оркестре и в вокальной партии.

С появлением Наташи монолог переходит в дуэтную сцену, где появляются многие лирические темы оперы:

Реплика Н. «Простите меня» - из ариозо 6 картины,

«Если б я остался жив» – тема «В ней есть что-то совсем особенное»

Тема весеннего обновления – звучит как кульминация всей сцены

Тема вальса – приобретает призрачный характер (пассажи струнных, глиссандо арф).

Сцена заканчивается возвращением хора «Пити-пити» и галлюцинациями К.А..

 

 

Героико-эпическая линия

Образы русского народа в пору тяжелых испытаний раскрывают 8-13 картины. Народ показан многогранно: солдаты, ополченцы, москвичи, партизаны. Как собирательный идеальный образ – Кутузов. Народные сцены Прокофьев трактует крупным мазком, в эпическом духе, близком Глинке и Бородину. Его народ – охваченная единым чувством масса. В то же время динамизм и трагедийность многих сцен сродни традициям Мусоргского.

Первый показ обобщенного образа народа – «Эпиграф». Здесь типично русский размер 5/4, суровая архаика мелодии сочетается с современной гармонией (полиаккорды).

8 картина знаменует начало народно-героической драмы. Здесь появляется новый лейтмотив – тема войны (262), который одновременно символизирует и народное бедствие, и мужество народа. Впоследствии эта тема яв-ся основой хора смоленских крестьян, появляется во Вст. к 10 картине, вкрапливается в галлюцинации князя Андрея в 12 картине.

Два народных хора 8-й картины отражают различные эмоциональные состояния народа. Хор смоленских крестьян «Черный дым над Смоленском» изобилует скорбными интонациями; хор «Как пришел к народу наш Кутузов» выдержан в духе молодецких песен и несет уверенность в победе.

Экспозиция Кутузова также дана в 8 картине, на фоне народных сцен и выдержана в ораториальном стиле. Л-м Кутузова звучит в оркестре (312): степенная поступь, величие, уверенность, сочетание маршевости и гимничности. Поскольку это идеальный народный персонаж – использованы «русские» черты – поступенность, плавность мелодической линии, а также обилие плагальных оборотов.

Героико-эпическую линию дополняет дуэтная сцена К.А. и Пьера из 8 картины. Психологическая драма К.А. отражена в его монологе, где предстают светлые, поэтичные темы любви, л-м Наташи, звучит тема вальса Наташи. Новое ариозо К.А. (после диалога с Пьером) выражает иное чувство, проникнутое патриотизмом и верой в победу («Но я скажу тебе…»).

Первое ариозо Кутузова – «Бесподобный народ» - звучит перед Бородинским сражением, основано на развитии лейтмотива Кутузова.

Русский народ показан в противопоставлении с французами. Их характеризуют мелодии инструментального склада, моторность, остинатность, напряженные ритмы. Величавым фразам Кутузова контрастируют растерянные, задумчиво-сосредоточенные реплики Наполеона (9 картина).

Одна из патриотических кульминаций оперы – монолог Кутузова из 10 картины. Он написан в сложной 3-частной форме. Монолог открывает выразительный ариозный речитатив (379). Его сменяет величавая песня-гимн, исконно русская по складу: диатоника, плагальность, поступенность, (ассоциации со знаменным распевом), сочетающаяся с широкими ходами на сексты (от русского романса). В дальнейшем эта тема выполняет функцию темы Родины, что обнаруживает близость к теме «А и было дело на Неве-реке» из кантаты «Александр Невский».

Особенно важное значение приобретают народные хоры в 13 картине. Особенно выделяются хор пленных «Братцы, голубчики» и ораториальный Эпилог, завершающийся величавым гимном. Кульминация этого гимна – тема Родины из арии Кутузова («За Отечество шли мы в смертный бой»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: