Особенности психического развития в младшем возрасте
| Категория психологического возраста
| Описание
| | Особенности социальной ситуации развития
| Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка.
Для резких изменений, имеющих место в течение подросткового возрастного периода, существуют как внешние (социальные), так и внутренние (биологичес кие и психологические) предпосылки.
Исследователь психологии подростков Мишель Кле задачи развития в подростковом возрасте формулирует относительно четырех основных сфер: сферы тела, сферы мышления, сферы социальной жизни, сферы самосознания.
| | Ведущий вид деятельности
| Ведущие позиции начинают занимать общественнополезная деятельность и интимноличностное общение со сверстниками.
| | Основные психологические новообразования
| На фоне развития ведущей деятельности происходит развитие центральных новообразований подросткового возраста, охватывающих в этом периоде все стороны субъективного раз вития: изменения происходят в моральной сфере, в плане полового созревания, в плане развития высших психических функций, в эмоциональной сфере.
| | Эмоционально-волевая сфера
| | | Потребностно-мотивационная сфера
| | | Особенности развития познавательной (когнитивной) сферы
| В данной теме из семи психических познавательных процессов: 1) ощущение, 2) восприятие, 3) внимание, 4) память, 5) воображение», 6) мышление, 7) речь, — рассматриваются шесть.
«Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка», — считал Л.С. Выготский.
| | Особенности общения
(коммуникативная сфера)
| В.И. Слободчиков замечает, что при всех трудностях определения конкретных путей преодоления кризиса развития подросткового возраста, можно сформулировать общее психологопедагогическое требование его благополучного разрешения. Это — наличие общности, совместности в жизни подростка и взрослого, наличие сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия. Создание общности в жизни взрослого и подростка, расширение сферы их сотрудничества и расширение содержательных контактов между ними — составляют необходимые условия преодоления кризиса отрочества.
В силу непринятия взрослым нового типа отношений с подростком между ними возникает психосоциальный конфликт. Следствием этого могут стать проявления девиантного и даже делинквентного по ведения подростков. Девиантное поведение — отклоняющееся от принятых в обществе правовых и/или нравственных норм поведение. Делинквентное поведение— разновидность от клоняющегося поведения, это, в узком смысле, противоправное, даже — преступное поведение. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учёбе и нравственному развитию подростков.
| | Особенности развития личностной сферы (я-концепция, самооценка, уровень притязаний)
| Общение влияет не только на процесс социализации, но и на формирование личности подростков. В личностной сфере происходят, пожалуй, самые значительные изменения в этом возрасте. Примерно к 15ти годам, то есть к концу среднего подросткового возраста, наступает важный момент в личностном развитии подростка, связанный со становлением дифференцированной и осознанной «Яконцепции» как системы внутренне согласованных представлений о себе.
Характеризуя подростковый возраст, многие отечественные психологи писали о том, что одним из центральных новообразований этого периода является «чувство взрослости», которое выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, в утверждении своего личностного достоинства
| | Кризис возрастного развития
| Кризис подросткового возраста (кризис поло вого созревания) — примерно в 13 лет. Активная фаза кризиса, по Даниилу Борисовичу Эльконину и др., может даже длиться в период от 12ти до 14ти лет. Этот «исторически» самый продолжительный из всех детских возрастных кризисов в большинстве случаев интенсивно продолжается не менее одного года жизни. Кризис подросткового возраста обусловлен, прежде всего, невозможностью подростков доминантно овладеть своей эмоциональночувственной (аффективной) сферой и волевой сферой в условиях значительной перестройки телесной организации (эндокринной системы) и в условиях изменившихся (ужесточившихся) требований общества к культурносоциальному статусу подростков.
Основные психосоциальные характеристики кризиса подросткового возраста: падение учебной успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свёртывание и отмирание прежде установившейся системы интересов, негативный, протестующий характер поведения и т. п
|
|
Поиск по сайту:
|