Особенности психического развития в младшем возрасте




 

Категория психологического возраста Описание
Особенности социальной ситуации развития Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Для резких изменений, имеющих место в течение подросткового возрастного периода, существуют как внешние (социальные), так и внутренние (биологичес кие и психологические) предпосылки. Исследователь психологии подростков Мишель Кле задачи развития в подростковом возрасте формулирует относительно четырех основных сфер: сферы тела, сферы мышления, сферы социальной жизни, сферы самосознания.
Ведущий вид деятельности Ведущие позиции начинают занимать общественнополезная деятельность и интимноличностное общение со сверстниками.
Основные психологические новообразования На фоне развития ведущей деятельности происходит развитие центральных новообразований подросткового возраста, охватывающих в этом периоде все стороны субъективного раз вития: изменения происходят в моральной сфере, в плане полового созревания, в плане развития высших психических функций, в эмоциональной сфере.
Эмоционально-волевая сфера  
Потребностно-мотивационная сфера  
Особенности развития познавательной (когнитивной) сферы В данной теме из семи психических познавательных процессов: 1) ощущение, 2) восприятие, 3) внимание, 4) память, 5) воображение», 6) мышление, 7) речь, — рассматриваются шесть. «Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка», — считал Л.С. Выготский.
Особенности общения (коммуникативная сфера) В.И. Слободчиков замечает, что при всех трудностях определения конкретных путей преодоления кризиса развития подросткового возраста, можно сформулировать общее психологопедагогическое требование его благополучного разрешения. Это — наличие общности, совместности в жизни подростка и взрослого, наличие сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия. Создание общности в жизни взрослого и подростка, расширение сферы их сотрудничества и расширение содержательных контактов между ними — составляют необходимые условия преодоления кризиса отрочества. В силу непринятия взрослым нового типа отношений с подростком между ними возникает психосоциальный конфликт. Следствием этого могут стать проявления девиантного и даже делинквентного по ведения подростков. Девиантное поведение — отклоняющееся от принятых в обществе правовых и/или нравственных норм поведение. Делинквентное поведение— разновидность от клоняющегося поведения, это, в узком смысле, противоправное, даже — преступное поведение. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учёбе и нравственному развитию подростков.
Особенности развития личностной сферы (я-концепция, самооценка, уровень притязаний) Общение влияет не только на процесс социализации, но и на формирование личности подростков. В личностной сфере происходят, пожалуй, самые значительные изменения в этом возрасте. Примерно к 15ти годам, то есть к концу среднего подросткового возраста, наступает важный момент в личностном развитии подростка, связанный со становлением дифференцированной и осознанной «Яконцепции» как системы внутренне согласованных представлений о себе. Характеризуя подростковый возраст, многие отечественные психологи писали о том, что одним из центральных новообразований этого периода является «чувство взрослости», которое выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, в утверждении своего личностного достоинства
Кризис возрастного развития Кризис подросткового возраста (кризис поло вого созревания) — примерно в 13 лет. Активная фаза кризиса, по Даниилу Борисовичу Эльконину и др., может даже длиться в период от 12ти до 14ти лет. Этот «исторически» самый продолжительный из всех детских возрастных кризисов в большинстве случаев интенсивно продолжается не менее одного года жизни. Кризис подросткового возраста обусловлен, прежде всего, невозможностью подростков доминантно овладеть своей эмоциональночувственной (аффективной) сферой и волевой сферой в условиях значительной перестройки телесной организации (эндокринной системы) и в условиях изменившихся (ужесточившихся) требований общества к культурносоциальному статусу подростков. Основные психосоциальные характеристики кризиса подросткового возраста: падение учебной успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свёртывание и отмирание прежде установившейся системы интересов, негативный, протестующий характер поведения и т. п

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: