Методическая разработка на тему ЗОЖ, 10 класс
Ситуативный практикум «Жизнь без вредных привычек»
Цель:
• воспитание потребности в здоровом образе жизни, осознанного отношения к реальному вреду наркотиков на личность человека.
Оборудование: если есть возможность, то размножить текст ситуаций для каждого ученика. В ходе классного часа важно выслушать различные точки зрения учащихся, но сделать правильные выводы.
Ход классного часа
Вступительное слово классного руководителя.
Однозначно о наркотиках сказать невозможно.
Наркотики связаны как со спасением жизни, так и с ее утратой. История использования наркотиков с ритуальными целями и в медицине начинается в глубокой древности, а история распространения наркомании и широких масштабов нелегального оборота насчитывает всего несколько десятилетий.
Всемирная организация здравоохранения определяет наркотик как психоактивное вещество, которое при его приеме изменяет восприятие, настроение, сознание, поведение или двигательные функции. Это определение несовершенно, так как численность веществ, воздействующих на психику таким образом, гораздо больше, тем не менее эти вещества не являются наркотиками в собственном смысле слова. За изготовление, хранение и распространение (а порой и употребление) наркотиков предусмотрена ответственность перед законом.
Любая попытка ответить на вопрос, почему люди употребляют наркотики с немедицинскими целями, вызывает множество различных ответов. И тем более число этих ответов может возрастать в зависимости от географии страны, культуры народа. Психоактивные вещества употреблялись с древних времен в соответствии с традиционными нормами, практикой религиозных церемоний и медицинскими целями.
|
Отвечая на вопрос, почему люди употребляют наркотики и становятся наркоманами, можно сказать следующее.
1. Потому что наркотик стал более доступным.
2. Наркоторговцы стремятся реализовать наркотики как товар нелегального рынка.
3. Употребление слабых наркотиков становится «модой» среди некоторой части молодежи.
4. Потому что биохимическое действие наркотика сходно с нормальными процессами в мозге и соответственно сигналы об опасности игнорируются сознанием.
Отвечая на вопрос, почему люди не употребляют наркотики и не становятся наркоманами, можно ответить так: потому что они отдают себе отчет в опасности употребления наркотиков, потому что они умеют ответственно относиться к своей личности и безопасности, потому что они умеют управлять своими чувствами и намерениями, потому что они умеют справляться с проблемами.
Вопросы для обсуждения:
1. Каковы основные свойства наркотика?
2. Проанализируйте понятие «наркотик» из прослушанной информации.
3. Что вы можете сказать о двух значениях понятия «наркотик»?
4. Почему люди употребляют наркотики с немедицинскими целями? Расставьте причины в порядке их значимости.
5. Почему люди не употребляют наркотики? Что может повлиять на отказ от наркотиков?
6. Каковы основные идеи и положения прослушанной вами информации? С чем вы согласны, а с чем могли бы поспорить?
Ситуация 1
Прочтите или прослушайте следующий отрывок и ответьте на вопросы.
Б.С. Окунев «Наркотики».
Ученые уже давно доказали непосредственную связь между депрессией и зависимостью от табака. Кажущийся стимулирующий эффект сигареты на самом деле приводит к падению жизненного тонуса.
|
К сожалению, современная реклама сигарет с ее «легкостью бытия», ковбоями Мальборо, курящими суперменами способствует употреблению табака молодыми людьми, склонными к депрессии. Многие из молодых людей видят своих героев на экранах с сигаретой во рту и воспринимают это как норму, как эталон для подражания.
Основными причинами начала курения в детском возрасте и позднее можно считать любопытство, пример взрослых и друзей, влияние рекламы, кино, телевидения, наличие карманных денег, баловство, желание не отстать от сверстников и боязнь оказаться немодным, несовременным.
Подростки начинают курить из-за переживаний, для повышения, по их мнению, умственной активности, улучшения трудоспособности, при зубной боли, для успокоения нервов, от нечего делать. Существует мнение, что мужчины курят ради удовольствия, тогда как женщины для успокоения, подавления негативных эмоций.
Вопросы:
1. С какими мыслями автора вы согласны, а с чем могли бы поспорить?
2. Что, по-вашему, в основном влияет на то, что подростки начинают курить?
Ситуация 2
Прочтите или прослушайте следующие факты и ответьте на вопросы.
Шесть фактов о курении и детях
1. Большинство людей начинают употреблять табак еще до того, как заканчивают школу. Это значит, что если ты не закуришь в школе, то есть вероятность, что ты не закуришь никогда.
2. Большинство курящих подростков зависимы от никотина. Они хотят бросить курить, но не могут. Когда они пытаются бросить, то испытывают, так же как и взрослые, неприятные симптомы отмены.
|
3. Потребители алкоголя и наркотиков, таких как марихуана, чаще всего начинали именно с табака.
4. Начиная курить, дети в большинстве случаев снижают успеваемость в школе. Они предпочитают общаться с теми детьми, которые тоже курят. Обычно у них низкая самооценка и они не знают, как сказать НЕТ табаку.
5. Реклама сигарет позволяет людям думать, что курить — это приятно и что курят все. Эти рекламы вводят в заблуждение начинающих курильщиков.
6. Но есть и хорошие тенденции! Подростки в своих коллективах сами начинают предостерегать друг друга от курения; законодательство, которое осложняет продажу сигарет детям в магазинах, — все это помогает уберечь подростков от табака.
Вопросы:
1. Какие из перечисленных фактов о курении представляются, на ваш взгляд, наиболее важными? Почему?
2. Помогают ли приведенные факты задуматься о выборе — курить или не курить? Для кого они более полезны — для курящего или некурящего человека?
3. Можно ли дополнить перечень приведенных фактов о курении?
Ситуация 3
Прочтите или прослушайте следующий отрывок и ответьте на вопросы.