МЕТОДИКА (методические замечания).
1. Физические упражнения.
Поскольку цель физического воспитания - здоровье, и очень важное условие здоровья - солнце и свежий воздух, - то все физические упражнения необходимо проводить под открытым небом.
Каждый из волчат, даже самый большой "шляпа", должен совершенствовать свою ловкость и подвижность. Должен тренироваться в быстром беге, в правильном и красивом прыжке. Не должно быть ни одного волчонка, который бы не умел свободно ходить на ходулях или ловить мячик левой рукой.
Приведенные здесь упражнения разделены на группы: бег, прыжок, бросание, ловкость. Однако было бы свидетельством большой нерасторопности, если бы волчатник применял их в таком же порядке, как они здесь даны: на нескольких сборах один только бег, на следующих - одни только прыжки и т. д. На сборе надо давать по одному (или по несколько упражнений) из каждой группы, что составит на каждом сборе смесь из бега, прыжков, бросания и т. п. Кроме того надо помнить о постепенности упражнений: на первых сборах - легкие, потом все более трудные упражнения.
2. Воспитание характера.
Вот правила, которые необходимо соблюдать во время всех игр, чтобы они служили не только тренировке тела, но и воспитанию характера волчонка.
а.) Каждый должен играть в открытую, значит без каких-либо мелких обманов или хитростей. На соблюдении этого правила надо особенно настаивать тогда, когда начальник стаи сам лично не присматривает за игрой.
б.) Каждый должен иметь шансы выиграть, поэтому более сильный волчонок или группа волчат должны давать более слабому противнику известное количество "очков" вперед. В случае какого-либо спора или недоразумения каждая сторона должна стараться первой уступить.
|
г.) Верность - это великий принцип скаута и волчонка. Верность - это значит искреннее послушание и внутренняя дисциплина в отношении правил игры, судьи, начальника своей шестерки и капитана своей команды.
д.) Смелость и мужество! Немыслим такой волчонок, который боялся бы какого-либо упражнения или борьбы. Если бы даже в сердце и был страх, его надо подавить. О слезах не может быть и мысли. Если станет очень больно или если кто-нибудь очень обидит - овладеть собой, улыбаться и сохранять спокойствие. Так поступают настоящие мужчины.
е.) Сварливость, обидчивость и оскорбление товарищей обидными словами -свойства гадкие и совершенно чуждые волчонку. Вести себя свободно, весело, даже шумно - да, пожалуйста, сколько угодно. Но оскорблять кого-нибудь, или самому покинуть игру с надутым видом? Это волчонку не к лицу.
ж.) Нельзя сердиться на неуклюжих товарищей. Вместо этого надо им помогать и учить их. А если такой неуклюжий товарищ испортит игру или подведет свою группу в состязании, только неопытный, не развивший в себе рыцарские чувства волчонок, станет упрекать его. Тот, кто испортил игру, сам, без каких-либо слов, сильно переживает ужас своего положения. А отношение начальника стаи к таким неуклюжим мальчикам должно выражаться следующими, приблизительно, словами: "Еще мало упражнялся. Не горюй. Будет лучше, если еще немного поработаешь".
з.) Если ты победил - будь скромен, иначе ты глуп. Это факт! Самодовольные люди - глупые. Они смешны своей надутостью, зазнайством, важностью. Эта опасность чрезвычайно велика у мальчиков в волчатском возрасте. Поэтому будьте осторожны!
|
и.) Если ты проиграл - будь полон веры в будущую победу и смело к ней готовься. Недаром настоящие борцы говорят: "Победить и почить на лаврах - это полное поражение; быть побежденным и не сдаться - это настоящая победа".
Есть очень много таких законов рыцарей. Но и упражнений очень много, а потому будет множество случаев говорить на эти темы с волчатами. Это и есть тот способ, которым волчатник влияет на воспитание характера своих мальчиков.
Не имеет смысла заставлять волчат заучивать эти законы наизусть. Другое дело - начальник стаи, он их никогда не забывает. Только, Боже сохрани, не пилите ребят, не ворчите при каждой игре: "Не обманывай! Не реви..." Это надо делать иначе: "Мы должны быть смелы, как рыцари. Врет, обманывает только трус. Волчонок не может быть трусом". "Иногда неприятель очень мучил казака, взятого в плен, но казак даже не дрогнул. О слезах не могло быть и речи. Каждый волчонок должен уметь побороть слезы, потому что слезы - признак слабости". Понимаете?
Как проводить упражнения?
Лучше всего на каждом сборе провести несколько упражнений. Было бы тоже очень хорошо, если бы волчата каждый день самостоятельно тренировались в различных упражнениях. Однако, для этого необходимо, чтобы начальник стаи давал им каждый раз план на определенное время и объяснял, как его проводить. Так волчонок, упражняющийся на ходулях, вскоре стал бы чемпионом "ходулыциков".
Кроме того, время от времени можно весь сбор посвятить состязаниям. Тогда будут состязания между всеми шестерками данной стаи по всем видам физической подготовки. Конечно, результаты такого события надо занести в летопись.
|
Самые важные из всех состязаний - большие турниры, на которых соревнуются разные стаи, имеющиеся в районе. Такой турнир можно устроить или осенью по случаю Праздника Змея (запуск воздушных змеев), или на Рождество -Зимний Турнир, или на день Св. Георгия - в день перевода волчат в скауты, и т. п.
Будут пользоваться успехом у волчат и специальные турниры, в которых стаи (шестерки) состязаются между собой в одной какой-нибудь игре. Однако, при упражнениях с волчатами и проведении соревнований полезно помнить некоторые истины, касающиеся мальчиков в волчатском возрасте.
а). К соревнованию между волчатами надо подходить с большой осторожностью. Не пересаливать. Постоянные конкуренция и гонки были бы ошибкой. Они могли бы исковеркать мальчиков и замучить их физически.
б). Не все, что нравится начальнику стаи, приятно волчатам. Это важная истина. Есть один отличный признак, по которому волчатник может оценивать проводимые им упражнения. А именно - внимательно наблюдать за ребятами. Если заметите у волчат усталость или скуку - прерывайте упражнение и заменяйте другим.
в). Целый ряд указанных дальше упражнений будут слишком трудны для волчат. Поэтому надо вооружиться терпением и соблюдать принцип постепенности (от более легкого к более трудному).
г). Радость, беззаботность, смех - огромное достоинство всех упражнений и игр. Их наличие зависит от руководителя. Волчатник не должен все время ограничивать свободу мальчиков, постоянно вводить разные запреты, требовать излишней серьезности и т.д.
д). Игра - основная форма всех волчатских упражнений. Даже большие состязания и турниры - только игры.
е). Цель состязаний - не показать свое превосходство над другими, но подтянуться до самого высокого уровня сообразно своему возрасту. Поэтому в одном и том же состязании несколько волчат, имеющих разные результаты, могут занять первое место.
ж). Отличное средство против нездоровой погони за индивидуальными рекордами - проведение групповых состязаний. Отрицательные признаки личной конкуренции облагораживаются в групповых состязаниях переживанием общественных эмоций [жертвенность на пользу своей шестерки (команды); дисциплина и подавление своих личных амбиций во имя интересов группы; вместо личного рекордсменства - групповой патриотизм и т.п.]
з). К этим предостережениям надо прибавить еще одно, тоже имеющее отношение к опасностям, возникающим при неправильном пользовании состязаниями. У каждого человека, а значит и у каждого ребенка есть инстинкт самосохранения. Этот инстинкт, как некий внутренний голос, предостерегает человека против действия, которое может угрожать опасностью. Например, какой-то голос подсказывает нам не подходить к краю пропасти; какое-то внутреннее опасение сдерживает нас, чтобы мы не отплывали далеко от берега. И интересная вещь - если организм обладает подсознательной уверенностью, что может справиться с данной трудной задачей, он не защищается даже против рискованного начинания. Например, сильный пловец не ощущает страха даже тогда, когда он далеко отплыл от берега.
Так вот, мальчики в волчатском возрасте часто определяют свое отношение к упражнению на основе этого, им одним известного, внутреннего голоса.
Психоз состязания, подстрекание товарищей или подбадривание со стороны неразумного начальника могут ослабить действие инстинкта самосохранения.
Поэтому имеет огромное значение следующий принцип: если волчонок противится выполнению трудного и рискованного упражнения, никогда не принуждайте его. И если организуете какие-нибудь трудные упражнения, неуклонно соблюдайте принцип добровольности в их выполнении. Кто хочет - выполнит, кто не хочет - не принимает участия. И над этим вторым ни в коем случае нельзя насмехаться, а надо придумать для них подобные, но более легкие упражнения.
и). И, наконец, пользуясь состязаниями, полезно помнить следующий мудрый принцип: как можно реже пользуйтесь призывом: "Кто быстрее!", зато чаще ставьте вопрос "Кто лучше!"
к). А вот несколько принципов гигиены:
1. Если кто-нибудь задыхается или побледнел, пусть сразу выходит из игры.
2. Напряженные упражнения или игры надо часто прерывать, обеспечивая ребятам необходимый отдых.
3. Нельзя устраивать упражнения в разгар жары - в полдень, на солнцепеке.
4. Трудные упражнения проводить в легкой одежде; если ребята разгорячились, заставьте их в перерыве накинуть на себя что-нибудь теплое.
5. Во время напряженных упражнений - мало пить, чтобы не потеть; после - сперва остыть, потом пить.
6. Надо постоянно помнить, что соперничество устраняет естественный тормоз, каким является чувство усталости, из-за чего организм ребенка подвергается чрезмерному и недопустимому напряжению. Отсюда вытекает мое последнее, принципиальное предостережение ко всем начальникам стай: будьте осторожны, применяя соревнование в работе с малышами!
Не разжигайте дух соперничества, наоборот - притормаживайте.
I - БЕГ *
1. Бег задом
- максимум 20 м.
2. Бег боком.
- подвигая одну ногу к другой, максимум 30 м.
3. Бег на одной ноге.
- максимум 15 м.
4. Бег на одной ноге задом.
- максимум 15 м.
5. Гонки четвероножек.
- в которых волчата бегут на четвереньках.
6. Бег раков.
- бег на четвереньках задом.
7. Катание тачек.
Один волчонок лицом вниз упирается руками в землю и протягивает раздвинутые ноги. Другой подхватывает его ноги и поднимает на уровень своих бедер. В таком положении оба двигаются вперед. Дистанция 10 м.
8. Гонки сороконожек.
Каждая шестерка - сороконожка. Ребята встают в затылок, хватают друг друга за пояс и бегут. Выигрывает сороконожка, первой достигшая цели не разорвавшись.
9. Гонки на квадригах.
Квадригами назывались легкие двуколки, запряженные четырьмя лошадьми, на которых римляне любили устраивать гонки. Волчата пробуют устроить такие гонки.
Вся шестерка составляет одну квадригу. Все волчата встают в ряд держась за руки, или сплетая руки наподобие братского круга. Они - кони. Начальник шестерки, как кучер, стоит за ними. Для большего шика он может надеть на среднего коня веревочные вожжи. Каждая шестерка старается первой добежать до цели, не разорвав сплетение рук.
Более трудная разновидность - бег не по прямой линии, а с поворотами, или туда и обратно, обежав вокруг цели или по эллипсу, по линии восьмерки и т.п. Общая дистанция не больше 40 м.
10. Конные гонки.
На трассе в 30-40 м устраивают следующие препятствия:
а.) ручей (начертить две линии на расстоянии 70 -100 см.)
б.) барьер (какая-нибудь скамеечка или пара кирпичей, через которые надо перепрыгнуть).
На каждом препятствии - судья.
11. Опрокинь - поставь.
Состязания между шестерками. Шестерки выстроены рядами в затылок. Перед каждой шестеркой на расстоянии 10-15 м бутылка или воткнутая в землю палка. По сигналу первый из каждой шестерки мчится к бутылке (палке), опрокидывает ее и бегом возвращается к своей шестерке, хлопает по ладони следующего, а сам встает в хвост своей шестерки; следующие, добежав до бутылки, должны поставить ее (воткнуть палку) и так далее, ставя или опрокидывая, пока не пробегут все ребята. Выигрывает более быстрая шестерка.
12. Оденься - разденься.
Состязание между шестерками. Проводится так же, как №11 (опрокинь - поставь). У цели каждый должен застегнуть и расстегнуть рубашку, завязать или развязать ботинок и т.п. Перед каждой шестеркой должен быть отдельный судья.
13. Гонки заколдованных.
Состязание между шестерками. Проводится так же, как №11. Ребята бегут к цели на четвереньках, потому что злой волшебник превратил их в собак. У цели судья прикасается к "собаке" волшебной палочкой и возвращает ему человеческий облик. Волчонок немедленно выпрямляется и мчится к своей шестерке, чтобы ударом по ладони дать сигнал следующей "собаке".
14. Бег за фантом.
Состязание между шестерками. Проводится как № 11. Каждый волчонок дает судье какой-нибудь фант. Судья складывает все фанты в кучу у цели и следит за тем, чтобы во время состязания каждый волчонок схватил свой фант. У каждой шестерки отдельный судья.
15. Посадка картофеля.
Состязания между шестерками. Проводится как № 11. Перед каждой шестеркой 4 камешка, изображающие картофель. Между стартом и целью рисуют подряд 4 круга, каждый по 30 см в диаметре, изображающие ямку для посадки. Волчата на бегу кладут картофель в ямки. Следующие за ними на бегу вынимают картофель и приносят на старт. Выигрывает шестерка, быстрее и правильно окончившая посадку (посадивший вне круга - проигрывает).
16. Постой - разбери.
Состязание между шестерками. Проводится как № 11. Перед каждой шестеркой по 2, 3 или 4 палочки. Добежав до цели, первые волчата должны сложить из палочек заданную фигуру (крест, треугольник, квадрат и т.п.). Следующие волчата разбирают фигуру и приносят палочки на старт. Третьи снова складывают фигуру, и т.д.
17.- Бег пожарных.
Проводится как состязание между шестерками. Шестерки стоят колонками, попарно. По сигналу первая пара каждой шестерки хватает с двух сторон предмет, приготовленный для переноски (стол, скамейка, табуретка) и бежит с ним до цели (около 20 м), где оставляет его и бежит, держась за руки, обратно, чтобы встать в хвост своей колонны. По пути прикосновением руки освобождается следующая пара, которая бежит к цели и приносит оставленный предмет, передает его третьей паре, и т.д.
18. Пограничники и контрабандисты.
Играющие делятся на две группы, которые поочередно становятся то пограничниками, то контрабандистами. Группы стоят друг против друга на расстоянии около 40 м за линиями, означающими поле каждой из них. Посредине между полями чертят круг, означающий секретное убежище контрабандистов. К началу игры контрабандисты собираются в убежище, а пограничники у линии на своем поле. По сигналу контрабандисты выбегают из убежища, чтобы добежать до своего поля, а пограничники стараются их поймать - прикоснуться или сорвать нарукавную повязку. За каждого пойманного - одно очко.
19. Борьба за Флаг.
Волчата стоят в двух шеренгах друг против друга на расстоянии 15-20 шагов. В обеих шеренгах ребятам даны номера. Одна шеренга - казаки, другая - турки. На 1/3 расстояния между шеренгами ближе к туркам ставится флажок. Руководитель вызывает номера. Обозначенные этими номерами ребята немедленно выбегают, причем турок стремится похитить флажок и бежать к своим. Казак старается его поймать (прикоснуться). Пойманный берется в плен, успевший добежать до своих забирает в плен неудачно погнавшегося за ним. За каждого пленного - одно очко.
20. Эстафета.
Состязание между шестерками, стоящими рядами. Цель - на расстоянии около 20 шагов. По пути к цели каждые пять шагов перед каждой из шестерок следующие препятствия:
а.) линия, на которой надо кувырнуться,
б.) круг, в котором надо 2 раза повернуться вокруг собственной оси,
в.) стул, между ножками которого надо проползти, либо иные препятствия.
У цели лежит палочка. Первый из каждой шестерки, преодолев препятствия, добегает до цели, хватает палочку и, вернувшись к своим, передает палочку следующему. Тот, в свою очередь преодолев препятствия, оставляет палочку у цели, и т.д.
Игра вызывает у ребят много соблазнов - попытки облегчить себе задачу путем нарушения правил. Поэтому надо строго следить за соблюдением условий игры и выработкой характера волчат.
21. Спасай.
Волчата бегают свободно. Один ловит, другие удирают. Удирающий имеет в руке какой-нибудь предмет (платочек, мячик и т. п.), который он на ходу передает другому волчонку (не бросает, а передает), крича: "Спасай!" Тот удирает и в свою очередь передает другому с криком "Спасай!" Тот, кто ловит, должен прикоснуться к обладателю предмета прежде, чем тот успел передать предмет другому. Пойманный занимает место ловца.
22. Часы.
Стая делится на две команды. Обе команды составляют круг; одна - внешний, другая - внутренний. По знаку начальника один из волчат внутреннего круга бежит вокруг своей команды, и, обежав полный круг, ударяет своего товарища, который немедленно бежит дальше и т. д.
Во время этого бега волчата внешнего круга передают (или бросают) друг другу мячик. Каждый, кто передаст или бросит мячик неправильно, и каждый, кто его уронит, должен поднять мячик, вернуться на свое место и снова бросать.
Когда последний волчонок из внутреннего круга окончит свой бег, подсчитывается, сколько раз мячик обошел вокруг внешнего круга. Тогда команды меняются местами, и игра повторяется. Выигрывает команда, в которой мячик обошел круг большее количество раз за время, употребленное внутренним кругом на бег.
II - ПРЫЖКИ*
1. Прыжки вверх по свистку.
Это как бы подготовка к прыжкам, но в то же время упражнение для выработки внимательности и дисциплины. Когда руководитель свистнет раз - волчата подпрыгивают один раз; если руководитель свистнет 4 раза - подпрыгивают 4 раза. Сигналы должны быть короткими, и следовать быстро один за другим. Упражняться не долго, так как такие прыжки утомительны.
2. Прыжки с места без разбега в длину.
3. Прыжки с пробкой.
Шестерки стоят рядами в затылок. Напротив на расстоянии 10 м перед каждой шестеркой нарисован круг радиусом 1 м. Волчата прыгают по очереди на одной ноге, подталкивая другой ногой пробку. Пробку надо загнать в круг. Кто смог это проделать, хватает пробку рукой и бежит к своим, чтобы передать пробку следующему. Все поочередно проделывают то же самое.
4. Прыжок с фокусом.
Фокус надо проделать в воздухе, во время прыжка. Расстояние и высота не важны, важно красиво выполнить фокус. Вот примеры фокусов:
а.) Стукнуть каблуками 1 раз, 2 раза или 3 раза.
б.) Хлопнуть каблуками как в гопаке.
в.) Хлопнуть ладонью о каблук или одновременно обеими руками по каблукам.
г.) Во время прыжка сделать полуоборот, полный оборот.
д.) Хлопнуть в ладоши раз, два, три... (кто больше?)
е.) Хлопнуть в ладоши спереди или сзади и т.п.
5. Козел (чехарда).
Это трудное упражнение. Один из мальчиков наклоняется вперед и, опустив голову как можно ниже, изо всех сил упирается руками о колено правой, выдвинутой вперед ноги. Другие мальчики из его шестерки, разбежавшись, перепрыгивают через него, широко расставляя ноги и на лету отталкиваясь руками от его спины.
Надо начинать с перепрыгивания через самого низкого мальчика, который должен стоять, пригнувшись как можно больше. По мере приобретения волчатами опыта, мальчик постепенно все больше и больше разгибается. Надо только постоянно помнить о том, чтобы он наклонял голову.
Когда уже есть опыт, можно устраивать целую цепь. Волчонок № 1 стоит пригнувшись, № 2 перепрыгивает через него, отбегает шагов на 5-10, встает, сгибает спину. № 3 перепрыгивает через № 1 и № 2 и сам, в свою очередь, останавливается согнувшись и так до последнего члена шестерки. Тогда № 1 перепрыгивает через всех по очереди.
6. С камня на камень.
Кто бывал в горах, тот знает, что горные ручьи бывают широкие, но мелкие и в них столько торчащих камней, что ловкий путешественник без труда может перейти с берега на берег, не промочив ноги.
Обозначьте линиями берега ручья. Если поблизости есть кирпичи, выложите из них зигзагом дорожку с берега на берег таким образом, чтобы кирпичи отстояли друг от друга приблизительно на 1 м. Если кирпичей нет, нарисуйте вместо них кружки. Затем прыгайте по очереди с "камня на камень" не "промочив ноги".
7. Гонки прыгающих воробьев.
Шестерка выстроена в шеренгу. Расстояние между ребятами 1-2 шага. Все присели на корточки, крепко держась руками за собственные пятки. По сигналу воробьи прыгают на обеих ногах по направлению к цели (около 10 шагов). Нельзя выпускать пятки из рук.
8. Гонки прыгунов.
Шестерки стоят параллельными рядами в затылок. Между шестерками расстояние в 10 шагов. Перед ними, тоже на расстоянии 10 шагов, цель, причем расстояние это разделено линиями на 10-15 равных частей.
По сигналу первые ребята из каждой шестерки прыгают обеими ногами (ступни вместе!), помогая себе взмахом рук и стараясь перепрыгнуть каждый раз через одну черту. Достигнув цели, обозначенной кругом, ребята прыгают таким же образом назад к своей шестерке и прикосновением руки дают следующему волчонку сигнал проделать то же самое.
Побеждает шестерка, которая не только первой окончила прыганье, но и не совершила ошибок. Ошибками считаются: обычный бег, наступил на линию, прыжок на одной ноге.
9. Гонки духов.
Шестерки стоят рядами. Ход игры такой же, как в № 8, однако между стартом и целью нет никаких линий. Ребята продвигаются мелкими прыжками, совершенно выпрямившись, т.е. не сгибая ноги в коленях. Прыгающий сжимает между ступнями какой-нибудь предмет: маленький мячик, спичечную коробку, камушек и т. п. Прискакав обратно, волчонок передает предмет следующему и тот проделывает все таким же образом. Это очень трудные, но и очень веселые гонки.
10. Сложение прыжков.
Шестерки стоят рядами в затылок. № 1 каждой шестерки касается пальцами ног общей для всех шестерок линии. Из этого исходного положения они стараются прыгнуть как можно дальше, обеими ногами вместе. Руководитель отмечает длину прыжка, проводя черту в конце оттиска пятки "задней" ноги.
№ 2 встает пальцами ног к этой черте и отсюда прыгает обеими ногами вместе.
Выигрывает шестерка, в сумме прыгнувшая дальше всех.
11. Скакалка малая.
Дайте каждому волчонку веревку такой длины, чтобы середина ее еле-еле касалась земли, когда мальчик, вытянув руки в бок, держит за концы веревки. Это скакалка. Некоторые упражнения со скакалкой настолько хорошо подходят для волчатских турниров, что должны были бы применяться в каждой стае.
А вот примеры упражнений.
а.) Кто проскачет без ошибки 20 раз? (Нельзя устраивать состязания на то, кто дольше проскачет, так как это было бы очень вредно для здоровья волчат).
б.) Кто скачет лучше всех? Этот конкурс решает коллегия из трех судей.
в.) Пробежать 20 шагов, на каждом шагу перепрыгивая через скакалку.
г.) Скачки на одной ноге.
д.) Скачки задом.
е.) Скачки задом на одной ноге.
ж.) Два скачка обеими ногами, два на левой, два на правой ноге, потом опять два обеими ногами. Кто дольше не собьется.
з.) То же самое задом.
и.) Скакать на одном месте, занося вперед то правую, то левую ногу как при ходьбе.
к.) Скакать, скрещивая руки после каждого прыжка.
л.) Принять гостя. Когда один волчонок вертит скакалку, другой прыгает к нему, и оба скачут дальше лицом друг к другу.
м.) То же самое, но гость присоединился сзади и оба продолжают скакать спиной друг к другу.
н.) То же самое, но гость, скача, поворачивается вокруг своей оси.
о.) То же самое, но гость то впрыгивает, то выпрыгивает из-под скакалки.
Упражнения со скакалкой настолько разнообразны и интересны, что стая могла бы посвящать им раз в год специальный турнир. Тем более, что кроме малой скакалки имеется еще не менее интересная большая скакалка.
12. Большая скакалка.
Это веревка длиной около 6 м, которую два волчонка ритмически крутят, вращая вытянутой рукой. В отличие от малой скакалки (см. № 11), со скакалкой большой упражняется вся шестерка вместе. Двое вращающих скакалку должны внимательно следить, чтобы она вращалась в направлении ОТ скачущих, а не к скачущим.
А вот примеры упражнений.
а.) Члены какой шестерки сумеют по одному так перебежать под скакалкой, чтобы никто не задел веревку?
б.) Члены какой шестерки перепрыгнут в полном составе 5 раз через скакалку? Делается это так: двое вращают скакалку, а четверо по очереди подскакивают к скакалке, присоединяясь друг к другу и кладя руки друг другу на плечи или бедра. Счет прыжков начинается с того момента, когда все четверо вместе скачут через скакалку. Подготовкой к этому упражнению должно быть обучение прыгать вдвоем и втроем.
в.) Скачущая группа ритмически хлопает в ладоши.
г.) Прыжки на одной ноге.
д.) Прыжки с поворотом. А ну-ка, попробуйте проделать это всей шестеркой!
е.) Прыжки с закрытыми глазами.
Внимание:
Все прыжки - очень утомительные упражнения. Пользоваться ими надо очень умеренно. Это относится в особенности к упражнениям со скакалкой, которых не может быть слишком много на одном сборе.
III - БРОСКИ
1. Попади шишкой в дерево.
Каждый волчонок заготовляет себе 5 шишек. Потом все встают на расстоянии 5-10 шагов от цели и бросают по очереди, стараясь попасть в цель.
2. Попади монеткой в тарелку.
Шестерки стоят рядами. Перед каждой шестеркой на расстоянии 5 шагов стоит жестяная тарелка или другая посуда. Тарелка может стоять на полу или на столе. Вожак каждой шестерки получает 5 монеток, которые поочередно бросает каждый из волчат, стараясь попасть в тарелку. За каждую монетку, оставшуюся в тарелке, шестерка получает одно очко.
3. Попади камешком в воронку.
Состязание проводится так же, как № 2, но только вместо монет шестерки получают камешки приблизительно одинаковой величины. Камешки надо бросить в воронку, находящуюся в 10 м от участников состязания.
"Воронкой" может быть нарисованный круг, диаметром 3 м.
4. Попади мячиком в корзину.
Поставьте на землю корзину и старайтесь забросить в нее мячик. Начинайте с небольших расстояний, постепенно отодвигайте корзину все дальше и дальше. Если под рукой нет корзинки - возьмите шапку.
5. Попади мешочком в цель.
Сшейте из любой (лучше цветной) материи мешочек длиной 10 см. Наполните его наполовину горохом, фасолью, или хотя бы песком. Каждая стая должна иметь несколько таких мешочков, так как они очень хороши для бросания в цель.
Целью будут 3-4 концентрических круга, нарисованных на земле, достаточно большого размера, обозначенные номерами 1, 2, 3, 4 (4-ый - самый маленький), как это бывает на мишенях для стрельбы.
На расстоянии 10-15 шагов от цели проведите черту, с которой волчата по шестеркам правой рукой бросают мешочки в цель. Каждый имеет право бросить 3 раза. Каждый получает количество очков, равное номеру круга, в который он попал. В случае неясности, всегда считается в пользу бросавшего.
6. Цепь пожарных.
Шестерки стоят шеренгами, расстоянии между игроками в шеренгах - 3 шага, а вожаки на правом фланге. Перед правофланговыми лежит по 5 предметов разной величины и разного веса, например: шапка, резинка, мяч, камень, палка. По сигналу вожак шестерки старается как можно быстрее перебросить поочередно эти предметы соседу слева, который в свою очередь перебрасывает их следующему и так далее до конца шеренги. Последний на левом фланге складывает все предметы перед собой.
Выигрывает шестерка, которая быстрее всего перебросит все предметы и сделает меньше всего ошибок.
Почему это упражнение названо "Цепь пожарных"? Если бы действительно где-нибудь вспыхнул пожар, каким образом волчата могли бы оказать помощь?
7. Упражнения с мячом.
Упражнения с мячом, так же как и со скакалкой, замечательные упражнения. И просто непонятно, откуда берется множество мальчиков, не умеющих бросать мяч. Указанные здесь упражнения следует проводить как можно чаще - дома, в школе, на дворе - потому что они развивают ловкость и подвижность всего тела и являются подлинно волчатскими упражнениями. Тот, кто ничего не умеет, должен начинать с самых простых упражнений. Волчата, овладевшие уже некоторыми приемами, должны упражняться в новых. Очень важно натренировать левую руку так же точно, как правую.
Всякий раз, когда употребляется слово " мячик", имеется в виду мячик весом около 100 г и около 20 см окружностью.
Подбрасывание вверх.
а.) Бросить вверх обеими руками и поймать обеими руками.
б.) Кто сумеет больше раз ударить в ладоши (перед собой или за спиной), пока брошенный мяч в воздухе.
в.) Бросить мячик вверх, обернуться кругом и поймать.
г.) Бросить вверх и поймать правой рукой (левая - за спиной), затем наоборот - левой бросить и поймать (правая - за спиной).
д.) Подбросить мячик правой, поймать левой рукой (и наоборот).
е.) Бросить мячик вниз и поймать до того, как он упадет на землю.
ж.) Подбрасывать и ловить мяч на ходу и на бегу.
з.) Хлопнуть в ладоши под коленом, пока мячик летит.
и.) Стать на колено (на оба колена), пока мячик летит.
Отраженный мяч.
а.) Ловить обеими руками (одной рукой) мяч, отскакивающий от земли.
б.) Бросать мяч в стенку и ловить его обеими руками (одной рукой).
в.) Кто успеет большее количество раз хлопнуть в ладоши, пока мячик отскакивает от стенки.
г.) То же самое, но хлопать в ладоши за спиной.
д.) То же самое, но становиться на колено и на оба колена.
е.) То же самое, но встать на колено и хлопнуть в ладоши.
ж.) То же самое, но, повернувшись кругом, поймать мяч обеими руками, одной рукой, правой, левой рукой.
з.) То же самое, но в промежутке коснуться рукой (руками) земли, поймать мяч обеими руками, одной рукой.
и.) Кто сумеет больше всех ладонью ударить мяч о землю.
к.) Кто большее количество раз ударит мяч о стенку, не дав ему упасть на землю.
л.) Бросать мяч о землю под таким углом, чтобы он отскочил от стенки. Поймать обеими руками, одной рукой.