Музыкально-теоретический анализ




Опера «Хованщина»

Опера М.П.Мусоргского «Хованщина» по жанру является народной музыкальной драмой. Так же как «Борис Годунов» опера имеет несколько редакций, принадлежащих Римскому-Корсакову, Стравинскому, Ламму, Шебалину, Шостаковичу.

Мусоргский сам написал либретто оперы. В своей второй народной музыкальной драме Мусоргский обратился к событиям, происходившим в конце XVII века, накануне реформ Петра I.

Название «Хованщина» происходит от фамилии князей Хованских. Иван Хованский был влиятельным лицом времен правления царевны Софьи, начальником стрелецких войск. Властный и заносчивый, он представлял угрозу для власти Софьи и был казнен вместе со своим сыном Андреем по обвинению в заговоре и посягательстве на царский престол. Эти события в известной мере отражены в опере. Однако содержание ее в целом значительно шире, чем история Хованских. На этот раз Мусоргский дал еще более многостороннюю картину русской общественной жизни, чем в «Борисе Годунове».

В «Хованщине» действуют и борются между собой лица, представляющие взгляды различных классов и общественных групп.

Отпрыски древнего боярского рода, Хованские ожесточенно сопротивляются введению новых порядков, лишающих их прежних привилегий.

Другой претендент на власть, фаворит Софьи князь Голицын, любит пощеголять свободомыслием, европейской образованностью. На деле же и он оказывается приверженцем старины. Он суеверен, труслив, нерешителен.

Ненавидя друг друга, Хованский и Голицын тем не менее пытаются вступить в союз для отпора наступающей новой, могучей силе, представленной молодым Петром и его соратниками. Они рассчитывают также на поддержку раскольников и их главы — старца Досифея. Но все их попытки захватить власть бесполезны. В опере убедительно показана неизбежность гибели старого изжившего себя уклада и победы новых форм государственной жизни.

Однако не это является главной, основной мыслью «Хованщины». Мусоргский расценивал исторические события с точки зрения того, как отражались они на судьбе народа. При всем прогрессивном значении, которое имели петровские преобразования для развития Российского государства в целом, они совершались за счет жестокого угнетения народа и усугубляли и без того его бедственное положение.

Эту мысль и положил Мусоргский в основу своей народной музыкальной драмы. Он стремился показать, что правительственные реформы, проводимые насильственным путем, не могут содействовать народному благу. Происходящие в верхах раздоры заставляют лишь тяжелее страдать народ и вызывают в массах стихийный протест.

Вновь, как и в «Борисе Годунове», всплывает в «Хованщине» тема обманутого народа. Так, Хованский, спровоцировав стрелецкое войско в собственных корыстных интересах на бунт против Петра, в минуту грозной опасности трусливо прячется у себя в вотчине и предает петровцам своих верных стрельцов.

Народ представлен в «Хованщине» тремя основными группами. Это раскольники, стрельцы и московский пришлый люд (очевидно, подмосковные крестьяне и посадские).

 

Краткое содержание.

Действие первое. Красная площадь в Москве. Светает. Боярин Шакловитый – ставленник царевны Софьи – диктует подъячему донос Петру I на начальника стрельцов князя Ивана Хованского, задумавшего посадить на престол сына и водворить на Руси старый порядок. Тем временем дозорные стрельцы похваляются недавней расправой над ненавистными боярами. В память об этих кровавых событиях на площади поставлен столб, где высечены имена казненных. У столба останавливаются пришлые люди. Они заставляют подьячего прочесть им надписи. В горестном раздумье повергает их мысль о смуте, о стрелецком самовластье. Под приветственные крики стрельцов появляется князь Иван Хованский. За ним – его сын Андрей, который преследует своими любовными притязаниями Эмму, девушку из немецкой слободы. Угрозами пытается он добиться любви Эммы. На ее защиту встает раскольница Марфа, недавняя возлюбленная Андрея. Эту сцену застает возвратившийся Иван Хованский. Ему самому приглянулась Эмма, но Андрей готов скорее убить ее, чем отдать отцу. Занесенный над девушкой нож властно отводит Досифей, глава раскольников.

Действие второе. Кабинет князя Василия Голицына – фаворита царевны Софьи. Князь погружен в мрачное раздумье, его одолевает страх перед будущим. Пастор немецкой слободы приходит к нему с жалобой на самоуправство Хованских, но князь не желает слушать его. Через потайную дверь в покои князя проникает Марфа. Явившаяся под видом гадалки, Марфа предсказывает князю опалу. Суеверный Голицын в смятении. Чтобы сохранить пророчество в тайне, он велит слуге утопить гадалку, но Марфа успевает скрыться. В доме Голицына собираются противники Петра I. Беседа Голицына и Хованского – скрытых соперников, ненавидящих и боящихся друг друга переходит в ссору, которую прекращает Досифей. Он призывает их смирить кичливую гордость, подумаь о спасении Руси. Вбегает взволнованная Марфа. Она рассказывает о покушении на ее жизнь и чудесном спасении, пришедшем от солдат молодого царя Петра. С тревогой слышат заговорщики это имя. Но еще страшнее весть, принесенная Шакловитым: царь узнал о заговоре, заклеймил его хованщиной и велел «сыскать».

Действие третье. К дому Хованских в Замоскворечье пришла Марфа. Тяжело переживает она измену князя Андрея. Досифей, утешая, уводит ее с собой. Проснувшиеся пьяные стрельцы предаются буйному, бесшабашному веселью. Его прерывает насмерть перепуганный подьячий. Стряслась беда: нещадно побивая жителей слободы, приближаются петровские войска. Стрельцы ошеломлены. Они просят Хованского вести полки в бой, но страшась Петра, князь призывает стрельцов покориться и разойтись по домам.

Действие четвертое. Картина первая. Слуга Голицына предупреждает Хованского, укрывшегося в своем подмосковном имении, что его жизнь в опасности. Хованский вспыхивает гневом – кто посмеет тронуть его в собственной вотчине? Появляется Шакловитый с приглашением от царевны Софьи на тайный совет. Хованский приказывает подать себе парадные одежды. Однако едва князь выходит из палаты, как наемник Шакловитого ударяет его кинжалом. Картина вторая. Расправа ожидает и других заговорщиков: князь Голицын отправлен под конвоем в ссылку, рейтарам дан приказ окружить раскольничьи скиты. Не знает о крушении заговора лишь Андрей Хованский. Он не верить Марфе, сообщившей ему об убийстве его отца, и тщетно трубит в рог, созывая свой полк. Однако, увидев стрельцов, которых ведут на казнь, понимает, что все погибло, и в страхе просит Марфу спасти его. Стрельцы уже склоняют головы над плахами, но посланный Петром боярин Стрешнев в последний момент объявляет указ о помиловании.

Действие пятое. Поляна в глухом лесу. Ночь. В одиночестве скорбит Досифей. Он сознает обреченность раскольников. Исполненный мужественной решимости, он обращается к братии с призывом сгореть в огне во имя святой веры. Из леса доносятся звуки труб. Раскольники с молитвой проходят в скит и поджигают себя. Вместе с братией гибнет Андрей, которого увлекла в огонь Марфа, мечтая в смерти соединиться с любимым.

 

 

Опера «Хованщина» — новая после «Бориса Годунова» ступень в развитии музыкального языка Мусоргского. В «Хованщине», как и в создавшихся параллельно с ней балладе «Забытый» и «Песнях и плясках смерти», ведущая роль принадлежит распевной мелодии, впитавшей в себя выразительные речевые интонации. Сам Мусоргский писал, что, «работая над говором человеческим», он «добрел до мелодии, творимой этим говором». Это означает, что теперь он стремится не столько к перенесению в музыку отдельных речевых оборотов, сколько к созданию напевной, свободно льющейся мелодии, передающей общий склад, общий характер насыщенной ярким чувством человеческой речи.

В массовых сценах оперы Мусоргский по-прежнему обращается к выразительным средствам народно-песенных жанров. Только теперь, в связи с показом различных групп народа, круг этих жанров становится значительно шире, чем в «Борисе Годунове». Мы встретим здесь и архаический раскольничий напев, и элементы походной солдатской песни, и новый тип городского плясового наигрыша, и духовой военный марш.

Крестьянская песня в чистом виде звучит лишь в хорах крепостных девушек в тереме Хованского и играет значительную роль также в партии пришлого люда.

Так, через разнообразные музыкальные характеристики, Мусоргский воссоздает широкую и многогранную картину жизни целого государства и его различных общественных слоев.

 

 

Музыкально-теоретический анализ

Хор стрельцов из третьего действия «Батя, батя» написан для полного смешанного хора с сопровождением оркестра. В данном хоре происходит переломный момент в развитии образа стрельцов, которые представляют собой одну из групп «народа», фигурирующие как стихийная бездуховная сила.

Стрельцы, с предводителем Кузькой – отличаются яркой жизненностью. В начале третьего действия музыка передает неуемную силу, размах, но одновременно и бесшабашность, разгульность старого, допетровского войска. Мусоргский очень метко раскрывает также их доверчивость, наивность, ведь при всей своей удали стрельцы оказываются беззащитными как перед неумолимым ходом истории, так и перед предательством Хованского.

Показ стрельцов в третьем действии начинается с хора «Поднимайся, молодцы» который начинается тяжелыми, увесистыми аккордами оркестра, отмечающими начало каждого такта. На этом фоне звучит широкий запев басов. Мелодия разворачивается медленно, как бы постепенно раскачиваясь, с остановками-оттяжками на опорных ступенях лада. Она образно рисует ленивое пробуждение могучей, грозной силы. В ответ звучит веселая быстрая попевка теноров в дробном плясовом ритме, поддержанная звонкими «балалаечными» наигрышами оркестра, которые сохраняются на протяжении всего хора и подчеркивают его игровой характер. Некая маршеобразность и плясовое начало в данном хоре выступают как выражение хмельного гуляния стрельцов. Эти два начала — тяжеловесное, мощное и легкое, задорное –составляют основу всей дальнейшей музыки. Тенора и басы сплетаются в полифоническом звучании. Постепенно веселье все больше разгорается, движение убыстряется. Голоса уже больше не противопоставляются, звучит общий хор.

За хором следует бытовая сцена, в которой стрелецкие жены с бранью и воплями набрасываются на своих разгулявшихся муженьков, пытаясь их образумить. В ответ стрелец Кузька (тенор), поддерживаемый остальными мужчинами, запевает песню про сплетню. Эта песня, идущая на фоне аккордового «балалаечного» аккомпанемента оркестра, по стилю примыкает скорее к типу городских плясовых напевов, нежели к крестьянскому фольклору.

Веселье прерывает подьячий, который приходит с вестью о том, что стрелецкую слободу окружили петровские войска. Стрельцы, ошеломленные новостью растерянны. Исчезают их самоуверенность и удальство и вместе с женами они решают обратиться к Ивану Хованскому.

Хор начинается с ариозо Кузьки, который призывает стрельцов не слепо верить словам подьячего, а узнать у предводителя – князя Хованского. Затем оркестровый «проигрыш» как будто рисует осторожную, неуверенную поступь стрельцов и их жен.

Основная хоровая часть начинается на p мужским составом хора. Мелодия хоровых партий основана на плачевых интонациях, которые поднявшись до III ступени лада, бессильно никнет. Каждая новая фраза, буд то в женском или мужском хоре заканчивается нисходящей просительной интонацией.

Вторая фраза хора уже переходит на f, но теперь женский хор не просто присоединяется к мужскому, а «накладываются» на них. Образуя при этом имитационную полифонию между женским и мужским хором. На слова «выйди к нам» мужской и женский хоры соединяются в единый и мощный хор, который уже не просто просит его, а скорее требует выйти.

Оркестровый проигрыш в нюансе р и ровными четвертными длительностями четко рисует слушателю шаги князя, который спускается к своим «подданным».

Ариозо Ивана Хованского начинается в нюансе f без оркестрового сопровождения. Обращение его «Зачем меня вы звали» показывает свою, якобы, неосведомленность о том, что всем его «деткам» грозит смерть.

Хор же, наоборот, композитор рисует по-детски наивным, и слепо верящим князю. Потому что тот хоровой фрагмент, когда стрельцы желают счастья и здравия «бате», а затем просят вести их в бой, в надежде что так и будет, прерывают реплики князя.

Мелодическая линия Хованского в данной сцене в основном нисходящая по полутонам и в нюансе p позволяет почувствовать его внутреннюю неуверенность и неспособность принять решение. В конце своего монолога, князь отправляет стрельцов и их жен в домы «спокойно ждите судьбы решенье». Этой фразой н показывает свою бездеятельность и тем самым предает, безоговорочно веривших ему, стрельцов.

Завершает третье действие хор «Господи, не дай врагам в обиду». Этот хор, не типичный для стрелецкого войска, написан в форме хорала. В этом хоре, рисующем образ обманутого, преданного народа, появляется тот оттенок возвышенной, трагической скорби.

Хор идет без оркестрового сопровождения. Суровую торжественность придают ему гомофонно-гармонический склад и появление мажорных ступеней внутри минорного лада. Фон последних тактов составляет приглушенное тремоло литавр на звуке тоники.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: