- обычно, когда встречаются и здороваются руководитель и подчиненный, то, как правило, подчиненный к словам приветствия добавляет имя, отчество руководителя, а руководитель, как правило, этого не делает. Факт тривиальный. Но почему так принято?
- если у руководителя накануне произошел КОНФЛИКТ с подчиненным и тот на него в обиде, то, как правило, на следующее утро руководитель не услышал от этого подчиненного привычной добавки к приветствию своего имени, отчества. Тоже факт обычный. Почему подчиненный отступил от обычного для себя стереотипа приветствовать руководителя?
- Когда одному человеку необходимо УГОВОРИТЬ другого что-то сделать, то, как правило, он, уговаривая, произносит его имя и отчество чаще, чем при обычном разговоре. Почему так происходит?
- Когда НЕЗНАКОМЫЙ человек обращается к вам вдруг по имени, отчеству, а мы не ожидаем этого от него, то это вызывает удивление, которое носит положительный, а не отрицательный знак. Почему?
- Для того, чтобы явно ОСКОРБИТЬ человека, иногда умышленно называют его другим именем. Этот прием можно встретить в художественной литературе, где показана утрированная форма взаимодействий. Почему литераторы используют такой прием?
- При прочих равных условиях человеку труднее СРАЗУ вспомнить имя того, к кому у него выраженная антипатия, чем имя того, к кому у него выраженная симпатия. Почему?
Ответы на эти вопросы - в психологическом механизме, связывающем звучание собственного имени с положительными эмоциями. Суть этого механизма заключается в следующем:
1) ИМЯ, присвоенное данной личности, сопровождает ее от первых дней жизни до последнего дня. Имя и личность неразделимы. Лишение человека имени, замена имени на номер - способ унижения личности;
|
2) когда к человеку обращаются ПО ИМЕНИ, а имя - символ личности, это показывает внимание к ДАННОЙ ЛИЧНОСТИ, его субъективную значимость;
3) внимание к личности есть УТВЕРЖДЕНИЕ данной личности, а утверждение личности вызывает УДОВЛЕТВОРЕНИЕ одной их основных психологических потребностей человека - потребности в значимости;
4) УДОВЛЕТВОРЕНИЕ потребности - состояние, ощущаемое в виде положительных эмоций и даже счастья.
Такова связь между произнесением вслух имени собеседника и образованием у него положительных эмоций.
Когда индуктор, излагая свою позицию, произносит имя своего рецепиента, то рецепиентом осознается только первая группа сигналов (позиция индуктора), а сигнал в виде прозвучавшего собственного имени им не анализируется (все внимание - на содержание сообщения). Но этот сигнал - потребность в самоутверждении, поэтому он не пропадает, а проявляется в виде ощущения удовлетворения.
Таков психологический механизм формирования аттракции с помощью приема «Имя собственное».
Может ли преподаватель использовать этот прием при перестройке профессиональных установок слушателей, т.е. при убеждающем воздействии? Нет. Если аудитория у преподавателя пятьдесят и более слушателей, а выступает он перед ними первый раз, то он может узнать и запомнить имя одного, самого активного слушателя.
Если преподаватель работает постоянно с группой 20-30 слушателей, то у него есть возможность применить этот прием для расположения к себе того из слушателей, который постоянно оспаривает практически любые положения преподавателя. Он может запомнить имена, отчества (не фамилии) и других слушателей, с которыми он часто вступает в диалог. Расположить их к себе - значит создать положительную установку на себя большинства членов этой учебной группы.
|
Прием «ЗЕРКАЛО ОТНОШЕНИЙ». По аналогии с первым приемом начнем с феноменологического описания:
- встречаясь с приятным человеком, мы чаще улыбаемся друг другу. Почему?
- Нам не хочется улыбаться тому партнеру по общению, у которого обращенное к нам злое выражение лица. Почему?
- Мы далеко не всегда осознаем, что изображено на нашем лице. Что это означает?
- При прочих равных условиях мы скорее попросим совета у того, кто нас всегда приветствует мягкой, доброй улыбкой, чем у того, кто имеет всегда лицо сфинкса. Почему мы чаще поступаем именно так?
- При прочих равных условиях нам приятнее иметь дело с человеком, на лице которого доброе и приветливое выражение, появляющееся всегда при встрече с нами, чем с человеком, у которого постоянно брезгливое выражение лица. Почему?
Почему выражение нашего партнера при прочих равных условиях формирует наше позитивное или негативное отношение к человеку?
Ответ на этот вопрос заключается в психологическом механизме связывающем выражение лица с отношением к этому лицу (личности), в понимании выражения «Лицо - это зеркало души».
Суть этого механизма:
1) люди, как правило, не контролируют выражение своего лица при общении (особенно заметно это при групповом общении). Одни лица ОТРАЖАЮТ простое внимание, другие - расположенность, симпатию к преподавателю, третьи - безучастность, четвертые - иронию, пятые - возможно, явную неприязнь. При этом ни один из них об этом не думает, т.е. не осознает выражение своего лица;
|
2) отсюда установка большинства людей: если люди не контролируют выражение лица, значит, лицо отражает отношение человека в данный момент к данному собеседнику;
3) отсюда, если на лице при каждом обращении к нам всегда приветливая добрая улыбка, то вероятнее всего этот человек таким образом показывает нам свое расположение, свое положительное отношение;
4) отсюда, если человек относится к нам положительно - это означает его дружелюбный, дружеский настрой. Друг - это лицо, повышающее нашу безопасность, т.е. удовлетворяющее одну из важнейших (хотя и не всегда осознаваемых) потребностей - потребность в безопасности.
5) удовлетворение потребности всегда вызывает ощущение приятного;
6) человек, вызывающий у вас чувство приятного, притягивает к себе в большей степени, чем тот, который подобные чувства у вас не вызывает. Подобное притяжение и есть аттракция.
Таков механизм формирования аттракции с помощью приема «Зеркало отношений».
Перенесем сказанное в ситуацию педагогического воздействия.
Слушатели, как и все люди, полагают, что большинство людей не контролируют выражение своего лица.
Следовательно, если они видят на лице преподавателя доброе, приятное выражение, легкую улыбку, адресованную им при обращении в ходе диалога то, исходя из предыдущего диалога, они полагают, что это лицо отражает настрой преподавателя по отношению к слушателям, его положительное к ним отношение, дружелюбие.
Возникновение этого ощущения снимает у слушателей некоторую отчужденность, оппозиционный настрой к незнакомому преподавателю, т.е. устраняет один из психологических барьеров на пути приятия его позиции, его идеальных установок.
Прием «ЗОЛОТЫЕ СЛОВА». Этот прием во всех отношениях аналогичен приему «Зеркало отношений». Различие между ними в языке: «Зеркало отношений» - это прием невербального воздействия, а «золотые слова» - прием вербального воздействия.
К «золотым словам» относятся такие слова, которые представляют небольшое преувеличение каких-либо положительных сторон человека. Но, в отличие от комплимента, эти слова говорятся как бы попутно, мимоходом, без концентрирования внимания адресата на этих словах.
Таким образом, по содержанию «золотые слова» и «комплимент» идентичны, различие - в технике предъявления их партнеру.
Предполагается, что «золотые слова» должны вызывать положительные эмоции у того, кому они адресованы. Любой человек строит свое поведение таким образом, чтобы свести к минимуму неприятное и при любой возможности получить ощущение приятного.
Если некто говорит человеку слова, в которых небольшое преувеличение степени выраженности его реальных положительных сторон, то человек, конечно, понимает, что это преувеличение, что в действительности он еще не достиг этого. Но если «расстояние» или «дистанция» между сказанным (ожидаемым) и реальным небольшая, то человек склонен выдавать желаемое за действительное. В основе этой склонности и лежит установка на максимизацию наград, благодаря которой это небольшое расстояние между сказанным и реальным нивелируется. В основе этого феномена («видят то, что хотят видеть») - эффект генерализации установки, анализ которого выходит за рамки описания данного приема. Можно лишь отметить, что «золотые слова», удовлетворяя одну из важнейших психологических потребностей человека - потребность в самосовершенствовании, будут формировать аттракцию, если в данный момент эта потребность не будет актуализирована в сознании рецепиента. Вот почему техника этого приема (в отличие от обычного комплимента) предполагает произнесение «золотых слов» как бы между прочим, попутно с основной информацией (например, с изложением какой-то позиции).
Итак, по описанному выше механизму «золотые слова», адресованные преподавателем слушателям (равно как и конкретному слушателю), способствуют удовлетворению их потребности в самосовершенствовании.
Удовлетворение этой потребности может осознаваться слушателями как ощущение приятного (у них не было возможности «подумать» над этими «золотыми словами», поскольку их внимание было сфокусировано преподавателем на своей идее). Поскольку это ощущение приятного было вызвано преподавателем, то в силу стратегии максимизации наград у слушателей возникает определенное притяжение к этому человеку, причем, как правило независимо от их воли.
Приём "терпеливый слушатель" вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания собеседника. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека - потребности в самоутверждении. Её удовлетворение, естественно, ведёт к образованию положительных эмоций и создаёт доверительное расположение клиента.
Прием «личная жизнь» выражается в привлечении внимания к хобби, увлечениям собеседника, что повышает его вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями.
Это состояние притяжения и есть аттракция. Нетрудно представить, насколько важную роль в достижении коммуникативных целей играют приемы аттракции и в других формах делового общения.
Лекция: Социально-психологический тренинг
1. Понятие, сущность и история появления социально-психологического тренинга как формы групповой работы.
2. Методические рекомендации по ведению групп социально- психологического тренинга.
Литература:
1. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. – СПб. – 1994.
2. Вольваченко А.Г. Социально-психологический тренинг педагогического общения. – Ростов на Дону, 1995.
3. Игры, обучение, тренинг, досуг … / Под ред. В.В. Петрусинского. – В 4-х кн. – М., 1994.
4. Натаров В.И. Методические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга как активного метода обучения // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1997. - № 4. – С. 3 – 16.
5. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М., 1991.
6. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. – М., 2001.
7. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют … - Дубна, 1996.
I. В настоящее время в социально-педагогической науке и практике одним из перспективных направлений является разработка активных методов обучения. Среди них особое место занимает тренинг как форма социально-педагогической и социально-психологичнской работы.
Зарождение тренинговых групп (Т-группа) связано с именем такого известного социального психолога, как Курт Левин. Тренинговые занятия берут свое начало в лаборатории под его руководством. Время возникновения первых Т-групп можно проследить довольно точно. В 1945 году в США создается Центр по изучению групповой динамики. В 1946 году работа в мастерской межгрупповых отношений наталкивает ее организаторов на мысль о возможности нового метода группового обучения и одновременно исследования групповой динамики. Уже в 1947 году в США создается национальная лаборатория тренинга, существующая и поныне.
По сути, именно Т-группы стали предшественницами большинства видов психологической работы с группами, которые объединяются у нас понятием «социально-психологический тренинг».
Социально-психологический тренинг (СПТ) – это область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Следовательно, целью социально-психологического или социально-педагогического тренинга является развитие социально-психологической компетентности в педагогическом общении.
В социально- психологическую компетентность в педагогическом общении входят умения:
- ориентироваться в педагогических ситуациях;
- правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния учащихся;
- выбирать адекватные способы обращения с ними;
- реализовывать эти способы в процессе взаимодействия с учащимися.
Базовыми методами СПТ педагогического общения являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях. Общая цель СПТ педагогического общения характеризуется в следующих задачах:
- овладевать психологическими знаниями;
- формировать умения и навыки в сфере педагогического общения;
- формировать и развивать установки необходимые для успешного педагогического общения;
- развивать способность адекватного и полного познания педагогом себя и учащихся.