Анализ художественного текста как средство организации
Хайруллина Светлана Ниловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 41», г. Набережные Челны
Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы, а также вне уроков способствует формированию познавательной активности, самостоятельности в работе. Ценность исследовательской деятельности состоит в том, что в ходе исследования обучающиеся самостоятельно приобретают знания, вооружаются способами и методами познавательной и учебной деятельности.
Я хочу привести свой пример использования проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы и вне уроков. Ученица 8 класса Захарова Настя в этом учебном году подготовила научно-исследовательскую работу по теме «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.Грина «Алые паруса».
В повести писатель развивает мысль о том, что людям необходима вера в сказку, она будоражит сердца, не дает успокоиться, заставляет страстно желать такой романтической жизни. Но чудеса не приходят сами собой, каждый человек должен воспитывать в себе чувство прекрасного, умение понимать окружающую красоту, активно вмешиваться в жизнь.
Цель исследования заключалась ввыяснении, как соотносятся в повести жестокая реальность жизни и романтическая мечта.
Гипотеза исследования состояла в том, чторомантическая мечта помогает человеку пережить жестокую реальность жизни.
Исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе мы познакомились с биографией Грина и узнали про жестокую реальность жизни писателя, которую он сумел одолеть верой в мечту. Судьба писателя Александра Грина драматична. Ему пришлось испытать очень многое в жизни. Писатель восторженно встретил Февральскую революцию 1917 года, но последующие события считал трагедией. Посреди дикости и хаоса, которые обрушила на страну власть большевиков, Грин писал такие произведения, как повесть-феерия «Алые паруса», романы «Блистающий мир», «Золотая цепь», «Бегущая по волнам» и другие, в них он создавал собственный романтический мир человеческого счастья.
Имя Александра Грина все-таки вернулось к читателям в период хрущевской "оттепели", это было время романтического подъема в стране, поэтому писатель стал кумиром молодого читателя. Он на примере своей жизни и на примере героев произведений доказал, что верить в мечту надо.
На втором этапе исследовательской работы ученица раскрыла понятие мечта, помогает она или вредит человеку в практической деятельности. Также выяснила, что феерия - это драматическое произведение, в котором противоборствуют волшебные силы и, как в сказках, побеждают добро и красота. Грин назвал свое произведение феерией, потому что в жизнь Ассоль, главной героини, приходит сказка и преображает ее.
В этой фантастической феерии мечта и реальность очень близко соприкасаются друг с другом и создают оригинальную гармоничную связь. Но основополагающей во всем этом романе является мечта Ассоль о сказочном принце и капитане, а также желание Грея превратить мечту Ассоль в реальность...
Ученица в своей работе выделила Мир реальности и Мир мечты.
Реальными в повести-феерии А. Грина "Алые паруса" выглядят такие моменты: жизнь семьи Лонгрена (гибель жены, детство Ассоль, служба Лонгрена матросом)и жизнь Каперны (однообразная жизнь людей).
Фантастическими же кажутся другие моменты: неожиданная встреча Ассоль с Эглем, предсказание Эгля о том, что за Ассоль приплывет принц на корабле с алыми парусами. Ещё более фантастичным является то, что это предсказание сбылось. Молодой и богатый капитан Грэй воплощает мечту Ассоль в жизнь: покупает алый шёлк в лавке и велит сшить из него паруса для своего галиота, поскольку, влюбившись в спящую в лесу Ассоль с первого взгляда, узнаёт, что девушка ждёт свою любовь, которая должна приплыть к ней непременно под алыми парусами.
Сопоставив реальное и фантастическое в произведении Александра Грина, ученица пришла к выводу, что мечтать необходимо. Такие произведения, как «Алые паруса», учат верить в любовь, в счастье, в справедливость. Но при этом фантастические мечты осуществляются с помощью реальных человеческих действий.
Таким образом, автору повести удалось передать радость жизни с помощью жанра «феерия». Гипотеза о том, что романтическая мечта помогает человеку пережить жестокую реальность жизни, подтвердилась.
Повесть-феерия «Алые паруса» не устарела, она обрела жизнь в новом воплощении. Ежегодно в Санкт-Петербурге проводится праздник выпускников средних общеобразовательных школ с одноимённым названием. «Попутного ветра тебе - корабль радости, корабль юности, корабль счастья!» В этих словах пожелание верить в чудеса и стремиться к исполнению самой заветной мечты.
В заключение хочется сказать, что современные педагогические технологии (частью которых является проектно-исследовательская деятельность) в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса. В целом виды исследовательской деятельности призваны повысить качество знаний учащихся, развить интерес к изучению русского языка и литературы.
Список литературы.
1.Бондаренко Г.В. Феерия навсегда! (К 120-летию со дня рождения Александра Грина) // Вопр. лит. 2000. № 10.
2.Коровин В.И., Коровина В.Я. Литература. Учебник для 6 класса.
3.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978
Интернет-ресурсы.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мечта
https://ru.wikipedia.org/wiki/Грин,_Александр_Степанович
https://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/2317/мечта
https://ru.wikipedia.org/wiki/Феерия