исследовательской деятельности




Анализ художественного текста как средство организации

Хайруллина Светлана Ниловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 41», г. Набережные Челны

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы, а также вне уроков способствует формированию познавательной активности, самостоятельности в работе. Ценность исследовательской деятельности состоит в том, что в ходе исследования обучающиеся самостоятельно приобретают знания, вооружаются способами и методами познавательной и учебной деятельности.

Я хочу привести свой пример использования проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы и вне уроков. Ученица 8 класса Захарова Настя в этом учебном году подготовила научно-исследовательскую работу по теме «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.Грина «Алые паруса».

В повести писатель развивает мысль о том, что людям необходима вера в сказку, она будоражит сердца, не дает успокоиться, заставляет страстно желать такой романтической жизни. Но чудеса не приходят сами собой, каждый человек должен воспитывать в себе чувство прекрасного, умение понимать окружающую красоту, активно вмешиваться в жизнь.

Цель исследования заключалась ввыяснении, как соотносятся в повести жестокая реальность жизни и романтическая мечта.

Гипотеза исследования состояла в том, чторомантическая мечта помогает человеку пережить жестокую реальность жизни.

Исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе мы познакомились с биографией Грина и узнали про жестокую реальность жизни писателя, которую он сумел одолеть верой в мечту. Судьба писателя Александра Грина драматична. Ему пришлось испытать очень многое в жизни. Писатель восторженно встретил Февральскую революцию 1917 года, но последующие события считал трагедией. Посреди дикости и хаоса, которые обрушила на страну власть большевиков, Грин писал такие произведения, как повесть-феерия «Алые паруса», романы «Блистающий мир», «Золотая цепь», «Бегущая по волнам» и другие, в них он создавал собственный романтический мир человеческого счастья.

Имя Александра Грина все-таки вернулось к читателям в период хрущевской "оттепели", это было время романтического подъема в стране, поэтому писатель стал кумиром молодого читателя. Он на примере своей жизни и на примере героев произведений доказал, что верить в мечту надо.

На втором этапе исследовательской работы ученица раскрыла понятие мечта, помогает она или вредит человеку в практической деятельности. Также выяснила, что феерия - это драматическое произведение, в котором противоборствуют волшебные силы и, как в сказках, побеждают добро и красота. Грин назвал свое произведение феерией, потому что в жизнь Ассоль, главной героини, приходит сказка и преображает ее.

В этой фантастической феерии мечта и реальность очень близко соприкасаются друг с другом и создают оригинальную гармоничную связь. Но основополагающей во всем этом романе является мечта Ассоль о сказочном принце и капитане, а также желание Грея превратить мечту Ассоль в реальность...

Ученица в своей работе выделила Мир реальности и Мир мечты.

Реальными в повести-феерии А. Грина "Алые паруса" выглядят такие моменты: жизнь семьи Лонгрена (гибель жены, детство Ассоль, служба Лонгрена матросом)и жизнь Каперны (однообразная жизнь людей).

Фантастическими же кажутся другие моменты: неожиданная встреча Ассоль с Эглем, предсказание Эгля о том, что за Ассоль приплывет принц на корабле с алыми парусами. Ещё более фантастичным является то, что это предсказание сбылось. Молодой и богатый капитан Грэй воплощает мечту Ассоль в жизнь: покупает алый шёлк в лавке и велит сшить из него паруса для своего галиота, поскольку, влюбившись в спящую в лесу Ассоль с первого взгляда, узнаёт, что девушка ждёт свою любовь, которая должна приплыть к ней непременно под алыми парусами.

Сопоставив реальное и фантастическое в произведении Александра Грина, ученица пришла к выводу, что мечтать необходимо. Такие произведения, как «Алые паруса», учат верить в любовь, в счастье, в справедливость. Но при этом фантастические мечты осуществляются с помощью реальных человеческих действий.

Таким образом, автору повести удалось передать радость жизни с помощью жанра «феерия». Гипотеза о том, что романтическая мечта помогает человеку пережить жестокую реальность жизни, подтвердилась.

Повесть-феерия «Алые паруса» не устарела, она обрела жизнь в новом воплощении. Ежегодно в Санкт-Петербурге проводится праздник выпускников средних общеобразовательных школ с одноимённым названием. «Попутного ветра тебе - корабль радости, корабль юности, корабль счастья!» В этих словах пожелание верить в чудеса и стремиться к исполнению самой заветной мечты.

В заключение хочется сказать, что современные педагогические технологии (частью которых является проектно-исследовательская деятельность) в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса. В целом виды исследовательской деятельности призваны повысить качество знаний учащихся, развить интерес к изучению русского языка и литературы.

Список литературы.

1.Бондаренко Г.В. Феерия навсегда! (К 120-летию со дня рождения Александра Грина) // Вопр. лит. 2000. № 10.

2.Коровин В.И., Коровина В.Я. Литература. Учебник для 6 класса.

3.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978

Интернет-ресурсы.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Мечта

https://ru.wikipedia.org/wiki/Грин,_Александр_Степанович

https://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/2317/мечта

https://ru.wikipedia.org/wiki/Феерия

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: