Какие методы использовала Шарлотта Мейсон? Часть вторая.




Какие методы использовала Шарлотта Мейсон? Часть первая.

 

Методы Шарлотты Мейсон очень популярны среди тех, кто обучает детей дома, поскольку они очень просты, доступны, и поразительно эффективны. Сначала я перечислю ее основные методы, а далее я перечислю какие методы она использовала для преподавания каждого из предметов.

 

 

Живые книги. Шарлотта Мейсон предлагала использовать так называемые живые книги вместо сухих учебников. Живыми она называла книги, написанные человеком, которых глубоко изучил предмет, и передает знания в увлекательной форме, часто от первого лица. Такие книги увлекают, вызывают эмоции, а знания, полученные таким образом надолго запоминаются, органично и целостно вписавшись в картину мира.

 

Пересказ. Пересказывая то, что только что узнали, дети закрепляют полученную информацию, развивают речь и способность формировать свое мнение и видение тех или иных вопросов. Пересказ и обсуждение нового материала требует гораздо более интенсивной мыслительной деятельности, чем просто сопоставление вопросов и фактов из учебника, или тестирование. Предлагая ребенку пересказать материал используйте простые формулировки типа: "Расскажи все, что тебе известно о..." или "Опиши...". В некоторых учебниках в конце каждой главы есть вопросы для обсуждения. Переходите к ним после того, как ребенок закончит пересказ. И не стоит обсуждать все вопросы. Выберите несколько лишь для того, чтобы обсудить те моменты, которые упустил в своем пересказе ребенок.

Короткие уроки. Поскольку дети могут эффективно концентрировать свое внимание и воспринимать информацию не более 15-20 минут к ряду, Шарлотта Мейсон рекомендовала именно такую длительность занятий для каждого предмета. С возрастом этот лимит можно постепенно увеличивать до 30-45 минут, но не более.

 

Переписывание - отличная практика для выработки навыков грамотного и красивого письма. Шарлотта Мейсон давала переписывать детям отрывки красивых стихов, стихов из Библии, вдохновляющие цитаты, слова гимна или отрывок из произведения классика, и в процессе переписывания дети усваивали также грамматику и правила пунктуации.

Занятия переписывания следует проводить не более 15-20 минут, следя за тем, чтобы ребенок старался выполнять работу наилучшим образом, не спеша. Отведите для этих занятий отдельную тетрадь, и вы сами убедитесь в том, что даже короткие, но ежедневные занятия, очень скоро принесут свои плоды.

Когда переписывание достаточно разовьет моторику, и письмо станет достаточно простым делом, можно перейти к более сложному виду переписывания: когда ученик читает слово, затем закрывает его, записывает по памяти, и тут же проверяет правильность его написания. Эти занятия подготовят ребенка к Диктантам.

Диктанты. Этот метод Шарлотта Мейсон использовала для детей начиная примерно с 3-4 класса. Диктанты отшлифовывают навыки грамматически и орфографически верного письма. Для того, чтобы провести Диктант, необходимо подготовить небольшой отрывок на отдельном листе, дать его ребенку, и проинструктировать, чтобы он внимательно прочитал отрывок и запомнил написание сложных для него слов. Когда ребенок будет готов, возьмите лист и начинайте диктовать отрывок, прочитывая по одному предложению или по одной строчке за раз, не повторяя и делая паузу, когда ребенок записывает. Следите, за тем что пишет ребенок, и как только заметите ошибку, сразу исправляйте ее.

 

Какие методы использовала Шарлотта Мейсон? Часть вторая.

История. Шарлотта Мейсон представляла историю, как изучение жизни людей, а не набора дат и событий. Прочтите одну или две "живых" биографии ключевых людей изучаемой эпохи. При всякой возможности используйте первоисточники, такие как дневники, записи, письма, или речи, которые этот человек писал. Делайте тоже самое с другими ключевыми людьми или Ваш ребенок получит целостную и яркую картину того времени, которую он уже не забудет никогда. Используйте так же справочники, для того, чтобы восполнить пробелы, но старайтесь в основном работать с биографиями, в качестве основных книг.

Вносите имена ключевых людей и названия основных событий в Книгу Столетий.

География. Подобно тому, как История является учением о людях времени, география - наука о людях в определенных местах. Шарлотта отстаивала необходимость изучения людей в окружающей их обстановке, вместо сухих фактов о месте, и описаний погоды. Многие живые книги обучают географии. Вы можете просто находить на карте или глобусе географическое расположение места, к котором разворачивается сюжет живой книги, которую вы читаете по любому предмету.

В дополнение, Шарлотта Мейсон планировала раз в неделю одно десятиминутное занятие изучения карт. Вот как оно проходит: дайте каждому ребенку пустую карту региона, который вы изучаете, и дайте другую карту этого же региона, со всеми надписями и знаками на ней. Предложите ребенку подписать и разметить несколько участков региона, тщательно копируя названия с размеченной карты. На следующей неделе дайте ребенку еще одну пустую карту этого же региона, и предложите разметить и подписать как можно больше участков по памяти. Как только ребенок завершит работу, покажите подробную карту и проверьте правильность проставленных надписей. После этого предложите ему надписать еще несколько участков. Продолжая заниматься так каждую неделю, по прошествии года, дети уже довольно хорошо знают регионы, которые они изучали, используя этот метод.

Изучение природы. Каждую неделю Шарлотта Мейсон выделяла несколько часов в послеобеденное время для прогулок на природе. Для этого они ходили в леса, на полянки, луга и поля, и наблюдали за насекомыми, исследовали деревья, растения, птиц и явления природы. Наблюдения дети записывали в специальные личные тетради о природе. Заметки включали в себя наброски карандашем, рисунки акварелью и мелками, различные описания, а так же дату и место наблюдения. Предлагая зарисовывать природу Шарлотта Мейсон особо подчеркивала, что нужно рисовать объекты так, как они видятся, а не так, какими они по всеобщему представлению детей должны быть. На этих занятиях закладывается база для дальнейших занятий по естественным наукам.

Часть третья.

 

Грамматика. Поскольку грамматика довольно сложна, и оперирует абстрактными понятиями, а не предметами, Шарлотта Мейсон рекомендовала откладывать формальное изучение грамматики до, по крайней мере, десяти лет. Но все это время готовить базу посредством занятий по переписыванию и диктантов. Для подготовленного таким образом ребенка не составит большого труда и не займет много времени изучение формальной грамматики, когда до нее дойдет дело.

 

Математика. Шарлотта Мейсон всегда подчеркивала, что очень важно, чтобы ребенок понимал математику и умел считать задолго до того, как он начнет записывать математические выражения в тетради. Необходимо помогать детям использовать счет в бытовых ситуациях, исследовать различные ситуации посредством логики, выстраивая четкие причинно-следственные взаимосвязи.

 

Библия. Шарлотта Мейсон счилала, что детям необходимо читать Библию каждый день. Для каждого года у нее были заранее запланированные довольно обширные отрывки из Библии, которые дети должны были выучить наизусть.

 

Поэзия. Шарлотта часто читала вслух и цитировала стихи. Для этого метода подойдут стихи на самые разные темы: о природе, временах года, праздниках, отношениях между людьми и событиях в истории. Можно читать стихи одного автора несколько недель, в то же время, читая его биографию. Изредка используйте стихи для диктантов.

 

Заучивание наизусть. Время от времени разучивайте с детьми стихи или отрывки из книг классиков. Шарлотта считала, что все дети наделены талантом отлично запоминать и цитировать, и этот их талант лишь ждет когда им воспользуются. Вы можете просто зачитывать один и то же стих раз или два в день в течении нескольких дней, и, скорее всего, этого вашим детям будет более чем достаточно, чтобы запомнить его наизусть.

Поскольку чтение наизусть является хорошей подготовкой для публичных выступлений, учите детей выразительно произносить красивые мысли - с чувством, толком, расстановкой.

 

Шекспир. Шарлотта Мейсон убедительно рекомендовала изучать пьесы Шекспира с детьми начиная с 9-10 лет. Перед чтением пьесы лучше всего прочесть аннотацию к ней, познакомиться с действующими лицами и сюжетом. Затем, распределив действующих лиц между читающими, начинайте читать по ролям, стараясь передавать интонациями чувства и настроения героев. Читайте по сцене или по акту в день, таким образом вы прочтете пьесу за неделю или за две. После этого крайне полезно достать и посмотреть всем вместе хорошую экранизацию пьесы или сходить на эту пьесу в театр.

 

Часть четвертая.

Изучение картин. Частью философии Шарлотты Мейсон было развитие в детях понимание искусства, а методы, которые она для этого использовала были, как обычно, мягкими и притягательными. Покажите детям картину и назовите ее автора. Дайте им смотреть на нее, пока они не разглядят ее полностью и не воспримут ее целиком. Затем уберите картину и предложите детям рассказать, что они увидели на картине. Когда дети закончат свое повествование, покажите им картину снова, и вместе поищите новые детали. Расскажите, если возникнет желание или необходимость, дополнительно что либо о картине, но постарайтесь не вмешиваться в начинающиеся отношения ребенка с этой работой мастера.

Затем Вы можете разместить картину в таком месте в Вашем доме, где дети смогли бы рассматривать ее в течении всей недели.

Продолжайте рассматривать картины одного автора в течении нескольких недель, чтобы дети привыкли и запомнили стиль работы этого художника. Если возможно, прочтите детям краткую биографию художника на одном этих занятий.

Музыкальные занятия. Обучение пониманию музыки происходит примерно по такой же схеме, что и демонстрация картин. Просто слушайте музыку одного композитора в различное время в течение одной недели. Назовите композитора. Можно включать музыку как фон, во время еды, когда вы куда-нибудь едете в машине, когда дети играют в тихие игры.

Изучение гимна. Выберите один гимн и пойте его все вместе, пока не запомните каждую строчку. По возможности, прочтите историю этого гимна. Стихи гимна можно использовать для диктантов и занятий по переписыванию.

 

Иностранные языки. Метод изучения иностранных языков Шарлотты Мейсон включал в себя обязательно и ежедневно живую речь носителя этого языка. Важно, чтобы дети слышали иностранную речь и могли различать звуки этого языка, его акценты до того, как они начнут читать или писать на языке. Изучайте от двух до пяти новых слов каждый день, не забывая при этом постоянно использовать ранее выученные слова.

 

Творческая работа и рукоделия. Шарлотта Мейсон предпочитала заниматься с детьми уроками по утрам, оставляя после полуденное время для прогулок, изучения природы, а так же для рукоделий. Рукоделия - это изделия, которые Ваши дети могут сделать своими руками. Если Вы сами не знаете как выполняется то или иное рукоделие, постарайтесь найти кого-нибудь, кто умеет это делать, и может научить Ваших детей и Вас этому ремеслу. Позже все что от Вас требуется - предоставить Вашему ребенку необходимые материалы и достаточно времени, чтобы проявить свое трудолюбие и творческие способности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: