Аналитический способ расчёта безубыточного объёма продаж и зоны безопасности предприятия более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно чертит каждый раз график, что довольно трудоёмко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели. Для определения безубыточного объёма продаж в стоимостном выражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржинальной прибыли в выручке: безубыточность прогноз финансовый. Вкр = А/ДМП = 20000/0,25 = $ 80000.
Для одного вида продукции безубыточный объём продаж можно определить в натуральном выражении, как отношение суммы постоянных затрат к разности цены изделия и переменных расходов на единицу продукции: VРПкр = A/(p - b) = 20000/(2 - 1,5) = 40000 шт.
Нередко ставится задача определить объём продаж для получения суммы прибыли, которая обеспечит рыночную норму доходности на собственный капитал, для чего используется следующая формула:
VРП = (A + П)/(p - b) = (20000 + 30000)/(2 - 1,5) = 100000 шт.
Полученная величина в 2,5 раза больше, чем безубыточный объём продаж в натуральном измерении (100000:40000). При этом 40000 единиц продукции надо произвести и реализовать, чтобы покрыть постоянные затраты предприятия, и 60000 единиц - для получения $ 30000 прибыли, которая обеспечит требуемую норму доходности на вложенный капитал. Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула: ЗБ = (В - Вкр)/В = (200000 - 80000)/200000 = 0,6, или 60 %.
Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям: ЗБ = (VРП - VРПкр)/ VРП = (100000 - 40000)/100000 = 0,6, или 60 %.
Итак, были рассмотрены основные понятия анализ безубыточности - безубыточность объёма продаж и зона безопасности предприятия, и рассмотрена методика расчёта этих показателей.
|
Расчёт точки безубыточности и определение запаса безопасности. Точка безубыточности (Х) - это выручка от реализации продукции, при которой предприятие уже не имеет убытков, но ещё не имеет прибыли. Расчёт точки безубыточности сделаем с помощью четырёх методов: Определение классической точки безубыточности; Определение минимальной точки безубыточности; Определение финансовой точки безубыточности;Опр еделение финансовой точки безубыточности с учётом налогообложения. Для определения уровня данных показателей используются аналитический и графический методы. Исходные данные:
Производственная мощность предприятия | 1000 шт. |
Цена изделия (р) | 20 тыс. грн. |
Доход от реализации (В) | 20000 тыс. грн. |
Постоянные затраты (А) | 4000 тыс. грн. |
Переменные расходы на единицу продукции (b) | 12 тыс. грн. |
Переменные расходы на весь выпуск продукции (Зпер) | 12000 тыс. грн. |
Прибыль от реализации продукции (П) | 4000 тыс. грн. |
Маржинальный доход (МД = В – Зпер) | 8000 тыс. грн. |
Доля маржинального дохода в выручке (Дмд) | 0,4 |
Ставка маржинального дохода (СМД = p – b) | 8 тыс. грн. |
Графический метод. Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия построим график, рис. 6. По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали – себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.
|
Рисунок 6. – Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью.
По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком нет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны доходу от реализации продукции. Она получила название точки безубыточности, ниже которой производство будет убыточным. В нашем примере критическая точка расположена на уровне 50% возможного объема реализации продукции. Если пакеты заказов на изделия предприятия больше 50% от его производственной мощности, будет получена прибыль, в противном случае – убыток. При пакете заказов 75% от возможного объема производства прибыль составит половину максимальной суммы, т.е. 2 млн грн. Если же пакет заказов будет менее 50% от фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным и обанкротится.
Зона безопасности – это разность между фактическим и безубыточным объемом продаж. Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 1000 изделий, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 50%, при реализации 700 изделий – 20% и т.д. Полученную зависимость можно представить по-другому, рис. 7..
Рисунок 7. – Определение точки безубыточности.
При объеме реализации, равном нулю, предприятие получает убыток в размере суммы постоянных расходов (в нашем примере 4 млн. грн.). При объеме 1000 изделий прибыль составит 4 млн. грн. Соединив эти точки между собой, получим на линии X точку критического объема продаж. В данном случае точка окупаемости (порог рентабельности) будет на отметке 500 ед. или 10 млн. грн. Получен тот же результат, только более простым способом. Кроме графического метода, можно использовать и аналитический. Аналитический метод расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести формулы и с их помощью рассчитать данные показатели. Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржинального дохода в выручке:
|
млн. грн.
Для одного вида продукции безубыточный объем продаж можно определить в натуральном выражении:
шт.
Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100%, может быть использована формула:
Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, тогда формула будет иметь вид:
шт.
Полученная величина в 1,5 раза больше, чем безубыточный объем продаж в натуральном измерении (750:500). При этом 500 ед. продукции нужно произвести и реализовать, чтобы покрыть постоянные затраты предприятия, и 250 ед. – для получения 2000 тыс. грн. прибыли. При многопродуктовом производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении:
тыс. грн.
8. Абрютина М.С., Анализ финансово-экономической деятельности предприятия [Текст]: Учебник для Вузов 2-е издание доп. и пер / М.А. Бахрушина - М: Дело и Сервис, 2000г.Ук.соч. - 256с.
Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула:
Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:
Определение критической суммы постоянных затрат, переменных расходов на единицу продукции и критического уровня цены реализации. С помощью маржинального анализа устанавливается критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов.
В основе этих расчетов лежит базовая модель прибыли:
Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода и объема продаж рассчитывается по формуле:
или
То есть определяется максимально допустимая величина постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продукции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то предприятие будет убыточным. Пример: Цена изделия р = 50 тыс. грн., переменные затраты на единицу продукции b = 30 тыс. грн., возможный объем производства продукции – 5000 ед. Определить критический уровень постоянных издержек: тыс. грн.
При такой сумме постоянных издержек предприятие не будет иметь ни прибыли ни убытка. Если постоянные затраты превысят критическую сумму, предприятие не сможет покрыть их за счет дохода от реализации продукции.
Критический уровень переменных затрат на единицу продукции (b) при заданном объеме продаж (РП), цене (р) и сумме постоянных затрат (А) определяется по формуле:
Если необходимо получить некоторую сумму целевой прибыли, формула имеет вид:
Критический уровень цены определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:
Для определения срока окупаемости постоянных затрат отчетного периода, в месяцах, используется формула:
Пример: Годовой объем продаж составляет 2500 млн. грн, постоянные издержки предприятия за год – 600 млн. грн., прибыль – 400 млн. грн. Определить срок окупаемости постоянных издержек.
1. Определим сумму маржинального дохода и его долю в общей выручке:
млн. грн.
9. Савицкая Г.В. Экономический анализ [Текст]: учебник / Г.В. Савицкая - М: Новое знание, 2006г.Ук.соч. - 679с
2. Безубыточный объем продаж (сумма покрытия постоянных затрат) составит: млн. грн.
3. Срок окупаемости постоянных издержек равен:
Оставшиеся 4,8 мес. в году предприятие будет получать прибыль. Следовательно, большая часть года уйдет на возмещение постоянных издержек.
Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений.
Если сумму прибыли представить в виде:
Где неизвестной величиной является объем реализации продукции в натуральном выражении (РП), и приравнять прибыль по одному варианту к прибыли по второму варианту:
Равновесный объем реализации можно найти следующим образом:
На основании проведенных расчетов выбирается один из вариантов управленческих решений. Характер реакции прибыли на изменение объемов выпуска продукции компании зависит от структуры ее расходов. Структура расходов – это соотношение постоянных и переменных расходов компании.
10. Ефимова О.В. Финансовый анализ [Текст]: учебник / О.В. Ефимова - М.: Бухгалтерский учет, 1999г. Ук.соч. - 208 с.
Для определения наиболее оптимальной структуры расходов, рассмотрим следующий пример.
Пример: Структура расходов компаний с различным уровнем автоматизации производства.Показатель | Компания А (ручной труд) | Компания Б (автоматизированный труд) |
Доход от реализации | ||
Переменные расходы | ||
Постоянные расходы | ||
Прибыль |
Предположим, что объем реализации вырос на 10% или на 25000 грн. Расчет увеличения величины прибыли каждой компании приведен в таблице:
Показатель | Компания А (ручной труд) | Компания Б (автоматизированный труд) |
Доход от реализации | ||
Переменные расходы | ||
Постоянные расходы | ||
Прибыль |
Прибыль компании А увеличилась на 5000 грн., компании Б – на 22500 грн.
Таким образом, оптимальная структура расходов зависит от тенденции изменения объема реализации. Если объем реализации имеет тенденцию постоянного роста, то оптимальной структурой расходов есть та, где доля постоянных расходов есть выше и наоборот.
Вывод: больший удельный вес постоянных расходов компании в их структуре обеспечивает большее влияние на изменение прибыли при изменении объема реализации.
Меру использования постоянных расходов в их общей структуре называют операционным рычагом:
Операционный рычаг показывает, во сколько раз процент изменения прибыли будет больше, чем процент изменения объема реализации.
Для нашего примера будем иметь:
Компания А: ОР = МД / П = (В – Зпер) / П = (250000 – 200000) / 25000 = 2;
Компания Б: ОР = МД / П = (В – Зпер) / П = (250000 – 25000) / 25000 = 9
Таким образом, изменение объема реализации на 10% приведет к:
– изменению прибыли компании А на 10% * 2 = 20%;
– изменению прибыли компании Б на 10% * 9 = 90%.
Маржинальный анализ в условиях многопродуктового производства.
Мы рассмотрели методику маржинального анализа на примере компании, которая производит и реализует только один вид продукции. На практике в большинстве случаев мы будем сталкиваться с многопродуктовым производством.
В условиях многопродуктового производства маржинальный анализ основывается на структуре продаж – соотношении отдельных видов продукции в общем объеме реализации (удельный вес).
11. Интернет: www.audit-it
Пример: Анализ безубыточности в условиях многопродуктового производства. Компания производит 2 вида продукции, данные о производстве которых показаны в таблице:
Показатель | Товар А | Товар Б | Всего |
Объем реализации, шт. | |||
Цена за единицу, грн. (р) | – | ||
Переменные расходы на единицу продукции, грн. (b) | – | ||
Общие постоянные расходы, грн. (А) | – | – |
Комбинация продаж:– Товар А – 60%;– Товар Б – 40%.
Для определения точки безубыточности необходимо определить величину средневзвешенной ставки маржинального дохода:
где Удi – удельный вес і-ого вида продукции в общем объеме продаж;
СМД,i – ставка маржинального дохода і-ого вида продукции.
Для рассматриваемого примера имеем:СМД,1 = 10 – 7 = 3 грн.;
СМД,2 = 8 – 6 = 2 грн. грн.
Средневзвешенную величину ставки маржинального дохода можно также определить по формуле:
Для рассматриваемого примера будем иметь:
Точка безубыточности рассчитывается по формуле:
шт. Причем, структура реализации не должна изменяться. Таким образом, объем выпуска продукции составит:– Товар А – 70000 * 60% = 42000 шт.; – Товар Б – 70000 * 40% = 28000 шт.
Предположим, что структура реализации изменилась и имеет вид:
– Товар А – 80%;– Товар Б – 20%. В этом случае, СМД,1 = 10 – 7 = 3 грн.; СМД,2 = 8 – 6 = 2 грн., а средневзвешенная ставка маржинального дохода примет значение:
грн.
Точка безубыточности шт., при этом, объем выпуска товара А = 65000 * 80% = 52000 шт., а товара Б = 65000 * 20% = 13000 шт.
Таким образом, вследствие изменения структуры реализации продукции точка безубыточности приняла меньшее значение. Это вызвано увеличением доли продукции А с большей ставкой маржинального дохода. Рассмотренный подход предполагал, что постоянные расходы распределяются на всю выпускаемую продукцию. Если отдельные виды постоянных расходов связаны с производством конкретного вида продукции и не должны относиться на себестоимость других ее видов, то такой анализ необходимо проводить в рамках производственной линии, а не всего производства в целом.
Заключение.
Разделение затрат на постоянные и переменные имеет большое значение для планирования, учета и анализа себестоимости продукции. Постоянные расходы, оставаясь относительно неизменными по абсолютной величине, при росте производства становятся важным фактором снижения себестоимости продукции, так как их величина при этом уменьшается в расчете на единицу продукции. При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что их высокий уровень определяется в значительной мере отраслевыми особенностями, определяющими различный уровень фондоемкости продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации. Кроме того, постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению. Несмотря на объективные ограничители, на каждом предприятии имеются возможности снижения суммы и удельного веса постоянных затрат. К числу таких резервов относятся: сокращение административно-управленческих расходов при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка; продажа неиспользуемого оборудования и нематериальных активов; использование лизинга и аренды оборудования; сокращение коммунальных платежей и др. В выборе системы управленческого учета можно выделить группировку затрат по отношению к приращению объема производства. По данному признаку затраты подразделяются на постоянные и переменные. К постоянным относят затраты, величина которых не изменяется или слабо изменяется при изменении объема производства. К ним можно отнести общехозяйственные расходы и др. Переменными называются затраты, величина которых изменяется вместе в изменением объема производства. К ним относят расход сырья и материалов, топлива и энергии на технологические цели, заработную плату производственных рабочих и др. Некоторые затраты бывают смешанными, так как имеют одновременно переменные и постоянные компоненты. Их иногда называют полупеременными и полупостоянными затратами. Например, месячная плата за телефон включает постоянную сумму абонентской платы и переменную часть, которая зависит от количества и длительности междугородных и международных телефонных разговоров. Поэтому при учете затрат их необходимо четко разграничить между постоянными и переменными затратами.Так же, в данной работе были рассмотрены основные понятия, сопутствующие анализу безубыточности предприятия, как то: безубыточность объёма продаж, зона безопасности предприятия, точка безубыточности. Приведены методики и примеры расчётов соответствующих им показателей. Кроме того, дано обозрение концепции безубыточности в современной экономической теории, объяснены общее понятие и назначение анализа безубыточности. Также раскрыта тема планирования безубыточности предприятия.
12. Савицкая Г.В. Экономический анализ [Текст]: учебник / Г.В. Савицкая - М: Новое знание, 2006г.Ук.соч.- 680с.
13. Интернет: www.cma
Использованная литература:
1. Абрютина М.С., Анализ финансово-экономической деятельности предприятия [Текст]: Учебник для Вузов 2-е издание доп. и пер / М.А. Бахрушина - М: Дело и Сервис, 2000г. - 256с.
2. Ефимова О.В. Финансовый анализ [Текст]: учебник / О.В. Ефимова - М.: Бухгалтерский учет, 1999 - 208 с.
3. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет PDF. Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. Магистр: Инфра-М, 2011. Ионова А.Ф., Финансовый анализ. Управление финансами [Текст]: Учебник для вузов / 5. 4. А.Ф. Ионова, Н.Н. Селезнева - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003г - 639с.
5. Макарьева В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации [Текст]: учебник / В.И. Макарьева - М: Финансы и статистика, 2005г - 264с.
6. Савицкая Г.В. Экономический анализ [Текст]: учебник / Г.В. Савицкая - М: Новое знание, 2006г – 679-680с.
7. Чечевицина Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности [Текст]: учебник / Л.Н. Чечевицина - М: Издательско-торговая корпорация, 2005г - 352с
8. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа [Текст]: учебник / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин - М.: ИНФРА-М, 2003. – 574-575с.
Интернет:
1. www.audit-it
2. www.cma
3. www.economix.com.ua
4. www.e-rej.ru